Конференция «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать»

10 октября в  Городском  центре  медицинской профилактики  для заведующих, врачей и средних медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детских поликлиник состоялась конференция: «Родители, педагоги, дети:  проблемы, которые надо решать», посвящённая Всемирному  дню  психического здоровья.

Работа конференции началась с выступления Александра Игнатьевича Павлия, профессора  кафедры физической культуры Ленинградского Института путей сообщения, помощника депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елены Алексеевны Раховой. Александр Игнатьевич представил слушателям  региональный проект «Здоровье – детям», разработанный партией «Единая Россия». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Сроки реализации проекта – 2017 – 2022 год.  Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, в частности, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения для детей, развития школьной медицины, профилактики заболеваний у детей, популяризации и формирования здорового образа жизни, создания доступной среды и социализации детей-инвалидов и другие. Все эти задачи должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Координировать проект будет председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья человека Дмитрий Анатольевич Морозов. А в нашем городе координировать проект будет депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елена Алексеевна Рахова.

«Поведенческие расстройства у детей и подростков: профилактика и лечение» — такова была тема доклада  Северина Вячеславовича Гречаного, д.м.н., зав. кафедрой психиатрии и наркологии, декана педиатрического факультета, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». Расстройства поведения – наиболее часто диагностируемые психические расстройства в подростковом возрасте и самая частая причина направления пациентов в стационарные психиатрические учреждения. Распространенность составляет 5,5-9,6% всего детского населения, мальчики – 12,0%, школьники группы риска – 13-33%. Последствия поведенческих расстройств определяются связью с агрессивными, антиобщественными, противоправными поступками. Имеется связь расстройства поведения у подростков с антисоциальным расстройством личности в зрелом возрасте. Расстройства поведения – не только детский и подростковый диагноз. Они непрерывно сопровождают процесс развития личности, начиная с раннего возраста и заканчивая зрелым возрастом.

К «классическим» расстройствам поведения относятся: расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением; несоциализированное и социализированное расстройство поведения; оппозиционно-вызывающее расстройство.

Если говорить о современных тенденциях терапии и профилактики расстройств поведения, то акцент переносится с подросткового на дошкольный и младший школьный возраст.

Каковы же диагностические критерии расстройств поведения? У ребенка это: частые или тяжелые вспышки гнева, он спорит со взрослыми, отказывается выполнять требования взрослых или нарушает правила, преднамеренно делает вещи, которые досаждают другим людям, обвиняет других в своих собственных ошибках или неправильном поведении, обидчив, ему легко досадить, сердится или негодует, злобен или мстителен, обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств, затевает драки.

Лектор остановился на теме гиперкинетических расстройствах — расстройстве активности и внимания, где присутствуют невнимательность, гиперактивность, но поведенческие нарушения выражены минимально, и гиперкинетическом расстройстве поведения, когда ко всему перечисленному добавляются еще и поведенческие нарушения.

Что же такое нарушение внимания? Это когда ребенок не обращает внимания на детали; с трудом поддерживает внимание в работе и игре; не слушает то, что ему говорят; не в состоянии следовать инструкциям; не может организовать игру или деятельность; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; часто теряет вещи; часто и легко отвлекается; бывает забывчив.

Докладчик сакцентировал внимание на том, что СДВГ — это не гиперактивность, а нарушение плана и структуры поведения, характеризующееся незавершенностью поступков, неорганизованностью, неумением довести начатое до конца. Жалобы, которые бывают в таких случаях: отвлекаемость на занятиях, трудность в организации занятий, не выполнение требований взрослых, неряшливость, ошибки, низкая успеваемость, нарушения дисциплины, конфликты с взрослыми, непредсказуемость поведения.

Еще одно расстройство — оппозиционно-вызывающее, как ранняя манифестация поведенческих нарушений. Открытое непослушание, явно вызывающее, конфликтное, провоцирующее поведение – вот его проявления.

Дети активно сопротивляются просьбам взрослых, склонны нарушать установленные правила, намеренно вызывают раздражение у других, приписывают вину другим за собственные ошибки, инициаторы конфронтации и конфликтов, не подчиняются авторитетам. Их поведение в основном направлено на знакомых людей, врачу сложно выявить при беседе подобное поведение.

Лечение расстройств поведения включает в себя: когнитивно-поведенческую психотерапию, тренинг родительского руководства; адекватную образовательную программу и систему воспитательных требований; психопрофилактическую интервенцию; медикаментозную терапию.

Советы родителям по общению с детьми с СДВГ: избегать крайностей в общении (повышенные требования, с одной стороны и вседозволенность с другой); сдерживать отрицательные эмоции (например, огорчение и недовольство в связи с гиперактивным поведением ребенка); избегать физического наказания;  избегать жестких оценок, угроз, упреков, слов «нет», «нельзя», «прекрати», вместо этого стараться переключить внимание ребенка; ограничить мероприятия, связанные с большим скоплением людей (даже друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными. Что же касается обучения, то здесь можно посоветовать щадящий режим (нервная система ребенка слишком утомляемая, а не «переизбыток энергии»), отказ от избытка информации (следует отказаться от многоочисленных кружков, секций, дополнительных занятий), надо давать одно задание, предварительно ограничив его во времени (ввести для выполнения задания таймер)‏.

Ирина Алексеевна Горьковая, доктор психологических наук,  профессор кафедры психологии  человека  ГБОУВПО «Российский государственный педагогический университет  им. А.И. Герцена» сделала доклад на тему «Проблемные поля в системе «педагог-ребёнок-родитель». Первый блок проблем – это педагоги. Формализованный подход к обучению и учащимся; профессиональное выгорание педагогов; проблемы учебных курсов, превышающие психофизические возможности детей; проблемы конгруэнтности педагогов с современными учащимися и формами преподавания.

Второй блок – дети и их искаженная мотивация к обучению. Сегодня даже есть термин «гаджетированные» дети. Им незачем что-то учить, ведь у них под рукой всегда есть какой-то современный гаджет, где можно взять информацию по любому вопросу. Повышенная доступность к информации ведет к снижению интереса к обучению. В настоящее время отмечается весьма средний IQ  у детей, так и у молодых педагогов.

Третий блок – родители с их воспитательной некомпетентностью, которая сопровождается личностной незрелостью и родительской неуверенностью и выражается в гипер- или гипоопеке, предъявлении к детям зачастую противоречивых требований, сверхтребовательности.

О школьной дезадаптации шла речь в выступлении Валентины Владимировны Яковенко, к.м.н., зав. отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина». Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Некоторые специалисты считают, что она может наблюдаться у 15-20% школьников: в младшем школьном возрасте – 5-8%, в подростковом возрасте у 15-18%. 68% контингента кризисного центра – это дети с проблемами школьной дезадаптации.

Причины школьной дезадаптации: недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям: дефицит знаний, недостаточное развитие моторных навыков, вследствие чего, ребенок медленнее справляется с заданиями; недостаточный контроль поведения — ребенку трудно сидеть молча целый урок; социально-психологический аспект – несостоятельность коммуникативных навыков, что мешает установлению личных контактов с педагогами и сверстниками. На школьную дезадаптацию влияют родители и семья в целом. Бурная реакция на неуспехи или затруднения ребенка в школе заставляет ребенка стесняться или стыдиться своего неумения, вызывая у малыша негативные реакции на все, что связано со школой. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние самих учителей, которые неправильно выстраивают парадигму обучения, что вызывает негатив со стороны ученика. Каковы же методы помощи ребенку при школьной дезадаптации? Это индивидуальная психотерапия; семейная  и групповая психотерапия; педагогическая коррекция; лекарственная терапия.

Лекторы ответили на многочисленные вопросы слушателей конференции.