Конференция «Служба здоровья в образовательной организации. Роль медицинского работника»

8 ноября в Городском центре медицинской профилактики для заведующих, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детских поликлиник, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи детских поликлиник состоялась конференция «Служба здоровья в образовательной организации. Роль медицинского работника».
Открыл работу конференции доклад «Деятельность школьной службы здоровья: опыт и проблемы» к.пед.н., доцента кафедры педагогики семьи Института детства Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Маргариты Георгиевны Колесниковой. Она рассказала о документах, определяющих создание и деятельность службы здоровья в системе образования нашего города, об истории создания службы здоровья в школах Санкт-Петербурга, о ее организационно-функциональной модели, о целях и задачах. Школа не должна быть филиалом поликлиники, у нее другие задачи. Функция образования – формирование культуры здоровья. Педагогическая концепция здоровья включает в себя три компонента: здоровый и безопасный образовательный процесс; культуру здоровья педагогов, школьников и их родителей; коррекцию здоровья и оздоровление школьников. Докладчик познакомила с результатами анкетирования образовательных учреждений по созданию и деятельности школьных служб здоровья, рассказала о концепции сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях на 2017-2020 г., о новых компетенциях педагога в рамках реализации образовательного стандарта.
С докладом «Школьная служба здоровья в рамках ФГОС» выступила к.биол.н, член-корреспондент МАНЭБ, зам. директора лицея № 179 Калининского района Анна Соломоновна Обуховская. Девиз работы данной школьной службы здоровья: «Учитель может сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников больше, чем врач». Работа службы здоровья в лицее идет сразу по нескольким направлениям: здоровая среда, экологическая среда, формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающая и здоровьесозидающая деятельность. Факторами риска в школе являются: перегрузка учебной программы, интенсификация учебного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, недостаточность уроков физкультуры, низкая компетенция родителей в вопросах профилактики и здорового образа жизни. Докладчик говорила о реализации в лицее базовых потребностей учеников, об альтернативных механизмах противодействия нездоровому образу жизни.
К.м.н., врач ООМПН в ОО СПб ГКУЗ «Детская городская поликлиника № 8» Центрального района Валентина Васильевна Васильева осветила тему «Служба здоровья в школе: роль врача-педиатра детской поликлиники». Докладчик говорила о службе здоровья в ГБОУ Школа № 197, созданной и успешно функционирующей совместно с ДГП № 8, о ее целях, задачах, основных направлениях деятельности, кадровом составе, особо отметив творческий подход к работе со школьниками в вопросах здоровья.
О существующих рисках для здоровья обучающихся в образовательном процессе шла речь в выступлении д.м.н., профессора кафедры гигиены условий обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ Ольги Ивановны Янушанец. Образовательная деятельность является потенциально опасной для здоровья детей. Почему образовательный процесс несет риски для здоровья? Докладчик подробно остановилась на четырех факторах. Первый фактор риска – гиподинамия. Ребенок вынужден сидеть неподвижно несколько часов. Второй фактор риска – напряжение зрительного анализатора. Идет перегрузка зрительной информацией. Этому способствуют современные гаждеты, интерактивные доски не всегда высокого качества, задействованные в учебном процессе. Третий фактор – микробное обсеменение. По СанПиНу уборка в школе должна проводится с применением дезсредств после каждой перемены, ежедневно протираться радиаторы, вентиляционные выходы, подоконники, генеральная уборка всех помещений раз в месяц. Но этого никто не делает. Четвертый фактор риска – нервно-эмоциональное напряжение. Лектор говорила об условиях, определяющих развитие утомления. Это возраст, освещенность, воздушная среда, мотивация. Трудность, насыщенность, эмоциональность – эти параметры урока влияют на утомляемость учащихся. Докладчик рассказала о начальных и выраженных признаках переутомления школьников, о школьном стрессе, о беспокоящих ситуациях школьников разного возраста.
С анализом здоровья детей в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга участников конференции познакомила врач-методист ГУЗ «Городской организационно-методический центр оценки и прогнозирования здоровья матери и ребёнка» Елена Владимировна Кузнецова. Она рассказала о динамике распределения детей по группам здоровья с 1 по 11 класс за три года, о диспансерном учете детей в возрасте от 0 до 17 лет, о хронических заболеваниях у детей, посещающих школу и дошкольные учреждения в 2018 г., о национальном проекте «Развитие детского здравоохранения».