Конференция: «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать»

9 октября в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, психологов, социальных педагогов общеобразовательных организаций,  центров для детей-сирот состоялась конференция: «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать». Она была посвящена  Всемирному  дню психического здоровья, который отмечается по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения с 1992 года.

С приветственным словом к участникам конференции обратился директор ГЦМП Владимир Евгеньевич Жолобов: «Тема психического здоровья на сегодняшний день на весьма актуальна. Поэтому необходимо  шире информировать населенияе о проблемах психического здоровья, о распространении психических расстройств и заболеваний, а также о методах и способах укрепления здоровья, профилактики и лечения».

Помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елены Алексеевны Раховой, профессор кафедры физической культуры Ленинградского Института путей сообщения, Александр Игнатьевич Павлий  рассказал о  региональном проекте «Здоровье – детям». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Сроки реализации проекта – 2017 – 2022 год.  Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, которые должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Региональный раздел проекта координирует депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елена Алексеевна Рахова. Александр Геннадьевич призвал всех участников конференции обращаться с предложениями к координаторам проекта.

Заместитель директора по консультативно-диагностической работе ГБУ «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики  и консультирования» Санкт-Петербурга, детский психиатр Елена Николаевна Лисовская рассказала о сохранении психического здоровья школьников в образовательной среде. Психическое здоровье – основа  благополучия каждого человека, при котором он может реализовать свой потенциал и способности, продуктивно работать, противостоять стрессам. Здоровье ребенка – дело не только семьи. Государство уделяет большое внимание детям, и в частности, их психическому здоровью. Психическое здоровье зависит от психологических,  биологических, микро- и макросоциальных факторов. Психическое здоровье ребенка может быть гармоничным, опережающим (акселерация), задержанным (умственная отсталость), отклоняющимся (аутистическое развитие). Задержка психического развития – состояние легкой интеллектуальной недостаточности, которое занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Лектор осветила проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратила внимание слушателей на теме школьной дезадаптации и задержке формирования школьных навыков, таких как дисграфия, дислексия, дискалькулия, отметила важность психолого-педагогических технологий здоровьесбережения (создание благоприятного климата в школе, снятие эмоционального напряжения, пропаганда здорового образа жизни). За психическое благополучие ребенка отвечают родители. Для этого у ребенка  должны быть доверительные отношения и комфорт  в семье. Взрослые должны контролировать интересы детей в интернете, организовывать им  полезный досуг, формировать у них продуктивные интересы, прививать навыки здорового образа жизни.

О противодействии преступлениям в интернете и профилактике интернет — рисков шла речь в докладе директора РОО «Молодёжная служба безопасности», специалиста по вопросам отклоняющегося поведения среди молодёжи Культурного центра ГУ МВД России по Санкт — Петербургу и Ленинградской области Леонида Алексеевича Армера. Он познакомил слушателей с перечнем негативных ситуаций, в которые попадают дети вследствие использования информации из интернета. Например, шантаж с требованием денег, когда ребенок на просьбу виртуального «друга» сам выслал свои откровенные фотографии, а теперь боится, что их увидят друзья и родители; отсылка детям и подросткам детской порнографии, предложений сексуального характера; возникновение зависимости от виртуальной группы общения; организация провокаций межэтнического характера с участием молодежи. «Из виртуальной группы, как и из секты, вынуть ребенка очень трудно», — говорит Леонид Алексеевич. Как действуют интернет — преступники? Они дают ребенку то,  чего ему не хватает в реальной жизни – внимание, поддержку, знают современные игры, хобби, молодёжную музыку. По статистике, спрос на мальчиков, для общения в интернете, сегодня в 4 раза выше, чем на девочек.  Для 95% задержанных взрослых, которые приходили на встречу с девочками, это был первый опыт после просмотра порно-сайтов. Не все знают, что за действия сексуального характера в интернете предусмотрена уголовная ответственность по ст. 132 УК РФ (если ребенку нет 12 лет) и ст. 135 УК РФ (по достижении ребёнком  12 лет и старше). Докладчик говорил о «группах смерти» и рискованных играх в виртуальной реальности. Опасность такого интереса ведет к нарушению сна у детей, воздействие шок-контента приводит к снижению ценности жизни, давая ощущение избранности, принадлежности к группе, в которой идет манипулирование темой суицида. В самых запущенных случаях дети рискуют оказаться на больничной койке в психиатрической лечебнице. Взрослые должны быть в курсе, какие сайты посещают их дети, они должны прививать им критичность к контенту интернет-ресурсов, стоять на страже компьютерной безопасности детей.

Психолог Центра социальной помощи семье и детям Центрального района Александр Викторович Антонов рассказал о работе центра, его специалистах, о телефоне доверия, о программах для семей, детей и взрослых – «Семейном клубе», «Кукольном театре», тренинге «Замок сказки». Цель работы центра – психологическое благополучие детей и родителей. Такие центры есть в каждом районе Санкт-Петербурга.

«Комплексное сопровождение подростков с нарушением пищевого поведения: опыт СПб ГБУЗ «Городской консультативно-диагностический центр для детей «Ювента» — такова была тема доклада  психолога Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента» Татьяны Алексеевны Кононовой.  Она отметила большой интерес к теме нарушения пищевого поведения у подростков, которое встречается в последнее время все чаще. Основные формы такого нарушения – нервная анорексия, нервная булимия, компульсивное переедание. По статистике анорексия встречается у 2% девочек и 1% мальчиков, булимией страдают 10% девочек от 12 до 18 лет. Почти 50% людей с нарушениями пищевого поведения страдают депрессией. Психологический портрет человека с нарушением пищевого поведения: повышенный уровень личностной тревожности, перфекционизм, высокая мотивация к достижению цели, депрессивные состояния, склонность к самобичеванию. Основная задача центра «Ювента» — комплексная помощь лицам, страдающим от нарушения пищевого поведения, упор в которой делается на  психологическое сопровождение в течение всего курса терапии.

Каждый из  докладчиков подчёркивал необходимость формирования в семье доверительных отношений с детьми,  формирования традиций семьи в проведении совместного  досуга, направления интересов детей  в пользу тех увлечений, которые обеспечивают здоровый образ жизни, в том числе  сохраняют психическое здоровье детей и подростков.

После завершения конференции для участников состоялась экскурсия в Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики.