Заключительное совещание по реализованным проектам по улучшению в «Городская поликлиника № 27»

29 марта 2024 года в СпбГБУЗ «Городская поликлиника № 27» состоялось заключительное совещание по реализованным проектам по улучшению «Увеличение пропускной способности кабинета маммографии», «Уменьшение уровня запасов медицинских изделий, хранимых в кабинетах в процессе «управление материальными ресурсами»». На совещании присутствовали руководитель проектов АО «ПСР» А.В. Надин, представители отела здравоохранения администрации Адмиралтейского района, представители Регионального центра первичной медико-санитарной помощи Санкт-Петербурга (РЦПМСП), администрация и сотрудники поликлиники, представители других поликлиник Адмиралтейского района.
О проблемах выявленных в процессе проведения маммографии и путях их решения доложил администратор МТО поликлиники Владимир Сергеевич Лазарев. В результате реализации проекта увеличена пропускная способность кабинета маммографии до уровня планируемой нагрузки в 2024-2027г, увеличена доступность записи на исследование, сокращены сроки ожидания результата проведенного исследования.
Также был проанализирован процесс снабжения медицинских кабинетов медицинскими изделиями и препаратами. О выявленных проблемах доложила старшая медицинская сестра Алена Игоревна Тюнтяева. Проект реализован по принципу «Вытягивания». С использованием инструментов бережливого производства был регламентирован механизм контроля уровня запасов, хранимых в медицинских кабинетах, заказа препаратов со склада и процесс их доставки в кабинеты. Уровень лекарственных препаратов и медицинских изделий, хранимых в кабинетах сокращен до недельной нормы потребления, что позволило избежать избыточности запасов, сокращено время, затрачиваемое на восполнение запасов на всех этапах процесса снабжения.
Реализованные проекты получили высокую оценку и рекомендованы к тиражированию в других амбулаторно-поликлинических организациях.

Круглый стол «Репродуктивное здоровье женщины: тревоги и переживания. Беременность и роды после ЭКО» в рамках Форума «Формула счастья. Будущее начинается здесь…»

В рамках Форума «Формула счастья. Будущее начинается здесь…», состоялся круглый стол: «Репродуктивное здоровье женщины: тревоги и переживания. Беременность и роды после ЭКО», организованный СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
Модератор круглого стола — Заозерский Юрий Александрович, врач-методист отдела координации и организации профилактической работы женщинам и детям СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики» поприветствовал участников, специалистов учреждений родовспоможения и женщин, планирующих беременность, отметил значительные успехи в решении проблем, возникающих в настоящее время при бесплодии, значение сохранения репродуктивного здоровья у детей с раннего возраста, своевременного прохождения профилактических осмотров у детского гинеколога и врача уролога-андролога, начиная с 3-х летнего возраста.
Николаева Алла Ехильевна, врач акушер-гинеколог, к.м.н., заместитель главного врача женской консультации №22 Выборгского района и Буценко Юлия Валерьевна, врач акушер-гинеколог (репродуктолог) центра планирования семьи и репродукции, женской консультации №44 подробно осветили значение прегравидарной подготовки к родам, гормональному обследованию супружеских пар, страдающих бесплодным браком, ответили на многочисленные вопросы. Прегравидарная подготовка — это комплекс диагностических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на подготовку пары к успешному зачатию, нормальному течению беременности и рождению здорового ребёнка, ответили на вопросы, касающиеся здорового образа жизни.
Добряков Игорь Валерьевич, к.м.н., психолог женской консультации №44 отметил наличие высокого уровня тревоги и переживаний супругов, при бесплодном браке, а также при наступлении беременности после ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), значения психологической помощи в этот период, ответил на вопросы женщин.
Блох Мария Евгеньевна, к.м.н., медицинский психолог обратила внимание на сексуальные отношения в паре. Это в первую очередь эмоциональное и телесное единение двух любящих людей, дарящих друг другу радость. Во время беременности при отсутствии медицинских противопоказаний (это пара обсуждает со своим лечащим врачом, ведущим беременность) секс не только не вреден, но и полезен, так как положительные эмоции будущей мамы влияют на ее организм и самого малыша позитивно, а также укрепляют супружеские отношения, доверие и близость партнеров. Конечно, важно учитывать наличие желания (оно может колебаться в разные периоды беременности) и быть бережными друг к другу.
Балунов Валентин Николаевич, врач акушер-гинеколог (репродуктолог), женской консультации №33 Невского района отметил, что диагноз бесплодия врач может установить уже через 6 месяцев ненаступления беременности. Не нужно откладывать визит к врачу в этом случае. Вспомогательные репродуктивные технологии уже много лет дарят счастье в семью. Для пациенток в женских консультациях Санкт-Петербурга, в т.ч. и №33 Невского района, находятся кабинеты сохранения и восстановления репродуктивной функции женщины, планирования семьи, в которых можно проконсультироваться с врачом-акушером-гинекологом, медицинским психологом. «Не бойтесь ходить в женскую консультацию, задавать вопросы, если что-то не получается. Врач-акушер-гинеколог даёт начало многому в Вашей жизни», так ответил Валентин Николаевич на один из многочисленных вопросов.
Юрий Александрович, на вопрос о профилактических осмотрах детей, указал на возрастные периоды, когда проводится обследование ребенка специалистами детской поликлиники: врачом-детским гинекологом, врачом уролог-андрологом несовершеннолетних: 3 года, 6,14,15,16,17 лет.

Постковидный синдром :

616.9
Г64
Гомазков, Олег Александрович.
Эндотелий — мишень, которую выбирает коронавирус : анализ молекулярных и патофизиологических механизмов COVID-19 / О. А. Гомазков. — М. : Икар, 2020. — 62 с. : ил., 4 л. цв. ил., портр.

616.9
Д44
Диагностика и интенсивная терапия больных COVID-19 : рук. для врачей / В. М. Абучина, Х. Г. Алиджанова, С. А. Бадыгов и др. ; ред. С. С.    Петриков. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 432 с. : ил., табл. — (COVID-19 : от диагноза до реабилитации. Опыт профессионалов).

618
Д44
Диагностика и лечение основных онкогинекологических заболеваний (в том числе на фоне беременности) в условиях пандемии коронавирусной инфекции : учеб.-метод. пособие / А. Э. Протасова, Е. Н. Вандеева, И. Е. Зазерская и др. ; СПбГУ, Нац. МИЦ им. В. А. Алмазова. — СПб. : Эко-Вектор, 2020. — 47 с. : табл.

616.9
Е80
Ершов, Феликс Иванович.
Хронология пандемии COVID-19 / Ф. И. Ершов. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. —
176 с. : портр.

616.9
К56
COVID-19 : реабилитация и питание : рук. для врачей / В. А. Тутельян, Д. Б. Никитюк, А. В. Погожева и др. ; ФИЦ питания, биотехнологии и безопасности пищи. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 256 с. : табл. — (COVID-19 : от диагноза до реабилитации. Опыт профессионалов)

618.2
К78
Краткие клинические рекомендации. Тактика ведения беременных, рожениц и родильниц с новой коронавирусной инфекцией (COVID -19). МКБ-10:U07.2, U07.1 : (версия 2.0 от 11.01.2021) / В. Ф. Беженарь, Э. К. Айламазян, И. Е. Зазерская и др. ; СПбГМУ им. И. П. Павлова, первый, Нац. МИЦ им. В. А. Алмазова. — СПб. : Эко-Вектор, 2021. — 53 с. — Список лит.: с. 35-37

616.9
Н36
Начало эпидемии COVID-19 / С. Ф. Багненко, Н. А. Беляков, В. В. Рассохин и др. ; ред. С. Ф.    Багненко, ред. Н. А. Беляков ; Первый СПбГМУ им. И. П. Павлова, СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пастера, Ин-т эксперим. медицины. — СПб. : Балтийский мед. образовательный центр, 2020. — 300 с. : ил.

614
О-49
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, в условиях пандемии COVID-19 : временные метод. рек. / ФГБУ «Нац. мед. исслед. центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России ; сост. О. М.    Драпкина, сост. Л. Ю. Дроздова, сост. С. А. Бойцов и др. — М. : Медиа сфера, 2020. — 84 с. : табл. — (Профилактическая медицина ; 2020 г. № 3. : ч. 2).

Абрамова, Т.   
Постковид как новая реальность / Т. Абрамова // Будь здоров!. — 2023. — N 9. —
С. 39-44.

Аваскулярный некроз костной ткани как проявление постковидного синдрома в клинической практике ревматолога / И. Б. Базина, Д. Г. Кречикова, О. А. Козырев и др. // Врач. — 2023. — N 5. — С. 43-47.

Багирова, Г. Г.
Ревматологические аспекты постковидного синдрома / Г. Г. Багирова, Л. К. Козлова // Врач. — 2023. — N 7. — С. 5-10.

Барг, А. О.
Здоровьесохранные практики россиян при постковидном синдроме / А. О. Барг // Здоровье населения и среда обитания. — 2023. — N 10. — С. 28-35.

Бугров, С. Н.
Патология легких при постковидном синдроме / С. Н. Бугров, И. В. Двораковская, Б. М. Ариэль // Архив патологии. — 2023. — Том 85, N 5. — С. 52-59.

Высокие уровни цитокинов IL-17А, IL-18, VEGF-А в периоде реконвалесценции COVID-19 — биомаркеры незавершенности иммунного воспалительного процесса, сигнализирующие об опасности развития постковидного синдрома / В. Н. Городин, И. В. Нестерова, В. А. Матушкина и др. // Инфекционные болезни. — 2023. — Том 21, N 4. —
С. 12-20.

Городин, В. Н.
Система гемостаза в постковидном периоде / В. Н. Городин, Д. Л. Мойсова, И. И. Чупров // Инфекционные болезни. — 2023. — Том 21, N 2. — С. 57-63.

Гришечкина, И. А.
Оценка долгосрочной эффективности реабилитационных программ у пациентов с постковидным синдромом / И. А. Гришечкина // Врач. — 2023. — N 7. — С. 76-79.

Звегинцева, А. А.
Проявления постковидного синдрома / А. А. Звегинцева, Е. Ю. Малинникова, М. Л. Максимов // Справ. врача общей практики. — 2023. — N 5. — С. 7-12.

Кардиометаболические и психокогнитивные особенности постковидного периода у больных с фибрилляцией предсердий / А. А. Старчикова, Л. Д. Хидирова, О. В. Цыганкова и др. // Профилактическая медицина. — 2023. — Том 26, N 4. — С. 43-50.

Клинико-психологический профиль и качество жизни пациентов с постковидным синдромом / Л. В. Чичановская, Т. А. Слюсарь, Ю. В. Абраменко и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2023. — Том 123, N 4. — С. 53-58.

              Клинические и морфологические изменения в миокарде у пациентов с постковидным синдромом / С. В. Майрина, И. А. Макаров, Л. В. Митрофанова и др. // Российский кардиолог. журн. — 2023. — N 11. — С. 28-38.

Клинические фенотипы и особенности течения постковидного синдрома / А. В. Исаева, М. В. Ветлужская, А. Н. Коробейникова и др. // Профилактическая медицина. — 2023. — Том 26, N 9. — С. 66-73.

Клиническое наблюдение пациента с астеническим синдромом в постковидный период / В. А. Сергеева, К. В. Гоголь, М. А. Кутина и др. // Лечащий врач. — 2023. — N 11. — С. 90-95.

Комбинированные повреждения сердца по данным МРТ с контрастным усилением у пациентов с постковидным синдромом / Р. А. Хохлов, С. Н. Липовка, М. В. Дубровина и др. // Кардиология. — 2023. — Том 63, N 12. — С. 46-53.

Кузнецова, Е. Б.
Эффективность препарата Мексидол в коррекции постковидного синдрома у пациентов с хроническими цереброваскулярными заболеваниями / Е. Б. Кузнецова, Е. А. Салина, Н. С. Кузнецов // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2023. — Том 123, N 5. — С. 117-122.

МРТ сердца и грудной клетки при постковидных наджелудочковых тахиаритмиях в выявлении пульмоноатриального аритмогенного фиброзирования как патогенетически взаимосвязанного синдрома / А. Б. Романов, А. Р. Таркова, Н. В. Нуднов и др. // Грудная и сердечно-сосудистая хирургия. — 2023. — N 4. — С. 402-413.

Мокина, Н. А.
Региональный опыт комплексной динамической оценки статуса здоровья подростков с постковидным синдромом в период долечивания в санатории / Н. А. Мокина, Е. Д. Мокин // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 2023. — N 2. —
С. 39-44.

Нагибович, О. А.
Повреждения почек при остром течении новой коронавирусной инфекции и в постковидный период : (обзор литературы) / О. А. Нагибович, Д. А. Шипилова // Военно-мед. журн. — 2023. — Том 344, N 8. — С. 46-55.

Нгуен, Х. К.
Постковидный синдром и патологии капиллярного ложа по данным видеокапилляроскопии / Х. К. Нгуен, А. Г. Чучалин // Пульмонология. — 2023. — Том 33,
N 6. — С. 760-771.

Опыт реабилитации детей с поражением легких, ассоциированных с COVID-19, в постковидном периоде / Т. А. Гутырчик, А. Б. Малахов, А. Ю. Седова и др. // Инфекционные болезни. — 2023. — Том 21, N 1. — С. 48.

Особенности течения и редкие офтальмологические проявления постковидного синдрома / Н. Ю. Юсеф, Д. В. Анджелова, Э. Э. Казарян и др. // Офтальмология. — 2023. — Том 20, N 2. — С. 201-207.

Полякова, О. Б.
Особенности малоадаптивных форм и видов вины медицинских работников в постковидный период / О. Б. Полякова, Т. И. Бонкало // Здравоохранение РФ. — 2023. — N 5. — С. 430-435.

Постковидный некроз черепно-челюстно-лицевой области / С. О. Иванюта, Д. Ю. Христофорандо, Е. М. Спевак и др. // Казанский мед. журн. — 2023. — Том    СIV, N 4. —
С. 552-563.

Постковидный синдром у беременных / Т. Е. Белокриницкая, Н. И. Фролова, В. А. Мудров и др. // Акушерство и гинекология. — 2023. — N 6. — С. 60-68.

Постковидный синдром у беременных, перенесших COVID-19 в легкой и среднетяжелой формах / Г. Б. Мальгина, М. М. Дьякова, С. В. Бычкова и др. // Акушерство и гинекология. — 2023. — N 12. — С. 87-94.

Постковидный синдром у женщин раннего репродуктивного возраста / Т. Е. Белокриницкая, Н. И. Фролова, В. А. Мудров и др. // Акушерство и гинекология. — 2023. — N 7. — С. 47-54.

Применение толперизона гидрохлорида пролонгированного высвобождения у пациента с анкилозирующим спондилитом и постковидным синдромом / И. С. Дыдыкина, Е. М. Агафонова, П. С. Коваленко и др. // Клиническая фармакология и терапия. — 2023. — N 4. — С. 73-76.

Респираторные нарушения при постковидном синдроме / И. В. Лещенко, Н. А. Эсаулова, Т. В. Глушкова и др. // Терапевт. арх. — 2023. — Том 95, N 3. — С. 201-209.

Сапроненкова, О. А.
Постковидные нейрокогнитивные расстройства / О. А. Сапроненкова, Е. А. Широков // Клиническая медицина. — 2023. — Том 101, N 6. — С. 265-274.

Скворцова, Е. М.
Постковидные поражения верхних отделов ЖКТ в практике семейного врача /
Е. М. Скворцова, В. В. Скворцов, Д. М. Володина // Справ. врача общей практики. — 2023. —
N 5. — С. 25-32.

Стеноз трахеи и релаксация диафрагмы постковидной этиологии / Д. В. Базаров, А. Ю. Григорчук, Г. А. Казарян и др. // Пульмонология. — 2023. — Том 33, N 3. — С. 414-419.

Структура постковидного астенического синдрома. Перспективы коррекции /
М. М. Танашян, П. И. Кузнецова, А. А. Раскуражев и др. // Терапевт. арх. — 2023. — Том 95, N 5. — С. 418-424.

Технологии механотерапии и виртуальной реальности в реабилитации пациентов с постковидным синдромом : влияние на двигательную активность, мышечную силу, походку и баланс / М. А. Ансокова, Л. А. Марченкова, А. Д. Фесюн и др. // Врач. — 2023. — N 9. — С. 55-60.

Течение постковидного синдрома легкой степени тяжести у молодых пациентов / Г. С. Иваненко, Н. Н. Лобжанидзе, Д. С. Русина и др. // Терапевт. арх. — 2023. — Том 95,
N 8. — С. 674-678.

Токарева, Е. Р.
Возможности нейропротективной терапии препаратом Актитропил (фонтурацетам) у пациентов в постковидном периоде с коморбидной неврологической патологией / Е. Р. Токарева, Н. Б. Логинова // Нервные болезни. — 2023. — N 3. — С. 62-68.

Транскраниальная магнитотерапия в комплексном лечении постковидного астенического синдрома у военнослужащих / К. Э. Кувшинов, В. М. Клипак, Т. В. Костычева и др. // Военно-мед. журн. — 2023. — Том 344, N 5. — С. 78-80.

Успешное применение Цитофлавина у пациентки с постковидным синдромом /
О. И. Лемешевская, Э. А. Камаева, М. В. Лукашенко и др. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2023. — Том 123, N 7. — С. 108-111.

Функциональная и рентгенологическая оценка респираторной системы у пациентов с нарушениями диффузионной способности легких в постковидном периоде / Т. В. Глушкова, И. В. Лещенко, С. Н. Скорняков и др. // Туберкулез и болезни лёгких. — 2023. — N 3. — С. 44-51.

Шагиева, Д. Р.
Постковидный синдром у детей : одномоментное опросное исследование мнения родителей / Д. Р. Шагиева, М. А. Кутлубаев, А. Р. Рахматуллин // Вопросы современной педиатрии. — 2023. — Том 22, N 3. — С. 254-262.

Чердак, М. А.
Постковидный синдром в практике невролога / М. А. Чердак, Э. А. Мхитарян // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2023. — Том 123, N 7. — С. 124-129.

Эффективность применения технологий виртуальной реальности и механотерапии с биологической обратной связью в повышении толерантности к физическим нагрузкам у пациентов с синдромом постковидных нарушений / М. А. Ансокова, Л. А. Марченкова, А. А. Вершинин и др. // Врач. — 2023. — N 8. — С. 59-62.

Качество жизни пожилых:

612.10
А43
Активное долголетие : практ. рук. / Е. Н. Дудинская, К. Консон, Ю. В. Котовская и др. ; ред. О. Н. Ткачева. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2021. — 232 с. : ил., табл. — (Б-ка фельдшера).
612.10
Б 18
Байни, Р. Л.
Клиническое руководство по охране здоровья пожилых женщин : первичная и профилактическая помощь : пер. с англ. / Р. Л. Байни, Л. Сперов. — 2-е изд. — М. : Медицина, 2001. — 528 с. : ил

616.1
Г37
Гериатрическая кардиология : рук. для врачей / Е. С. Лаптева, А. Л. Арьев, В. Б. Петрова и др. ; ред. Е. С. Лаптева, ред. А. Л. Арьев. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 192 с. : ил., табл. — (Б-ка врача — гериатра).
616.2
Г37
Гериатрическая пульмонология : рук. для врачей / Е. С. Лаптева, А. Л. Арьев,
О. Т. Гончаренко и др. ; ред. Е. С. Лаптева, ред. А. Л. Арьев. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 160 с. : ил., табл., 2 л. ил. — (Б-ка врача — гериатра).

612.10
Г62
Голубев, Алексей Георгиевич.
Биология продолжительности жизни и старения / А. Г. Голубев. — [2-е изд., перераб. и доп.]. — СПб. : Изд-во Н-Л, 2015. — 384 с. : ил.

612.10
Д 90
Дыскин, А. А.
Здоровье и труд в пожилом возрасте / А. А. Дыскин, А. Л. Решетюк. — Л. : Медицина, 1988. — 240 с. : ил.

612.10
З-46
Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых : [пер. с англ.] / ред. У. Э. Уотерс и др. — М. : Медицина, [1992]. — 212 с. : ил.

612.10
З-46
Здоровье пожилых : докл. Ком. экспертов ВОЗ : [пер. с англ.]. — [М.] : Медицина, 1992. — 96 с. : граф. — (ВОЗ. Женева. Сер. техн. докл.; № 779).

615.4
К49
Клиническая фитотерапия в пожилом возрасте : рук. по клинической фитотерапии / В. Ф. Корсун, Е. В. Корсун, А. Г. Мондодоев и др. — СПб. : Эко-Вектор, 2018. — 455 с. : табл., портр.

615.82
К 78
Краснопольский, Г. И.
Древнекитайская гигиеническая гимнастика для людей пожилого возраста / Г. И. Краснопольский. — М. : Медгиз , 1958. — 14 с. : ил. — (Науч.- попул. мед. лит. ).

615.82
К 78
Красносельский, Глеб Иосифович.
Китайская гигиеническая гимнастика для лиц пожилого возраста / Г. И. Красносельский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Медгиз , 1961. — 28. с.

613.9
К85
Крюкова, Диана Анатольевна.
Здоровый человек и его окружение : учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак,
О. В. Фурса. — 17-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2017. — 474 с. : ил. — (Среднее мед. образование).

613.9
К95
Кучма, Владислав Ремирович.
Здоровый человек и его окружение : учеб. / В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 560 с. : ил. — (Учеб. для мед. училищ и колледжей).

613.2
М 56
Мещерякова, В. А.
Питание лиц пожилого возраста / В. А. Мещерякова. — М. : ЦНИИСП, 1978. — 32 с. : табл. — (Методические материалы в помощь лектору).

Б 613.9
Н19
Назаров, Александр Алексеевич.
Самая полезная информация о здоровье, возможности замедления старения и продления жизни минеральными лечебными и активными водами / А. А. Назаров. — М. : [б. и.], 2021. — 48 с. : ил., портр. — (Вода. Здоровье. Жизнь).

615.82
Н34
Научные основы применения физических упражнений лицами пожилого возраста / ред. И. М. Саркизов-Серазини. — М. : Медгиз, 1963. — 260 с. : ил., . ил.

612.10
О-75
Основы гериатрии : [рук.] / ред. О. Н. Ткачева, ред. О. Д. Остроумова, ред. Ю. В. Котовская. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 208 с. : ил. — (Б-ка врача — гериатра).

616
П46
Пожилой человек. Сестринский уход : пособие для мед. сестер / Т. В. Беликова,
Т. В. Бондаренко, Л. Е. Голованова и др. ; ред. В. Н. Петров. — М. ; СПб. : Диля, 2006. —
416 с. : ил.

616.89
Р85
Руководство по гериатрической психиатрии / Я. Б. Калын, С. И. Гаврилова, И. Ф. Рощина и др. ; ред. С. И. Гаврилова. — М. : МЕДпресс-информ, 2020. — 440 с. : ил., табл.
612.10
С28
Сединкина, Раиса Георгиевна.
Сестринский уход за пациентами пожилого возраста : учеб. / Р. Г. Сединкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 608 с. : ил., 8 л. цв. ил., табл. — (Учеб. для мед. училищ и колледжей).
Б 612.10
С30
Семенов, Сергей Петрович.
Профилактика старения : стиль жизни для тех, кто не желает быстро состариться / С. П. Семенов. — СПб. : Ассоц. «Исток», 1993(1994). — 141 с. : портр. — («Мифы АП»).

615.82
Т39
Тиванов, А. А.
Физическая культура в пожилом возрасте / А. А. Тиванов. — М. : Физкультура и спорт, 1955. — 112 с. : ил.

612.10
У89
Уход за пожилыми : основы геронтологии, геронтопсихологии и гериатрии : учеб. пособие / О. О. Заварзина, С. В. Шмелева, Е. А. Петрова и др. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 224 с.

Б 615.82
Ф50
Физическая активность пожилого человека / сост. В. К. Бальсевич. — М. : Знание , 1986. — 96 с. : ил. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер.: Физкультура и спорт; №8).

615.82
Ф50
Физическая культура в пожилом возрасте : (сб. ст.) / ред. И. М. Саркизов-Серазини. — М. : Физкультура и спорт, 1956. — 306 с. : ил.

612.10
Ф51
Филатова, Светлана Анатольевна.
Сестринский уход в гериатрии : учеб. пособие / С. А. Филатова. — Ростов н/Д : Феникс, 2018. — 494 с. : ил. — (Среднее мед. образование).

613.2
Х82
Хорошинина, Лидия Павловна.
Избранные вопросы питания людей старших возрастных групп : учеб. пособие /
Л. П. Хорошинина. — СПб. : СПбМАПО, 1998. — 74 с. : табл. — (Последипломное мед. образование).

612.10
Х82
Хорошинина, Лидия Павловна.
Симптомы и синдромы в гериатрии / Л. П. Хорошинина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 224 с. : ил., табл.
615.82
Я14
Яблоновский, И. М.
Физическая культура в пожилом возрасте : в помощь занимающимся самостоятельно / И. М. Яблоновский. — М. : Физкультура и спорт, 1953. — 148 с. : ил.
Бабак, С. Л.
Зачем здоровый образ жизни пожилому человеку? / С. Л. Бабак // Здоровье. — 2024. — N 1/2. — С. 42-43.

Барышева, Т. А.
Анализ реальных потребностей старшего поколения посредством мониторинга ВЕБ-ресурсов / Т. А. Барышева, Е. М. Рождественская, А. В. Хаперская // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 1. — С. 22-28.

Буйнов, Л. Г.
Актуальные вопросы разработки образовательных программ здоровьесберегающей направленности для лиц пожилого возраста : тезисы докладов III СПб геронтологического форума «Развитие Российской геронтологии и приоритеты государственной политики в сфере медико-социальной поддержки граждан старшего возраста» / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, С. В. Алексеев // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 3. — С. 408-409

Будякова, Т. П.
Виктимологическая оценка спонтанных мер адаптации к пожилому возрасту / Т. П. Будякова, А. Н. Пронина // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 4. — С. 462-471.

Готская, И. Б.
Особенности образовательных и просветительских онлайн курсов для граждан старшего поколения : тезисы докладов III СПб геронтологического форума «Развитие Российской геронтологии и приоритеты государственной политики в сфере медико-социальной поддержки граждан старшего возраста» / И. Б. Готская // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 3. — С. 413-414.

Маркеева, А. В.
Социальные факторы ментального здоровья и благополучия пожилых россиян /
А. В. Маркеева, А. В. Синяков // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36,
N 1. — С. 10-21.

Отношение к здоровью, профилактике и медицинской помощи : гендерный аспект / А. М. Акимов, М. М. Каюмова, А. В. Новоселов и др. // Врач. — 2023. — N 6. — С. 45-47.

Набережная, Ж. Б.
Социальный портрет лиц старше трудоспособного возраста, посещающих центры здоровья / Ж. Б. Набережная // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 2. — С. 175-180.

Опыт применения средств самостраховки на занятиях физической культурой с гражданами пожилого возраста / Д. Н. Пухов, Г. З. Самигуллина, Д. Н. Гаврилов и др. // Адаптивная физ. культура. — 2023. — N 4. — С. 53-54.

Орлов, Г. М.
Цифровое здравоохранение : использование электронных сервисов пожилыми /
Г. М. Орлов, А. В. Чугунов // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 3. — С. 375-382.

Особенности пожилых граждан в восприятии коммуникационных воздействий по вопросам формирования здорового образа жизни / Ш. И. Алиев, И. В. Павлова, Е. Ю. Исаева и др. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — N 6. — С. 1396-1401.

Современные подходы к разработке системы валидных методов мониторинга индивидуального здоровья и поддержания активного долголетия / Н. Б. Корчажкина, А. А. Михайлова, И. В. Решетова и др. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. — 2023. — N 6. — С. 6-13.

Фионик, Ю. А.
Профессиональная социотека СПб как ресурс распространения успешных практик для граждан старшего поколения : тезисы докладов III СПб геронтологического форума «Развитие Российской геронтологии и приоритеты государственной политики в сфере медико-социальной поддержки граждан старшего возраста» / Ю. А. Фионик // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 3. — С. 439.

Шестакова, Н. Н.
Перспективы развития серебряной экономики в российском мегаполисе. Часть 2 / Н. Н. Шестакова, М. Г. Джанелидзе, М. Б. Скворцова // Успехи геронтологии. — 2023. — Том 36, N 4. — С. 454-461. — Результаты социологического (экспертного) опроса, выполненного авторами в СПб, по оценке потенциального спроса на продукты серебряной экономики и перспектив продвижения серебряного сегмента экономики в мегаполисе.

Дифференциация удовлетворенности качеством жизни у пожилых людей в России / И. П. Шибалков, О. П. Недоспасова, И. А. Павлова и др. // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 6. — С. 900-910.

Ильдарханова, Ч. И.
Курс на долголетие населения : проблема и перспектива / Ч. И. Ильдарханова, А. А. Ибрагимова // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 4. — С. 458-465.

Ломоносова, М. В.
Пожилые люди и цифровые сервисы психологической помощи в современной России / М. В. Ломоносова, С. А. Бурдун // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 6. —
С. 911-918.

Лысенко, А. В.
Волонтеры «серебряного возраста» : шаг к активному долголетию : тез. докл. XV Международного форума «Старшее поколение» : 28 сент.-2 окт. 2022г., г. СПб / А. В. Лысенко, Т. В. Терехина // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 4. — С. 610-611.

Мамаева, Е. В.
Среда, дружественная долголетию : математическое обоснование нового профилактического направления в геронтологии и гериатрии / Е. В. Мамаева, В. Б. Мамаев, А. Н. Ильницкий // Врач. — 2022. — N 10. — С. 47-50.

Равчик, М. И.
Экосистема городских сервисов : исследование приоритетных потребностей в электронных услугах старшего поколения : тез. докл. XV Международного форума «Старшее поколение» : 28 сент.-2 окт. 2022г., г. СПб / М. И. Равчик // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 4. — С. 627.

Резолюция междисциплинарного экспертного совета «Управление метаболическим здоровьем как основа возраст-ассоциированных заболеваний. Фокус на активное долголетие» / А. И. Мартынов, Т. Ю. Демидова, В. Е. Балан и др. // Терапия. — 2022. — N 8. — С. 114-119.

Рождественская, Е. М.
Выявление потребностей старшего поколения на основе контент-анализа : тез. докл. XV Международного форума «Старшее поколение» : 28 сент.-2 окт. 2022г., г. СПб / Е. М. Рождественская // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 4. — С. 627-628.

Стэнфордские законы долголетия / Р. И. Жданов, А. С. Созинов, И. И. Табиев и др. // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 6. — С. 933-938.

Шестакова, Н. Н.
О потребностях населения старших возрастов СПб в услугах : тез. докл. XV Международного форума «Старшее поколение» : 28 сент.-2 окт. 2022г., г. СПб / Н. Н. Шестакова, М. Г. Джанелидзе // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 4. — С. 650-651. — Распределение ответов на вопрос : «Вы полагаете, в каких услугах в первую очередь нуждаются граждане старшего возраста в нашем городе?».

Шестакова, Н. Н.
Перспективы развития серебряной экономики в российском мегаполисе. Часть 1 / Н. Н. Шестакова, М. Г. Джанелидзе, М. Б. Скворцова // Успехи геронтологии. — 2022. — Том 35, N 6. — С. 948-956.

Организация психологической помощи в женской консультации

19 марта в СПб ГКУЗ «Центр общественного здоровья и медицинской профилактики» для медицинских психологов, акушеров-гинекологов, руководителей «Школ материнства» женских консультаций, родильных домов состоялся семинар «Организация психологической помощи в женской консультации».
С докладом «Организация медицинской профилактики в женской консультации» выступила Вандеева Екатерина Николаевна, врач акушер-гинеколог, заведующий женской консультацией №43 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 74» Кронштадтского района, победитель городского конкурса «Лучший врач года — 2023». Она рассказала о структуре женской консультации, отметила, что все врачи и акушерки активно ведут активную профилактическую работу среди женщин репродуктивного возраста, направленную на сохранение беременности, повышение информированности женщин по вопросам здоровья беременной, подготовки к родам, осуществляют ведение женщин во время беременности и в раннем послеродовом периоде. Достижением женской консультации является лучший показатель в России по числу женщин, сохранивших беременность. Большая работа ведется по привлечению женщин на профилактические осмотры. Так в 2022 г. диспансеризацию пришли 9749 женщин, а в 2023 г. уже 12498. Прирост охвата составил почти 30% благодаря грамотно организованной работе колл-центра, когда женщин приглашали по телефону в консультацию. В составе женской консультации функционирует дневной стационар, в котором получают медицинскую помощь женщины с патологией беременности разных сроков, проводятся тесты на толерантность к глюкозе у беременных. Время, проводимое в стационаре, было решено использовать с пользой. В эти несколько часов на беседу с женщинами приглашается юрист, психолог, социальный работник. Большая работа проводится по пропаганде грудного вскармливания, в этом вопросе нам помогает консультант — «Молочная фея». В женской консультации регулярно проводятся занятия для беременных женщин в «Школе материнства». По вопросам послеродовой депрессии, бесплодия, повышенной материнской тревожности и семейных конфликтов можно обратиться к психологу женской консультации. Докладчик также рассказала о работе с родовыми сертификатами, о сотрудничестве с Центром социальной поддержки семье и детям.
Совместный доклад «Структура и организация работы «Школы материнства» женской консультации №9» подготовили Надежда Владиславовна Тур, акушер-гинеколог, руководитель Школы материнства и Ефременко Илья Олегович, медицинский психолог женской консультации №9 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Красногвардейского района.
Материнство — это не просто новая глава в жизни женщины, это начало новой вселенной, где любовь и забота становятся основой всего существования. Школа материнства — это место, где будущие мамы могут научиться понимать и чувствовать эту вселенную ещё до того, как их малыши придут в этот мир. В женской консультации организованы школы: контрацепции, профилактики рака молочной железы, профилактики патологии шейки матки, психологической разгрузки, материнства.
Как пришла идея организовать Школу материнства? Сегодня очень много уделено внимания беременности и родам, как подготовиться, что взять с собой и т.д. А что дальше, после родов? Вначале это был цикл из нескольких лекций, где попытались ответить на вопрос – что ждет женщину после родов с точки зрения физического и эмоционального состояния, взаимоотношений с мужем? Сегодня Школа материнства работает сразу по нескольким направлениям – дает поддержку и отвечает на вопросы в специально организованном телеграмм-канале, оказывает психологическую помощь, проводит ЛФК – занятия, помогает наладить грудное вскармливание, знакомит с «азбукой материнства». Отвечает на вопросы: «беби-блюза», интимных отношений в семье, как не раствориться в материнстве, как принять новое состояние и восстановиться морально и физически после родов на занятиях и постах в Телеграм-канале. После рождения женщина начинает жить вокруг ребенка, а про себя порой забывает. Чтобы этого не произошло, необходима поддержка. Проводятся неформальные встречи с беременными и многодетными мамами, праздники. В планах – организовать специальные занятия для пап, цикл «партнерские» роды, школу планирования семьи и репродуктивного здоровья. Главное – неформальный, нетрадиционный, эмоционально окрашенный подход к делу.
О профессиональном эмоциональном выгорании и его профилактике среди сотрудников женской консультации шла речь в выступлении Маловичко Марии Константиновны, медицинского психолога женской консультации №27 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №93» Красносельского района. Профессиональное эмоциональное выгорание (ПЭВ) – это состояние, возникающее из-за хронического стресса, напрямую связанного с работой. Выгорание сотрудника возникает ввиду снижения вовлеченности в работу (демотивации), что может происходить из-за различных факторов, таких как работа в условиях многозадачности и высоких скоростей; отсутствие поддержки со стороны руководства; чрезмерная рабочая нагрузка (завышенные требования в условиях жестких временных рамок); отсутствие карьерного роста, профессионального развития; неблагоприятный эмоциональный климат в коллективе; конфликтные ситуации (межличностный, между сотрудниками и пациентами), низкий уровень зарплаты, не соответствующий затрачиваемым усилиям; страх жалоб со стороны пациентов, страх проверок и последующих штрафных санкций. Такие ситуации порой не прорабатываются со стороны руководства. Физические признаки ПЭВ: хроническая усталость; снижение физической активности; различные нарушения сна; головные боли; тошнота; сниженный или повышенный аппетит; проблемы с ЖКТ; после перерыва во время рабочего дня нет ощущения отдыха, прилива сил и энергии. Психологические признаки ПЭВ: апатия в работе и личной жизни; пассивность, подавленность; пессимизм, цинизм, безразличие; раздражительность, агрессивность; повышенная тревожность; скука, тоска; ощущение беспомощности, безнадежности; неспособность сосредоточиться; желание побыть в одиночестве после работы.
Особенности работы сотрудников женской консультации: взаимодействие с пациентками акушерско-гинекологической практики находится в интимной, личной сфере жизни, поэтому крайне важно установить доверительный контакт для качественного оказания медицинской помощи. Высокий уровень ответственности: большая ответственность за здоровье (как физическое, так и ментальное), за жизнь человека. В случае работы с беременными женщинами, сотрудники несут ответственность не только за состояние и здоровье матери, но и будущего ребенка. Высокая нагрузка в условиях высоких скоростей: сотрудники обязаны быстро и эффективно выполнять множество целей и задач (сбор анамнеза, заполнение документации и т.д.) в ограниченный период времени и быть при этом эмоционально устойчивы. Система взаимодействия «человек-человек»: для того, чтобы помощь в системе человек-человек была эффективной, необходимо обладать высоким уровнем эмпатии. Но ввиду того, что зачастую происходит столкновение с травматичными ситуациями, сотрудники склонны выбирать позицию меньшей эмпатичности, как способ совладания со стрессом.
Докладчик подробно остановилась на психологическом исследовании, которое было проведено на базе СПб ГБУЗ ГП №93 среди сотрудников женской консультации №27. По результатам исследования было установлено, что около 40% сотрудников женской консультации имеют симптомы, присущие человеку с ПЭВ. Для более эффективной профилактики ПЭВ необходимо придерживаться как равноправного группового подхода, так и индивидуального подхода в проработке проблем, которые приводят к ПЭВ. Психолог дала ссылку на конкретные упражнения для снятия тревоги и стресса.
О психолого – педагогическом проекте «Возрождение материнской любви у беременных женщин поколения Z» шла речь в выступлении Стрельниковой Елизаветы Валериевны, медицинского психолога женской консультации №16, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Василеостровского района, победителя Всероссийского конкурса «Святость материнства -2023». Она рассказала о работе Школы здоровой семьи «Василиса», ведущей подготовку к родам и профессиональному родительству, о результатах и перспективах проекта Арт-терапия для беременных и мам «Сильная Я», о проекте «Маленькие няни» и программе «К здоровой семье через детский сад», об особенности личности разных поколений молодежи. Так поколению  Z сегодня до 20 лет. Это поколение не может себя представить без Интернета, гаджетов. Типичный представитель поколения Z не может в течение долгого времени быть сосредоточенным на какой-либо задаче, ему нужно переключать внимание. Они не признают авторитетов, интересуются наукой и технологиями. Классическую лекцию для беременных поколения Z и позже без интерактива, смены видов деятельности, презентаций сейчас прочитать невозможно. Им нужна увлекательная игра-квест, использование онлайн ресурсов.
После окончания семинара всем участникам были вручены букеты цветов.

Как сохранить познавательную способность в пожилом возрасте

Психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская.
Количество пожилых людей в Санкт-Петербурге неуклонно растет, поэтому ставится вопрос о повышении качества их жизни, о сохранении когнитивных функций, о продлении трудоспособности. Впервые ученые доказали, что интеллект играет не последнюю роль в вопросах долголетия. Чем выше образование, IQ, больше «работы головой», тем выше продолжительность жизни. Соответственно, для работы и обучения нужна ясная память.
Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, это «меч», который висит над нами. Это происходит из-за общего возрастного уменьшения массы мозга и снижения скорости проведения импульсов по нервному волокну. Каждый человек, начиная с тридцатилетнего возраста к 70 годам теряет около 30% того, что у него было — память, внимание, скорость реакций. Мы уже не можем делать несколько дел одновременно. Процесс старения необратим, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах. Для этого требуется планомерно, постоянно и регулярно работать.
В случае выхода на пенсию нагрузка на мозг значительно снижается, мы его мало тренируем. А мозг можно и нужно тренировать в любом возрасте! Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, без привлечения дополнительных аксессуаров, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно. Запомните, что «разовые набеги» — позанимался неделю-другую и бросил, результатов не дадут.
Одна группа упражнений стимулирует работу мозга, другая тренирует внимание, третья – память. Эти упражнения не надо делать долго, хватит 3-5 минут, например, во время рекламной паузы по телевизору. Этого будет достаточно. Они все физически доступны. У вас нет аргументов их не делать, кроме лени. Из всего множества предлагаемых упражнений надо выбрать для себя десяток «по душе», которые вам будет приятно и интересно выполнять. Эффект будет заметен уже после двух месяцев регулярных тренировок.
Стоит отметить, что с 12 до14 часов наш мозг малоэффективен. Когда мы хотим есть или спать, все наши упражнения бесполезны. Поэтому все упражнения стоит выполнять с 8 до 12 часов или с 16 до 19 часов.
Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе и рационально, разнообразно и регулярно питаться. Также наш мозг нуждается в кислороде. Поэтому необходимо регулярно проветривать помещения, в которых вы находитесь. Достаточно 5 минут.
Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика. Она отлично работает и у пожилых, а не только у детей. Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Работайте с мелкими предметами.  Для мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.
Упражнение «Ленивые восьмерки». Они есть для рук и глаз. Для рук: нарисовать на листе горизонтальную восьмерку. Затем начать обводить ее черным фломастером в течение 1 минуты сначала правой рукой, затем левой, потом одновременно двумя руками вместе. Когда вы привыкните, то можно рисовать восьмерки на столе пальцем. Для глаз: мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делаем это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.
Упражнение «Перекрестные шаги». Его лучше делать утром. Стоя очень медленно сгибаем локоть правой руки и касаемся им поднятого левого колена. Затем левым локтем касаемся правого колена. Смысл упражнения в «перекручивании» тела. Начинаем делать упражнение с 3-4 раз, постепенно доводя до 10. Все упражнения можно чередовать.
Очень полезна «музыкотерапия». Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Достаточно 20-30 минут в день. Но слушать музыку надо утром и днем, а не вечером. Для активизации мозга хорошо начинать день с прослушивания любых произведений Моцарта в классическом оркестровом исполнении.
Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Подходят любые песни. Стиль и содержание значения не имеют. Важно четко проговаривать вслух слова песни. Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.
Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения. Можно пританцовывать, когда вы моете посуду. Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.
Большая роль в работе мозга отводится дыханию. «Дыхательное упражнение»: берем пол литровую банку, на три четверти заполненную холодной кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Еще одно полезное упражнение –«остужаем горячий чай». Представьте, что у вас в ладони блюдце с горячим чаем. Вы дуете на него 5-7 раз, затем полминуты перерыв. И так 3 захода.
С возрастом необходимо больше жевать. Из-за проблем с зубами пожилые любят больше протертую, мягкую пищу. В супе или котлетах жевать нечего. Поэтому после еды в течение 10 минут стоит что-нибудь пожевать — морковку, яблоко, сухофрукты, орехи, интенсивно двигая челюстями. Жвачка не подойдет для этой цели!
Чем чаще человек меняет положение своего тела, тем лучше для мозга! Не сидите и не лежите часами перед телевизором неподвижно. Двигайтесь, вставайте, пройдитесь по комнате.
Вносите в свою жизнь каждый день что-то новое – запахи, звуки, вкусы, меняйте привычные маршруты, переставляйте мебель, перевешивайте картины. Любое изменение заставляет мозг приспосабливаться, а значит интенсивнее работать.
Способов тренировки памяти много. Но чтобы что-то делать, надо иметь достаточную мотивацию. В ваших действиях должен быть смысл. Самый эффективный способ – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Если нет мотивации, то занятия быстро надоедят. Поэтому лучше воспользоваться самым простым  – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание. Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды. Полезно читать вслух. Таким образом мы задействуем сразу и зрение, и слух, и голос. Можно заучивать стихи и песни наизусть. Но только новые, а не вспоминать старые. Учите скороговорки, читайте текст в зеркальном отражении, вверх ногами, считайте в уме, произносите в уме слова задом наперед, выполняйте привычные действия с закрытыми глазами или другой рукой, например, чистим зубы или едим суп левой, если вы правша. Все это пойдет на пользу.
Если же вы заметили у себя какие-то проблемы с запоминанием, то стоит сходить проверить память к психологу в поликлинике. Если проблемы существенные, то лучше обратиться к психиатру. Терапевт или психолог не ставят диагноз в интеллектуальной сфере, не назначают специализированных препаратов для улучшения памяти.
Не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

Как сохранить познавательную способность в пожилом возрасте

12 марта в лектории для населения «Университет здоровья для взрослых» Городского центра общественного здоровья и медицинской профилактики состоялось очередное занятие на тему «Как сохранить познавательную способность
в пожилом возрасте?». Провела занятие психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская.
Количество пожилых людей в Санкт-Петербурге неуклонно растет, поэтому ставится вопрос о повышении качества их жизни, о сохранении когнитивных функций, о продлении трудоспособности. Впервые ученые доказали, что интеллект играет не последнюю роль в вопросах долголетия. Чем выше образование, IQ, больше «работы головой», тем выше продолжительность жизни. Соответственно, для работы и обучения нужна ясная память.
Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, это «меч», который висит над нами. Это происходит из-за общего возрастного уменьшения массы мозга и снижения скорости проведения импульсов по нервному волокну. Каждый человек, начиная с тридцатилетнего возраста к 70 годам теряет около 30% того, что у него было — память, внимание, скорость реакций. Мы уже не можем делать несколько дел одновременно. Процесс старения необратим, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах. Для этого требуется планомерно, постоянно и регулярно работать.
В случае выхода на пенсию нагрузка на мозг значительно снижается, мы его мало тренируем. А мозг можно и нужно тренировать в любом возрасте! Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, без привлечения дополнительных аксессуаров, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно. Запомните, что «разовые набеги» — позанимался неделю-другую и бросил, результатов не дадут.
Одна группа упражнений стимулирует работу мозга, другая тренирует внимание, третья – память. Эти упражнения не надо делать долго, хватит 3-5 минут, например, во время рекламной паузы по телевизору. Этого будет достаточно. Они все физически доступны. У вас нет аргументов их не делать, кроме лени. Из всего множества предлагаемых упражнений надо выбрать для себя десяток «по душе», которые вам будет приятно и интересно выполнять. Эффект будет заметен уже после двух месяцев регулярных тренировок.
Стоит отметить, что с 12 до 14 часов наш мозг малоэффективен. Когда мы хотим есть или спать, все наши упражнения бесполезны. Поэтому все упражнения стоит выполнять с 8 до 12 часов или с 16 до 19 часов.
Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе и рационально, разнообразно и регулярно питаться. Также наш мозг нуждается в кислороде. Поэтому необходимо регулярно проветривать помещения, в которых вы находитесь. Достаточно 5 минут.
Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика. Она отлично работает и у пожилых, а не только у детей. Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Работайте с мелкими предметами.  Для мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.
Упражнение «Ленивые восьмерки». Они есть для рук и глаз. Для рук: нарисовать на листе горизонтальную восьмерку. Затем начать обводить ее черным фломастером в течение 1 минуты сначала правой рукой, затем левой, потом одновременно двумя руками вместе. Когда вы привыкните, то можно рисовать восьмерки на столе пальцем. Для глаз: мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делаем это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.
Упражнение «Перекрестные шаги». Его лучше делать утром. Стоя очень медленно сгибаем локоть правой руки и касаемся им поднятого левого колена. Затем левым локтем касаемся правого колена. Смысл упражнения в «перекручивании» тела. Начинаем делать упражнение с 3-4 раз, постепенно доводя до 10. Все упражнения можно чередовать.
Очень полезна «музыкотерапия». Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Достаточно 20-30 минут в день. Но слушать музыку надо утром и днем, а не вечером. Для активизации мозга хорошо начинать день с прослушивания любых произведений Моцарта в классическом оркестровом исполнении.
Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Подходят любые песни. Стиль и содержание значения не имеют. Важно четко проговаривать вслух слова песни. Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.
Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения. Можно пританцовывать, когда вы моете посуду. Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.
Большая роль в работе мозга отводится дыханию. «Дыхательное упражнение»: берем пол литровую банку, на три четверти заполненную холодной кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Еще одно полезное упражнение –«остужаем горячий чай». Представьте, что у вас в ладони блюдце с горячим чаем. Вы дуете на него 5-7 раз, затем полминуты перерыв. И так 3 захода.
С возрастом необходимо больше жевать. Из-за проблем с зубами пожилые любят больше протертую, мягкую пищу. В супе или котлетах жевать нечего. Поэтому после еды в течение 10 минут стоит что-нибудь пожевать — морковку, яблоко, сухофрукты, орехи, интенсивно двигая челюстями. Жвачка не подойдет для этой цели!
Чем чаще человек меняет положение своего тела, тем лучше для мозга! Не сидите и не лежите часами перед телевизором неподвижно. Двигайтесь, вставайте, пройдитесь по комнате.
Вносите в свою жизнь каждый день что-то новое – запахи, звуки, вкусы, меняйте привычные маршруты, переставляйте мебель, перевешивайте картины. Любое изменение заставляет мозг приспосабливаться, а значит интенсивнее работать.
Способов тренировки памяти много. Но чтобы что-то делать, надо иметь достаточную мотивацию. В ваших действиях должен быть смысл. Самый эффективный способ – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Если нет мотивации, то занятия быстро надоедят. Поэтому лучше воспользоваться самым простым  – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание. Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды. Полезно читать вслух. Таким образом мы задействуем сразу и зрение, и слух, и голос. Можно заучивать стихи и песни наизусть. Но только новые, а не вспоминать старые. Учите скороговорки, читайте текст в зеркальном отражении, вверх ногами, считайте в уме, произносите в уме слова задом наперед, выполняйте привычные действия с закрытыми глазами или другой рукой, например, чистим зубы или едим суп левой, если вы правша. Все это пойдет на пользу.
Если же вы заметили у себя какие-то проблемы с запоминанием, то стоит сходить проверить память к психологу в поликлинике. Если проблемы существенные, то лучше обратиться к психиатру. Терапевт или психолог не ставят диагноз в интеллектуальной сфере, не назначают специализированных препаратов для улучшения памяти.
Не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.