Семинар «Развитие гигиенических навыков у детей в семье, в образовательных учреждениях и детских домах»

19 октября 2015 года в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Развитие гигиенических навыков у детей в семье, в  образовательных учреждениях, в детских домах» для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, психологов, преподавателей биологии, преподавателей физкультуры образовательных учреждений, социальных работников детских поликлиник, детских домов и школ-интернатов, врачей ООМПД в ОУ.

В докладе «Роль семьи в формировании здоровья детей» доцент кафедры гигиенического воспитания, обучения и организации медицинской профилактики Северо-Западного ГМУ им. И.И.Мечникова Васюхичева О.В.  подчеркнула, что основная цель  медицинского обеспечения детей – это сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья,  а также формирование  у детей устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Докладчик подчеркнула, что на здоровье детей оказывают влияние такие неблагоприятные факторы среды как загрязнение атмосферного воздуха, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия жилища, возможный низкий  материальный  уровень жизни  семьи, посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня из-за большой занятости на работе матерей, злоупотребление  алкоголем у отцов,  большая суммарная нагрузка школьников, несоблюдение режима дня и особенно постоянного недосыпания детей.

К факторам риска, которые создают  условия для развития заболеваний,  отнесены недостаточная или избыточная двигательная активность детей,  недостатки в организации питания, отсутствие гигиенических навыков, наличие вредных привычек у родителей, а также неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.

Важно обеспечить детям наличие оздоровительных факторов: соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, оптимальный двигательный режим, закаливание, здоровое питание, рациональный суточный режим (учебный режим, сон), отсутствие вредных привычек, достаточное пребывание на свежем воздухе, предупреждение переохлаждения и перегрева, положительные эмоции, стимулирующие физиологические защитные механизмы, своевременную вакцинацию. Формирование стоматологических гигиенических навыков у детей, по мнению Стельмащук Н.Б.,  врача-стоматолога высшей категории  СПб ГБУЗ  «Стоматологическая поликлиника № 33», которая выступила с докладом «Развитие стоматологических  гигиенических навыков у детей», должно начинаться с раннего детского возраста. Так как именно в это время, лучше всего усваиваются навыки по индивидуальной гигиене и полости рта, в том числе. Если в семье отсутствуют правильные представления о гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у ребенка  они  будут  иными, чем у родителей. Поэтому воспитательные санитарно-просветительские беседы и лекции параллельно необходимо проводить и с родителями. Родители должны знать, что чистить зубки ребёнку необходимо с момента их появления, при этом большую роль играет правильное питание новорождённого ребёнка.

На сегодняшний день прослеживается четкая взаимосвязь между чисткой зубов, качеством чистки зубов, количеством чисток и кариесом зубов, его интенсивностью и распространенностью, а также временем появления его первых признаков. Необходимо также рекомендовать воспитателям и учителям, что все полученные навыки, знания и информацию необходимо постоянно контролировать, развивать и углублять дальнейшие знания по гигиене и профилактике.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.