Семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей»

12 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Современные возможности диагностики и коррекции слуха у детей» для заведующих, врачей, медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, врачей-педиатров отделений медико-социальной помощи, врачей-оториноларингологов, врачей-сурдологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений. Туфатулин Газиз Шарифович,  к.м.н.,  главный врач СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», ассистент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» МЗ РФ познакомил участников семинара с современными возможностями диагностики и коррекции слуха у детей.
Для начала докладчик напомнил о терминологии. Так врач-оториноларинголог (ЛОР) – специалист, занимающийся диагностикой, медикаментозным и хирургическим лечением заболеваний уха, горла и носа. Врач-сурдолог-оториноларинголог – «узкоспециализированный ЛОР» — специализируется на диагностике и лечении нарушений слуха и равновесия. Врач-сурдолог-протезист –«узкоспециализированный сурдолог» специализируется на подборе, настройке слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов.Аудиолог – за рубежом – специалист по диагностике слуха и слухопротезированию. Тугоухость у детей – понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков.
Как измеряется слух? Методом тональной пороговой аудиометрии, являющимся золотым стандартом диагностики. Пороги слуха в норме не должны превышать 25 дБ в диапазоне 125-8000 Гц. Различают тугоухость: легкой степени, когда человек не слышит тихих звуков (шелеста листвы, пение птиц, некоторые фонемы, поэтому имеетнекоторые проблемы с разборчивостью речи); при умеренной степени пациент не слышит примерно половину от сказанного; при тяжелой степени с пациентом надо говорить очень громко, чтобы он нас понимал, такой пациент обязательно нуждается в слуховой коррекции; при глубокой степени восприятие речи невозможно. Различают следующие типы тугоухости: кондуктивная и сенсоневральная,последнюю делят напериферическую, слуховую нейропатию ицентральные слуховые расстройства. Бывают и смешанные формы тугоухости. Кондуктивная тугоухость поддается лечению и во многих случаях — полному восстановлению слуха. Она связана с нарушением звукопроведения (например, отит, серная пробка). Сенсоневральная тугоухость связана с потерей чувствительности рецепторного аппарата к звукам.
Каковы же причины тугоухости у детей? Они разнообразны: генетические факторы, инфекционные и вирусные заболевания, использование лекарственных препаратов с ототоксическим эффектом, токсикозы беременности, тяжелая анте- и интранатальная гипоксия плода, глубокая степень недоношенности (гестационный возраст менее 32 недель), переношенность (гестационный возраст более 41 недели), низкая масса тела при рождении, врожденная патология челюстно-лицевого скелета, внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденного, стойкая и/или выраженная гипербилирубинемия , острые и хронические отиты, аденоидиты, синуситы, травмы головы. У пациентов с сенсоневральной тугоухостью могут наблюдаться следующие проблемы: ухудшение восприятия тихих звуков, дискомфортное восприятие громких звуков, недостаточная разборчивость речи в тишине, очень плохая разборчивость речи в шуме, сложности в локализации источника звука, психологические проблемы (замкнутость, подозрительность, депрессия, стресс) и социальные проблемы (например, трудности в трудоустройстве). Слух должен быть восстановлен до 2-3 лет с помощью коррекции и лечения, тогда прогноз будет благоприятен и ребенок заговорит. Если слух не восстановить до 5 лет, то ребенок вряд ли сможет догнать сверстников в речевом развитии. Поэтому диагноз необходимо поставить как можно раньше. Для этого скрининг проводят еще в роддоме на третьи сутки жизни ребенка методом вызванной отоакустической эмиссии.В детской поликлинике после выписки из роддома также проверяют слух. Если выявляются нарушения или есть факторы риска по тугоухости, то ребенка направляют на углубленное обследование в детский сурдологический центр. Там для диагностики слуха у детей применяютсяобъективные методы, которые чаще всего проводятся у детей до 3 лет, во сне или под наркозом (импедансометрия,регистрация отоакустической эмиссии,регистрация слуховых вызванных потенциалов мозга) исубъективные методы, работающие у детей с 6 месяцев, требующие участия ребенка (6 мес.-1,5 года –поведенческая аудиометрия с визуальным подкреплением, с 1,5 лет-игровая аудиометрия, с 4-5 лет –тональная пороговая аудиометрия по стандартной методике). Диагноз должен быть подтвержден и субъективными, и объективными методами. У детей есть особые слуховые потребности. Они изучают, познают язык и не имеют возможности «заполнить пробелы» в тех случаях, когда отдельные звуки или слова не слышны, как это происходит у взрослых. Им необходимо обеспечение слышимости всего фонематического ряда и тихих звуков. Большую часть времени дети слышат речь других детей или женщин, она имеет больший высокочастотный компонент, нежели мужская речь. Им важно обеспечить слышимость высокочастотных звуков. Дети нуждаются в лучших акустических условиях для понимания речи, чем взрослые и испытывают большие сложности понимании тихой речи, речи в условиях шума.При использовании коррекции слуха с помощью слухового аппарата у детей есть необходимость выбора больших значений усиления, чем для взрослых; уменьшение шума; применение вспомогательных слуховых технологий. Как минимум в первые три года жизни ребенка использование им слухового аппарата контролируется родителями. Есть необходимость обучения родителей правилам эксплуатации и ухода за слуховым аппаратом. Если ребенок использует аппараты, которые не обеспечивают ему слышимости всего речевого диапазона, то он имеет риск отставания в речевом развитии и/или обучении.
Каков же современный подход к абилитации детей с тугоухостью?
Во-первых, это медицинский (медико-технический) компонент: постановка диагноза по слуху – до 4 мес, слухопротезирование – до 6 мес кохлеарная имплантация (глухие дети) — с 8 мес,стволомозговая имплантация – с 2-х лет.
Во-вторых, психолого-педагогический компонент:занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, языка, речи и др.;психологическая поддержка и обучение родителей.Если раньше основной задачейабилитации было предотвращение развития и коррекция вторичных нарушений, то сегодня основная задача – создание условий для нормального развития. Цель слухопротезирования – обеспечить ребенку с тугоухостью возможность доступа к звукам окружающей среды, в частности, речи, настолько, насколько это возможно в конкретном случае, минимизация негативного влияния тугоухости на слухоречевое развитие и академическую успеваемость.
Лектор подробно остановился на возможностях современного слухопротезирования, на типах и устройстве слуховых аппаратов, рассказал об этапах слухопротезирования, о правилах адаптации к слуховым аппаратам, о показаниях к кохлеарной имплантации, о вспомогательных слуховых технологиях, о пилотном проекте по массовому обследованию слуха у учащихся школ Санкт-Петербурга, о работеДетского сурдологического центра, где состоит на учете в 2 645 детей, инвалидов – 1 233, детей после кохлеарной имплантации – 380 (билатеральной – 77), выдается слуховых аппаратов ежегодно – 100 штук, о том, как попасть на прием в Центр.