Семинар «Нервно-психическое развитие ребенка»

13 октября в Городском центре медицинской профилактики  для медицинских работников кабинетов здорового ребенка, дошкольных образовательных учреждений, участковых педиатров и медицинских сестер детских поликлиник состоялся семинар «Нервно-психическое развитие ребенка».

Доцент, к.м.н., врач-неонатолог кафедры педиатрии и неонатологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Ирина Михайловна Шатилло сделала доклад   «Роль врожденных инфекций в развитии перинатальных поражений центральной нервной системы». Она отметила, что населению мало известно об этой теме. Какова распространенность врожденных инфекций в популяции? Каков риск передачи инфекции от матери плоду? Каковы возможности лечения? Каковы ранние и поздние последствия заболевания? На эти вопросы большинство затрудняется ответить. Врожденные инфекции – те заболевания, возбудители которых передаются от матери плоду во время беременности или в процессе родов. Сегодня еще используется термин «инфекции, специфичные для перенатального периода». Источником заражения является мать, которая может инфицировать плод. При внутриутробном инфицировании клиническая картина заболевания у плода и новорожденного зависит от срока беременности. Внутриутробное инфицирование встречается в 10 -15% случаев.

Цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, генитальный герпес – наиболее часто встречающиеся врожденные инфекции. Помимо классических возбудителей, доказано вредное  влияние на человеческий плод более 100 микроорганизмов. Преждевременные роды почти всегда обусловлены инфекцией матери.

Самая распространенная в мире – цитомегаловирусная инфекция. Ею инфицировано до 2,5% новорожденных. Она является основной причиной детской инвалидности. Врожденная цитомегаловирусная инфекция возникает только у человека, особенно восприимчивы плод и новорожденные дети. У 70% детей  с врожденной цитомегаловирусной инфекцией встречаются такие осложнения, как ДЦП, слепота, глухота, эпилепсия. Цитомегаловирусная инфекция клинически может развиваться у новорожденного или спустя несколько лет. У детей нередко выявляются пороки развития сердца, почек и ЦНС. При позднем развитии заболевания у детей регистрируются нарушение слуха, зрения и отставание в нервно-психическом развитии.

Еще одно врожденное заболевание — врожденная краснуха. Она возникает при тератогенном действии вируса в период внутриутробного развития плода. Источником инфекции является впервые заболевшая краснухой беременная женщина. Особенно опасно воздействие вируса в первые три месяца беременности: могут развиваться тяжелые повреждения плода. Лечения врожденной краснухи нет. Типичные признаки врожденной краснухи: слепота, порок сердца и глухота. Заболевание может проявляться тяжелым поражением головного мозга, глаз, пороками развития опорно-двигательного аппарата, мочеполовой и пищеварительной систем. Ранним проявлением врожденной краснухи является образование множественных геморрагий. Характерно развитие гепатита, анемии и пневмонии. Профилактика заключается в вакцинации девочек от краснухи в детском возрасте.

«Страхи ребенка» — такова была тема доклада к.м.н., клинического психолога психотерапевтического отделения СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина Инги Леонидовны Капланской. Страхи – это интенсивно выраженная эмоция,  ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия. У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых, чаще всего, родителей или  самовнушения.

Причины возникновения детских страхов: перенесённая  ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус собаки); излишне частое напоминание родителями ребёнку о возникновении неприятных ситуаций; сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности; частые запреты; разговоры в присутствии детей о негативных явлениях (смертях, убийствах, пожарах); конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок; разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка; осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, бабайка), чтоб добиться послушания. Это возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей. Часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Есть еще и ряд условий для развития детских страхов. Плохо действует на ребёнка стремление матери быстрее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует свое одиночество. Если родитель не избавился от своих собственных страхов, то он может передать их своим детям. «Поучающие» родители формируют безосновательное беспокойство у ребенка.

Наличие тех или иных детских страхов зависит от возраста ребёнка. У детей первого года жизни наиболее типичные страхи связаны с отдалением ребёнка от  матери. Новорожденные боятся резких громких звуков, вспышек яркого света. В 7 месяцев ребенок беспокоится по поводу отсутствия матери, в 8 месяцев боится чужих. С 14 месяцев малыш перестает бояться чужих и беспокоиться из-за отсутствия мамы. В то же время у него повышается чувствительность к эмоциональному состоянию близких.  До 3-х лет дети чаще всего боятся темноты, остаться в одиночестве. После 3-х лет  ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества. В 5 лет он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то  же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед какой-то болезнью. В 7 лет, когда ребенок идет в школу, появляются страхи, связанные с учёбой – боязнь опоздания, сделать ошибку, получить плохую оценку,  не оправдать ожидания взрослых.

Нельзя пугать ребенка, уменьшать его страхи, легкомысленно относиться к его боязни. Многие родители считают, что проблемы есть у ребенка, а не у них и не хотят работать с психологом. Но при наличии различных страхов у ребенка целесообразно работать со всей семьей. Семейная психотерапия будет особенно эффективной, если в ней будут участвовать отцы. Необходимо помнить, что в детской поликлинике есть специалисты, готовые решить эту проблему.