В Городском центре медицинской профилактики 21 ноября 2016 года состоялся семинар «Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики заболеваний учащихся» для педагогов образовательных организаций, заведующих и врачей-педиатров отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях городских детских поликлиник.
Заведующая кафедрой медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, профессор Потапчук А.А. в докладе «Организация процесса физического воспитания учащихся с учетом состояния здоровья детей» отметила то, что функциональные нарушения здоровья за последние 20 лет увеличились: у юношей - на 89%, у девушек - на 52%. Докладчик детально остановилась на современных тенденциях физического состояния детей. Особенностью физического развития детей в настоящее время является ряд феноменов: феномен децелерации, т.е. отставание в физическом развитии, что ведёт к дисгормональным и диспластическим нарушениям в организме ребёнка, нарушении соотношения вес-рост для определённого возрастного периода, и, как следствие, нарушениям моторики движений, в том числе мелкой. Синдром психосоматической астенизации ведёт к развитию гиперактивности детей с дефицитом внимании. Особенностью течения заболеваний является и переход острых форм заболеваний в хронические заболевания с рецидивирующим течением в детском и подростковом возрасте.
Докладчик дала определение групп здоровья и физкультурных групп, их соотношение. Критериями распределения в медицинские группы являются наличие заболеваний у ребёнка, состояние его физического развития, функциональное состояние систем организма и сопротивляемость организма.
Распределение детей на группы по физическому воспитанию, которые подразделяются на основную – включены здоровые и с незначительными морфофункциональными отклонениями дети, подготовительную, в которую входят дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, а также со слабой физической подготовленностью и специальную, которая делится на специальную «А» и «Б».
При определении физической нагрузки детям в учебном процессе важно персонально распределять детей по группам согласно предложенной классификации в целях сохранения здоровья и гармонизации их физического развития.
В докладе «Диспансеризация – основа настоящего и будущего здоровья детей» главный врач СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 118» Калининского района Щербакова Е.Г., в соответствии с приказом Минздрава РФ от 21.12.2012г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», дала понятие диспансеризации детей и её основные цели, одной из которых являетсясохранение, укрепление и восстановление здоровья детей.
Докладчик отметила основные факторы риска, влияющие на здоровье детей: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка; социальные условия (питание, жилищные условия, образ жизни, уровень образования родителей, доход семьи, психологический климат в семье); а также факторы учебного процесса.
По данным учреждения, которое представляет докладчик, удельный вес детей, относящиеся к 1-ой группе здоровья снижается с 16,2% перед школьным обучением до 9,8% к 14 годам, а удельный вес детей с 3-ей группой здоровья, в тех же возрастных группах, растёт с 13,4% до 25,8%.
Докладчик подчеркнула, что в процессе взросления ребенка и увеличении количества факторов риска, влияющих на его здоровье, возрастает среднее количество заболеваний на одного ребенка. Проводимая в настоящее время диспансеризация детского населения позволяет динамично наблюдать детей с рождения и до окончания школы, направлена на раннее выявление рисков развития заболеваний, своевременное их предупреждение, проведение индивидуальных лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.
Докладчик призвала слушателей помнить, что сохранить здоровье легче, чем вернуть его. А дети – наше будущее и здоровье нашей нации!