Семинар «Профилактика заболеваний детей у ребенка первого года жизни

В Городском центре медицинской профилактики 27 мая 2016 года состоялся семинар «Профилактика заболеваний детей у ребенка первого года жизни» для участковых педиатров и медицинских сестёр, медработников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник.

С докладом «Профилактика стоматологических заболеваний у детей от 0 до 3-х лет» выступила Седнева Яна Юрьевна, к.м.н., врач-стоматолог высшей категории, главный врач СПБ ГБУЗ «Городская детская стоматологическая поликлиника №6». Яна Юрьевна отметила, что количество детей со стоматологическими заболеваниями очень распространено. Так по данным Национального эпидемиологического стоматологического обследования по критериям ВОЗ (2008 год) 84% 6-ти летних детей имеют кариес временных зубов (90% в СПб). Исследования стоматологической заболеваемости детей раннего возраста показали увеличение поражаемости кариесом детей от года до трех лет в 2,5-3 раза; распространенность кариеса к 4-м годам составляет  от 20 до 80% в разных регионах.

Причинами возникновения заболеваний полости рта могут быть: антенатальные факторы, патология беременности, генетическая предрасположенность, ухудшение экологической ситуации,  преобладание в рационе ребенка легкоферментируемых углеводов, акселерация физического развития, низкий уровень гигиены полости рта.

Наиболее часто встречаемое заболевание – кариес. Особенностями кариеса раннего детского возраста являются: множественность поражения (до 20 зубов), быстрота распространения, быстрое развитие осложнений, «циркулярный» кариес.

Искусственное вскармливание, длительное сосание соски, сосание пальцев, нижней губы и других предметов, преимущественное употребление мягкой пищи, увеличенные аденоиды, неправильное положение головы во время сна, являются факторами риска развития аномалии прикуса.

Особо была освещена тема гигиены полости рта ребенка для детей до 1 года и детей до 3-х лет. Так же были даны рекомендации по питанию в разные возрастные периоды, позволяющие предотвратить образование стоматологических заболеваний.

Яна Юрьевна особо подчеркнула, что необходимо информировать и давть необходимые знания родителям, которые на своём примере смогут привить детям правильное гигиеническое поведение.

Левин Сергей Владимирович, врач-аудиолог, к.м.н., ФГБУ «СПб научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» МЗ Российской Федерации в своём докладе            «Аудиологический скрининг у детей раннего возраста» обратил внимание, что данный вопрос является актуальным. В России на 1000 новорожденных рождается 1 ребенок с врожденной глухотой и к концу года таких детей становится больше. Сергей Владимирович перечислил основные нормативные документы, в соответствии с которыми проводится аудиологический скрининг. К задачам скрининга тугоухости относятся: ранняя диагностика тугоухости, раннее слухопротезирование, ранняя абилитация.

Факторами риска, которые могут привести к развитию тугоухости, являются  инфекционные и вирусные заболевания матери в период беременности, наличие нарушений слуха у родственников, патология челюстно-лицевого скелета, недоношенность и другие.

Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей 1-го года жизни проводится в два этапа: первый этап (использование регистрации отоакустической эмиссии) – в родильных домах и поликлиниках и второй этап (использование регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов) – в центрах реабилитации слуха.

В докладе «Что такое раннее вмешательством почему оно «работает»?» Игрушкина Татьяна, заведующая отделом по работе с семьями, специальный педагог и Обимаха Дарья, психолог НОУ ДПО «Санкт-Петербургского института раннего вмешательства» рассказали о работе своей организации. Институт занимается разработкой, апробацией и распространением инновационных программ в области раннего вмешательства и оказанием помощи семьям с детьми раннего возраста. Направлениями работы являются: образовательные программы, распространение знаний, клиническая работа, исследовательские проекты.

Целью раннего вмешательства является развитие способностей и компетентности семьи, для улучшения развития ребенка, минимизирования потенциальной задержки в развитии, уменьшения стоимости его образования. В институте применяется семейно-центрированный подход, а так же принципы индивидуализации и междисциплинарности.