Cеминар «Роль отца, матери и ближайших родственников в воспитании ребёнка»

12 октября в Городском центре медицинской профилактики для участковых врачей и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений в рамках Всемирного дня психического здоровья состоялся семинар «Роль отца, матери и ближайших родственников в воспитании ребёнка».
«Роль отца, матери и ближайших родственников в воспитании ребенка» — на эту тему выступили сразу три докладчика из СПб ГКУЗ «Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями»: заведующая медико-психологическим отделением Раиса Геннадьевна Юрьева, психолог Игорь Рэмович Елисеев и медицинская сестра Надежда Николаевна Ягодкина. Раиса Геннадьевна отметила, что среди заболеваний, которые ведут к инвалидизации детей и подростков, одна треть – это психические нарушения. А психоречевые нарушения у детей сегодня чуть ли не ведущая патология. Это расплата за увеличение скорости и количества информационных потоков, влияющих на развитие ребенка. Для того, чтобы лечение ребенка было успешным, необходимо работать со всей семьей, мотивировать на работу всех ее членов. Отрадно, что все больше стало участвовать в лечебном и реабилитационном процессе пап и дедушек.
«У нас особое отношение к мамам и папам. Мы стараемся дать им больше информации, передать методику занятий с детьми, чтобы они были компетентны, не зависели постоянно от врача, могли помогать своим детям дома. Ведь врач – это посторонний человек, а ребенку нужно родительское тепло. Наши занятия с детьми – это и открытые уроки для родителей», — говорит Надежда Николаевна. Она привела примеры игр с детьми.
«Многие родители не знают, как можно помогать своим «особенным» детям дома. Мамы попросту не умеют играть с детьми. На своих мероприятиях мы рассказываем и показываем родителям, как можно и нужно играть с ребятами, в частности, с ДЦП, как искать ту точку, на которую ребенок отзывается. Необходимо играть с ребенком, а не развивать его! Игры на руках и коленях у родителей очень нужны, чтобы ребенок начал ощущать свое тело, чувствовать родительское тепло, связь с близкими, доверие к миру. Наша личность формируется из привязанности к родным. Необходима физическая близость, игра, а не дорогие игрушки на раннем этапе развития. Если мама мало играла с малышом на руках в то время, когда зарождались все его чувства, то позже потребуется его «добаюкать». Если не было этих игр с матерью, ее физического тепла, то все это будет иметь отдаленные последствия в эмоциональной жизни ребенка», — рассказал Игорь Рэмович.
О типах семейного воспитания и расстройств поведения у детей шла речь в выступлении доцента кафедры психиатрии и наркологии СПб ГПМУ, к.м.н., Веры Владимировны Поздняк. Выделяют несколько типов семейного воспитания.
Первый – гипопротекция. Он характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью. Есть скрытая гипопротекция, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Есть потворствующая гипопротекция, когда недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Второй тип — доминирующая гиперпротекция. Проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Это тот случай, когда ребенка буквально душат родительской любовью. «Мы очень любим свое чадо и боимся, что с ним что-то случится» — основной родительский мотив гиперпротекции.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Обычно это происходит в семьях, где много опекунов – бабушек, дедушек, дядь, теть и т. д. Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности. Здесь может идти декомпенсация по истерическому типу. Приходя в коллектив, ребенку трудно понять, почему он не центр внимания, почему его не выделяют. У него то голова болит, то вдруг рвота, то обморок при вызове к доске. В подростковом возрасте такие дети становятся манипуляторами, нанося себе то уколы, то порезы. Этот тип воспитания может навредить ребенку уже во взрослой жизни.
Есть тип воспитания в культе болезни. Он обычно специфичен для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Когда мы говорим об эмоциональном отвержении, как о типе воспитания, то часто речь идет о многодетных семьях, о детях от разных браков. Картина усугубляется, когда падчерица, пасынок в семье принимаются родителями на положении Золушки. До семи лет ребенок не обязан помогать родителям. Его основное занятие – только игра! А здесь старшая девочка должна ухаживать за младшими детьми, выполняя функции мамы. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Следующий тип воспитания — «жестокое отношение». Оно может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку: «Ты плохо себя ведешь, я с тобой не говорю». Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Тип «повышенная моральная ответственность» характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию
Наконец, тип «противоречивое воспитание». Это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка.