Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний

В 2019-2021 годах Всемирный день борьбы против рака проходит под лозунгом «Я есть и я буду». 15 февраля — Международный день детей, больных раком, который отмечается ежегодно с 2003 года.
4 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика факторов риска и ранняя диагностика рака в детском возрасте как превентивная мера онкологических заболеваний», посвященный Всемирному дню борьбы с онкологическими заболеваниями. Участниками семинара стали заведующие и врачи педиатрических отделений и отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковые педиатры детских поликлиник.
Работу семинара открыла демонстрация мультфильма Благотворительного фонда семьи и детства «Симптомы рака у детей».
Затем выступила Полина Сергеевна Шило, онколог, программный директор образовательного проекта «Высшая школа онкологии» с докладом «Принципы скрининга и раннее выявление рака». Докладчик говорила о скрининге и естественном течении конкретных локализаций злокачественных новообразований (ЗНО), о «скрининговом окне». Цель скрининга – продление жизни населения, снижение смертности, замедление развития рака. Скрининг направлен на выявление предопухолевых изменений, протекающих без симптомов. Если есть симптомы, то это уже будет ранняя диагностика, а если опухоль большая и дала метастазы, то это уже поздняя диагностика. Чем чаще выполняется скрининг, тем выше вероятность не пропустить начало заболевания. Кому и когда показан скрининг? Когда заболевание очень распространено, когда есть преимущества от выявления на бессимптомной стадии, принадлежность к группе риска, возможность выявления в рамках «скринингового окна», наличие дешевого высокоинформативного теста. На какие заболевания должен быть направлен скрининг? На выявление рака толстой кишки, предстательной железы, легкого, молочной железы, рака шейки матки.
По рекомендациям ВОЗ, детские онкологические заболевания не подлежат скринингу. Наблюдение и обследование показано группам детей с наследственными опухолевыми синдромами. И здесь речь идет скорее о ранней диагностике и мерах профилактики. Если говорить о вкладе в будущее по предотвращению рака у женщин, то надо говорить о вакцинации девочек с 9 лет против Вируса папилломы чедовека (ВПЧ).
Об онкологической настороженности в практике врача — педиатра говорил в своем выступлении онколог, завуч кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии СПб ГПМУ Глеб Валентинович Кондратьев. В Санкт-Петербурге ежегодно ЗНО заболевают до 120 детей. У 60-70% диагноз ставится на поздних стадиях, как следствие – тяжелые последствия противоопухолевой терапии. В лидерах острый лейкоз (32%), опухоли ЦНС (20%), злокачественные лимфомы (13%), нейробластомы(7%), нефробластомы (7%). У детей, в отличие от взрослых, опухоль растет очень быстро. 20% опухолей растут молниеносно, 40% — выявляются к сожалению на поздних стадиях, 40% -то, что не смогли увидеть и распознать. У врачей всегда должна быть онконастороженность: «Если диагноз не ясен – думай о раке». В Санкт-Петербурге есть большие возможности для лечения детей с ЗНО. Долговременная выживаемость очень высока – при лимфогранулематозе -97%, при опухоли Вилмса -90%, при остром лимфобластном лейкозе — 87%, при этом сохраняется хорошее качество жизни. Основной метод лечения у детей – химиотерапия, а не операция, как у взрослых. Симптомы опухолевого процесса у детей неспецифичны. При подозрении на ЗНО необходимо выполнить УЗИ-скрининг. Необходима дифференциация злокачественного и незлокачественного процесса, для этого предложен ряд дополнительных исследований. У детей до года самая частая опухоль – нейробластома. Пик заболеваемости острым лейкозом – 2-5 лет. У школьников преобладает ЗНО костной системы. Докладчик рассмотрел конкретные примеры ЗНО из практики.
Об опыте реабилитации детей с онкопатологией после химиотерапии в НИИ ДОГ и Т им. Р.М.Горбачевой рассказала Алла Аскольдовна Потапчук, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой медицинской реабилитации и АФК Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. После трансплантации костного мозга страдает качество жизни, у детей появляется боль, одышка, наблюдается физическое и психическое истощение, депрессия, слабость, страдают когнитивные функции. Докладчик подробно остановилась на этапах и методах ранней реабилитации детей, отметила необходимость психологической реабилитации как ребенка, так и его родственников. Большое внимание Алла Аскольдовна уделила проекту «УчимЗнаем» о построении образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в условиях онкологического стационара и «госпитальной педагогике».