Cеминар «Светя другим, сгораю сам»

В Городском центре медицинской профилактики 13 февраля 2018 года состоялся семинар по вопросам медицинской этики и деонтологии «Consumor aliis inserviendo. Светя другим, сгораю сам» для специалистов отделов здравоохранения районов, руководителей медицинских организаций, главных акушерок, медицинских сестёр женских и молодежных консультаций, детских поликлиник, юристов и психологов.
Приветствуя участников семинара Жолобов Владимир Евгеньевич подчеркнул важность и необходимость уважительного и внимательного общения с пациентом, что служит дополнительным фактором благополучного лечения больного. В докладе «Комплаенс как медико-социальная и этическая проблема» заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПб ГПМУ, д.м.н., профессор Микиртичан Г.Л. подчеркнула, что понятие «комплаенс», что в переводе с латинского означает «совершение, исполнение, выполнение», в переводе с английского – «согласие», вошло в обиход в 80-х годах 20 века.
В понятие комплаентного поведения пациента, соответствующего рекомендациям лечащего врача, включают как прием препаратов, так и изменение стиля жизни: отсутствие вредных привычек, правильная еда, физическая активность и распорядок дня. Невыполнение пациентами назначений и рекомендаций – серьезная проблема современной врачебной практики. В конце ХХ – начале ХХI веков в США проблема неисполнения назначений стала рассматриваться как экономическая угроза в осуществлении реформ здравоохранения. Ежегодно из-за последствий низкой комплаентности, по данным американских медиков, погибает 125 000 пациентов с различными заболеваниями. Около 10% всех случаев госпитализации связано с несоблюдением указаний лечащего врача. Значительная доля расходов, связанных с лечением в стационарах, также обусловлена низкой комлаентностью.
Самым влиятельным агентом формирования комплаентности является врач. Полноценному комплаенсу способствуют как понимание со стороны больного, так и вдумчивое отношение самого доктора ко всем аспектам лечебно-диагностического процесса. При этом основными факторами, способствующими выполнению пациентом врачебных рекомендаций, являются не только информирование в понятной для пациента и его родственников форме относительно заболевания, характера терапии, ее доступности, но и понимание пациентами предоставляемой информации.
Одним из барьеров успешного лечения различной патологии сегодня остается недостаточная приверженность самих врачей к существующим стандартам лечения, а именно, умение правильно оценивать цели проводимой терапии, а также быть настойчивым в убеждении больного и его родственников в необходимости следовать всем рекомендациям. Важным фактором комплаентности является понимание врачом и учет при общении с пациентами того, что каждая семья имеет свои индивидуальные особенности. В педиатрической практике имеют значение особенности семьи ребенка, а именно ее социальное и финансовое положение, медицинская грамотность, образование, культура и, как следствие, представления о здоровье, предубеждения в отношении лечения.
Как итог приведённой информации, докладчик отметила то, что перемены в системе организации здравоохранения и финансирования медицины (в т.ч. медицинского страхования) сказались на атмосфере медицинской практики. Для практикующего врача терапевта, акушера-гинеколога, педиатра время является недостающим ресурсом. Постоянные организационные сложности лишают врачей возможности уделять достаточно времени не только диагностике, но и выяснению потребностей пациента и членов семьи, просвещению пациента, обсуждению плана лечения, выбору препаратов, и все это влияет на уровень комплаенса. Непрерывность оказания медицинской помощи может нарушаться из-за вынужденной смены лечащего врача или обращения пациента в разные медицинские учреждения.
Автор привела данные собственного исследования по вопросу изучения степени приверженности к лечению, а также влияния различных факторов на приверженность в педиатрической практике. В связи с этим по специально разработанным анкетам были опрошены врачи, дети в возрасте от 13 до 18 лет — 295 человек, и их родители – 270 человек. По данным исследования структура источников, из которых родители получают информацию о заболевании ребенка выглядит следующим образом: получают информацию от лечащего врача — 46,2%, из популярной литературы -20,0%, из СМИ и Интернета -26,2%. По мнению врачей, подростков и их родителей качества, необходимые детскому врачу следующие – профессиональная грамотность – 45,2%, чувство эмпатии (понимание, сочувствие) –12,9%.
В докладе «Правовые аспекты гражданской ответственности медицинских работников при работе с пациентом», Качанова Ольга Борисовна, старший советник юстиции, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга дала структурированное понятие о правовой ответственности медицинских работников, возникающей при оказании медицинских услуг. Докладчик подчеркнула, что существует правовое понятие термина «вред», при осуществлении судебного разбирательства важно определение причинно-следственных связей, наличие судебно-медицинской экспертизы. Термин «врачебная ошибка» законодательно не определён, доказательство наличия врачебной ошибки является прерогативой суда.
Оказание медицинской помощи пациенту, в первую очередь, регламентировано Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Федеральными законами № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Гражданским Кодексом РФ, а также, при оказании платных медицинских услуг, Законом PФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» и рядом других Федеральных законов.
Докладчик отметила, в обязательном порядке должно быть информированное согласие потребителя на оказание медицинских услуг, при этом она подчеркнула, что его наличие не освобождает медицинского работника от ответственности за возможное причинение вреда пациенту.
В докладе «Школа профессионального общения: «Медицинская этика и деонтология» Гринберг Елены Евгеньевны, главного врача СПб ГБУЗ «Женская консультация №40» Приморского района и врача акушера-гинеколога Яковлевой Светланы Константиновна был представлен опыт организации работы в медицинском учреждении в условиях строгого соблюдения правил медицинской этики и деонтологии. При условии оптимально организованного приёма пациентов, хорошего материально-технического оснащения женской консультации основными принципами общения являются доброжелательность, тактичность, общение без фамильярности; отсутствие поспешных и категорических выводов, а так же отрицательных комментариев по поводу проводившихся ранее методов обследования и лечения, действий и назначений предыдущих медицинских работников, простой и понятный пациентам язык общения. Простые и доступные методы общения, применяемые в женской консультации, позволяют достичь комплаенса в общении с пациентами, что положительно отражается на результатах работы.
Во время семинара в медицинской библиотеке была организована выставка книг по медицинской этике и деонтологии «Consumor aliis inserviendo».