Цель: изучить мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампаний, целью которых является увеличение доли граждан, приверженных к здоровому образу жизни.
Задачи:
• Определить демографический состав посетителей музея; регионы проживания; посещали ли ранее музей гигиены;
• Изучить интенсивность просмотров рекламы о ЗОЖ и программ по ТВ, их тематику;
• Определить распространенность источников информации о ЗОЖ;
• Изучить степень мотивирования посетителей музея гигиены к ведению здорового образа жизни посредством информационно-коммуникационной кампании;
• Оценить степень информированности респондентов о ЗОЖ, источники получения информации о диспансеризации и частоту её прохождения.
Материалы и методы:
Выборка: целенаправленная стихийная.
Сбор данных проводился методом стандартизированного опроса (анкетирования).
В качестве основы опросника использовалась дополненная НМИЦ ПМ МЗ РФ модель инструмента STEPS ВОЗ. Анкета состояла из 18 вопросов.
В опросе приняли участие посетители музея гигиены в период с 18 до 23 часов 18 мая 2019 г.
Количество опрошенных составило 451 человек, при генеральной совокупности 2061 человек. Впервые музей посетили 82,9% участников опроса. 86,2% респондентов являются жителями Санкт-Петербурга, гости города составили 13,8%.
Большинство (38,8%) опрошенных посетителей – лица с высшим образованием, 21,1% — студенты. Со средним профессиональным образованием — 20,8% респондентов. Основной контингент посетителей составила молодежь в возрасте 18-29 лет — 53,7%.
Некоторые результаты анкетирования:
В течение последних 12 месяцев 90% участников опроса посещали врача, в том числе мужчины — 86,6%, женщины — 91,5%. О высокой посещаемости сообщили подростки и молодежь (100% и 91,3% соответственно), 76,5% были в возрасте 51-60 лет, 84,2%-85,7% в других возрастных группах.
Вопрос: «В течение последних трёх лет, рекомендовал ли врач или другой медицинский работник Вам делать что-либо из ниже перечисленного?»
Рекомендации по уменьшению потребления соли в еде получили 14,2% участников опроса, прекращению потребления табачной продукции — 16,3% и потреблению овощей и фруктов — 18,7%. Кроме того, «начать заниматься спортом или увеличить двигательную активность» и «поддерживать здоровый вес» получили 37,9% и 28,8% соответственно.
Реклама о здоровом образе жизни.
Рис. 1. «Какую рекламу о здоровом образе жизни вы видели или слышали и как наиболее часто?»
Вопрос содержал указания на 4 фактора риска, приводящих к возникновению ХНИЗ, за последний год и месяц.
Влияние рекламы о ЗОЖ на участников опроса.
Рис.2. «По Вашему мнению, оказала ли реклама, призывающая к ведению ЗОЖ, положительное влияние на Вас»
Положительное влияние рекламы ЗОЖ отметил каждый третий (30,4%). 40,7% опрошенных, из них 46,1% мужчин и 38,5% женщин, отрицают положительное воздействие на них рекламы ЗОЖ.
Рис. 3. «Достаточно ли Вам информации из увиденной рекламы, чтобы начать вести ЗОЖ?»
Обращает на себя внимание, что для каждого второго участника опроса (56,9%), увиденная реклама не содержит достаточной информации, в том числе об этом сообщили 54,6% мужчин и 57,9% женщин.
Источники получения информации о диспансеризации и частота её прохождения.
Рис. 4. «Откуда Вы получили информацию о диспансеризации?»
Каждый третий респондент (30,4%) узнал о диспансеризации от участкового врача. 25% — из рекламы (СМИ, метро и поликлиника). Не получали информацию о диспансеризации 22,6% участников опроса.
Когда Вы последний раз проходили диспансеризацию?
• Прохождение диспансеризации респондентами было отмечено с 2001 года. За период с 2001 – 2012 г.г. общее количество принимавших участие в диспансеризации составило 2%.
• В 2017 года выросло количество охваченных диспансерными осмотрами до 9,9%, в том числе мужчин 12,7% и 8,7% — женщин.
• В 2018г. этот показатель увеличился в 2,6 раза и составил 26,1%, без гендерных отличий.
• Не проходили диспансеризацию 40,4% опрошенных респондентов.