Влияние информационно-коммуникационных кампаний на формирование здорового образа жизни у участников акции «Ночь Музеев 2019»

Цель: изучить мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни посредством проведения информационно-коммуникационной кампаний, целью которых является увеличение доли граждан, приверженных к здоровому образу жизни.

Задачи:
• Определить демографический состав посетителей музея; регионы проживания; посещали ли ранее музей гигиены;
• Изучить интенсивность просмотров рекламы о ЗОЖ и программ по ТВ, их тематику;
• Определить распространенность источников информации о ЗОЖ;
• Изучить степень мотивирования посетителей музея гигиены к ведению здорового образа жизни посредством информационно-коммуникационной кампании;
• Оценить степень информированности респондентов о ЗОЖ, источники получения информации о диспансеризации и частоту её прохождения.

Материалы и методы:
Выборка: целенаправленная стихийная.
Сбор данных проводился методом стандартизированного опроса (анкетирования).
В качестве основы опросника использовалась дополненная НМИЦ ПМ МЗ РФ модель инструмента STEPS ВОЗ. Анкета состояла из 18 вопросов.
В опросе приняли участие посетители музея гигиены в период с 18 до 23 часов 18 мая 2019 г.
Количество опрошенных составило 451 человек, при генеральной совокупности 2061 человек. Впервые музей посетили 82,9% участников опроса. 86,2% респондентов являются жителями Санкт-Петербурга, гости города составили 13,8%.
Большинство (38,8%) опрошенных посетителей – лица с высшим образованием, 21,1% — студенты. Со средним профессиональным образованием — 20,8% респондентов. Основной контингент посетителей составила молодежь в возрасте 18-29 лет — 53,7%.

Некоторые результаты анкетирования:
В течение последних 12 месяцев 90% участников опроса посещали врача, в том числе мужчины — 86,6%, женщины — 91,5%. О высокой посещаемости сообщили подростки и молодежь (100% и 91,3% соответственно), 76,5% были в возрасте 51-60 лет, 84,2%-85,7% в других возрастных группах.
Вопрос: «В течение последних трёх лет, рекомендовал ли врач или другой медицинский работник Вам делать что-либо из ниже перечисленного?»
Рекомендации по уменьшению потребления соли в еде получили 14,2% участников опроса, прекращению потребления табачной продукции — 16,3% и потреблению овощей и фруктов — 18,7%. Кроме того, «начать заниматься спортом или увеличить двигательную активность» и «поддерживать здоровый вес» получили 37,9% и 28,8% соответственно.

Реклама о здоровом образе жизни.

soc_dfipboxhdrohg4whg1
Рис. 1. «Какую рекламу о здоровом образе жизни вы видели или слышали и как наиболее часто?»
Вопрос содержал указания на 4 фактора риска, приводящих к возникновению ХНИЗ, за последний год и месяц.

Влияние рекламы о ЗОЖ на участников опроса.

soc_dfipboxhdrohg4whg2
Рис.2. «По Вашему мнению, оказала ли реклама, призывающая к ведению ЗОЖ, положительное влияние на Вас»
Положительное влияние рекламы ЗОЖ отметил каждый третий (30,4%). 40,7% опрошенных, из них 46,1% мужчин и 38,5% женщин, отрицают положительное воздействие на них рекламы ЗОЖ.soc_dfipboxhdrohg4whg3

Рис. 3. «Достаточно ли Вам информации из увиденной рекламы, чтобы начать вести ЗОЖ?»
Обращает на себя внимание, что для каждого второго участника опроса (56,9%), увиденная реклама не содержит достаточной информации, в том числе об этом сообщили 54,6% мужчин и 57,9% женщин.

Источники получения информации о диспансеризации и частота её прохождения.

soc_dfipboxhdrohg4whg4
Рис. 4. «Откуда Вы получили информацию о диспансеризации?»
Каждый третий респондент (30,4%) узнал о диспансеризации от участкового врача. 25% — из рекламы (СМИ, метро и поликлиника). Не получали информацию о диспансеризации 22,6% участников опроса.

Когда Вы последний раз проходили диспансеризацию?

• Прохождение диспансеризации респондентами было отмечено с 2001 года. За период с 2001 – 2012 г.г. общее количество принимавших участие в диспансеризации составило 2%.
• В 2017 года выросло количество охваченных диспансерными осмотрами до 9,9%, в том числе мужчин 12,7% и 8,7% — женщин.
• В 2018г. этот показатель увеличился в 2,6 раза и составил 26,1%, без гендерных отличий.
• Не проходили диспансеризацию 40,4% опрошенных респондентов.