10 октября 2014г.
«Психическое здоровье детей и подростков»

В Городском центре медицинской профилактики 10 октября состоялась конференция «Охрана психического здоровья детей и подростков в Санкт-Петербурге», посвященная Всемирному дню психического здоровья.

И. М. Никольская, д.м.н., проф. кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова в докладе  «Роль семьи в возникновении у детей пограничных нервно-психических расстройств» остановилась на вопросах семьи и здоровья личности, которые неразрывно взаимосвязаны  Так как семья — основной компонент среды, в котором человек живет первую четверть своей жизни, и которую, с большим или меньшим успехом, пытается построить всю оставшуюся жизнь. Большинство людей выбирает семью, как основную форму своей жизнедеятельности.    Удовлетворяя определенные потребности членов семьи, эти функции сохраняют их физическое, психическое, сексуальное и репродуктивное здоровье, стимулируют личностный рост, культурное и духовное развитие, успешное приспособление к социуму.

А нарушение семейного функционирования ведет к росту тревоги и нервно-психического напряжения, появлению у членов семьи симптомов соматических и нервно-психических расстройств. Так, из-за вечной занятости у родителей не хватает времени на то, чтобы полноценно общаться с ребенком, играть, любить его. Ребенок чувствует себя обделенным, начинает тревожиться — вдруг он в чем-то виноват, обижается на нехватку внимания родителей, у него снижается настроение. Родители не выполнили свою функцию — механизм расстройства запущен. Семейная психотерапия – лечение пациента в семье и при помощи семьи за счет изменения семейного функционирования. Семейные факторы могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на развитие, физическое и психическое состояние, течение и прогноз заболевания ребенка, а также на соматическое и психическое состояние его родителей, их взаимоотношения и возможности самоактуализации. Совладание с болезнью ребенка — это дополнительная функция семьи, проявляющаяся в ее сотрудничестве с помогающими специалистами и участии в лечебно-реабилитационных мероприятиях. Для этого у родителей должны быть определенного уровня знания о заболевании ребенка. Они должны будут осуществлять целенаправленные действия по включению ребенка в детские коллективы и общение со сверстниками. Надо отметить, что клиническая психология семьи и детства – новый раздел медицинской психологии. Специфика психологических исследований состоит в том, что больной ребенок и его развитие изучаются в контексте семейного окружения и дальнейшее психологическое вмешательство направлено как на больного, так и на его семью. Семья больного ребенка  рассматривается и выступает как важнейший ресурс лечебно-реабилитационного процесса, качество которого можно существенно повысить за счет позитивных изменений семейного функционирования.

В.В. Яковенко к.м.н., зав. кризисно-профилактическим отделением для детей и подростков СПб ГУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С. С. Мнухина» рассказала о значении детского телефона доверия в охране психического здоровья детей и подростков рассказала В 2010 году был утвержден единый всероссийский номер телефона для детей 8-800-2000-122 с бесплатным трафиком. По нему ребенок из любой точки может связаться по мобильному телефону в любое время с психологом и рассказать о своих проблемах, пожаловаться. До 2010 года количество обращений по Санкт-Петербургу на детский телефон доверия составляло 12-13 тысяч в год. На сегодняшний день – более 40 тысяч. С введением мобильного номера изменилось не только количество звонков, но и структура. Если до 2011 года  50% звонков было от мам, бабушек, девочек, а мальчики обращались очень редко – всего 10%, то сегодня количество мальчишечьих звонков возросло до 40%. Изменились и причины обращений. Если раньше звонили по поводу детско-родительских конфликтов, разводов, школьных проблем, то после подключения мобильной связи на первое место вышли проблемы принятия себя, в частности, недовольство своей внешностью, на втором месте – проблемы с общением, на третьем – зависимости и агрессивного поведения. Стоит сказать, что наблюдается устойчивый рост проблем компьютерной зависимости и агрессии у детей и подростков. В чем дело? Выросло целое поколение эгоцентристов, которым не на что опереться, нет нравственных идеалов, нет грамотной молодежной политики. На сегодняшний день стоят только вопросы самореализации любой ценой. Очень остро стоит проблема суицидального поведения. Так, только за 6 месяцев этого года на телефоне зафиксировано 140 обращений. Тогда как за весь 2010 год – всего 81. Ребенок не может найти выход и видит только единственный – смерть, не зная о том, что можно позвонить на телефон доверия, где им обязательно помогут. Необходимо, чтобы дети и подростки в кризисных ситуациях знали номер детского телефона доверия. В настоящее время набирает обороты новое направление помощи – он-лайн консультирование. В связи с этим специалисты службы оценили 500 сайтов интернета с точки зрения нанесения психологического вреда детям. Выяснилось, что на первом месте (128 сайтов) рекламируют наркотики, на втором месте — порнографию, на третьем – пропагандируется расовая дискриминация, на четвертом —  агрессивное поведение. Поэтому родителям стоит повнимательнее приглядеться к тому, чем интересуются их дети во всемирной паутине.  Хотелось бы всех призвать и детей, и родителей – не стесняйтесь обращаться за помощью на наш телефон!

Е. Н. Лисовская, зам. директора по консультативно-диагностической работе СПб ГБОУ «Центр диагностики и консультирования» выступила с докладом «Центр диагностики и консультирования как звено в профилактике психического здоровья детей». Ребенок две трети своего времени проводит в школе, поэтому ему должно быть там комфортно, он должен быть там успешен. Для этого он должен учиться по той образовательной программе, которая ему подходит. Если есть проблемы со здоровьем, то нужно оценить их масштаб и создать ребенку специальные условия для обучения. Этим и занимается Центр диагностики и консультирования, который является государственным учреждением для оказания комплексной бесплатной помощи детям в возрасте с 0 до 18 лет, проживающим в Санкт-Петербурге, имеющим проблемы: в развитии познавательных процессов, в речевом развитии, в школьном обучении, в выборе профессии, в поведении и общении. Специалисты — педагоги и медицинские работники проводят  диагностику и консультирование детей Санкт-Петербурга по  заявленной проблеме, связанной с особенностями развития детей; консультируют родителей; осуществляют комплексную диагностику проблем развития ребенка с целью представления на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. Деятельность  Комиссии направлена на разработку коллегиального психолого-медико-педагогического заключения по результатам медицинского, психологического и педагогического обследований ребенка, содержащего обоснованные выводы о наличии или отсутствии ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) у него и индивидуально-ориентированные (дифференцированные) рекомендации по образованию и условиям организации обучения ребенка с ОВЗ. Для получения образования обучающимися с ОВЗ создают специальные условия. Это использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.