Акция на М.Садовой к Всемирному дню сердца

28 сентября в Городском центре медицинской профилактики и на Малой Садовой улице прошли мероприятия городской акции в рамках Всемирного дня сердца. Организатор акции – Городской центр медицинской профилактики. Цель проводимых в этот день мероприятий – напомнить всем жителям планеты о важности и  обязательности заботы о здоровье сердца с молодых лет и формирование мотивации к сохранению здорового сердца и профилактики сердечно — сосудистых заболеваний.

Перед началом основных мероприятий акции в Городском центре медицинской профилактики состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню сердца.

 С приветственным словом к участникам пресс-конференции обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов. Он напомнил, что Всемирный день сердца – 29 сентября проводится по инициативе Всемирной федерации сердца при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения с 2000 года под девизом: «Сердце для жизни». Он заметил, что мы вспоминаем о своем сердце только когда оно заболит, а о его здоровье надо помнить постоянно и проведение городской акции  — это способ еще раз напомнить горожанам о том, что надо внимательнее относиться к своему здоровью, беречь свое сердце.

На вопросы  журналистов городских СМИ отвечали:   начальник отдела по организации амбулаторной помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Лариса Витальевна Соловьева; заведующий научно-исследовательской лабораторией острого коронарного синдрома ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Минздрава России Алексей Николаевич Яковлев; главный внештатный специалист по детской кардиологии Комитета по здравоохранению Николай Владимирович Слизовский; руководитель Центра атеросклероза и нарушений липидного обмена Клинической больницы № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России  Виктор Савельевич Гуревич; руководитель Юго-западного аритмологического центра СПб ГБУЗ «Городская больница № 26» Сергей Анатольевич Юзвинкевич; руководитель Регионального сосудистого центра СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница», заместитель главного врача Людмила Викторовна Рошковская.

Лариса Витальевна Соловьева отметила, что наша амбулаторная сеть, которая ежегодно принимает 40 миллионов посещений, это первое звено, куда мы обращаемся, в том числе и по поводу сердечно-сосудистых заболеваний. И от того, насколько компетентны специалисты первичного звена очень многое зависит. Необходимо, чтобы именно это звено было нацелено на профилактику. В городе работают центры и кабинеты профилактики, куда может обратиться любой пациент. Также она сказала, что проведения мероприятий к Дню сердца – это повод еще раз поднять проблему ответственности человека за свое здоровье.

 Николай Владимирович Слизовский подчеркнул , что там, где в семье  игнорируется здоровый образ жизни, мы наблюдаем проблемы со здоровьем у детей. Поэтому необходима широкая просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни как среди родителей, так и среди тех, кто работает с детьми.

 Сергей Анатольевич Юзвинкевич рассказал о работе своего сосудистогог центра и отметил снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в нашем городе в последние годы.

Виктор Савельевич Гуревич  говорил о важности первичной профилактики и  о вкладе СМИ в профилактическую работу с населением. Алексей Николаевич Яковлев рассказал о программах профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний , которые работают в нашем городе.

Людмила Викторовна Рошковская показала презентацию  о работе соей больницы, где подробно остановилась на высокотехнологичных методах помощи  больным с инфарктом и инсультом.

Для населения мероприятия акции начались сразу на двух площадках. На  первой площадке – на Малой Садовой улице был установлен гигантский надувной макет сердца и все желающие смогли  побывать « внутри сердца» на экскурсии. Рядом работала «Палатка здоровья», где врачи   измеряли всем желающим артериальное давление, рассчитывали индивидуальный индекс массы тела, давали консультации по профилактике сердечно — сосудистых заболеваний. Здесь же шла активная раздача листовок, буклетов, газет по пропаганде здорового образа жизни, профилактике рисков сердечно — сосудистых заболеваний.

На второй площадке – в помещении Городского центра медицинской профилактики  проводились консультации врачей-специалистов по нарушению сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Минздрава России; специалисты ГЦМП консультировали  населения по отказу от курения.

С лекцией о пользе скандинавской ходьбы перед участниками акции выступила психотерапевт, инструктор по скандинавской ходьбе  Мария Александровна Палагнюк. Она рассказала об истории  ходьбы с палками, о ее пользе для здоровья. Она отметила, что финская ходьба – это единственный легкодоступный, подходящий всем способ правильной физической нагрузки. Лектор рассказала о том, как  правильно ходить, выбирать палки и одежду для занятий ходьбой. После лекции желающие отправились на «Марш здоровья» — пешую прогулку с палками в стиле скандинавской ходьбы для новичков.

Еще одну познавательную лекцию для населения «Нарушения сна как фактор риска сердечно – сосудистых заболеваний» прочитал д. м.н., руководитель лаборатории проблем нарушения сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Юрий Владимирович Свиряев. Треть нашей жизни мы проводим во сне и те процессы, которые происходят в это время в нашем организме,  определяют наше бодрствование. Лектор ответил на вопрос – зачем мы спим, рассказал о нарушениях дыхания во сне – апноэ, о вреде храпа и методах его лечения, о последствиях бессонницы, о «10 золотых правилах» здорового сна.

Для населения мероприятия акции начались сразу на двух площадках. На  первой площадке – на Малой Садовой улице был установлен гигантский надувной макет сердца и все желающие смогли  побывать « внутри сердца» на экскурсии. Рядом работала «Палатка здоровья», где врачи   измеряли всем желающим артериальное давление, рассчитывали индивидуальный индекс массы тела, давали консультации по профилактике сердечно — сосудистых заболеваний. Здесь же шла активная раздача листовок, буклетов, газет по пропаганде здорового образа жизни, профилактике рисков сердечно — сосудистых заболеваний.

На второй площадке – в помещении Городского центра медицинской профилактики  проводились консультации врачей-специалистов по нарушению сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Минздрава России; специалисты ГЦМП консультировали  населения по отказу от курения.

С лекцией о пользе скандинавской ходьбы перед участниками акции выступила психотерапевт, инструктор по скандинавской ходьбе  Мария Александровна Палагнюк. Она рассказала об истории  ходьбы с палками, о ее пользе для здоровья. Она отметила, что финская ходьба – это единственный легкодоступный, подходящий всем способ правильной физической нагрузки. Лектор рассказала о том, как  правильно ходить, выбирать палки и одежду для занятий ходьбой. После лекции желающие отправились на «Марш здоровья» — пешую прогулку с палками в стиле скандинавской ходьбы для новичков.

Еще одну познавательную лекцию для населения «Нарушения сна как фактор риска сердечно – сосудистых заболеваний» прочитал д. м.н., руководитель лаборатории проблем нарушения сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Юрий Владимирович Свиряев. Треть нашей жизни мы проводим во сне и те процессы, которые происходят в это время в нашем организме,  определяют наше бодрствование. Лектор ответил на вопрос – зачем мы спим, рассказал о нарушениях дыхания во сне – апноэ, о вреде храпа и методах его лечения, о последствиях бессонницы, о «10 золотых правилах» здорового сна.

В течение дня все желающие могли бесплатно посетить Музей гигиены и поучаствовать в интерактивной игре «Мое сердце», посмотреть  видеофильмы «Осторожно, гипертония!» и «Слагаемые здоровья», побывать на. выставке книг медицинской библиотеки и увидеть временную выставку Музея гигиены «Сердце для жизни».

Игра «Здоровье в наших руках» в залах Музея гигиены

Учитывая потребность в пропаганде здорового образа жизни и заботы о своём здоровье, особенно в вопросах репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции и вредных привычек, а также особенности восприятия информации в подростковом возрасте Городской центр медицинской профилактики разработал игру «Здоровье в наших руках» для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Целью игры является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. В ходе игры решаются следующие задачи: формирование у учащихся моделей поведения самосохранения здоровья; развитие умения анализировать последствия неправильного образа жизни; обеспечение учащихся современными достоверными знаниями в вопросах репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ/СПИДа, вредных привычек; способствование умению детей аргументированно отвечать на вопросы сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

19 сентября состоялась первая игра после летних каникул, в которой приняли участие команды учащихся лицея №470, школ №72и №89 Калининского района.

Мероприятие проходило в залах Музея гигиены «Охрана материнства и детства. Репродуктивная функция», «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании», «Профилактика вредных привычек», обладающих широкой экспозиционной базой по темам указанных залов.

После прохождения станций, на которых  ребята отвечали на вопросы, выполняли задания, аргументированно давали отпор вредным привычкам, состоялся конкурс капитанов — за правильные ответы команды получали дополнительные баллы. Победителем стала команда «Северяне» ГБОУ СОШ №89. Все участники были награждены грамотами, победителю вручена памятная награда — статуэтка Ники с эмблемой  Городского центра медицинской профилактики.

26 сентября  2017г. в 15.00 состоится следующая игра, в которой примут участие команды учащихся Колпинского района.

Семинар «Профессиональное выгорание»

15 сентября 2017г. в Городском центре медицинской профилактики  для старших и главных акушерок родильных домов и женских консультаций, главных и старших медсестер детских поликлиник, психологов и социальных педагогов общеобразовательных организаций состоялся семинар, посвященный профилактике конфликтных ситуаций и профессионального выгорания в практике работников здравоохранения и образования.

С докладом «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» выступила Лутова Наталия Борисовна, д.м.н., научный руководитель отделения интегративной фармако-психотерапии больных с психическими расстройствами ФГБУ «Национальный медицинский  исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева». Люди помогающих профессий тоже нуждаются в помощи.  Постоянные контакты с людьми в течение восьмичасового рабочего дня – большая нагрузка. Иногда требования профессии превышает возможности человека и дополнительно к этому – негибкость, неумение проигрывать, недохваленность за успехи, недостаточная оплата за труд, отсутствие перспективы роста. В этом случае появляется профессиональный негатив, работа превращается  в конвейер.

Лектор дала определение синдрому эмоционального выгорания — это процесс развития хронического профессионального стресса умеренной интенсивности, вызывающий деформацию личности профессионала — это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание является психологическим защитным  поведением в виде исключения  или уменьшения затрат на эмоции. Если ничего не предпринимать, за этим следуют срывы, зависимости и психосоматические болезни. Но все это возможно избежать, благодаря внутренним резервам  и компенсаторным механизмам самого человека.

Кто же находится в группе риска «выгоральщиков»? Прежде всего, это перфекционисты, честолюбцы, которым важен успех любой ценой, даже ценой здоровья, хелперы («светя другим…), безотказные (выполнить, чтобы не конфликтовать), некоммуникабельные,  трудоголики с установкой «работа для меня — это всё», те, у кого плохой инстинкт самосохранения, небольшая любовь к себе. При синдроме эмоционального выгорания страдает и семья. Возрастает агрессия, конфликтность. При этом мужчины получают большую эмоциональную поддержку в  семье, это помогает легче справиться со стрессом.  Надо отметить, что у холостяков предрасположенность к выгоранию выше, чем у семейных.  Для женщин все иначе:  работающая женщина испытывает более высокие эмоциональные перегрузки из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.

Как же проявляется синдром эмоционального выгорания? Наблюдается приглушение эмоций, исчезает их острота, появляется напряжение, неудовлетворенность собой. А на работе в это время у специалиста — недостаток автономии, мало свободы действий в рамках своей задачи, к нему предъявляют жесткие требования, которые ведут к эмоциональному истощению, которое проявляется в цинизме, бездушии, формализме, пофигизме, ведь «всё равно ничего не получится», снижении амбиций и равнодушии к результатам труда. В тоже время наблюдаются нарушения концентрации внимания памяти за рулем, в работе, работоспособность падает до нуля, включается «автопилот», врачи лечат только тяжелых больных, пропускают тех, кому еще можно помочь («потому,  что мне самому не легче!»). Резкость, озлобленность, грубость, осуждение профессиональных ценностей, отстраненность, желание уединения, даже от близких – вот результат эмоционального истощения. На этом фоне появляются первые психосоматические симптомы: головные боли, нарушения сна, депрессия, тошнота, вредные привычки, а затем и психосоматические болезни. По статистике Всемирной организации здравоохранения у 39%  медработников наблюдается избыток веса и у 22% ожирение; у  37% врачей — высокая тревожность,  у 9% депрессия, у 48% периодическая бессонница, у 6% суицидные мысли, у 54% признаки синдрома эмоционального выгорания. Выгорание — это конец терпению,  как рефлекс «всё – к черту!» и уход  с работы  всё равно куда.

Что делать?  84% прибегают к помощи «основного безрецептурного средства» — алкоголю. Но это не выход. Выгорание надо не лечить, а профилактировать: менять отношение к себе. Как помочь при выгорании?  Сразу отмечаем, что общие рекомендации по режиму труда и отдыха  в данном случае не эффективны!

Существуют специальные адресные программы обучения навыкам практической психологии, управления стрессом, которые реально работают. Стоит  взять длительный отпуск, освоить некоторые приемы саморегуляции, начать поиск интереса в любой, даже рутинной работе; сделать отношение к своим ошибкам как к возможности научиться чему-то новому; стремиться стать наставником для молодых и неопытных сотрудников; постоянно расширять свои социальные связи. Как  можно отключаться  от рабочих мыслей? Заняться физкультурой, сексом. Но только не заедать свои проблемы. Если ничего не помогает, то самый правильный способ – обратиться за помощью к психологу.

«Где найти ресурсы, чтобы не «сгореть» на работе?» — такова была тема выступления следующего докладчика -  кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПб Государственного университета, психолога Городской станции скорой медицинской помощи Марины  Дмитриевны Петраш. Она охарактеризовала эмоциональное выгорание как стресс межличностного общения, напомнила о структуре синдрома эмоционального выгорания, его причинах, проявлении его  симптомов.  Основной ресурс – это умение радоваться жизни как в детстве. Марина Дмитриевна дала следующие рекомендации: наладить общение, научиться  разговаривать о своих проблемах, мысленно отреагировать на эмоцию; овладеть основами саморегуляции; освоить приемы нервно-мышечной релаксации, эмоциональной гимнастики; расставить систему приоритетов; заручиться поддержкой коллег; почаще брать тайм-ауты, отдыхать; выработать для себя приемлемый способ устранения последствий негативных эмоций.

Наталья Николаевна Иванова, социальный педагог, методист ГБОУ СОШ №508  Московского района рассказала о профилактике профессионального выгорания специалистов помогающих профессий.  Необходимость постоянно совершенствовать собственную личность, постоянное профессиональное напряжение, постоянная ответственность за жизнь и здоровье других, стереотипизация профессии в обществе, неудовлетворенность социальным статусом, монотонность работы – все это ведет к развитию стресса  у медиков и педагогов. По статистике,  преодолеть   эмоциональное выгорание самостоятельно получается только у 4,5%, с помощью специалистов – у 29,7%, с помощью изменения образа жизни – у 16,5%, смены сферы труда – у 9,1%. Она посоветовала специалистам помогающих профессий научиться отделять профессиональное от личного и дала общие рекомендации по преодолению синдрома профессионального выгорания.

О решении конфликтных ситуаций между медицинским работником и пациентом шла речь в докладе  медицинской сестры отделения «Семейные роды» СПб ГБУЗ «Родильный дом №9» Светлана Викторовны Агеевой. Она расказала о причинах конфликтов между медицинскими работникамми и пациентами,  о моделях их взаимоотношений. Она определила конфликт как столкновение интересов, рассказала о видах конфликтов в медицине, их уровнях и формах, о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов, по мнению докладчика, лежит в неукоснительном соблюдении норм медицинской этики и деонтологии.

Конференция «Здоровый образ жизни – основа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний»

18 сентября 2017г. в Городском центре медицинской профилактики в рамках Всемирного Дня сердца для заместителей директоров по воспитательной работе , преподавателей общеобразовательных организаций,  центров для детей-сирот состоялась конференция «Здоровый образ жизни – основа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний».

Павлий Александр Геннадьевич, помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Раховой Елены Алексеевны, рассказал о  Федеральном проекте «Здоровье – детям». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, в частности, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения для детей, развития школьной медицины, профилактики заболеваемости детей, популяризации и формирование здорового образа жизни, создания доступной среды и социализации детей-инвалидов и другие. Все эти задачи должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Координировать проект будет председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья человека. Дмитрий Анатольевич Морозов.

О здоровом образе жизни  как основе сохранения здоровья школьников говорила  профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Ольга Ивановна Янушанец. Образ жизни – устоявшаяся форма бытия человека в мире. Факторами, формирующими образ жизни, являются уровень, уклад и стиль жизни. Сегодня «уклада» жизни как такового нет, мы его потеряли, остались лишь какие-то его черты. Стиль жизни зависит от профессии родителей, их взглядов на жизнь, от социальных условий, национальных особенностей. Если говорить о здоровом образе жизни, то есть факторы, формирующие личную мотивацию к его ведению – социальная обстановка, возрастная и половая принадлежность, тип высшей нервной деятельности, преобладающий механизм нервной регуляции. Все факторы окружающей среды достигают степени какого-то взаимодействия с детским организмом через их модификацию в системах семьи, быта, образа жизни и степени экономического процветания общества. Наша задача – сформировать образ жизни детей, учитывая витальные потребности, которые есть у человека. В частности, в физическом существовании. Наша среда обитания резко изменилась за последнее десятилетие, наши дети живут в других реалиях, они смотрят другие фильмы, читают другие книги. Взрослые зачастую не понимают, чем живет поколение селфи. У детей есть потребность в движении, в действии, в трате физических и эмоциональных сил. Если раньше всю энергию ребенок мог выплеснуть играя во дворе, то сейчас двор ушел из жизни ребенка и у него нет возможности выплеснуть там весь накопившийся потенциал.   Потребность в новом, необычном, в возбуждении, страхе, риске, агрессии, в острых ощущениях, в свободе – как учесть все эти факторы при формировании образа жизни? Темы уроков здорового образа жизни не отвечают на эти вопросы. А когда человек не может реализовать свои потребности, то вот тогда и появляются вредные привычки – алкоголь, табак, психоактивные вещества. К тому же, сам образовательный процесс является дополнительным психогенным фактором для ребенка. Мы не учитываем ряд витальных потребностей в образовательной среде. Образ жизни – это деятельность, выраженная в интересах и убеждениях. А что мы знаем об интересах наших детей, кто формирует их образ мыщления? Сегодня это делают популярные блогеры в интернете. Надо знать, чему они учат наших детей, интересоваться и обсуждать темы блогов, вскрывать вред и некчемность  такой информации в ходе споров, пусть дети сами сделают выводы. В нашей школе теперь нет уроков труда. А у детей есть потребность трудиться, помогать кому-то. Привлечь их к деятельности, описанной в повести «Тимур и его команда» сегодня не получится. Каков же выход? Волонтерское движение. Формируя здоровый образ жизни современного ребенка, надо учитывать все его потребности. И это главная задача взрослых.

О причинах артериальной гипертензии в школьном возрасте и их возможной профилактике говорил к.м.н., доцент кафедры педиатрии им. проф. И.М. Воронцова СПб государственного педиатрического медицинского университета, главный внештатный детский специалист кардиолог Комитета по здравоохранению Николай Владимирович Слизовский. Он отметил, что сердечно-сосудистые заболевания являются основными причинами смертности на сегодня. А здоровый образ жизни является профилактикой этих заболеваний. Образ жизни формируется в семье. Но всегда ли он здоровый? Как изменился стиль питания? Почему появилась гиподинамия у детей? Почему возникает детское ожирение? Добавьте к этому стрессирующее влияние информационных потоков, генетические и социальные факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка – все это может приводить к развитию детской гипертензии. А артериальная гипертензия – это и болезнь, и симптом сердечно-сосудистого заболевания. Николай Владимирович отметил, что на сегодняшний день  расчет индекса массы тела уже не актуален и рассказал о новом методе – калиперометрии, при котором определяется % содержание жира в организме, количество внутреннего и подкожного жира. Если говорить о профилактике гипертензии у детей, то, в первую очередь, необходимо  широко и доступно информировать о ней взрослых, регулярно измерять артериальное давление у детей, приводить детей на диспансерные осмотры и, конечно, вести здоровый образ жизни.

 «Подростковый возраст как фактор риска начала курения» — на эту тему был доклад медицинского психолога кризисно-профилактического отделения СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина», врача первой квалификационной категории Евгении Александровны Бондаренко. Дети начинают курить чаще всего в подростковом возрасте. Почему и зачем им это нужно?  Подростковый возраст – это кризис, это трансформация, когда что-то детское уходит и рождается что-то взрослое. Подростковый возраст занимает около трех лет и длится с 12-13 до 15-16 лет. В этот период  все особенности детской психики, поведения, эмоций проявляются особенно ярко. В этом возрасте происходит сепарация от родителей, которая идет через бунт, протест, ярость и агрессию. Но это нормальное течение этого периода. Ребенок заявляет, что он уже взрослый и курение – символ взрослости. Задача родителей в этот период – поддержать ребенка в его «взрослых» решениях. Еще одна причина начала курения – мода, стремление «быть как все», раскрепоститься, желание разделить привычки партнера, преодолеть стыд, любопытство – вот  неполный перечень причин, толкающих подростка закурить. Профилактикой этой вредной привычки может стать общение подростка со значимым некурящим взрослым – учителем, тренером, наставником и его личный пример. Родители в подростковом возрасте для ребенка не авторитет! Здоровый образ жизни, формирование правильной картинки что модно и красиво на самом деле, знакомство подростка с уставом школы, где говорится о недопустимости курения на школьной территории – все это должно помочь в предотвращении тяги к сигаретам.

Об опыте работы кабинета профилактики артериальной гипертонии у детей и подростков говорилось в докладе заведующей консультативно-диагностическим  отделением Детского поликлинического отделения № 16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114», врача-педиатра высшей категории Татьяны Алексеевны Пеклер. Она рассказала об истории создания «Центра артериальной гипертензии», его составе и отделениях, подробно остановилась на его работе и  показала красочную презентацию. Докладчик отметила, что всем детям хотя бы раз в год необходимо измерять артериальное давление соответствующими возрасту манжетами.

Завершал работу конференции доклад «Урок здоровья как способ формирования здоровье сберегающего поведения детей», к.м.н., врача отдела координации организации профилактической деятельности женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики  Натальи Владимировны Шарафиловой. Основная задача урока здоровья – формирование культуры здоровья у ребенка. Она дала определение понятию «культура здоровья»,  рассказала о концепции факторов риска, которая лежит в основе здорового образа жизни, об особенностях проведения санитарного просвещения в детских коллективах, о методах и формах проведениях уроков здоровья.

Аппетит, голод, ожирение…

В шестидесятые годы в мире началась эпидемия ожирения, которая продолжается и сегодня. Распространенность ожирения в мире — от 50 до 60% населения в каждой стране. Причем, в развивающихся странах ожирение распространяется наряду с недоеданием.  Ожирение значительно снижает качество жизни, приводит к росту смертности и распространенности онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений репродуктивной сферы. Больные ожирением в 4 раза чаще обращаются к врачу, чаще госпитализируются. По поводу этой глобальной проблемы мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором  кафедры семейной медицины ГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Еленой Владимировной Фроловой.

Что такое ожирение?

Сегодня мы уже говорим об эпидемии ожирения. Понимание того, что ожирение — это не пищевая распущенность, и не вредная привычка, а болезнь, пришло к нам лет пятнадцать — двадцать назад. Только в последние годы начало формироваться отношение к людям с ожирением, как к больным.

doc_appetit1Ожирение – это хроническое заболевание с различными стадиями развития, в основе которого лежит нарушение адаптации нейрохимических механизмов к сигналу насыщения. И, самое главное, это сигнальная патология, означающая, что мозг, центральная нервная система людей с ожирением не воспринимают те сигналы о насыщении, которые подает им организм.

Каковы реальные причины ожирения?

Если раньше мы говорили, что в основе ожирения лежит превышение полученной энергии над затратами, то сейчас эта теория критикуется и пересматривается. Мы знаем, что в процесс регуляции аппетита и насыщения вовлечено более тридцати биологически активных веществ: проопиомеланокортин, лептин, грелин, допамин, серотонин, секретин, гастрин, информационный пептид и др. Примерно половина из них выделяется самими жировыми клетками. Например, лептин – гормон жировых клеток. Изначально он был задуман в эволюциии, чтобы ограничить потребление пищи и увеличить физическую активность. Чем больше жировых клеток, тем больше лептина. Сигнал поступает в продолговатый мозг – «прекращай есть, иди, двигайся». Но сегодня это работает не у всех. Жировых клеток много, лептина они выделяют много, но действия его нет. В чем причина, пока не совсем ясно. Второе важное вещество – это грелин, который выделяется клетками желудка и  повышает аппетит. Чем больше выделяется грелина, тем больше хочется есть.

Есть еще много веществ, которые выделяются в тонкой кишке – это «информационные» пептиды. Они угнетают аппетит. Чем больше жирной пищи поступает в тонкую кишку, тем больше их выделяется, и они сигнализируют о том, что нужно прекращать есть. С другой стороны, в тонкой кишке выделяются вещества, которые помогают человеку получить наслаждение от приема пищи.

doc_appetit2Вообще механизм регуляции аппетита и насыщения очень сложный. Поэтому, когда мы говорим человеку с ожирением «Прекрати есть!», он просто силой воли сделать этого не может, так как им «командует» огромное количество мощнейших медиаторов. Значит, чтобы приступить к регуляции аппетита, нужно использовать множество приемов, уловок, способов, чтобы обмануть собственный организм, и не страдать от голода при сокращении калорийности еды. Ведь организм по-прежнему будет вызывать продукцию всех веществ, которые активируют потребность есть.

А как же уменьшение калорийности пищи?

Стратегия, направленная на снижение калорийности пищи с целью снижения массы тела, была не совсем верна. Сейчас очень публикаций о том, что мы неправильно атаковали холестерин, неправильно направляли свои усилия на исключение из рациона жиров, яиц. Ведь как только мы исключали жиры, то люди стремились компенсировать недостаток этих калорий потреблением углеводов, а они тоже не самый полезный компонент нашего рациона.

Если говорить о том, что же все-таки приводит к развитию ожирения, то, безусловно, само по себе пищевое поведение гораздо больше связано с развитием ожирения, чем те или иные компоненты рациона.

Мы теперь говорим о том, что один из верных механизмов регуляции аппетита – это уменьшение порций. Доказано, что меньшее количество потребляемой еды приводит к уменьшению размеров желудка. Чем меньше человек съедает за один прием пищи, тем выше шанс правильной регуляции аппетита.

 

Насколько можно судить об ожирении по индексу массы тела?

doc_appetit3Сегодня уже понятно, что ожирение  не одинаково у всех. Существует несколько фенотипов или видов ожирения и это все будут разные болезни. Отсюда следует вывод – сам по себе индекс массы тела, как мерило ожирения, сегодня уже не может для нас оставаться таким важным критерием, как раньше.  Можно только делить всех людей по индексу массы тела на имеющих ожирение или не имеющих. Но мы не получим при этом описания тяжести заболевания. Например, у человека может быть высокий вес, но у него нет пока вредных последствий избытка веса. А есть люди с небольшим избыточным весом, но он уже привел у них к таким тяжелым последствиям как сахарный диабет, гипертензия. Вот поэтому сейчас применяется новая парадигма – «индекс массы тела не описывает тяжести ожирения». Мы должны брать в комплексе те поражения, которые вызваны ожирением.

Какие есть виды ожирения?

Фенотипов или видов ожирения на сегодня насчитывают несколько.

Большую роль в развитии ожирения играет инсулинорезистентность. Поэтому есть тип ожирения, связанный с высокой секрецией инсулина. Эти люди, как правило, отличаются всегда большим объемом талии. Есть такой вид ожирения, как низкий ответ на наполнение желудка. Есть высокая зависимость от пищевых стимулов. Это люди, которые не могут противостоять ситуационному перееданию, например, когда видят рекламу еды, проходят мимо витрин с продуктами.

Есть семейный стиль питания вредной едой. Есть пищевая зависимость. Есть тип ожирения людей, которые ведут сидячий образ жизни. В чистом виде все эти  фенотипы не существуют. Все они связаны между собой по типу «каскадов». Например, «сидячий тип», когда люди толстеют, так как перестают двигаться, но продолжают есть привычный объем пищи. Это приводит к таким сдвигам в обмене веществ, что ожирение начинает усугубляться и существовать само по себе.

Можно ли есть перед сном?

Наверняка те, кто ест на ночь, встают утром сытые. Поэтому они не едят завтрак, поздно обедают и, соответственно, опять основной акцент в приеме пищи переносят на вечер. Но в организме есть свои законы – ночью работают не те системы, которые работают днем. Если в организме процесс переваривания происходит ночью, а для этого требуется инсулин, это поддерживает высокий уровень активности симпатической нервной системы, а она отвечает за артериальное давление. Люди, которые едят на ночь, таким образом, повышают себе артериальное давление.

Завтрак должен составлять 25% всего объема пищи на день, а ужин – только 15%. Ужин должен быть съеден не позднее, чем за 2,5-3 часа перед сном.  И этот промежуток должен обязательно выдерживаться. Это важно для здоровья!

Как нужно питаться, чтобы предупредить ожирение?

doc_appetit4Запомните самое главное — все приемы пищи должны быть регулярными. Если прием пищи хаотичный, то организм все время находится в растерянности, он не знает, что из активных веществ ему сейчас нужно синтезировать. Поэтому он «на всякий случай» повышает уровень всех гормонов в крови, думая, что «вдруг сейчас поступит еда, а я не готов». Если человек ест без перерыва или с небольшими интервалами, то в результате все время поддерживается высокий уровень инсулина в крови. И из-за этого возникает инсулинорезистентность. А высокий уровень инсулина в крови все время поддерживает голод. Чем больше инсулина, тем голоднее человек себя чувствует. С одной стороны, у него все время высокий инсулин в крови, с другой – клетки к нему не чувствительны. Все это является основой развития сахарного диабета второго типа. Значит, главный способ лечения любого вида ожирения, переедания, неправильного пищевого поведения – четкий, по часам прием пищи. Тогда примерно через две недели вся пищеварительная система перестраивается, и секреция гормонов начинает обеспечивать именно эту частоту приема пищи. Оптимально, когда между приемами пищи перерыв составляет примерно 3,5 – 4 часа. Такой интервал между приемами пищи помогает снизить массу тела даже без ограничения калорийности Для этого стоит  пересмотреть свои пищевые привычки, например, брать с собой еду на работу.  Когда вас приглашают к столу, а вы еще не успели проголодаться, не стоит кушать за компанию. Не поддавайтесь на провокацию,  не садитесь за стол. Для того, чтобы получить насыщение, есть надо медленно, обязательно  приборами, за накрытым столом, а не руками и на бегу.

doc_appetit6Чтобы бороться с голодом, стоит носить с собой какие-нибудь некалорийные перекусы – морковку, яблоки, хрустящие хлебцы. Все это позволит не переедать во время основного приема пищи. Еще очень полезный совет – «хочешь есть – попей водички». Нужно просто выпить воды мелкими глоточками, и на какое-то время вам гарантировано насыщение. Ведь иногда люди не могут различить чувство жажды и чувство голода.

doc_appetit5Ну и напоследок хотелось бы дать один совет для всех. Будьте активны, больше двигайтесь, ходите, плавайте, бегайте, танцуйте. Эта простая и недорогая физическая активность позволит вам не думать слишком много об ограничении пищи или калорий. Живите просто, активно и радостно. Смотрите на все оптимистично. Это и есть здоровье

Детский травматизм: во всем виноваты взрослые!

«В настоящее время от несчастных случаев погибает или получает серьезные повреждения больше детей, чем от всех инфекционных заболеваний вместе взятых. Поэтому профилактика детского травматизма приобретает особое значение», — говорит наш сегодняшний собеседник главный врач ГБУЗ Детская больница № 2 святой Марии Магдалины Автандил Георгиевич Микава.

В нашей больнице травматологическое отделение является центральным городским. Оно остается базой НИИ травматологии и ортопедии им. Турнера, его курирует главный детский травматолог академик Бандурашвили А.Г. Отделение на 60 коек практически всегда заполнено, в большинстве своем это черепно-мозговая, спинальная травма, так называемые компрессионные переломы, переломы нижних и верхних конечностей. Два года назад мы открыли при больнице городской центр амбулаторной травматологии, который ежедневно принимает до 100 детей со всего города.

Вчера и сегодня

Детский травматизм был и остается одной из самых актуальных тем  в работе детской службы скорой медицинской помощи. В течение последних десятилетий изменился сам характер детского травматизма, так как изменились  наша жизнь, ее динамика, характер развлечений детей, занятость родителей. Раньше детский травматизм по большей части был вызван тем, что дети сами себе придумывали и находили развлечения. Было очень много травм, связанных с пребыванием детей на стройках, карьерах, около железной дороги, с игрой с электропилами и строительными механизмами. Мы часто встречали железнодорожную травму, падения детей с высоты, придавливание строительными плитами, всевозможные ожоги, ампутации.

doc_tramvmatizm2Сегодняшним детям не надо что-то придумывать – им предлагаются всевозможные виды развлечений, предоставляется масса спортивных и развлекательных снарядов, соответственно, меняется и характер травм. Мы встречаем всевозможные травмы, полученные на аттракционах, позволяющих получить массу адреналина.

doc_tramvmatizm1

Появились травмы «моды», возникающие вследствие занятий экстремальными видами спорта, катаний  на роликовых коньках, различных досках (скейтах, сноубордах, гироскутерах и т.д.).  Каковы здесь меры профилактики? Необходимо помнить о защитных атрибутах, выбирать для катания отдельные от городского транспорта трассы, соблюдать технику безопасности и правила эксплуатации.

Внимание! Улица!

Надо отметить, что глубина и серьезность повреждений, по сравнению с предыдущими годами, уменьшилась. Благодаря активной работе общественности и автоинспекции, регулярно проводящей различные месячники безопасности для детей, стало гораздо меньше автодорожных травм. Но прививание культуры поведения на улицах и дорогах, знание правил дорожного движения, надзор, положительный личный пример – все это по-прежнему актуально и остается за родителями. Использование детских автомобильных кресел снижает риск получения травм при попадании в ДТП. Наличие светоотражающих элементов на детской одежде также является серьезным средством профилактики транспортного травматизма.

doc_tramvmatizm3Резко пошел на спад травматизм, связанный с собачьими укусами. Очевидно, что в городе стало меньше собак бойцовых пород, так как мода на них прошла. Но ребенку необходимо объяснять, как нужно вести себя с собакой дома и на улице – не стоит таскать ее за хвост, садиться на нее верхом, лезть в миску, когда животное ест, иначе пес ответит агрессией.

doc_tramvmatizm4Меньше стало травм, полученных на детских площадках. Сейчас они лучше оборудованы снарядами и покрытием, которые минимизируют риск травматизма. Но родителям отвлекаться здесь не стоит, ведь падение или удар качелями по голове – это серьезное сотрясение головного мозга или черепно-мозговая травма.

Современные родители очень заняты, поэтому часто дети остаются дома одни без присмотра. В этом случае надо особое внимание обратить на окна. Дети забираются на подоконники, опираются на москитные сетки, которые плохо закреплены, и выпадают из окна.

Школьный травматизм

doc_tramvmatizm6Осенью дети идут в школу. Здесь их подстерегает множество опасностей. Ребенок может получить травму в спортзале на уроке физкультуры, в классе, на перемене. Сюда же входят школьные драки. Ушибы, переломы, сотрясения головного мозга – наиболее частые проявления падений во время безудержной беготни на переменах. Удар головой о батарею приводит к черепно-мозговой травме. Неисправная ступенька лестницы приводит к скольжению, в результате которого возможен компрессионный перелом позвоночника. Здесь необходим жесткий контроль сотрудников школы за поведением учащихся на уроках и переменах. Для младших школьников с целью профилактики травматизма на переменах должны быть организованы подвижные игры, позволяющие им подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме.

doc_tramvmatizm5«Безобидный» удар портфелем, а он весит обычно 3-5 кг, одноклассника по голове  может также приве6сти к серьезной черепно-мозговой травме. «Выдергивание стула» вроде бы в шутку чревато травмой позвоночника. Поэтому детям необходимо объяснять возможные последствия этих действий, чтобы избежать подобных инцидентов.

Сезонные травмы

Очень важно обратить внимание на все виды развлечений детей зимой – катание на лыжах, санках, «ватрушках» с горок. В последнее время модными стали горные лыжи. С горнолыжного курорта Кавголово нам часто привозят подростков. У них еще нет необходимых способностей к удержанию равновесия, часто не совсем правильно подобран спортивный инвентарь. Дети летят с горы и ударяются об других катающихся, деревья, сучки, пеньки, если место не подготовлено для катания и катание не санкционировано. Мы встречаем переломы конечностей и удары такой силы, что приводит к разрыву внутренних органов. Необходимо учить детей технике катания и безопасного падения, выбирать для катания только оборудованные склоны.

doc_tramvmatizm7Очень важно предостерегать детей от выхода на лед, так как температура воздуха у нас нестабильна, он тонкий, часто возникают промоины. В этих условиях возможно  и переохлаждение, и утопление.

При игре в снежки тоже бывают травмы. В частности, травма глаз. Задача взрослых – убедить детей не бросать снежок в упор, в лицо, не целиться в голову

В заключение хотелось бы напомнить, что в детском травматизме всегда виноваты взрослые – не уберегли, не научили, вовремя не предупредили. Значит, пока ребенок не вырос, родителям надо найти время, чтобы уберечь, научить, предупредить, иначе беды не миновать.

Участие в акции «Царское село – центр здоровья, творчества детей и молодежи»

9 сентября 2017г. Городской центр медицинской профилактики в очередной раз принял участие в ежегодной акции «Царское село – центр здоровья, творчества детей и молодежи».

Врачи Шарафилова Н.В., к.м.н., и Панфилова Е.Ю. во Дворце молодежи и в Центре детско-юношеского технического творчества и информационных технологий провели уроки здоровья для детей младшего школьного возраста: «Здоровый образ жизни». Дети и сопровождающие их родители с интересом слушали информацию, дружно, включая родителей, отвечали на вопросы. По окончании урока был показан мультипликационный фильм «Сказочное путешествие в страну гигиены» и всем присутствующим подарены буклеты  Музея гигиены.      Для школьников старшего возраста состоялись урок здоровья на тему «Курить – здоровью вредить», который даёт представление о токсическом влиянии табачного дыма, пассивном курении, правовой ответственности, а также последствиях – заболеваниях, которые возникают вследствие курения, который завершился показом мультипликационного фильма «Тайна едкого дыма», общественной организацией «Общее дело». Также были проведены уроки «Алкоголь и здоровье» и «Рациональное питание – удовольствие на пользу». Для детей и взрослых была организована интерактивная игра «Составь меню». Участникам предлагалось из карточек с различными продуктами и блюдами составить полноценный рацион на день. Ребятам было интересно выбирать полезные продукты и составлять меню, предлагалось посчитать общее количество килокалорий. После составления меню давались рекомендации. Таким образом, дети и взрослые в игровой манере узнали много полезного о правильном питании. Инструкторы по гигиеническому воспитанию Мадатова Г. В. и Кубрина С. Н. провели беседы о вреде курения с демонстрацией куклы «Имитатор курильщика» среди детей и взрослого населения. Говоря о вреде алкоголя, участникам предлагалось пройти небольшое расстояние в «Пьяных очках», имитирующих ощущение алкогольного опьянения, тем самым показать, что даже незначительная доза употребления алкоголя, может привести к нарушению координации. Всем желающим выдавалась  санитарно – просветительная литература: буклеты: «У меня красивая улыбка», «Как и зачем правильно мыть руки», «Жизнь требует движения», «Критические периоды развития ребенка», «Бросить курить возможно», газета «Домашний доктор».