Как предотвратить подростковый суицид

Актуальность проблемы суицидов не нуждается в доказательствах: в настоящее время в развитых странах самоубийства, наравне с дорожно-транспортными происшествиями, являются ведущей внешней причиной смерти. По прогнозам, значимость самоубийств будет возрастать и к 2020 году они выйдут на второе место, уступая лишь сердечно — сосудистым заболеваниям и опережая онкологию.

В конце ХХ – начале ХХI века наша страна, наряду с Белоруссией и Казахстаном, неизменно входила в тройку лидеров по уровню суицидальной смертности, как среди взрослых, так и среди подростков. На сегодняшний день, по данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7 % от общего числа умерших от неестественных причин.

Что приводит к суицидам в детском и подростковом возрасте? Как распознать роковое намерение? Что можно сделать в качестве профилактики? На эти вопросы дал ответ доктор медицинских наук, директор и научный руководитель психотерапевтической клиники « Семейный круг» Игорь Константинович Шац, выступивший с лекцией для родителей и педагогов в Городском центре медицинской профилактики.

Уход из жизни – тоже решение

Суицид – крайнее выражение острого кризиса. Его цель – поиск решения. Значимыми характеристиками суицида являются амбивалентность, сужение мышления, бегство от проблем, сообщение о своем намерении. Суицидники – люди, которые не хотят жить.

У детей очень своеобразное отношение к смерти: они думают, что смерть – это всего лишь временный уход. Осознавать ее они начинают примерно с девяти лет. Поэтом в раннем возрасте эта проблема не так остра.

Стоит упомянуть, что суицидальное поведение не наследуется. Но оно встречается значительно чаще у тех, кто потерял близких из-за самоубийства.

Мы все боимся говорить о смерти, тем более с детьми. Поэтому тема суицида у нас старательно замалчивается. Хотя само явление – признак цивилизации. И здесь можно выделить две главные категории, которые особенно часто расстаются с жизнью – мужчины после 60 лет и подростки.

По статистике, самоубийство чаще всего совершают подростки в возрасте от 10 до 14 лет.

Многообразие причин

Давайте разберемся, что же толкает юношей и девушек на такой шаг? Для начала стоит отметить, что подростковый возраст — один из самых трудных в жизни человека, так как в этот период завершается формирование личности в целом, ее ценностных ориентаций и жизненных приоритетов. К тому же, идет активное половое созревание. Внешне подростки уже кажутся взрослыми, а по сути – это большие дети без особых знаний и жизненного опыта. Поэтому, сталкиваясь с реальными проблемами, они пугаются и теряются. Вот тут-то и могут возникнуть мысли о суициде.

Что же может послужить причиной добровольного ухода из жизни?

Безответная любовь или разрыв романтических отношений. В юном возрасте такая ситуация переживается как огромная трагедия, мир рушится, никакие разумные доводы, что «ты еще встретишь свою большую любовь» не действуют.

Смерть любимого человека. В данном случае суицид рассматривается ребенком как попытка соединиться с любимым, «как Ромео и Джульетта».

Как ни странно на взгляд взрослых, но и смерть домашнего животного может послужить роковым толчком. «Без моего Шарика или Мурки я жить не буду».

Развод родителей. Особенно в ситуации выбора – с папой или мамой дальше жить?  Ребенок считает себя виноватым в разрыве отношений родителей.

Давление в школе. Завышенные стремления – «я должен быть лучшим в учебе, спорте. Если я — не первый, то жизнь пропала».

Давление со стороны сверстников. Если хочешь быть в тусовке, то будь как мы: также одевайся, также себя веди, пей пиво, принимай наркотики. Кстати, именно наркотики часто провоцируют подростка на спонтанное самоубийство.

Давление родителей. В данном случае суицид – как избавление от их чрезмерного контроля. «Ты должен много учиться, чтобы получить аттестат, поступить в вуз, стать успешным, зарабатывать много денег. А твои друзья тебе только мешают».

Низкая самооценка. Тут и физическая непривлекательность «я — толстая, у меня прыщи», и страхи не сдать ЕГЭ. Плюс ко всему, отсутствие фундаментальных знаний о сексе приводит к чувству собственной неполноценности и страхам. Ведь знания по этому вопросу подростки черпают на порносайтах в интернете.

Недостаток общения. Подросток не умеет сам себя развлекать, ему скучно, у него проблемы с коммуникацией.

Настораживающие моменты

 Ключи или признаки суицида можно разделить на три группы. Первая – вербальные. Здесь должны насторожить высказывания ребенка о том, что он не хочет жить, что без него всем будет лучше.

Вторая – поведенческие. Внимание родителей должны привлечь: частый плач, постоянная грустная тоскливая мелодия в наушниках сына или дочки, интерес к книгам и сайтам о смерти, самоизоляция, стремление к риску и безрассудству (занятие экстремальным спортом, гонки на мотоциклах), и, наконец, составление завещания.

Третья – ситуационные. Сюда можно отнести любое заметное изменение в личной жизни ребенка: переезд в другой район, город, страну, неприятности с законом, прогрессирование хронического заболевания, нежелательную беременность.

Нужно всегда помнить о том, что для подростков характерна импульсивность. Не пустили на дискотеку – прыгнул с балкона. Не купили понравившуюся вещь – наелся таблеток.

К характерным чертам суицидальных личностей можно отнести постоянную депрессию, различные виды зависимостей (наркотики, алкоголь, компьютер), чувство безнадежности и бесперспективности (выхода нет, лучше уже не станет).

 Ваши действия

 Не отталкивайте ребенка, если он решил разделить с вами свои проблемы. Отговорок типа «я занят, разбирайся сам, это все ерунда» в данный момент быть не должно. Помните, что подросток с суицидальными наклонностями редко обращается за помощью, тем более к профессионалам.

Если со своей бедой к вам обратился чужой ребенок, то никогда не предлагайте того, чего не сможете гарантировать (твоя мама тебя поймет, папа тебе поможет). Дайте знать, что готовы выслушать и помочь, но не обещайте сохранить все в тайне. Не осуждайте его! Нотации и разные примеры подростка не убедят в пагубности его намерений.

Постарайтесь узнать, есть ли у него план самоубийства. Если он подробно рассказывает о том, как решил уйти из жизни, то это знак реальной опасности. Чем конкретнее план – тем выше риск.

Не предлагайте в такой ситуации упрощенных решений: « Выспись, утро вечера мудренее. А там посмотрим…».  Покажите подростку, что хотите поговорить о его чувствах, дайте понять, что вы знаете, как ему больно. Расскажите о том, что стресс мешает оценить тяжесть ситуации, о том, как можно управлять кризисом. Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс.

Убедите подростка в том, что ему есть куда пойти за помощью, подскажите адрес кризисного центра, телефон доверия для подростков.

И еще один тонкий момент. Разговор о суициде никогда не приводит к суициду. Те, кто решился расстаться с жизнью, никогда не скажут об этом. Кто много говорит о суициде, тот не хочет умирать! Заявление о суициде – это сигнал о том, что ребенку плохо.

 Профилактика 

Профилактика суицида среди подростков –  задача родителей. Важно следить за душевным состоянием и поведением ребенка, отмечать возникающие изменения. Для того, чтобы избежать трагедии, важно правильно строить отношения и систему общения с детьми. Запомните, что наказание для ребенка  – это отказ от поощрения. Духовных и психологических поощрений должно быть больше, чем материальных. Никогда нельзя покупать детей!

Родители! Чаще предоставляйте подростку самостоятельность, снимите гиперопеку, дайте возможность самостоятельного заработка, создайте условия для развития детского творчества.

И, конечно, самая лучшая профилактика суицида среди подростков — это любовь к ребёнку.

22 мая 2014г.
«Здоровый образ жизни в каждой семье!»

Конференция медицинских работников детских поликлиник  города «Здоровый образ жизни в каждой семье!», посвященная Международному Дню семьи 22.05.2014г.

 Городской центр медицинской профилактики в рамках празднования Международного Дня семьи  22.05.2014г. организовал  конференцию медицинских работников детских поликлиник Санкт-Петербурга «Здоровый образ жизни в каждой семье!».

Открыла конференцию заместитель директора ГЦМП Людмила Васильевна Винтухова, поздравив всех с Днем семьи, пожелав здоровья и хороших впечатлений. Она также отметила, что не случайно в конференции принимают участие медицинские работники детских поликлиник и учреждений родовспоможения, так как именно акушеры и педиатры стоят у истоков семьи, работа женских консультаций и детских поликлиник тесно связана.  Эта конференция — возможность поделиться с коллегами своими знаниями, наблюдениями, опытом.

С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась заведующая отделом координации и организации профилактической работы детскому населению

А. В. Чернявская: «Готовность к здоровому образу жизни должна формироваться  у человека с ранних лет внутри семьи. Само понятие «здоровый образ жизни» состоит из элементарных вещей – правильного питания, физической активности, здорового сна, психического благополучия. Но большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний. И медицинские работники должны помочь родителям получить необходимые знания в этом вопросе».

На конференции несколько докладов были посвящены теме «Физкультура – основа крепкого здоровья». С ними выступили медсестры  СПб  ГБУЗ ГП № 118 Андреева Н.А., Воробьева Е.С., медсестра СПБ ГБУЗ ГП №3 ДПО №5 Петухова В.Б., совместную работу с воспитателем  детского сада  №14 Невского района Федотенковой И.А. представила медсестра СПБ ГБУЗ ДГП № 73 Каныгина С.О., старшая   медсестра СПб ГБУЗ ГП №44 ДПО №41 Крушинова Е.В. Все выступающие  отмечали, что начинать физическое воспитание необходимо с самого рождения малыша. Огромное значение  имеют занятия мам с младенцами в детском бассейне. Правильно подобранные физические упражнения развивают все органы и системы организма ребенка. Движение – это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Дошкольный возраст – самый благоприятный для выработки полезных привычек, таких как ежедневная зарядка, закаливание, спорт. При этом должен быть строгий контроль физических нагрузок, нормируемых  по возрасту и состоянию здоровья, времени и методикам проведения спортивных занятий. Важное значение имеют состояние спортивного оборудования и инвентаря, санитарное состоянием физкультурного зала. Особое внимание следует уделить  роли физкультуры в жизни школьников. Дети не хотят ходить на уроки физкультуры, им скучно. «У нас в спортзале кроме шведской стенки ничего нет. Поэтому, мы либо бегаем, либо отжимаемся», — объясняют свое нежелание школьники. Тесные спортзалы, неинтересные программы, устаревшее оборудование – все эти проблемы надо срочно решать. Спортивные кружки и секции должны быть доступными и бесплатными. Ведь только массовые и регулярные занятия физкультурой приведут к оздоровлению нации.

На тему «Мода и здоровье девочки» выступили врач СПб ГБУЗ ГП №44 ДПО №41 Матвеева М.И. и медсестра СПб ГБУЗ ГП № 118 Аксенова Н.П. Мода – явление преходящее, а здоровье – вечное, и не все, что модно — полезно. Необходимо сформировать у девочек — подростков 13-15 лет осознанное неприятие опасных и вредных для здоровья проявлений моды. Татуировки и пирсинг, перманентный макияж, накладные ногти и волосы, тоннели в ушах, высокие каблуки и тесная одежда, пластическая хирургия, могут нанести непоправимый ущерб растущему организму. Наличие вредных привычек, крайних проявлений слепого следования моде приводит к тому, что девушка теряет привлекательность или оказывается втянутой в маргинальный социум.

«Мама, пожалуйста, не пей и  не кури!». Эту тему для своего выступления выбрали врач  СПб  ГБУЗ ГП №93 ДПО № 28 О.Л.Ковальченко и медсестра Е.Н.Пахомова. В работе показано, что у курящих женщин развивается внутриутробная гипоксия и гипотрофия плода, расстройства обмена веществ и вегетативной нервной системы; дети появляются на свет с пониженной массой тела, они тревожны, плаксивы, плохо берут грудь. У пьющих женщин  может развиться алкогольный синдром  плода, дети рождаются с пороками развития. «Ради будущих детей откажитесь от вредных привычек!», — призывают медики всех женщин.

Завершилась конференция церемонией награждения. Все докладчики получили грамоты, цветы и подарки, сфотографировались на память.

«В помощь научной работе»

tem_tohelpthescientificwork

При написании диссертации, дипломной работы, реферата, научной статьи Вы можете использовать следующую литературу, в которой содержатся рекомендации по оформлению текста научной работы, ее  композиционному построению, представлению отдельных видов иллюстративного материала, цитат, а также библиографических ссылок. Особое внимание в данных изданиях уделено подготовке библиографического списка использованной литературы, разъяснению новых нормативных документов по составлению библиографических записей на различные виды документов.

Список литературы:

Евдокимов В. И.  Подготовка медицинской научной работы : метод. пособие. — СПб. : СпецЛит, 2008. — 223 с. : табл.

Захаров А., Захарова Т.  Как написать и защитить диссертацию. — СПб. и др. : Питер, 2003. — 157 с. : ил.

Кузин Ф. А.  Кандидатская диссертация : методика написания, правила оформления и порядок защиты : практ. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 6-е изд. доп.  — М. : Ось-89, 2003. — 224 с.

Неворотин А. И.  Матричный фразеологический сборник : пособие по написанию научной статьи на английском языке. — СПб. : СпецЛит, 2001. — 205 с.

Повзун С. А.  Оформление медицинской диссертации. — СПб. : Изд. фирма НПО «Мир и семь- 95″, 1996. — 63 с.

Стрельникова А. Г.  Дипломная работа : подготовка и оформление: пособие для студентов. — СПб. : СпецЛит, 2010. — 96 с.

Стрельникова А. Г.  Правила оформления диссертаций : метод. пособие. — 2-е изд., доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 76 с.

«Всё о сахарном диабете: от А до Я»

«Гепатиты: в вопросах и ответах»

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова

Санкт-Петербургский Городской Центрмедицинской профилактики
Ассоциация валеологов Санкт-Петербурга
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА- 7

Здоровье человека – 7: Материалы VII Международного научного конгресса валелогов / под ред. В.В.Колбанова.- СПб.: Издательство СПБГМУ, 2014.- С.119-124
РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

А.И. Фролова, Л.В. Винтухова, Н.Н. Сиренек
Городской центр медицинской профилактики, Санкт-Петербург, Россия

19 мая 2014г.
«Сосудистые дистонии у детей и подростков. Профилактика артериальной гипертонии»

19 мая 2014г. в Городском центре медицинской профилактики  состоялся семинардля  медицинских работников  детских поликлиник, школьных врачей  на тему «Сосудистые дистонии у детей и подростков. Профилактика артериальной гипертонии»

Вегето-сосудистая дистония – синдром, включающий в себя разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных функций, обусловленные расстройством их нейрогенной регуляции. Причины возникновения синдрома разнообразны: наследственно-конституционные и психогенные факторы. У школьников это состояние провоцируется значительными учебными нагрузками, недосыпанием, стрессами, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, малоподвижным образом жизни.

С  сообщением  на  данную тему выступила заведующая кардиологическим отделением  СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический   центр для детей» врач высшей категории Черемных Татьяна Вениаминовна. В клинике вегето-сосудистых дистоний преобладают ваготонические, симпатотонические  или смешанные синдромы. Значительное место средивегето-сосудистых дистоний  у детей и подростков  занимает артериальная гипертония (АГ).

В разных регионах России от 1 до 18%  детей  имеют повышенные цифры артериального давления. Среди подростков  артериальная  гипертония  достигает 35%. Имеются определенные трудности в диагностике этого заболевания. Наибольшее значение для диагностики  имеет суточное  мониторирование  артериального  давления. Обычно до 16 лет пациентам ставят диагноз «артериальная гипертензия»,  после 16 лет – «артериальная гипертония, 2-я степень». Факторами  риска  заболевания  являются: артериальное  давление, курение, любое изменение показателей липидного обмена, повышенный уровень глюкозы,  нарушение толерантноси к глюкозе, наличие сердечно-сосудистых заболеваний  в семейном анамнезе. Дополнительно проводятся обследования у невролога, нефролога, окулиста, эндокринолога. В выступлении рассмотрены вопросы медикаментозного и немедикаментозного лечения АГ, правила измерения АД у детей. Большое значение в лечении  и профилактике АГ  имеют общее укрепление организма, нормализация  режима труда и отдыха, физической  активности, соблюдение определенного  рациона  питания.