«За здоровьем в школу»

Городской центр медицинской профилактики принимал участие в акции «За здоровьем в школу», организованной администрацией Кировского района, муниципальным образованием «Княжево» 12 октября в школе №503.

Для учащихся 4- 5 классов специалисты Городского центра медицинской профилактики провели своеобразные интерактивные занятия – «Уроки здоровья» с показом видеофильма «Путешествие в страну Гигиены» и раздачей занимательной для данного возраста информационной санитарно-просветительной литературы.

Внимание учащихся 9-классов акцентировалось на важности для здоровья – это отказ от курения и неупотребление алкоголя. Желающие на себе могли испытать состояние алкогольного опьянения, надев очки «Пьяный и опасный». В результате участник, действительно, ощущал головокружение, нарушение координации. Отмечалось сокращение возможностей выполнять физические задания. Для данной группы учащихся демонстрировался видеофильм «Слагаемые здоровья».

8 октября 2013г.
«Охрана психического здоровья детей и подростков в Санкт-Петербурге»

8 октября 2013г. в «Городском центре медицинской профилактики»  состоялась городская конференция на тему: «Охрана психического здоровья детей и подростков в Санкт-Петербурге», посвященная Всемирному дню психического здоровья.

С сообщением на тему «Кризисно-профилактическая помощь детям и подросткам в Санкт-Петербурге» выступил И.С. Бердышев, врач-психотерапевт отделения кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», специалист высшей категории. В Санкт-Петербурге система оказания психолого-психиатрической помощи детям и подросткам начала складываться в 80-90 годы прошлого века под руководством главного детского психиатра города Л.П. Рубиной. Специалистами детско-подростковой психиатрической службы СПб оказывается помощь детям и подросткам с неврозами, различными пограничными состояниями, с нарушением памяти, внимания и общения, речевой патологией, со сложными нервно-психическими расстройствами. При различных кризисных ситуациях оказывается экстренная психолого-психиатрическая помощь, а также консультирование семей имеющих проблемы в воспитании детей. Работает стационар для детей дошкольного возраста. С ноября 2011г. в городе работает многоканальный Детский Телефон Доверия 8-800-2000-122. Помощь по Телефону Доверия оказывается круглосуточно, анонимно, бесплатно.

С сообщением на тему «Центр диагностики и консультирования – как звено охраны психического здоровья детей» выступила Лисовская Е. Н.–детский психиатр, врач высшей категории, заместитель директора СПб ГБОУ «Центр диагностики и консультирования». Центр оказывает помощь детям и подросткам с 2-х до 18 лет, имеющим проблемы в школьном обучении, в речевом развитии, выборе профессии, поведении и общении и развитии познавательных процессов.

О дифференциальной диагностике истерических и истериформных расстройств у детей рассказала заместитель руководителя по лечебно-диагностической работе отделения детской психиатрии НИИ психоневрологического института им. В.М.Бехтерева А.Е. Алексеева. Истерические расстройства встречаются у детей с 4-5 лет. В связи с частой гипердиагностикой аутизма, умственной отсталости отмечена важность точной постановки диагноза. На примерах из практики были даны основные понятия и дифференциальная диагностика истерии и истериформных расстройств, рассмотрен алгоритм лечения таких больных.

23 сентября 2013г.
«Принципы рационального питания школьников»

23.09.2013г. в Городском центре медицинской профилактики для педагогов образовательных учреждений города прошёл семинар «Принципы рационального питания школьников».

Приворотский В.Ф., профессор, заведующий гастроэнтерологическим отделением Детского городского диагностического центра рассказал об основных принципах рациона школьников, особенностях пищеварительной системы ребенка, привёл примеры из собственной практики.

В ежедневном рационе здорового ребенка должно присутствовать не менее 56 разных нутриентов. Основными принципами рационального питания являются полноценность и физиологическая адекватность. Белки, жиры и углеводы должны поступать в организм ребенка в сбалансированном, усвояемом виде. Белки – это основной пластический материал, который обеспечивает рост и развитие детского организма, формирует его органы и системы. При недостатке белков у ребенка развивается гипотрофия, анемия, он чаще болеет инфекционными заболеваниями. При белковом дефиците страдают все органы и системы, а избыток белка может привести к аллергическим заболеваниям. Жиры являются растворителями витаминов А, Д, Е и К. Детский организм лучше усваивает молочный жир, который содержится в сливочном масле, кисломолочных продуктах твороге, сыре. Избыток жира может привести к перегрузке работы поджелудочной железы и желчевыводящих путей. Углеводы — один из основных источников энергии организма, кроме того они принимают участие в иммунных процессах. При избыточном поступлении углеводы легко превращаются в жиры и откладываются в  подкожно-жировой клетчатке, что ведет к ожирению. Доказана роль простых сахаров и в формировании кариеса.

Большая роль в рациональном питании отводится растительной клетчатке, участвующей в работе кишечника. Ребенку 7-14 лет необходимо 80 – 100 мл/кг веса воды, что составляет 1500-2000 мл жидкости в день, включая овощи, фрукты, супы. В рационе школьника следует ограничить газированные напитки, пепси-колу, фанту, лимонад, которые не только раздражают слизистую кишечника, но и способствуют развитию аллергических заболеваний. Очень часто родители стараются восполнить запас витаминов соками, но соки промышленного изготовления, осветленные и лишенные волокон не могут быть альтернативой свежим фруктам, они содержат консерванты, которые приводят к сдвигу кислотно-щелочного равновесия и способствуют развитию мочекаменной болезни. Потребность в витаминах возрастает в зимне-весенний период. Во многих регионах наблюдается дефицит йода и цинка, который должен быть компенсирован продуктами или специальными препаратами.

Какие продукты полезны?
К ним относятся: морсы, родниковая вода, чай, какао, нежирные сорта мяса, рыба (особенно форель, семга, скумбрия). Клубника, банан и китайская груша — необходимы при стрессовых ситуациях, а шоколад является незаменимым источником эндорфинов. Фрукты содержат фруктозу, что способствует стимуляции деятельности головного мозга. Авокадо способствует улучшению памяти, банан — надежный источник радости, а ананас поможет справиться с умственной нагрузкой.

Несколько полезных советов: на ужин лучше есть индейку с гречневой кашей – эта «сладкая парочка» содержит аминокислоту триптофан и вит. В6, которые ускоряют засыпание и улучшают качество сна, а мед и мята усиливают это действие.

Внимание! Если у ребенка ухудшился аппетит, появилось чувство быстрого насыщения, сменились пищевые приоритеты, появилось повышенное газоотделение – необходимо обращение к врачу-гастроэнтерологу.

Лекция вызвала большой интерес педагогов, лектор ответил на многочисленные вопросы слушателей.

20 сентября 2013г.
«Аспекты развития ребенка до 3-х лет»

20 сентября 2013 года в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Аспекты развития ребенка до 3-х лет» для медицинских работников детских поликлиник. Участники семинара познакомились с особенностями развития ребенка, с эффективными формами психолого-медико-педагогического сопровождения семьи, ожидающей и родившей ребенка.

Рудницкая Е.Э. педагог-психолог детского поликлинического отделения №12 в своем сообщении рассказала об особенностях развития ребенка с 0 до 3-х лет, когда ребенок нуждается в основном в ласке и заботе и об особенностях кризиса 3-х лет характеризующегося упрямством, строптивостью, бунтом против авторитарного воспитания.

Коваленко Т.В. врач-невролог кафедры физиотерапии и медицинской реабилитации СЗГМУ им. И.И. Мечникова в своем докладе остановилась на этапах отлучения ребёнка от матери с учётом биологических закономерностей его развития. Этап «Слияния с матерью», на котором мама привязывается к ребенку и начинает понимать его потребности, ребенок получает неограниченное свободное грудное вскармливание. Этап «Симбиотической связи с матерью», когда ребенок проявляет больше самостоятельности, интересуется окружающим миром и изучает мир рядом с собой. И этап «Отделения от матери», который характеризуется развитием самостоятельности ребенка и формированием его характера.

17 сентября 2013г.
«Рациональное питание беременной и кормящей матери»

17 сентября 2013г., в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар для акушерок женских консультаций и родильных домов. С сообщением о социальной, правовой и психологической помощи женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выступила Антонова Э. К., заведующая отделением Центра социальной помощи семье и детям Красногвардейского района. Специалисты отделения осуществляют экстренную психологическую помощь, индивидуальное консультирование, социально-психологический патронаж женщин, нуждающихся в помощи, реабилитации и поддержке, проводят индивидуальную и групповую психокоррекцию, помогают женщинам в создать в семье взаимопонимание, уважение и благоприятный климат, участвуют в работе с беременными женщинами «Школ материнства женских консультаций №8 и №9.

С темой «Рациональное питание беременной и кормящей матери» выступили: Александрова Г. Н., старшая акушерка «Родильного дома №2» и Астахова Ю.В., акушерка женской консультации №35. В своём сообщении они отметили основные правила рационального питания во время беременности и в период грудного вскармливания, которое должно быть не только полноценным по составу и калорийности, но и разнообразным, обратили внимание на недопустимость диет и ограничений в этот важный период для развития плода и ребенка.

Мадатова Г.В., инструктор по гигиеническому воспитанию Городского центра медицинской профилактики выступила с сообщением «Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения в «Школе материнства» женской консультации». Применение различных средств и форм гигиенического воспитания при проведении занятий в школах материнства способствуют лучшему усвоению и дальнейшему использованию знаний в повседневной жизни.

«Нестареющая гирудотерапия»

Мудрость народной медицины поистине неисчерпаема, и в ее арсенале имеется множество действенных средств лечения практически для каждого заболевания. Гирудотерапия (от. лат. Hirudina — пиявка) является одним из древнейших методов лечения. Сегодня, спустя века после своего открытия, метод переживает настоящее второе рождение.

Царское село — центр здоровья, творчества детей и молодежи

7 сентября 2013г. Городской центр медицинской профилактики в очередной раз принял участие в акции «Царское село — центр здоровья, творчества детей и молодежи», организованной Администрацией Пушкинского района.

Для детей младшего школьного возраста было проведено четыре увлекательных «Урока здоровья». Дети и их родители с первых минут урока активно включились в диалог с ведущим, отвечая на различные вопросы, касающиеся основ здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Во время урока дети знакомились с правилами здорового питания и личной гигиены. Интерактивно разбирались условия использования музыкальных плееров, позволяющих не навредить слуховому аппарату, а также правила работы на компьютере, которые помогают сохранить зрение и не испортить осанку. Пройденный материал был закреплен демонстрацией мультипликационного фильма «Сказочное путешествие в страну Гигиены». После окончания урока всем присутствующим выдавались красочные, иллюстрированные материалы по здоровому образу жизни. Самым активным участникам урока были вручены подарки.

Молодёжи, взрослым наглядно демонстрировалось вредное влияние на организм курения, для этого использовалась модель «Кукла – курильщик», которая позволяла увидеть смолы, выделяемые при выкуривании сигареты. Попадая в лёгких при курении, они приводят к развитию различных лёгочных заболеваний, в том числе онкологических. Любой желающий мог надеть очки «Пьяный и опасный» и оценить, как опьянение влияет на восприятие. Как только человек надевает очки, он видит, что объекты расплываются, линии искривляются, а простые задания становится очень трудно выполнить. Надев эти очки и пытаясь пройти по прямой, бросить мяч или ориентироваться на дороге, он понимает, как трудно это сделать под опьяняющим воздействием.

Сотрудники Городского центра медицинской профилактики проводили анкетирование по выявлению факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.