95 лет на службе здоровья //Иллюстрированный исторический и художественный журнал «Мир музея»-Москва.-№ 311 (7) 2013г.-С.22-26 Л.В.Винтухова, А.И. Фролова,  Т.М.Голубева, А.В.Дубовик, Ю.А.Заозерский

Энтеровирусные инфекции

Энтеровирусные инфекции — группа острых заболеваний, вызываемых энтеровирусами, характеризующихся многообразием клинических проявлений от легких лихорадочных состояний до тяжелых менингитов.

Энтеровирусы устойчивы во внешней среде и длительное время могут сохраняться в сточных водах, плавательных бассейнах, открытых водоемах, предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). Вирус быстро погибает при прогревании, кипячении.

Энтеровирусные инфекции характеризуются быстрым распространением заболевания.

Возможные пути передачи инфекции: воздушно-капельный, контактно- бытовой, пищевой и водный.

Серозный вирусный менингит является наиболее типичной и тяжелой формой энтеровирусной инфекции.

Источником инфекции являются больные и вирусоносители, в том числе больные бессимптомной формой.

Заболевание начинается остро, с подъема температуры тела до 39-40 градусов. Появляется сильная головная боль, головокружение, рвота, иногда боли в животе, спине, судорожный синдром, нередко выраженные катаральные проявления со стороны ротоглотки, верхних дыхательных путей. При появлении аналогичных жалоб необходимо срочно изолировать больного, т.к. он является источником заражения, для окружающих, и обратиться к врачу.

Учитывая возможные пути передачи, меры личной профилактики должны заключаться в соблюдении правил личной гигиены, соблюдении питьевого режима (кипяченая вода, бутилированная вода), тщательной обработки употребляемых фруктов, овощей и последующим ополаскиванием кипятком.

Следует избегать посещения массовых мероприятий, мест с большим количеством людей (общественный транспорт, кинотеатры и т.д.). Рекомендуется влажная уборка жилых помещений не реже 2 раз в день, проветривание помещений.

Ни в коем случае не допускать посещения ребенком организованного детского коллектива (школа, детские дошкольные учреждения) с любыми проявлениями заболевания. При первых признаках заболевания необходимо немедленно обращаться за медицинской помощью, не заниматься самолечением!

20 мая 2013 г.
«Здоровый учитель — здоровый и успешный ученик».

Программой «Здоровая Россия» по формированию у населения приоритета здорового образа жизни и Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020гг. предусмотрено создание условий для обеспечения здоровья учащихся и педагогов в образовательных учреждениях. Организация службы здоровья с участием педагогов и родительской общественности предполагает повышение культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.

20.05.2013 г. в Городском центре медицинской профилактики для работников образования и здравоохранения состоялся семинар на тему  «Здоровый учитель — здоровый и успешный ученик». Резников М.А., старший преподаватель кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека. СПб АППО в своем  сообщении отметил, что здоровье человека является важным фактором жизни — «её ценность». Проблемы педагогов заключаются в огромной информационной загруженности, в наличии внешних и внутренних факторов, в высоком профессиональном риске. Проведенные исследования состояния здоровья педагогов показывают, что у 89% — отмечаются расстройства здоровья, причем у 44% имеются хроническая патология. На 1 месте — нервные заболевания, на 2-м — сердечно-сосудистые, на 3-м — желудочно-кишечные, на 4-м — заболевания органов дыхания. У педагогов, стаж работы которых в образовательном учреждении 10-15лет, преобладают эмоциональные расстройства, свыше 15 лет работы – неврозы. Синдрому выгорания педагогов способствуют: сильная загруженность, большой  объём работы с документами, нагрузка на органы слуха, зрения,  органов дыхания,  неблагоприятная психологическая обстановка (стресс, перегрузка). Опрос педагогов показал, что у педагогов здоровье в шкале жизненных приоритетов стоит на первом месте. Кутчиева Л.Б., директор школы-интерната №68 г.Павловска в сообщении «Создание условий для формирования сознательного отношения к ЗОЖ у педагогов и родителей в образовательном учреждении» обратила внимание на создание материально-технического обеспечения, условий и правильного психологического сопровождения образовательного процесса.

«Болезни суставов – болезни цивилизации»

В 2010 году закончилось провозглашенное Всемирной организацией здравоохранения международное десятилетие болезней костей и суставов – глобальная акция, направленная на улучшение качества жизни пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Ревматические болезни – один из самых распространенных видов патологии, они проявляются хроническим воспалительным процессом, сильной болью в суставах, частичной или полной потерей трудоспособности и занимают третье место после других причин инвалидизации.

Стрюк, Р. И. Ревматические болезни : болезни суставов и диффузные заболевания соединительной ткани : рук. для врачей : кн. 2 / Р. И. Стрюк, Л. М. Ермолина. — М. : БИНОМ, 2012. — 480 с. : ил.
В книге рассмотрены этиология, патогенез, патоморфология, клинические проявления, формулировка диагноза и лечение серонегативных спондилоартритов, остеоартрозов и наиболее распространенных диффузных болезней соединительной ткани. Книга предназначена для врачей всех специальностей, работающих в амбулаторно-поликлинической сети истационарах, а также для преподавателей, аспирантов, ординаторов и интернов.

Сустав : морфология, клиника, диагностика, лечение / В. Н. Павлова, Г. Г. Павлов, Н. А. Шостак и др. — М. : МИА, 2011. — 552 с. : ил..
Предлагаемая читателю книга является результатом коллективного труда исследователей в различных отраслях медицинской науки. На основе существующей информации по данной теме и собственного опыта освещены проблемы морфологии, биохимии и клиники заболеваний суставов. Для ревматологов, хирургов, травматологов, ортопедов, анатомов, спортивных врачей, а также преподавателей и студентов соответствующих профилей в высшей медицинской школе.

Синяченко, О. В. Диагностика и лечение болезней суставов / О. В. Синяченко. — Донецк : Издатель Заславский А. Ю. ; СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2012. — 560 с. : ил.
В книге представлены малоизвестные врачам методы диагностики и лечения болезней суставов, приведены их диагностические алгоритмы и современные классификации. Книга предназначена терапевтам, семейным врачам общей практики, педиатрам, ревматологам, ортопедам, неврологам, физиотерапевтам и врачам многих других специальностей, а также студентам высших медицинских учебных заведений. Представлено более 250 иллюстраций.

Зборовская, И. А. Ревматические заболевания в практике врача / И. А. Зборовская. — М. : МИА, 2011. — 672 с. : табл.
В книге излагаются вопросы этиологии, патогенеза, диагностики, дифференциальной диагностики ревматизма, ревматоидного артрита, остеоартроза, болезни Бехтерева, подагрического и псориатического артритов, системной красной волчанки и системной склеродермии, дерматомиозита-полимиозита. Особое внимание уделяется проблемам современных методов лечения этих заболеваний. Отдельно освещаются общие принципы терапии системных васкулитов.. Для врачей общей практики и студентов старших курсов высших медицинских учебных заведений.

Лечение и профилактика болезней суставов / В. И. Мазуров, А. Ю. Барановский, А. М. Лила и др. — СПб. : Диалект, 2006. — 320 с. : ил. — (Основы домашней медицины).
Книга из серии «Основы домашней медицины» посвящена одному из самых распространенных видов патологии – болезням суставов, объединяемых в группу ревматических заболеваний. Предназначенная прежде всего для широкой читательской аудитории без медицинского образования, книга будет полезна и медицинским работникам разного профиля, а также студентам медицинских вузов.

Заболотных, И. И. Заболевания суставов : рук. для врачей / И. И. Заболотных. — 2—е изд. испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2009. — 255 с. : ил.
В руководстве изложены общие аспекты артрологии, особенности клиники, диагностики, дифференциальной диагностики, терапии, медико-социальной экспертизы заболеваний суставов. В книге отражены особенности суставной патологии в пожилом возрасте. Руководство рекомендовано для терапевтов, артрологов, хирургов, гериатров, а также для студентов медицинских вузов.

Вест, Ст. Дж. Секреты ревматологии : пер. с англ.: [учеб. пособие] / Ст. Дж. Вест. — М. : Бином ; СПб. : Нев. диалект, 1999. — 767 с. : ил. — (Секреты медицины).
В книге на современном уровне изложены вопросы диагностики, профилактики и лечения патологических состояний, объединяемых термином «ревматические болезни» Приведены исчерпывающие сведения о методах лечения, реабилитации и психосоциальной адаптации больных. Для врачей различных специальностей и студентов медицинских учебных заведений.

Список дополнительной литературы:

Болезни суставов : рук. для врачей / В. И. Мазуров, И. Б. Беляева, И. В. Гайворонский и др. ; ред. В. И. Мазуров. — СПб. : СпецЛит, 2008. — 397 с. : ил. — (Рук. для врачей / ред. С. И. Рябов).
Соколинский, В. Е. Болезни суставов. Опухоли : помогут натуральные препараты / В. Е. Соколинский. — СПб. : БХВ-Петербург, 2005. — 150 с. — (Что Вам могут не сказать…).
Заболотных, И. И. Болезни суставов в пожилом возрасте / И. И. Заболотных, В. А. Заболотных. — СПб. : Петрополис, 2000. — 140 с. : ил.
Семизоров, А. Н. Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов : пособие для врачей / А. Н. Семизоров,
Б. Е. Шахов ; НГМА. — Н. Новгород : НГМА, 2002. — 208 с. : ил.
Введенский, С. П. Контрактуры суставов нижней конечности и способы их устранения дистракционными аппаратами : учеб.-метод.пособие / С. П. Введенский, Н. Б. Точилина ; НГМА. — Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2006. — 32 с. : ил.
Болезни костно-мышечной системы / В. А. Насонова и др. — М. : [б. и.], 2003. — 104 с. : ил. — (Качество жизни. Медицина ; № 3-2003 г.)
Клинические случаи из практики ревматолога / СПб ГУЗ «Клиническая ревматологическая больница № 25″ ; ред. О. А. Смульская. — СПб. : ООО «Феникс», 2010. — 232 с. : ил.
Клиническая ревматология : рук. для практ. врачей / ред. В. И. Мазуров. — СПб. : Фолиант, 2001. — 416 с. : ил.

21 мая 2013г.
«Роль медицинских работников в охране здоровья и профилактике заболеваний у детей во время летней оздоровительной кампании».

Летняя оздоровительная кампания – один из сложнейших разделов в медицинском обеспечении детей и подростков. Ведущая роль в организации летнего отдыха, наряду с руководством, принадлежит медицинским работникам.

21 мая 2013г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар для медицинских работников детских поликлиник и образовательных учреждений на тему «Роль медицинских работников в охране здоровья и профилактике заболеваний у детей во время летней оздоровительной кампании».

Соболева Н. С. — врач Городского центра медицинской профилактики в своем сообщении «Санитарно-гигиенические аспекты медицинского обеспечения детей в летних оздоровительных учреждениях» рассказала о значении подготовки загородного учреждения, исправности инженерных коммуникаций и оборудования; обеспечении доброкачественной питьевой водой и продуктами, медицинским обслуживанием, соблюдении требований по организации спортивных мероприятий, закаливанию и купанию, очистки и обработки территории для эффективного отдыха и оздоровления детей, предупреждения соматических и инфекционных заболеваний, травм и отравлений. Указанные мероприятия подробно изложены в распоряжении Комитета по здравоохранению, приказах Управления Роспотребнадзора по организации и проведению летней оздоровительной кампании в 2013г. в нашем городе.

Рассмотрению особенностей работы медицинского персонала во время пребывания детей в оздоровительном учреждении было посвящено выступление заведующей отделением организации медицинской помощи детям и подросткам ДПО №1 СПб ГУЗ «Городская поликлиника №4 Василеостровского района Сивакс Г. А. «Медицинское сопровождение летнего отдыха детей». Она подчеркнула необходимость полной обеспеченности медицинскими кадрами и четкого распределения обязанностей между врачом и медицинскими сестрами. В работе медицинского персонала не бывает мелочей, их работу характеризует вдумчивое, внимательное отношение к детям и взрослым, принципиальная позиция при решении возникающих проблем. После выезда медицинские работники проводят дополнительный инструктаж персонала, осматривают детей и распределяют их по группам здоровья и физкультурным группам, проводят измерения для определения эффективности оздоровления детей, осуществляют санитарно-просветительную, профилактическую и лечебную деятельность в соответствии с приказом МЗСР РФ от 16.04.2012г. за №363н. «Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха»

В заключение следует отметить, что для организации полноценного и безопасного отдыха детей и подростков огромное значение имеет слаженная работа всего коллектива при тесном взаимодействии руководителя и медицинских работников.

24 мая 2013 г.
«От Амбодика до наших дней»

24 мая 2013 г. в Городском центре медицинской профилактики состоялась  девятая городская конференция «От Амбодика до наших дней». Проводить подобные конференции в мае для средних медицинских работников учреждений охраны материнства и детства стало традицией. Со словами приветствия к участникам обратились Винтухова Л.В.- к.п.н., зам. директора Городского центр медицинской профилактики, Бубликова И.В. —   гл. специалист по сестринскому делу Комитета по здравоохранению, Дымченко Л.Д. — директор «СПб Акушерский колледж», Демина В.В. — председатель Ассоциации акушерок СПб «Мир ребенку».

Перед началом конференции были показаны фильмы «В ожидании чуда» (ГП №122 Петродворцового района) и «Обучение  молодых матерей массажу и гимнастике в кабинете здорового ребенка» (поликлиническое отделение №16 ГП №114 Приморского района),  созданные участниками городского конкурса «Счастье семьи в детях».

С докладом о работе «Школы материнства» и результатами социологических исследований выступила Ненашева И.В. — акушерка, психолог женской консультации №8 ГБУЗ ДГП№68 Красногвардейского района. В 2013 году «Школе материнства» исполняется 13 лет. Около 20 000 беременных и членов их семьи посетили занятия, которые проводят как специалисты женской консультации, так и сотрудники других учреждений: психотерапевт, юрист, социальный работник, педиатр. «Школы материнства» является мотивация беременных и членов их семьи на здоровый образ жизни. Зная, что беременность наиболее подходящий для этого период, проводится анкетирование среди беременных с целью выявления группы риска. По результатам анкетирования 590 беременных женщин, проведенного в 2012г., более 70% беременных бывают на свежем воздухе менее 2-х часов,  71% проводят около компьютера и телевизора более 2-х часов в сутки. 27% женщин курили до наступления беременности. 45% беременных подвержены пассивному курению в домашних условиях. 18% беременных принимают алкогольные напитки во время беременности. Обучение в «Школе материнства» проходят и будущие папы, которые хотят узнать о своих отцовских обязанностях (69%) опрошенных.  Анкетирование помогает оценить эффективность и результативность проводимых  лекций и практических занятий.  Так до занятий только 33% были хорошо осведомлены о предстоящей подготовке к материнству, а  после занятий этот показатель стал 83%. В «Школе материнства» проводятся праздники День семьи и День матери, что вызывает положительный настрой у беременных женщин.

Стадник Т.Н., акушерка женской консультации №43 Кронштадтского района выступила с докладом «Интересное положение в 35 лет». В СПб около 1,5 млн. женщин репродуктивного возраста. Сейчас на женщин возраста 18-29 лет приходится 64% всех новорожденных. Все чаще дети рождаются у женщин позднего репродуктивного возраста (35-39 лет). В 2013 г. на учет по беременности встало 43% женщин в возрасте 30-40 лет. Ребенок после 30 лет рождается, как правило, в результате запланированной беременности, а это гарантия того, что маленький человек придет в мир любви и заботы. Исследования показывают, что 86% мужчин готовы к семейной жизни и 100% женщин в возрасте после 35 лет готовы к рождению ребенка. 80% женщин планируют беременность, знают, что нужно полноценно питаться, эмоционально устойчивы. Несмотря на то, что мамы старше 35 лет автоматически попадают в группу риска, дольше восстанавливаются после родов, самое главное, чтобы ребенок был рожден в любви и большом желании.

С докладом «Особенности работы медсестры КЗР» выступила Федечкина С.Н.,  медсестра кабинета здорового ребенка детского поликлинического отделения №69 Красногвардейского района. В своем сообщении она рассказала, что каждый ребёнок с 1-го  месяца жизни посещает КЗР, осматривается  врачом неонатологом, проводится контрольное  кормление, при необходимости проводится  коррекция питания  ребёнка, проводятся занятия  в  школах: беременных, молодых родителей, с  использованием  методических  пособий.  На  слайдах  был показан  кабинет  КЗР, его  оснащение,  как  ведётся работа с  беременными,  проводится дородовый  патронаж и лекции по темам: «Гимнастика беременных», «Мы за грудное вскармливание», «Массаж  ребёнка», «Физическое воспитание  детей  от  1-года  до  4-х  лет», проведение праздник «День  семьи!». Особой популярностью пользуется  бассейн  (от  6  месяцев до 4-х лет) где в группе «Мать и дитя», проводят  обучение родителей  плаванию  их  детей, а также с целью  оздоровления и  закаливания  его и  укрепления  психологического  контакта со своим ребёнком. Все процедуры  проводятся  на  фоне  положительных  эмоций.  Задача медицинского персонала состоит  в  правильном  подборе  и  дозировании   процедур,  индивидуально  для каждого ребёнка  и  профилактики  заболеваний:  опорно-двигательного  аппарата,   нервной  системы,  дыхательной  системы.

С сообщением «Роль мед. сестры детской поликлиники в неспецифической профилактике рахита» выступила Агеева Н.А., мед. сестра КЗР детского поликлинического отделения СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №122» Петродворцового района. Рахит  (происходит  от  греческого рахис – спинной  хребет)  -  это  деформация   позвоночника      у  детей. Римский учёный Гален дал описание рахитических изменений костей. В 1650 г. появилась книга английского врача-ортопеда Глиссона об  этом  заболевании.  В конце 19-го столетия  русским учёным Луниным Н. было  открыто  существование  витаминов,  что  привело к выяснению основной причины заболевания. В 1920 г. американский учёный Мелланби установил, что  антирахитическим  действием рыбий жир обязан  жирорастворимому  витамину, а в 1932 году был  выделен  и сам витамин «Д». Рахит это заболевание   первого   года  жизни,  связанных с дефицитом витамина «Д», хотя  может  возникнуть и из-за нехватки  фосфора, кальция и белка. Нарушения, возникающие в организме быстро растущего организма  ребёнка,  затрагивают в  первую  очередь  костную  и  нервную  систему. Большое значение в профилактике рахита имеет выполнение рекомендаций педиатра детской поликлиники и правильный образ жизни.

После окончания, участникам конференции были вручены цветы и грамоты.