Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины и последствия

17 февраля в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины и последствия».

Первый докладчик, к.м.н., заведующий психоневрологическим дневным реабилитационным стационаром Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина Артём Александрович Резаков доложил о клинико-диагностических и лечебно-реабилитационных асп
ектах синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Он подробно остановился на истории вопроса, отметив, что первые упоминания о нарушении внимания  у детей можно найти  еще у Гиппократа и Платона. В средние века появилась теория «морального помешательства», полагающая, что дети рождаются с проявлениями «аморальных черт характера». В 1848 году симптомы гиперактивности были описаны в виде образа Беспокойного Фила в описании доктора Генриха Хоффмана. в 1889 году американский философ и психолог Вильям Джеймс опубликовал труд «Принципы психологии», где рассеивание внимания объясняется внутримозговыми механизмами.В 1917-1918 годах эпидемия летаргического энцефалита  в Европе и США дала развитие биомедицинскому подходу к гиперактивности и проблемам поведения. Гиперкинетический синдром рассматривался и в работах отечественных учёных. В 1920 году П.И.Растегаев первым предлагает в России создать специальные условия обучения у детей с проявлениями СДВГ. В 1928 году Е.М.Захарьян и М.А.Голозко описывают явления психофизической незрелости и слабую память у пациентов с СДВГ.  Г.Е.Сухарева  гиперактивного ребёнка рассматривала как пациента с психопатоподобными нарушениями поведения. Так же занимались СДВГ В.А.Гиляровский, В.П.Осипов, Е.А.Осипова, С.С.Мнухин, А.Е.Личко,  В.В.Ковалёв. В 2009 г. Р.Ф.Гасанов  описал изменение представлений   о СДВГ и его основные клинические характеристики.

doc_sdvg1

Если говорить об эпидемиологии СДВГ, то замечено, что чем более развита страна, тем больше в ней пациентов с  СДВГ. Так, в  США частота встречаемости – 20

% от популяции, в Канаде – 15%, в России – 10%.

Какие факторы влияют на развитие СДВГ? Генетические, перинатальные, натальные, социально-психологические, фармакологические, а также травматический генез.

Основными нарушениями, которые отмечаются при СДВГ, являются: нарушение внимания, гиерактивность, импульсивность, трудности в общении и обучении.

Первые признаки СДВГ можно увидеть у детей от 1 до 3 лет. У них отмечаются: нарушения ритма сна и бодрствования, повышенная  возбудимость, беспокойство, тремор. В 3 года наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, непослушание, упрямство. В 5 лет — неуклюжесть ребёнка в связи с минимальной статико-моторной недостаточностью. Для 6-9 лет будут характерны бытовые травмы, речевые нарушения, расстройства школьных навыков, дислалия, дислексия, дискалькулия, энурез, заниженная самооценка, агрессия. В 12 -14 лет идет снижение гиперактивности, но остаются нарушение внимания и импульсивность. В15 лет гиперактивность исчезает, симптомы СДВГ сглаживаются и маскируются особенностями личности. С 18 лет и далее наблюдается недостаточная организованность, неспособность планировать время, плохая память, взрывной характер, эмоциональная лабильность, семейные проблемы, ДТП,  правонарушения, различные виды зависимостей (алкогольная, наркотическая, пищевая, игровая).

Лечебно-реабилитационные мероприятия при СДВГ состоят из фармакологической терапии, психотерапии и нелекарственных методов лечения. Фармпрепараты врач подбирает индивидуально, исходя из особенностей пациента. Психотерапия при СДВГ обязательна. Здесь используются семейная психотерапия и семейное консультирование; индивидуальная поведенческая и когнитивно-поведенческая психотерапия; групповая психотерапия и групповая психокоррекционная работа с психологом; игровая психотерапия; арт-терапия, музыкотерапия; РАГ (ритмико-акустическая группа). В качестве нелекарственных методов лечения при СДВГ используется метод биологической обратной связи (БОС) и транскраниальная микрополяризация.

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Что скрывается под маской СДВГ?» — такова была тема второго выступления врача-невролога, ведущего врача группы углубленного обследования детей с СДВГ  СПб ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей» Дианы Владимировны Леденцовой.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это поведенческое расстройство в детском возрасте, связанное с возрастной незрелостью ЦНС и дисгармоничным развитием. Расстройство развития, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью и несдержанностью.

Стоит отметить, что СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых; лица мужского пола болеют в 2 раза чаще; нередко наблюдаются семейные случаи.

Каковы же основные проблемы у детей с СДВГ? Это, прежде всего, проблемы поведения:  протесты, ложь, драки, нарушение общественного порядка. В школьном возрасте — неуспеваемость, специфические трудности обучения, низкая степень понимания учебных заданий ,отсутствие завершения начатых дел, проблемы взаимоотношений со сверстниками и учителями.

doc_sdvg2Основные признаки СДВГ: невнимательность, импульсивность, гиперактивность. Невнимательность – ребенок не способен сосредоточиться на деталях, неустойчивость внимания во время выполнения заданий и во время игр — не следует указаниям, не слушает, забывает, отвлекается. Импульсивность – когда ребенок с трудом дожидается своей очереди, перебивает, вмешивается в чужие разговоры , выкрикивает с места ответы до завершения вопроса. Гиперактивность  - ребенок производит суетливые движения руками и ногами, непоседлив, бегает, карабкается на что-то в неподходящих для этого ситуациях, постоянно находится в движении, чрезмерно болтлив.

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют три варианта СДВГ: сочетанный или комбинированный вариант СДВГ; СДВГ с преобладанием невнимательности; СДВГ с преобладанием гипреактивности и импульсивности.

Каковы диагностические критерии СДВГ? Симптомы проявляются до 7 лет, держатся не меньше 6 месяцев, обнаруживаются в двух и более сферах деятельности (в школе, дома), не обусловлены психическими расстройствами, вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию, создают трудности в обучении. Отмечаются частые сопутствующие нарушения: расстройства речи, расстройства учебных навыков – дислексия, дисграфия. Могут наблюдаться депрессивные состояния, тревожные, оппозиционно-вызывающие и поведенческие расстройства; тики и синдром Туретта.

В развитии СДВГ 80% играет наследственность. Увеличивают вероятность возникновения СДВГ пре- и перинатальные факторы риска. СДВГ может развиваться после черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита и других неблагоприятных воздействий на ЦНС.

Каковы проявления СДВГ? В младенческом возрасте это будет беспокойство, нарушение сна, высокая степень двигательной активности. Такие дети рано начинают ходить. Дошкольники гиперактивны и невнимательны. У них запаздывает формирование речи, отсутствует чувство страха, дистанции. Для них характерны постоянные стычки с ровесниками. В ранние школьные годы детям трудно концентрироваться, сидеть на одном месте и слушать, общаться со сверстниками. У них часто есть сложности в приобретении навыков чтения и письма (до 65%), нарушения координации, мелкой моторики. К 7-10 годам возникают и эмоциональные расстройства. У подростков есть трудности в концентрации внимания, неуклюжесть , дислексия, дисграфия, они словно «витают в облаках». У них могут возникнуть психические нарушения(депрессия, тревожный невроз, склонность к наркомании, токсикомании).

При  постановке  диагноза  необходимо  учитывать особенности личности и темперамента ребенка,  средовые  факторы, воспитание в семье, педагогическую запущенность. Стоит отметить, что отдельные, временные  характеристики поведения ребенка, даже если они похожи на СДВГ, не  могут считаться основанием для постановки диагноза

СДВГ необходимо дифференцировать:  от неврозов и невротических реакций, которые могут вызывать расстройства внимания и гиперактивность; от астенических синдромов при соматических заболеваниях, которые проявляются быстрой физической и психической истощаемостью, утомляемостью, обидчивостью, капризностью, частыми головными болями, снижением показателей школьной успеваемости; от последствий перенесенной черепно-мозговой травмы; от когнитивной эпилептиформной дезинтеграции. Часто неверно диагностироваться как СДВГ может: задержка умственного развития, интеллектуальная недостаточность, аутистический спектр расстройств, психопатии.

Лечение СДВГ включает в себя медикаментозную терапию; массаж, ЛФК, ФТЛ, тепловые процедуры, соляно-хвойные ванны; диету с ограничением сахара, исключением красителей, ароматизаторов , глютаматов. Обязательны педагогическая и психологическая коррекция. Рекомендуется: режим, спорт, длительные прогулки, бег. Необходимо ограничение посещений мероприятий со скоплением большого количества народа.

Необходим комплексный подход к детям с СДВГ, поддержка семей, профилактика неуспеваемости. Детям с СДВГ необходимо общение с социально благополучными учениками, ориентация на успешных одноклассников. Родители, педагоги, психологи, врачи – неврологи должны быть командой заинтересованных участников в помощи детям с СДВГ.