«Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики»

В Городском центре медицинской профилактики 18 апреля 2016 года  проведён семинар: «Неврозы у обучающихся. Факторы, способствующие их возникновению и меры профилактики».

doc_nevroz1Янушанец О. И., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой гигиены питания и диетологии с курсом гигиены детей и подростков медико-профилактического факультета, СЗГМУим. И.И. Мечникова в докладе «Неврозы у обучающихся, факторы, способствующие их возникновению, и меры профилактики» дала  понятие невроза как заболевания. Невроз – это группа функциональных психогенных обр атимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина характеризуется астеническими, навязчивыми или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Авторы по-разному представляют характерологические особенности личности, у которой может развиться невроз. Это и повышенно впечатлительный, эмоционально-чувствительный, ранимый, не сразу раскрывающий себя, наивный, бесхитростный, непосредственный и доверчивый, добрый и отзывчивый, с выраженным чувством «Я» тип личности, и  повышенная амбициозность, эгоцентризм, высокий уровень самовнушаемости, низкая степень самоконтроля, и слабый тип высшей нервной деятельности, тревожно-мнительные, не уверенные в себе, с низкой самооценкой личности,  и  сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, чрезмерно уверенный в себе, преувеличивающий свои возможности.

doc_nevroz2Докладчик подчеркнула, что провоцирующие факторы, вызывающие невроз у младших и старших школьников различны. Так, у младших школьников наибольшее беспокойство в ызывают такие ситуации как постоянно не успевание за всеми, постоянно не понимание, что объясняет учитель, «со мной никто не хочет дружить»,  «учитель не обращает на меня внимания».

У подростков школьного возраста наибольшее беспокойство вызывают иные ситуации: на тебя смотрят, как на маленького; слышим за своей спиной смех; проверяют твои способности;  сдача экзаменов в школе;  сравнение  тебя с другими; ожидание родителей с родительского собрания.

При этом, по мнению докладчика, эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия  различны для детей в разном возрасте. Для  детей с 7 до 10 лет важно для  стабилизирующей ситуации поощрение, отсутствие сравнения с другими детьми. В целях эффективного  метода  психолого-педагогического воздействия  для  детей  данного возраста необходимо дать возможность попробовать свои силы  в общественной деятельности,  в  общественно-полезных проектах;  оказать помощь ребёнку в трудной ситуации; не навязывая ему свои ориентиры, лишь помогая ему делать правильный выбор в трудной ситуации.

doc_nevroz3При неврозе у ребёнка родителям рекомендуется эмоциональное общение с ним, внутрисемейное общение и совместное проведение досуга, очень важно планирование мероприятий режима дня, выбор дополнительных образовательных услуг.

В целях решения психосоциальных проблем школьников важна коррекция дезадаптации, тревожности и страхов; повышение самооценки и мотивации к обучению; развитие навыков общения, самоконтроля; тренинги  коммуникативных навыков; а также семейная терапия и просвещение по вопросам воспитания и психогигиены.

В докладе «Неврозы у школьников. Точка зрения врача-невролога» врач-невролог высшей квалификационной категории Снегова Е.В., заведующая неврологическим отделением СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей», подчеркнула актуальность проблемы. Неврозы – одна из самых частых в современный период форм нервно-психического расстройства, имеющая тенденцию к росту, особенно в условиях кризиса в обществе. Так с начала текущего столетия к настоящему времени число больных неврозами в 15- ти экономически наиболее развитых странах мира выросло 61,7 раз. В детском, подростковом, юношеском возрасте неврозы развиваются не реже, а даже, по некоторым данным, чаще, чем в другие возрастные периоды.

doc_nevroz4Особенности неврозов у школьников, по мнению докладчика, заключаются в следующем:  частота неврозов у школьников возрастает по мере увеличения времени обучения; в возрасте 12-18 лет имеется постоянный уровень заболеваемости; больше неврозов в периоды возрастных кризисов; расстройства невротического уровня преобладают у мальчиков в дошкольном и младшем школьном возрасте, у девочек – в подростков возрасте. Школьная дезадаптация способствует развитию неврозов. Лечение неврозов комплексное, применяется психотерапия, медикаментозная терапия, физио — и рефлексотерапия.

Профилактика неврозов заключается в понимании причин их возникновения и правильном воспитании. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.