«ЗДОРОВЬЕ», научно-популярный гигиенический журнал, 1874 г., т.1, №1, с.97-98.
Ю.Гюбнер «Воздух в Мариинском театре во время спектакля» (Материал сокращен, сохранены особенности авторского стиля)

«Тягостные ощущения, испытываемые в худо проветриваемом театре, общеизвестны. К ним принадлежат: чувство жара, одышка, сухость в горле, ослабление деятельности сердца, тяжесть в голове, головокружение, потеря аппетита и чувство общей усталости и разбитости. Эти ощущения зависят не столько от высокой температуры, как

обыкновенно думают, но, главным образом, от измененного состава воздуха , и в Мариинском театре испытываются, почтив одинаковой степени, как в партере, так и в верхних ярусах. Если взять во внимание, что взрослый человек выдыхает в минуту О,627 граммов или 318 куб. центим. Углекислоты и отделяет чрез легкие и кожу, по крайней мере, такое же количество водяного пара, и что на 1 объем сгорающего светильного газа

 образуется 2 объема углекислоты, то причина порчи воздуха в театре будет вполне понятна, не говоря уже о других продуктах сгорания и разного рода органических веществах, отделяемых телом и платьем. Между тем обновление воздуха в зале Мариинского театра, где помещаются зрители, происходит только из коридоров и небольшого числа смежных комнат. Атмосфера сцены едва может содействовать улучшению воздуха, так как на сцене существуют те же неблагоприятные условия. Поэтому в зале театра уже в течение первого акта спектакля происходит значительное изменение состава воздуха, а после первого антракта воздух бывает испорчен во всех помещениях, так что публика тщетно ищет освежения  в фойе и коридорах.»

Наблюдения над температурой и влажностью производились автором совместно с профессором А.П.Доброславиным (см. рубрику «Имена и судьбы»). В тексте приводятся подробные данные об изменениях воздуха  в различных частях зрительного зала.

«Вообще же, на основании этих данных о качестве воздуха в Мариинском театре, потребность в нем хорошо устроенной вентиляции очевидна, особенно если принять во внимание, что в день наблюдения театр не был совершенно полон.

 Голубева Т.М