Вегето-сосудистая дистония – синдром, включающий в себя разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных функций, обусловленные расстройством их нейрогенной регуляции. Причины возникновения синдрома разнообразны: наследственно-конституционные и психогенные факторы. У школьников это состояние провоцируется значительными учебными нагрузками, недосыпанием, стрессами, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, малоподвижным образом жизни.
В Городском центре медицинской профилактики 11 сентября 2012г. состоялся семинар для работников здравоохранения и образования, социальных педагогов: «Вегето-сосудистые дистонии у детей и подростков и их профилактика»
О.А. Мутафьян — д.м.н., проф. кафедры педиатрии и детской кардиологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова обратил внимание на многогранность факторов, частых ошибках в диагностике, возможном переходе вегето-сосудистой дистонии в бронхиальную астму, язву желудка, ишемическую болезнь сердца. Для возникновения синдрома имеют значение генетическая предрасположенность, неблагоприятное течение беременности и родов, наследственно-конституционные особенности функционирования нервной системы, черепно-мозговые травмы, гормональный дисбаланс пубертатного периода, длительное чрезмерное психо-эмоциональное перенапряжение ребенка, патология позвоночника, алкоголизм и табакокурение. В профилактике большое значение имеют общее укрепление организма, нормализация режима труда и отдыха, занятия спортом, соблюдение определенного рациона питания.
Детский кардиолог А.Г. Шилина поделилась опытом работы кабинета профилактики артериальной гипертонии открытым в 2002г. в детском поликлиническом отделении №16 городской поликлиники №114 Приморского района. Здесь проводится углубленное обследование детей с повышенным артериальным давлением, диспансеризация и их реабилитация. Ежегодно в кабинет направляются около 300 пациентов, из них 90% составляют дети с вегето-сосудистой дистонией. В отделении восстановительного лечения проводится оздоровление детей из группы риска по артериальной гипертонии, корректируется питание и режим дня, назначается санаторно-курортное лечение. В школе профилактики артериальной гипертонии обучаются дети и родители, даются рекомендации по здоровому образу жизни, питанию, нормализации массы тела, физической активности. Обучение совмещается с обследованием в дневном стационаре, что ускоряет выздоровление. В результате комплексного лечения у большей части больных артериальное давление нормализуется.