Конференция «Медицинская профилактика и служба здоровья – одно направление, единая цель!»

30 января 2018 года в Городском центре медицинской профилактики состоялась конференция «Медицинская профилактика и служба здоровья – одно направление, единая цель!», посвящённая Десятилетию детства в России. В ее работе принимали участие медицинские работники отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детских поликлиник, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги, ответственные за службу здоровья в школе, социальные педагоги общеобразовательных организаций.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов. Он отметил, что эта конференция является первым мероприятием в рамках проведения Десятилетия детства в России. Конференцию открыла д.м.н., главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков Комитета по здравоохранению, профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Ольга Ивановна Янушанец. Она выступила с докладом «Ведущие факторы риска здоровью детей и подростков в технологии управления» и рассказала, что Указом Президента РФ Владимира Путина с 2018 по 2027 годы объявлены в России «Десятилетием детства». Этот проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей, которая завершилась в прошлом году. Лектор отметила, что в России сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения здоровья детей в процессе школьного обучения. Образовательная среда наносит ущерб их здоровью. В процессе взросления здоровье детей ухудшается, к 4 классу исчезает 1 группа здоровья, примерно половина школьников уже имеет хронические заболевания, к окончанию школы каждый третий ребенок страдает нарушением зрения. Увеличились дополнительные образовательные нагрузки, значительно превышается норма времени выполнения домашнего задания у младших школьников. В 10 классе 80% ребят занимаются с репетиторами, а это уже вторая учебная нагрузка. У школьников наблюдается дефицит ночного сна. Младшие школьники должны спать не менее 10 — 11,5 часов, старшие – не менее 8 часов. Дети «зависают» ночами у компьютеров, что значительно увеличивает нагрузку на сетчатку глаза. Проводя за компьютером более 4 часов в сутки, школьники рискуют получить компьютерную зависимость. За короткое время сна они не успевают восстанавливаться, у них развивается переутомление.
Необходим четкий режим дня, являющийся основой здорового образа жизни. 57,4% школьников не соблюдают правила здорового образа жизни, треть – не завтракает, треть – не имеет днем горячего питания, двигательная активность большинства ограничивается уроками физкультуры. К 7 классу пробуют курить 35,9% учащихся, примерно 30% пробуют пиво и вино. В семье каждый ест отдельно, часто не за столом, а на своем рабочем месте, практикуются поздние ужины, отсутствие завтраков. У школьников формируется неправильный стереотип питания. Сбор всей семьи за столом должен быть хотя бы раз в неделю – это элементарная культура питания.
В настоящее время в стране отсутствует система гигиенической безопасности детей в условиях использования современных информационно-коммуникационных технологий. Мы не знаем, как влияет электронный дневник на здоровье школьника. Никто не изучал влияния электронных учебников на психику и физическое здоровье учеников, хотя уже сейчас можно говорить о нарушении коммуникационных навыков, процесса формирования кратковременной и долговременной памяти. Необходима разработка новых моделей охраны здоровья детей в образовательных учреждениях. Требуется урегулирование вопросов взаимодействия для создания условий работы медперсонала, контроль питания, пропаганда здорового образа жизни, профилактика табакокурения и употребления ПАВ, травматизма и несчастных случаев в школе. Также необходимо обеспечить учителям и врачам возможности внедрять в работу инновационных здоровьесберегающих технологий.
«Десять лет деятельности служб здоровья в образовательных организациях Санкт-Петербурга: итоги, проблемы, перспективы», — такова была тема выступления к.п.н., доцента Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Маргариты Георгиевны Колесниковой. Служба здоровья образовательной организации – это организационная форма взаимодействия разнопрофильных специалистов по обеспечению условий сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни. Маргарита Георгиевна рассказала о документах, определяющих создание и деятельность Службы здоровья в системе образования Санкт-Петербурга, об истории создания Службы здоровья в петербургских школах, отметив, что это был удачный городской эксперимент, об исследованиях по изучению деятельности Служб здоровья в образовательных учреждениях, о перспективах ее развития.
Методист ГБУ ДППО информационно-методического центра Калининского района Ксения Юлиановна Сухова прочитала доклад  «Взаимодействие служб здоровья ОУ района: кластерный подход». Она подробно остановилась на целевой программе Калининского района «Здоровое поколение», ее целях и задачах, рассказала о мониторинге «Ценностные ориентиры учащихся ОУ», об инновационном информационном кластере «Здоровая школа в здоровье каждого».

О службе здоровья в школе № 231 Адмиралтейского района, ее организации и межведомственном взаимодействии с медицинскими, досуговыми, социальными организациями района и результатах этого сотрудничества шла речь в выступлении преподавателя физкультуры Ирины Григорьевна Воленевской, которая очень уместно, предваряя свой доклад, предложила аудитории физкультминутку, что на практике представило возможность ощутить полезность физических упражнений во время интеллектуальных занятий. Служба здоровья работает по нескольким направлениям: физкультурно-оздоровительное, валеологическое, социально-психологическое, информационное, медицинское.
«Создание службы здоровья в школах – показатель комплексного подхода к сохранению здоровья обучающихся», — с таким докладом выступила к.м.н., врач-педиатр высшей категории отделения организации медицинской помощи детям в образовательных организациях ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 8» Центрального района Валентина Васильевна Васильева. Она акцентировала свое внимание на совместной программе поликлиники и образовательного учреждения «Полноценное питание – основа здоровья и успехов школьника», призванной выявить проблемы в школьном питании, привить детям знания о здоровом питании, о культуре приема пищи, провести дополнительную работу со школьниками, имеющими заболевания желудочно-кишечного тракта.
Во время конференции в медицинской библиотеке была организована выставка книг «Здоровье школьника: знать, уметь, сохранить!».