Конференция «Школьная медицина. Проблемы и пути их решения»

17 сентября 2018г. в Городском центре медицинской профилактики для врачей и средних медицинских работников отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях состоялась
С приветственным словом к участникам конференции обратились д.м.н., директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов и Татьяна Витальевна Швец, помошник Киселёвой Елены Юрьевны, депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В обращении Владимир Евгеньевич отметил актуальность обсуждаемой проблемы: «От того, какое здоровье будет у подрастающего поколения, зависит будущее нашей страны». Татьяна Витальевна передала приветствие от Елены Юрьевны и пожелала всем участникам конференции плодотворной работы.
С докладом «Здоровый учитель – здоровый ученик» выступила к.м.н. Наталья Владимировна Шарафилова. Очень важно, чтобы учитель умел убедить учеников вести здоровый образ жизни. Для этого он должен обладать соответствующими знаниями, культурой здоровья. Важно концептуально подходить к вопросам ведения здорового образа жизни. Несоблюдение простых правил может привести к развитию заболеваний. Лектор продемонстрировала данные опроса педагогов. Результаты показывают, что нерациональное питание, курение, низкая физическая активность – все эти поведенческие факторы риска распространены среди учителей. А ведь задача педагогов, сохраняя свое здоровье, научить учеников быть мотивированными на грамотное сохранение своего здоровья. Докладчик рассказала о концепции профилактического подхода к сохранению здоровья, о коррекции факторов риска.
О школьной и университетской медицине на современном этапе шла речь в докладе д.м.н., профессора кафедры гигиены условий обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, главного внештатного специалиста по гигиене детей и подростков Комитета по здравоохранению Ольги Ивановны Янушанец.
Сам термин «школьная медицина» появился около 20 лет назад. Школьная медицина – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического развития учащихся, сохранение и укрепление их здоровья в рамках образовательного процесса. Сегодня сохраняется неблагоприятная тенденция в показателях здоровья детей в процессе обучения, увеличивается доля учащихся, страдающих хроническими заболеваниями. Сегодняшние дети имеют неблагоприятные сдвиги в физическом развитии, когнитивных функциях по сравнению с предыдущими поколениями. Отсутствуют документы о взаимодействии образовательных и медицинских организаций в сфере медицинского обеспечения. Программа «Десятилетие детства» призвана решить многие проблемы и обеспечить формирование здорового поколения.
О распространении поведенческих факторов риска у школьников 9-11 классов образовательных организаций Санкт-Петербурга рассказала заведующая отделом мониторинга здоровья населения Городского центра медицинской профилактики Алевтина Ивановна Фролова. С целью изучения распространенности факторов риска, приводящих к ухудшению физического здоровья учащихся, было проведено широкомасштабное исследование, объектом которого стали учащиеся 30 общеобразовательных школ. Докладчик рассказала о методах исследования, о выборке по полу и возрасту, о вопросах анкеты и полученных результатах.
С докладом «Факторы риска для здоровья школьников» выступила заведующая Центром здоровья для детей и подростков СПб ГБУЗ «Детская поликлиника № 51» Колпинского района Нина Анатольевна Олейник. Она говорила об условиях и механизме потери детского здоровья, о функциональных резервах организма. К факторам риска нарушения здоровья относятся: отягощенная наследственность, нарушение в режиме дня, недостатки в организации питания, курение, возросшая информационная нагрузка, стрессы, нарушение индивидуальных биоритмов, злоупотребление лекарственными средствами, гиподинамия, экологическое неблагополучие, возросшие требования к учащимся в гимназиях и лицеях. Лектор подробно остановилась на факторах риска и их профилактике при конкретных заболеваниях.