Организация психологической помощи родителям детей с соматической патологией

13 июня, для врачей педиатров, медицинских психологов, психотерапевтов детских поликлиник, детских санаториев и стационаров, психологов образовательных организаций, ЦППМСП и ЦСПСиД состоялся городской научно-практический семинар «Организация психологической помощи родителям детей с соматической патологией» организованный Городским центром медицинской профилактики.
С приветственным словом к участникам семинара обратились: Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям и главный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующая кафедрой общей и клинической психологии ПСПб ГМУ им. академика И.П. Павлова, профессор, доктор психологических наук Исаева Елена Рудольфовна. Они поздравили собравшихся с наступающим Днем медицинского работника и отметили, что не только больной ребенок нуждается в постоянной помощи, но и его родителям тоже нужна психологическая поддержка и мы должны ее оказать. Организованная в детских поликлиниках Санкт-Петербурга психологическая и медико-социальная помощь успешно развивается. Психологам необходимо знать и использовать в своей работе лучшие практики, делится передовым опытом на подобных семинарах и конференциях.
Открыл работу семинара доклад «Особенности оказания психологической и психотерапевтической помощи в условиях многопрофильного детского санатория «Солнечное»» врача-психотерапевта СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное» Капицыной Юлии Анатольевны. Она рассказала об истории создания санатория, о его возможностях и специалистах. Санаторий «Солнечное» – многопрофильный санаторий в котором оказывается помощь детям с болезнями органов дыхания, пищеварения, нервной и мочеполовой системы, отделение «Мать и дитя» ожидает мам и их детей для лечения бронхолегочной патологии, нефроурологических и гастроэнтерологических заболеваний, работает уникальное отделение для детей с онкологическими заболеваниями. Санаторно-курортное лечение получают дети от 3х до 18 лет. Лечение в санатории проводится в соответствии с установленными стандартами оказания медицинской помощи, предпочтение отдается не медикаментозным методам лечения, таким как климатотерапия, лечебное питание, физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, бассейн, фитотерапия, рефлексотерапия, психотерапия.
Сопровождение детей и семейных систем, находящихся в кризисных, сложных жизненных ситуациях, с психическими расстройствами и расстройствами поведения при психосоматических заболеваниях осуществляется медицинскими психологами и врачом-психотерапевтом. Наиболее часто встречающаяся патология – невротические расстройства и расстройство поведения. Педагоги-психологи сопровождают детей при эмоционально-волевых нарушениях (повышенная возбудимость, агрессивность, неуправляемость, страхи, снижение адаптации, снижение школьной успеваемости, повышенная утомляемость, конфликтность), а также детей, находящихся в кризисных, сложных жизненных ситуациях. В структуре выявленных нарушений преобладают отклоняющееся поведение во время адаптационного периода и эмоционально-волевые расстройства, в том числе на фоне кризиса подросткового возраста.
Как дети попадают в психотерапевтический кабинет? По направлению лечащих врачей отделений, формирующимся по фактам наблюдения за детьми во время прохождения санаторно-курортного лечения по запросам родителей детей, озвученным при заезде в санаторий, запросам подростков, а также родителей, сопровождающих детей в отделении «Мать и дитя» и онкологическом отделении. Все запросы централизованы, то есть, назначает консультацию лечащий врач отделения.
Врач-психотерапевт проводит сеансы психотерапии в форме индивидуального и семейного консультирования. Основную лечебную деятельность врач-психотерапевт осуществляет на онкологическом отделении и отделении «Мать и дитя». Но также проводятся консультации и лечение пациентов, имеющих симптоматику депрессивных состояний, признаков самоповреждений в анамнезе, неврозов легкой и средней степени тяжести, последствий повреждений головного мозга (в виде нарушений сна, стойких эмоциональных и поведенческих нарушений, нарушений когнитивной сферы и др.) по запросу лечащих врачей других отделений.
Медицинские психологи проводят коммуникативно-поведенческие тренинги, коррекцию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, по запросу проводят патопсихологические исследования. Преимущественно деятельность медицинских психологов осуществляется в условиях психоневрологического отделения.
Педагоги-психологи стоят на страже нарушений адаптации и проявлений эмоционально-волевых нарушений у детей во время прохождения санаторно-курортного лечения, помогают детям пройти адаптацию, влиться в коллектив, решить их индивидуальные личностные трудности. Педагог-психолог общается с родителями, проводит работу с педагогами, помогая находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Работа проводится в группах и путем индивидуальных консультаций.
Докладчик рассказала о конкретных применяемых методиках, тестах, программах для диагностики и коррекции. Специалисты психотерапевтического кабинета – психотерапевты, медицинские психологи и педагоги-психологи ведут работу не только с детьми и родителями, но и с сотрудниками санатория, организуют индивидуальные и групповые формы работы, тренинги по профессиональному выгоранию, супервизии, мастер-классы.
С докладом «Комплексный подход в лечении детей психоневрологического профиля в условиях санатория» выступили специалисты СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Пионер» — заведующая отделением, врач-психиатр Лавренко Вера Игоревна, педагог-психолог Кудрявцева Надежда Геннадьевна, педагог-психолог Гонтарь Ирина Петровна. Санаторий расположен в лесопарковой зоне Карельского перешейка на живописном берегу Финского залива. Основной лечебный профиль — неврозы; тики; энурез; нарушение сна; астено-невротический синдром; синдром дефицита внимания с гиперактивностью; смешанные специфические расстройства развития; расстройства социальной адаптации и школьных навыков: речевые нарушения. На лечение принимаются дети с 4-х до 9-и лет по направлению детских поликлиник Санкт-Петербурга и ЦВЛ «Детская психиатрия». В санатории организовано комплексное, сочетанное, последовательное лечение в соответствии с разработанными стандартами. Комплекс реабилитационных мероприятий осуществляется по принципу индивидуального подхода, учитывая возрастные, психические особенности ребенка, структуру и степень выраженности патологии. Педагогический коллектив обеспечивает детям содержательную, интересную и увлекательную жизнь, дает возможность проявить свою индивидуальность и творчество. В комплекс входят: климатотерапия; медикаментозная терапия; физиотерапия; ЛФК, массаж; лечебное питание; логопедические занятия. Проводятся занятия с психологом, психотерапевтом, музыкальные занятия.
Перед психологом, психотерапевтом стоит основная задача — выявить причины психологического дискомфорта, отклонений в поведении детей, найти и применить наиболее эффективные методы и средства для восстановления. Цель взаимодействия специалистов с детьми: снятие нервно-психического напряжения, смягчение эмоционального дискомфорта, снижение агрессивности, возбудимости, тревожности, развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения), преодоление пассивности, формирование самостоятельности и коммуникативных навыков. С целью выявления, насколько комфортно ребенок чувствует себя в санатории, специалистами используется цветовой тест Люшера. Неблагополучная ситуация в семье, а также негативное отношение ребенка к пребыванию в санатории могут существенно осложнить адаптацию. Эта информация учитывается в индивидуальной работе с ребенком.
Основная задача в работе психологов, психотерапевтов — обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии детей и целенаправленное продвижение относительно их собственных возможностей. Психологическое сопровождение детей реализовывается через систему индивидуальных, подгрупповых занятий и семейное консультирование. Эффективность и полезность занятий психолога с детьми зависит от выбранных психологом и психотерапевтом форм и методик работы.
Специалисты изучают мнение родителей о работе санатория. Осуществляют комплексное пролонгированное анкетирование по оценке удовлетворенности родителей качеством деятельности санатория «Пионер». Для улучшения коммуникативных отношений между всеми участниками лечебно-коррекционного процесса данные анкетирования выкладывались на сайте учреждения. В 2018 году на официальном сайте санатория была создана своя страничка, где родители имеют возможность ознакомиться с работой психолога, повысить свой уровень психолого-педагогических знаний.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следует помнить, что сама по себе эмоциональная сфера не развивается, ее необходимо развивать. Поэтому так актуальна и так важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Взаимосвязь динамики психологического развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников лечебного и образовательного процессов приводит к положительным результатам.
В заключение выступления был показан ролик о работе санатория, психологи санатория показали упражнение «Сердце».
Психолог, директор Автономной некоммерческой организации Центр инновационных социальных услуг «КардиоМир» Бурба Инна Геннадьевна сделала доклад «Внутренняя картина болезни ребенка с точки зрения родителя». Она рассказала о проекте «Врожденные пороки сердца», где даются рекомендации. Врачу — как тактично сказать родителям о диагнозе ребенка, что и как конкретно стоит говорить, как грамотно выстраивать коммуникацию, без негативных эмоций, как снять недоверие к специалистам, как избежать конфликтных ситуаций. Родителям – как принять диагноз ребенка, как выстраивать отношения с больным ребенком, стоит ли скрывать диагноз от ребенка, как при нем обсуждать его диагноз и систему реабилитации. «Мы готовы подготовить обучающие программы для специалистов по актуальным для них вопросам. Ждем предложений», — сказала в заключении докладчик.
О психологической помощи семьям в ситуации нарушения психического здоровья и развития ребёнка младенческого и раннего возраста шла речь в выступлениях кандидата психологических наук, доцента кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ Аринциной Ирины Александровны и кандидата психологических наук, психолога Службы ранней Помощи ГБДОУ №41, психолога-консультанта АНО «Открывая двери» Кравченко Анны Павловны. Докладчик рассказала о работе системы ранней помощи в Санкт-Петербурге, о том, когда и куда необходимо за ней обращаться родителям, какие услуги можно получить.
Психическое здоровье — это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру. Психическое здоровье рассматривается так же как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Психическое здоровье не сводится только к отсутствию психических расстройств.
Психическое здоровье младенцев — это не только отсутствие психических нарушений, нарушений развития. Если говорить о понятии «младенец», то в педиатрии этот термин традиционно используется для обозначения ребенка первого года жизни. В терминологии психического здоровья термин «младенец» обычно используют для общего обозначения детей в возрасте от рождения до трех лет. Так же допустимым является использование термина с учетом пренатального периода. Это связано с тем, что в настоящий момент существуют неоспоримые доказательства влияния пренатального опыта на последующее развитие и появление ряда клинических проблем. Младенцы обладают уникальными невербальными способами самовыражения, способностью чувствовать, устанавливать близкие и безопасные отношения, а также исследовать окружающую среду и учиться — все это требует соответствующей заботы, поскольку она имеет основополагающее значение для психического и физического здоровья на протяжении всей жизни.
С проблемами психического здоровья младенцев и детей раннего возраста встречаются разные специалисты — врачи (детские психиатры, неврологи, педиатры), психологи, педагоги, логопеды, социальные работники, специалисты служб ранней помощи, сотрудники перинатальных центров и роддомов, детский садов, домов ребенка, органов опеки, юристы, следователи.
Докладчики познакомили с Диагностической классификацией нарушений
психического здоровья и развития у детей от рождения до 5 лет и рассмотрела
конкретный случай работы с мальчиком 4 лет с ДЦП, рассказали о методической литературе, курсах повышения квалификации, проводимых супервизиях в помощь психологам.
Клинический психолог, Городского центра профилактики эмоционального выгорания СПб ГБУЗ «ГПБ №6» Просвирякова Вера Сергеева рассказала о профилактике эмоционального выгорания у медицинских работников. Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение – это чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение положительных эмоций, возникающих в связи с работой; деперсонализация – циничное отношение к труду и объектам своего труда; редукция персональных достижений – формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.
Стадии эмоционального выгорания: «Медовый месяц» — стадия энтузиазма и вовлеченность; «Недостаток топлива» — усталость и снижение участия; «Хронические симптомы» — недомогания, раздражительность, недовольство окружением; «Кризис» — истощение, снижение работоспособности и недовольство собой; «Пробивание стены» — разочарование и отчаяние. Угроза здоровью и/или карьере.
Что может быть ресурсом для профессионального самосохранения? Социальные связи (поддержка друзей, соседей, команды); родственные связи, жизненный уклад, традиции воспитания; любовь, отношения с партнером; профессиональная компетентность, открытость к новым знаниям; смена «картинки»; экономическая стабильность; духовность.
Докладчик рассказала о работе Городского центра профилактики эмоционального выгорания, о том какие есть формы психологической поддержки при эмоциональном выгорании, о курсах по профилактике эмоционального выгорания, о поддерживающих сообществах и супервизиях для специалистов помогающих профессий.
В заключение работы семинара докладчики отвечали на многочисленные вопросы слушателей, состоялась дискуссия и обмен мнениями.