Семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой»

17 февраля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов, социальных педагогов, психологов школ, информационно-методических центров и Центров ППМСП, руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялся семинар «Психолого-педагогическая реабилитация детей с тугоухостью и глухотой».
Открыл работу семинара доклад «Обследование слуха у детей в условиях амбулаторного приёма детской поликлиники» врача-оториноларинголога высшей категории, врача-сурдолога высшей категории Районного специализированного реабилитационного центра СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109», детское поликлиническое отделение №3 Фрунзенского района Ольги Васильевны Генераловой. Она отметила, что в России в 2019 г. было более 1 млн. детей с социально значимым нарушением слуха. Основная масса детей с тугоухостью – это дети, у которых нарушение слуха произошло до 2-3 лет. Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Аудиологический скрининг новорожденных в России обязателен. В Санкт-Петербурге внедрена система раннего выявления нарушения слуха у детей. Скрининговое обследование проводится первый раз в родильном доме после рождения, второй раз в поликлинике в 1 месяц. Цель абилитации ребенка с нарушенным слухом – интеграция в нормальную жизнь. Она может проходить в специальном учреждении или путем инклюзивного обучения. Инвалиды по слуху обследуются 1-2 раза в год в сурдологическом центре или кабинете. У 30-50% детей раннего возраста с двухсторонней сенсорной тугоухостью нарушение слуха является генетически обусловленным. Экссудативный отит, аденоидит, синусит при неадекватном лечении могут приводить к кондуктивной тугоухости. Докладчик рассказала о строении слухового аппарата, о видах и степени тугоухости, о методах восстановления слуха, о показаниях к кохлеарной имплантации, привела примеры из собственной практики работы с детьми с нарушением слуха.
Второй докладчик — доктор психологических наук, профессор, научный руководитель реабилитации СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр», главный научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» МЗ РФ Инна Васильевна Королёва рассказала о психолого-педагогической поддержке детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии. Где должен учиться ребенок с кохлеарным имплантом или слуховым аппаратом? В массовой школе и обычном детском саду вся структура не подготовлена к работе с детьми с нарушением слуха. Среди проблем – трудности в понимании речи учителя, трудности в овладении программой, психологические проблемы взаимодействия с учителем и одноклассниками. Но сегодня все больше детей со слуховыми аппаратами ходят в обычную школу. Часть детей со слуховыми аппаратами учатся в специализированных учреждениях с качественной звуковой средой. Даже небольшое снижение слуха отрицательно влияет на речевое развитие ребенка, а речь важна для обучения и коммуникации. Нарушение слуха – неизлечимое заболевание. Медицина не может полностью вылечить ребенка с нарушением слуха. Родители должны быть к этому готовы. Сурдопедагогическая реабилитация направлена на компенсацию нарушения слуха посредством сохранных анализаторов (зрение, тактильные ощущения), на предупреждение и коррекцию вторичных нарушений развития, на адаптацию глухого ребенка к жизни в обществе. Технические средства реабилитации людей с нарушением слуха – устройства, основанные на использовании сохранных анализаторов, помогающие ориентироваться в окружающем мире, общаться и обучаться; устройства, обеспечивающие возможность слухового восприятия речи (слуховые аппараты). Лектор рассказала об эволюции методов реабилитации детей с нарушением слуха, от жестового до современных медико-технических методов, отметила, что 30% детей с нарушением слуха рождается у нормально слышащих и говорящих родителей. Какие факторы влияют на речевое развитие детей со слуховыми аппаратами? Эндогенные (степень и тип нарушения слуха, наличие других нарушений, влияющих на овладение речью) и экзогенные (возраст слухопротезирования, качество слухового аппарата и точность его настройки, постоянство его использования, эффективность слуховой среды, коррекционная поддержка по развитию слухового восприятия, языковых и речевых навыков посредством слуха). Инна Васильевна доложила о сурдопедагогических критериях эффективности слухопротезирования, об условиях для слухо-речевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом и слуховым аппаратом, познакомила специалистов с печатными материалами по реабилитации таких детей. Также она ответила на вопрос по наушникам. Современные дети постоянно ходят с внутриушными наушниками, слушая громкую музыку несколько часов подряд. Здесь есть гигиенический негативный аспект – грязный наушник может травмировать слуховой проход, протолкнуть внутрь серу. Плюс — ребенок получает шумовую травму, что ведет к снижению слуха. Каков же выход? Использовать качественные большие внешние наушники и обязательно делать перерывы в их использовании.