Профилактика девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних

22 апреля в Городском центре общественного здоровья и медицинской профилактики (далее-ГЦОЗиМП) состоялась конференции «Актуальные вопросы профилактики девиантного и суицидального поведения несовершеннолетних». Модератором конференции выступила заведующий отделом организации медицинской профилактики матерям и детям ГЦОЗ и МП Дзаттиати Зарина Руслановна.
С приветственным словом к участникам конференции обратился директор
ГЦОЗ и МП Бережной Андрей Владимирович, отметивший высокую актуальность проблемы девиантного поведения; необходимость разработки новых подходов и форм работы; уникальность каждого ребенка и важность внимательного и глубокого рассмотрения его вопросов, проблем, тревог и переживаний.
О результатах практики надзора за исполнением законодательства сообщила прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга Аверьянова Анна Викторовна. Количество детей, намеренно сводящих счеты с жизнью, растет. Большинство суицидов происходит в возрасте 14-17 лет. Суицидальные попытки чаще совершают девочки. За последние два года добавились новые риски – так называемый демонстрационный суицид, когда ребенок не хочет умирать, а пытается снять свою тревожность, привлекает внимание к себе, к своим проблемам. «Я один и не знаю, что мне делать дальше». При этом, ребята не всегда говорят с родителями. Детско-родительские отношения находятся в глубоком кризисе. Происходит снижение эмпатии в семьях, родители часто сравнивают своих детей с более успешными сверстниками, вызывая повышение тревожности. Попытки уйти из жизни предпринимают внешне вполне успешные ребята из полных семей с высоким достатком, где зачастую каждый занят собой, нет доверительных и теплых отношений. После попыток суицида дети отмечают отсутствие понимания их проблем в семье.
А.В.Аверьянова особое внимание уделила роли родителей, семьи в вопросах профилактики суицидов и акцентировала внимание на исключительной важности межведомственного реагирования на признаки неблагополучия ребенка.
С докладом «Суицидальное поведение среди подростков и молодежи
в Санкт-Петербурге: тренды последних лет и перспективы превенции» выступил главный научный сотрудник отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России, профессор кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения Санкт-Петербургского государственного университета, д.м.н., профессор Розанов Всеволод Анатольевич.
Лектор говорил об истории проблемы, тенденциях последнего десятилетия, о связи с полом; отметил значительный рост числа попыток и завершенных суицидов в нашем городе среди несовершеннолетних. Отметил, что попыток больше у девушек, а завершенных суицидов — у юношей. Подростки (и мальчики, и девочки) используют наиболее летальные способы. Недовольство своей жизнью, ощущения несчастья, страдания, своей несостоятельности, неполноценности, неспособности справиться с негативными переживаниями, мыслями и ощущениями плюс импульсивность «Зачем мне такая жизнь?»: мысли, сопровождающие суицид. Стоит отметить, что «цифровое поколение» заметно отличается от всех предыдущих, и причиной присущих ему поведенческих, ценностных и психосоциальных отличий является влияние социальных сетей и постоянного пребывания онлайн.
В.А.Розанов представил схему формирования уязвимости к стрессу; рассказал о влиянии генетической предрасположенности и ранних негативных травмирующих событий, о развитии и созревании структур мозга в условиях современного стресса, о структурах мозга, вовлеченных в суицидальное мышление и поведение.
Какова же модель профилактики суицидального поведения для подростков с учетом ресурсов превенции? Ее задача – ослабить факторы риска и усилить протективные факторы (социальные, семейные, личностные, экологические), повысить качество помощи и ослабить барьеры на пути к ее получению. Необходима межведомственная городская программа превенции суицидов. Принципы при реализации программы: публичность, использование проектного подхода и принципов доказательной медицины (опора на зарекомендовавшие себя стратегии); учет региональной специфики, культурных, социальных и экономических особенностей.
Погружение в цифровой мир желательно после достижения возраста осмысленности и психологической устойчивости. Подросток должен хотеть жить и видеть свое будущее, осваивая все виды деятельности и современную окружающую среду. Помочь ему в этом должны все – и семья, и школа, и общество, и система здравоохранения.
Продолжил тему профилактики суицидального поведения детей и подростков клинический психолог кабинета медико-психологической помощи СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина» Лукьянов Иван Анатольевич. В тройке лидеров причин суицидоопасного поведения – конфликты с родителями, со сверстниками, школьные проблемы. Провоцирующие факторы: неспособность справиться с трудностями учебной программы; несоответствие родительским ожиданиям; постоянные, эмоционально изматывающие конфликты в семье, со значимым окружением; трудная жизненная ситуация; история физического или сексуального насилия в детстве (возможно скрываемая!); потеря (смерть, развод) родителей до 11 лет; недавняя утрата значимого близкого; неразделенная любовь или расставание с любимым (любимой). Были представлены признаки, которые должны насторожить окружение ребенка, в первую очередь,семью.
Важно знать, что 12% совершающих суицидальную попытку, не позднее, чем через два года повторяют ее и достигают желаемого; четверо из пяти людей, покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом; суицид одного из родителей повышает риск самоубийства его ребенка в 2 раза, обоих родителей – в 3,5 раз.
Мы ищем внешние причины – группы смерти, мода, психические заболевания, а в реальности, самоубийство – это чаще всего попытка выйти из невыносимых жизненных обстоятельств, которые для ребенка или подростка кажутся непреодолимыми. При общении с ребенком важно относиться к нему искренне серьезно и уважительно, вне зависимости от того, как ведет себя и что говорит подросток; верить, не спорить, когда говорит о самоубийстве, даже если это выражается в демонстративно-шантажной форме; позволять выражать чувства (плач, гнев, отвращение); внимательно и постоянно отслеживать свои собственные переживания (страх, растерянность, раздражительность), быть естественным в своих проявлениях, не заниматься морализаторством; не откладывать вопросы, связанные с прояснениями мыслей о самоубийстве, на конец беседы, но не задавать до установления доверительных отношений.
О профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних говорила в своем докладе к.п.н., старший медицинский психолог СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница», доцент кафедры психосоматики и психотерапии Санкт-Петербургского Государственного Педиатрического Медицинского Университета Виндорф Светлана Алексеевна. Распространение наркопотребления в среде детей и подростков – одна из острых в современном российском обществе. Докладчик рассказала о результатах социально — психологического обследования несовершеннолетних диспансерной группы в Санкт-Петербурге, целью которого было формирование социально-психологического портрета несовершеннолетних наркопотребителей. Участвовало 120 несовершеннолетних (62 девочки и 58 мальчиков 13-18 лет). Количество девочек наркопотребителей оказалось больше, чем мальчиков (52% и 48%) Возраст приобщения девочек к потреблению НС несколько ниже, чем у мальчиков. Большинство семей несовершеннолетних наркопотребителей находятся в конфликтных отношениях. Более 1/3 родителей не заинтересованы в лечебном процессе. 72% несовершеннолетних отметили конфликтные отношения в семье. 32% несовершеннолетних не считают себя зависимыми, однако, придерживаются мнения, что наркотики могут им навредить. 68% подростков пытались самостоятельно воздерживаться от приема наркотиков, однако, это было неэффективно. В целом, у 87%  всех опрошенных несовершеннолетних первая проба наркотиков состоялась в возрасте до 16 лет, 98% наркопотребителей имеют опыт курения и употребления алкоголя. Возраст первых проб никотина — 8 лет и старше; средний возраст начала алкоголизации – 12 лет.
Наиболее эффективным способом борьбы с зависимостью является ее профилактика. Под профилактикой понимают любые мероприятия, разработанные для того, чтобы избежать злоупотребления психоактивными веществами и уменьшить негативные социальные последствия и вред, наносимый здоровью. Профилактика понимается как система комплексных государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Профилактика охватывает весь спектр существующего и потенциального злоупотребления ПАВ – от полного воздержания до повседневного злоупотребления. Для такого широкого спектра форм поведения должны применяться различные стратегии и тактики деятельности. Основные проблемы: принцип формирования навыков здорового образа жизни у подростков и молодежи, который положен в основу большинства программ профилактики зависимого поведения, не всегда соотносится с ценностями подросткового возраста, и потому не может служить ориентиром и критерием для их разработки и распространения. Зачастую профилактические мероприятия «запаздывают». Отсутствует системность.
В качестве эффективного примера докладчик привела Комплексную программу профилактики аддиктивного поведения в образовательной организации, которая реализуется в Красногвардейском районе. Целью комплексной программы первичной профилактики деструктивного, в том числе аддиктивного, поведения среди детей и подростков является развитие потенциала личности, адаптивых поведенческих стратегий для успешной психологической и социальной адаптации ребенка на различных этапах его взросления, что создает условия для формирования факторов защиты от вовлечения в деструктивные формы поведения, а также формирует устойчивый психологический иммунитет к потреблению психоактивных веществ, ценностное отношение к себе и окружающим. Участники программы: учащиеся 7-8 классов (12-15 лет) школ Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга и их родители; педагоги, школьные психологи и помогающие специалисты школ Красногвардейского района Санкт-Петербурга.