Семинар «Физическое развитие детей. Физкультура и спорт в образовательном процессе»

В Городском центре медицинской профилактики 16 февраля 2016 года состоялся семинар «Физическое развитие детей. Физкультура и спорт в образовательном процессе» для медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях, участковых врачей детских поликлиник, медицинских работников и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей физической культуры общеобразовательных организаций.

С докладом «Принципы распределения детей на медицинские группы по физическому воспитанию. Упражнения, не рекомендованные в практике физического воспитания детей» выступил д.м.н., профессор Матвеев С. В. – главный врач СПб ГБУЗ «Городской врачебно-физкультурный диспансер». Сергей Владимирович отметил, что в определении ВОЗ здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или повреждений.

Определение здоровья ребенка должно проводиться по следующим критериям: гармоничное физическое развитие (состояние), адекватная сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды  (адаптация), адекватная функциональная подготовленность (в т.ч. — физическая работоспособность).

На здоровье населения влияют современные социально-экономические условия такие как: урбанизация общества, нарастающая TV+компьютерная база, социальное расслоение общества, дефицит двигательной активности, белковый дефицит, снижение мотивации занятий физической культурой, снижение финансовой возможности занятий физической культурой и спортом, состояние генофонда и репродукции.

Физическое развитие детей определяется антропометрическими (соматометрическими) и физиометрическими  (их уровень и гармоничность) показателями, а также интегральными: соматотип (конституциональный тип) и темп биологического развития.

Распределение учащихся на группы здоровья по данным профессора Эрмана Л.В. в  2010г. составляла: 1 группа – 0,02 %, 2 группа – 22-25 %, 3 группа – 40-60 %.

В ДЮСШ организуются врачебные комиссии, которые занимаются врачебными осмотрами, врачебно-педагогическим наблюдением, санитарно-гигиеническими контролем, врачебно-педагогической спортивной консультацией, санитарно-просветительной работой, обеспечением сборов, соревнований, обеспечением восстановительных мероприятий. Целью врачебных осмотров является диагностика состояния здоровья, назначение оптимальной медицинской группы по физ.воспитанию, разрешение-рекомендация на занятия в спортивной группе, освобождение  от занятий (временного или постоянного характера).

Приказом МЗ РФ от 21.12.2012г. №1346н утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них. Пунктами приказа определены медицинские организации, проводящие профилактические осмотры, содержание медицинской организации и др. В приложении к приказу определены правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой. В соответствии с приказом врач определяет группу состояния здоровья несовершеннолетнего и медицинскую группу для занятий физической культурой.

Профессор Матвеев С.В. в своем докладе указал, что преподаватели для работы с детьми на занятиях физической культурой должны ознакомиться с методическими рекомендациями НИИ охраны здоровья детей, в которых определен перечень упражнений, потенциально опасных для здоровья детей. К ним относятся такие упражнения как: кувырки через голову вперед и назад, упражнение «мостик», упражнение «березка», высокоамплитудные и (или) резкие движения головой: круговые, повороты, наклоны, «запрокидывание» головы назад, глубокий прогиб туловища назад из и.п. лежа на животе – «качалка», «лодочка», висы без опоры, подтягивание на перекладине, лазание по канату и другие.

При  освобождении от физического воспитания в случае травмы или заболевания необходимо соблюдение рекомендованной этапности допуска к занятиям, допуск в подготовительную группу, затем только перевод в основную. При разных заболеваниях определены разные сроки освобождения от физического воспитания.

Ещё Н.А.Семашко говорил о том, что без врачебного контроля нет и не может быть Советской системы физического воспитания.

После вступления Сергей Владимирович ответил на многочисленные вопросы  преподавателей и медицинских работников

Александров С.В. — заместитель главного врача по медицинской части   СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 2 святой Марии Магдалины» рассказал о начале работы Городского центра амбулаторной хирургии и травматологии для детей. Цель организации подобного центра, чтобы пострадавшие могли получить амбулаторную помощь у детских травматологов в круглосуточном режиме.