Особенности работы с детьми раннего возраста. Межведомственное взаимодействие

24 мая в Городском центре медицинской профилактики для заместителей главных врачей по профилактической работе, заведующих педиатрическими отделениями, врачей – педиатров, медицинских работников Кабинетов здорового ребенка состоялся семинар «Особенности работы с детьми раннего возраста. Межведомственное взаимодействие».
Открыл работу семинара доклад «Современная школа для современных мам» врача- педиатра Кабинета здорового ребенка (КЗР) Детского поликлинического отделения № 8 СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 44» Ивлевой Елены Викторовны. Она поделилась с коллегами многолетним опытом работы. Одна из главных задач КЗР – пропаганда здорового образа жизни. От знаний и грамотных рекомендаций врача КЗР зависит многое, в частности, выявление и коррекция симптомов рахита, анемии, гипотрофии. Благодаря динамическому наблюдению в КЗР, малыши имеют возможность перейти в первую группу здоровья. В КЗР работают врач-педиатр и медицинская сестра. В КЗР дети первого года жизни проходят профилактические медицинские осмотры, осмотры перед вакцинацией. Сотрудники КЗР работают совместно с участковыми педиатрами, кабинеты которых находятся в том же здании. При этом, КЗР расположен в отдельном крыле здания и имеет отдельный вход.
Как привлечь мам в КЗР? Современная мама – продвинутая и образованная мама со смартфоном в руках. Большинство знаний она черпает из интернета (где информация не всегда достоверна), заодно контролируя назначения врача. Чтобы у каждой мамы была возможность в любое время задать вопрос доктору и получить ответ квалифицированного специалиста, сотрудники КЗР создали группу в социальной сети «Грамотная мама». В группе маме напоминают о времени визита в поликлинику. Если визит не состоялся — всегда доступна обратная связь. Школа «Грамотная мама» была создана 6 лет назад. 97 занятий, 1050 человек – таков на сегодня итог работы школы. С помощью анкеты сотрудники КЗР выяснили, какие темы интересуют молодых мам больше всего и на основе ответов составили программу занятий. На занятия, которые проходят 2 раза в месяц в очном режиме, мамы приходят вместе с детьми. Например, занятие по теме «Доврачебная неотложная помощь» — практический мастер-класс от врача – реаниматолога (что делать при ожогах, отравлениях, попадании в дыхательные пути инородного тела) вызвал живой интерес у мам. Что же еще делается для того, чтобы привлечь в школу современных мам? Организован музыкальный класс с живым исполнением классической музыки и вокалом: на концерты с удовольствием приходят мамы малышей. В традициях КЗР – проведение акций и круглых столов, посвященных Дню матери, где многодетные мамы делятся своим опытом с мамами, у которых появился первый ребенок. В День защиты детей сотрудники КЗР организовывают большой праздник во дворе поликлиники; организовывают и проводят ежегодный фотоконкурс «Лучшая детская улыбка». В Международный женский день мамы Детской городской поликлиники № 44 выступают в роли участников праздничного концерта. Работа школы выстраивает доверительные отношения между врачами КЗР и мамами. Молодые мамы получают возможность живого общения, объединяются в чаты, помогают друг другу и очень ценят это. В заключение выступления Ивлевой Е.В. был показан видеофильм о работе КЗР и Школы «Грамотная мама».
Второй докладчик — врач — педиатр КЗР Детского поликлинического отделения № 57 СПбГБУЗ «Городская поликлиника № 88» Кировского района Санкт-Петербурга. Безбожная Юлия Валентиновна познакомила участников семинара с организацией работы с детьми первого года жизни в ДПО №57. В ДПО № 57 работает два педиатрических отделения. В каждом есть заведующий отделением, 9 врачей — педиатров участковых, врач кабинета по воспитанию здорового ребёнка. Работает бассейн для малышей и кабинеты массажа.
Основными задачами КЗР являются:пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание — закаливание, массаж, гимнастика и т. д.); санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактике заболеваний, травматизма, подготовке к поступлению в дошкольные учреждения; контроль за нервно-психическим и физическим развитием детей; наблюдение за детьми 1 года жизни.
Одной из форм работы КЗР является проведение лекций и индивидуальных бесед с родителями на актуальные темы: уход за новорождённым, проведение ребёнку в соответствии с возрастом профилактического массажа и гимнастики, методика и особенности естественного и искусственного вскармливания, правила введения прикормов в соответствии с возрастом, методика занятий по физическому развитию ребёнка, в том числе, закаливанию, уход за детьми с особенностями развития, профилактика рахита, анемии, инфекционных заболеваний.
Для реализации поставленных задач в КЗР проводятся: контрольные кормления и контрольные взвешивания ребёнка, диагностика нервно-психического развития ребёнка, ознакомление с профилактическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с возрастом, выдача методических материалов. Важной формой работы КЗР являются профилактические медицинские осмотры детей первого года жизни. Ведётся необходимая медицинская документация .
Преимущества для ребёнка и матери: наличие отдельного холла с помещениями для детей раннего возраста, что исключает контакты с более старшими детьми и минимизирует риск инфекционных заболеваний; отсутствие необходимости самостоятельно получать талоны на приём к врачу-педиатру, врачам- специалистам, на обследования ; больше времени контакта с врачом на приёме; возможность общения с врачом 5 дней в неделю.
Преимущества для врача КВЗР: возможность планирования приёма (с учётом возраста малыша, цели посещения, сопутствующих заболеваний и индивидуальных особенностей ребёнка); большой опыт работы с детьми первого года жизни; возможность проведения индивидуальных бесед с родителями на приеме.
Преимущества для врачей педиатров – участковых:уменьшение нагрузки на приёме; возможность уделять больше времени детям в возрасте старше года (диспансерное наблюдение, ведение детей — инвалидов, опекаемых и т.д). В целом, данная система наблюдения позволяет: чётко планировать работу, индивидуально подходить к каждому пациенту, своевременно проводить профилактические осмотры и прививки, принимать коллегиальные решения в сложной ситуации (наблюдение двумя врачами), наиболее конструктивно использовать рабочее время.
Руководитель подразделения «Служба ранней помощи» ГБДОУ Детский сад №41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга Валькова Ирина Анатольевна рассказала о возможностях получения ранней помощи «особым» детям от рождения до 3 лет. Сегодня от 4 до 15% семей с детьми нуждаются такой помощи. В городе работает 89 организаций по оказанию ранней помощи. Ранняя помощь – это поддержка семей, направленная на развитие и благополучие детей, у которых выявлено отставание в развитии или существует риск его появления. Это может проявляться в таких областях развития, как социально-эмоциональное, познавательное, двигательное, коммуникативное, развитие навыков адаптации. Программа ранней помощи направлена на поддержку компетентности родителей, включение ребенка в жизнь сверстников, повышение качества жизни семьи. Докладчик рассказала об основных маркерах для направления в службу ранней помощи, об этапах сопровождения семьи, о том куда и как обращаться родителям, какие услуги можно получить, привела положительный пример оказания услуг ранней помощи конкретному ребенку.
Все докладчики после выступлений ответили на многочисленные вопросы участников семинара.