«Профилактика заболеваний органа зрения в условиях цифровизации образовательной среды»

23 января в Городском центре медицинской профилактики для родителей и педагогов состоялась лекция «Профилактика заболеваний органа зрения в условиях цифровизации образовательной среды».
Корелина Виктория Евгеньевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры офтальмологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, выступила с докладом «Как закончить школу и не ослепнуть?». Она отметила, что в настоящее время проблемы со зрением имеют 60-80% выпускников школ. Количество детей с осложненной близорукостью увеличилось в два раза. Раньше считалось, что осложнения возникают, когда близорукость выше 6 D. Сейчас все чаще уже с 4 D. Число детей, имеющих к окончанию школы минус 8 D и больше увеличилось в три раза.
Докладчик познакомила слушателей с анатомией и оптической системой органа зрения, и акцентировала внимание на миопии – близорукости. Люди с миопией хорошо видят вблизи. Удаленные предметы кажутся им расплывчатыми и смазанными. Осложнениями при отсутствии коррекции миопии являются: блефаро-конъюнктивит, спазм аккомодации, амблиопия, косоглазие, нистагм. Миопическая болезнь или злокачественная близорукость характеризуется неуклонным прогрессированием процесса (ухудшением зрения больше чем на 1,0 D в год). Миопическая болезнь возникает вследствие растяжения наружной фиброзной оболочки глаза и связанных с этим осложнений. Осложнения миопической болезни серьезны -дистрофические изменения сетчатки, кровоизлияния в сетчатку и в стекловидное тело, отслойка сетчатки. Как мы можем повлиять на прогрессирование миопии? Необходима коррекция, начиная с раннего детского возраста и на протяжении всей жизни (очки/линзы).
Аккомодация (от лат accomodatio) – приспособление. Это способность глаза четко видеть на разных расстояниях. При зрении вдаль цилиарная мышца расслаблена, циннова связка, соединяющая цилиарное тело с хрусталиком, находится в натянутом состоянии и хрусталик плоский. Это состояние называется покоем аккомодации. При переводе взора на ближе расположенные предметы, цилиарная мышца сокращается, циннова связка расслабляется, а хрусталик благодаря своей эластичности принимает более выпуклую форму, увеличивается его преломляющая способность.
Длительная зрительная нагрузка на близком и чрезмерно близком расстоянии приводит к привычно-избыточному напряжению аккомодации (ПИНА). ПИНА стремительно молодеет и все чаще диагностируется у детей ясельного и детсадовского возраста. Как избежать ПИНА? Необходимо соблюдать расстояние от глаз: до тетради, книги, телефона, планшета — 30-33 см (от пальцев до локтя); до компьютера 60-70 см (расстояние вытянутой руки). Для отдыха требуется после каждых 20 минут зрительной нагрузки на 20 секунд переводить взгляд вдаль (дальше 5 метров). Если говорить о зрительной гимнастике для глаз, то полезно упражнение с «меткой на стекле», которое нужно выполнять в очках/линзах. На расстоянии 30 см от глаза на оконном стекле ставится точка. Ребенок смотрит на эту точку, а затем переводит взгляд на расположенные за окном вдалеке предметы. Лечение ПИНА подбирает врач индивидуально.
Растяжение глаза напрямую связано с уровнем освещенности и количеством ультрафиолета (УФ). При дефиците УФ миопия прогрессирует. Самой эффективной профилактикой близорукости сегодня считают ежедневные прогулки в дневное время (в любую погоду) длительностью не менее часа. В осенне-зимний период, когда света мало, необходимо следить за освещенностью (лампы 100 Вт или светодиодные 12-22 Вт), коэффициентом пульсации света (через камеру телефона, если изображение мигает, значит светодиодная лампа пульсирует и не пригодна). Полезно использовать «умный» свет с постепенным увеличением яркости и переходом к более теплому вечером. При работе на компьютере яркость экрана должна равняться яркости освещения в помещении. Цвет фона рекомендуется белый, шрифт черный. Необходимо сказать категорическое нет черному экрану.
Отдельное внимание лектор уделила особенностям питания, в частности дефициту белка в рационе, который приводит к уменьшению прочности соединительной ткани, растяжению глаза, к прогрессирующей близорукости, снижению иммунитета, преждевременному старению кожи, особенно век – мешки под глазами, морщины, нависание верхнего века. Нужные для работы сетчатки вещества усваиваются ночью, поэтому отход ко сну у детей должен быть в 22.00.
Илюхина Ольга Александровна, врач по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детского поликлинического отделения № 38 СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника № 43» Кировского района рассказала об основах гигиенической безопасности цифровой образовательной среды. В частности, она познакомила слушателей с Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда», входящим в Национальный проект «Образование». Цель проекта: создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта планируется утверждение стандарта цифровой школы, что позволит актуализировать и нормативно закрепить комплекс факторов обеспечения реализации цифровой образовательной среды. Создание офтальмоэргономичного визуального материала, используемого в образовательном процессе школьников, для всех видов технических средств обучения (ТСО) на основе обоснованных гигиенических требований представляется первоочередной задачей.
Цифровая образовательная среда (ЦОТ) — совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, технологий, обеспечивающих усвоение обучающимися предмета в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России проводятся исследования по обоснованию и разработке требований к оформлению электронных контентов, предъявляемых на различных электронных устройствах (ридер, компьютер, ноутбук и планшет). В настоящее время отсутствуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к цифровой образовательной среде.
Результаты исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России свидетельствуют о росте от 1-го к 11-му классу распространенности функциональных отклонений на 14,7% (с 3283 до 3765 на 1000 чел.), а хронических болезней – на 52,8% (с 813 до 1242 на 1000 чел.); увеличении распространенности среди старшеклассников функциональных отклонений со стороны психической сферы, нервной, сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Болезни глаза, в основном миопия, стали занимать одно из лидирующих мест в структуре заболеваемости: за одиннадцатилетний период обучения в школе частота встречаемости функциональных нарушений зрения у школьников увеличилась вдвое (с 219 до 453 на 1000 чел.), а хронических болезней – в 16 раз (с 11 до 170 на 1000 чел.). Острота зрения у большинства обучающихся снижалась на 0,5-1,0 диоптрию в год, а у некоторых – до 2-2,5 диоптрии. Более 62,0% выпускников школы имели нарушения зрения.
Безопасность цифрового образования для здоровья обучающихся определяется: безопасностью используемых электронных средств обучения; безопасностью условий, в которых осуществляется процесс обучения; гигиенически рациональной организацией режима работы с использованием цифровых технологий; гигиенически рациональным оформлением материалов. Лектор рассказала подробно о гигиенических нормативах и специальных требованиях к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования, о нормативных документах, о технических требованиях к электронным средствам обучения (интерактивная доска, ПК, ноутбук, планшет) и к параметрам визуальных материалов.
Лекторы ответили на многочисленные вопросы слушателей.