«Психическое здоровье детей. Существуют ли проблемы?»

10 октября в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов, в том числе социальных педагогов, психологов школ, специалистов информационно-методических центров и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководителей служб здоровья образовательных организаций состоялась конференция «Психическое здоровье детей. Существуют ли проблемы?», посвященная Всемирному дню психического здоровья.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась к.п.н., заместитель директора СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Людмила Васильевна Винтухова: «По мнению ученых, 17 век был веком веры, 18 век – век разума, 19 век – век промышленной революции, 20 век – век информации, век стресса, 21 век будет веком паники и депрессии. Не случайно такое внимание сегодня уделяется душевному здоровью. Проводимый 10 октября Всемирный день психического здоровья — повод напомнить общественности о проблемах психического здоровья и мобилизовать усилия в поддержку укрепления психического здоровья.
В этом году темой дня является предотвращение самоубийств. Наша конференция призвана помочь найти ответы на множество вопросов о том, как сохранить психическое здоровье наших детей и подростков.
Открыл конференцию доклад «Защита прав ребёнка на охрану психического здоровья» уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Юрьевны Агапитовой. Сегодня каждые 40 секунд кто-то умирает в результате суицида. По прогнозам ВОЗ к 2020 году от суицидов будет погибать примерно 1,5 миллиона человек. 20% всех суицидов совершают дети и подростки. За последние 8 лет в РФ частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков, а в мире -7 на 100 тысяч. Суицид занимает второе место в списке причин смерти среди молодежи. По данным ВОЗ, примерно 16% населения мира в возрасте 10-19 лет имеет нарушения психического здоровья. В Санкт-Петербурге в 2017 году было зарегистрировано 6 случаев завершенного суицида у подростков, а в 2018 году – 15. К сожалению, наш город является одним из лидеров по подростковым суицидам и для нас эта тема весьма злободневна. Все это говорит о нарастании проблем в обществе, о том, что наши подростки не выдерживают возросшей информационной нагрузки, их психика не справляется с увеличением задач и предъявляемых к ним требований. Они реагируют на такую ситуацию психическими отклонениями и суицидальным поведением. Если сегодня мы не сможем сохранить психическое здоровье наших подростков, то завтра мы получим неполноценных взрослых. Подростки 9-19 лет часто сталкиваются с насилием и жестоким обращением, они перегружены деструктивной информацией в СМИ и интернете, общаются преимущественно в социальных сетях, а не лично. У взрослых нет времени, чтобы заметить отклонения в поведении ребенка, распознать начало депрессии. А ребятам необходима помощь. В этом случае возрастает роль педагогов и школьных психологов, которые должны помочь подростку выйти из состояния замкнутости и тревоги. Светлана Юрьевна сконцентрировала внимание участников конференции на нестыковках в законодательстве в отношении здоровья подростков, на семейном кодексе. У нас нет отдельного закона об охране здоровья подростков. По закону родители несут ответственность за ребенка до 18 лет. Паспорт он получает в 14 лет. С 15 лет он может сам принимать решения относительно своего здоровья. На все виды медицинских вмешательств не требуется согласия взрослых, а врач не имеет право разглашать диагноз и ставить родителей в известность. Докладчик привела ряд примеров. Девочка в 15 лет самостоятельно принимает решение о прерывании беременности, а мама не знает. Юноша в 16 лет семь раз за год попадает в больницу с отравлением ПАВ, а родителям нельзя об этом сообщать. Необходимо наладить межведомственное взаимодействие государственных структур в интересах охраны психического и физического здоровья подростков.
Продолжил работу конференции доклад «Причины школьной дезадаптации у детей и подростков» д.п.н., профессора, зав. кафедрой психосоматики и психотерапии СПб Государственного педиатрического медицинского университета МЗ РФ, профессора кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Ирины Алексеевны Горьковой.
Каковы же эти причины? К первой группе относятся биологические причины. К ним относится генетика, последствия органического поражения мозга, церебральные нарушения. Вторая группа – социальные причины. Прежде всего, это воспитание и значимость ценности образования в семье. Свободное воспитание, когда ребенку ничего не запрещено, ведет к безнаказанности. Идет дискредитация школы и педагогов в СМИ и интернете. Пресыщенность информацией, когда родители путешествуют по миру с детьми с самого рождения. У сегодняшних детей и подростков «всего слишком много». От этого у них идет переоценка своих способностей. Плюс ко всему – завышенные требования со стороны семьи и общества. Докладчик рассказала о концепции нейропластичности, о стрессорах, которые влияют на психическое здоровье детей.
Тема выступления психолога отделения кризисной профилактической помощи детям и подросткам СПб ГБУЗ «Центр восстановительного лечения» «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Натальи Владимировны Голубковой — «Суицидальное поведение у подростков». Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно, осознанно. Суицидальное поведение – это аутоагрессивные действия, лишение себя жизни из-за столкновения с неблагоприятными жизненными ситуациями. Формы суицидального поведения: суицидальные мысли, тенденции, попытки и завершенный суицид. Суицидальное поведение подростков – это всегда крик о помощи, способ привлечь внимание родителей. Причины суицидального поведения кроются в трех сферах, которые окружают подростка – семья, школа, сверстники. Мотивами суицидального поведения часто служит одиночество, обида, непонимание в семье, мнимая утрата любви родителей, страх наказания за содеянное, протест, месть, любовная неудача, ранняя беременность. Подражание товарищам и героям фильмов. Что должно насторожить взрослых? Можно ли заметить признаки суицида? Да, если интересоваться своим ребенком постоянно. Должны насторожить высказывания ребенка о том, что он не хочет жить, что без него всем будет лучше. Внимание родителей должны привлечь: частые смены настроения, нарушение сна, питания, неопрятность, неряшливость, отсутствие внимания к себе, самоизоляция, стремление к риску и безрассудству. Нужно всегда помнить о том, что для подростков характерна импульсивность. К характерным чертам суицидальных личностей можно отнести постоянную депрессию, различные виды зависимостей (наркотики, алкоголь, компьютер), чувство безнадежности и бесперспективности. Что делать? Заметить, вычислить, выслушать, не отталкивать, не критиковать, не давать советов, оказать внимание и поддержку, убедить обратиться за помощью к психологу, к людям, которым ребенок доверяет, обсудить варианты решения его проблем.
Завершал работу конференции доклад «Суицидное поведение у подростков: истинные и парасуициды» д.м.н., доцента, декана педиатрического факультета, заведующего кафедрой психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» МЗ РФ Северина Вячеславовича Гречаного. Частота суицидов – объективный индикатор общественного психического здоровья, социального благополучия и качества жизни населения. По данным статистики, частота суицидов у подростков в мире в среднем составляет 1: 10 тысяч. Отношение законченных суицидов к незаконченным – 1: 50-100. Суициды – одна из ведущих причин смерти у подростков. Россия занимает ведущее место по количеству подростковых суицидов и тенденции к их снижению на сегодняшний день нет. Надо отметить, что суицидальные переживания свойственны всем подросткам, это нормально, так как тема смерти и ее неизбежности – это обязательный компонент взросления, важный вопрос личностного развития. У детей и подростков отношение к понятию смерть неодинаково. Так в дошкольном возрасте дети не понимают, что смерь – это конец жизни, а воспринимают ее как сон или отъезд. В младшем школьном возрасте считают ее маловероятной для себя и не считают необратимой. Подростки не считают ее возможной для себя и фактически не различают демонстративную и истинную попытку суицида. Старшие подростки допускают наличие смерти, но фактически представляют «второе рождение». Поэтому смерть для них является не целью, а средством для достижения более отдаленных посмертных целей. Таким образом, совершая суицид, они стремятся кого-то наказать, чего-то избежать, призвать к помощи или высказать протест. Профилактика суицида среди подростков — это задача родителей. Важно следить за душевным состоянием и поведением ребенка, отмечать возникающие изменения. Для того, чтобы избежать трагедии, важно правильно строить отношения и систему общения с детьми. Если уже была суицидальная попытка, то необходимо консультирование у специалиста всей семьи. Важно не поддаваться на манипуляцию подростка – «не дашь, не сделаешь – лишу себя жизни». Относитесь к такому ребенку как к страдающем, откажитесь от сверхконтроля, гиперопеки.