Семинар «Агрессивное поведение детей»

19 февраля 2018г. в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и психологов общеобразовательных организаций, психологов и методистов состоялся семинар «Агрессивное поведение детей. Профилактики жестокости и суицида у подростков». С приветственным словом к участникам семинара обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов, отметивший актуальность обсуждаемой проблемы.
Профессор кафедры психологии человека ГБОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Ирина Алексеевна Горьковая рассказала о факторах, влияющих на агрессивное поведение детей и подростков. Один из главных факторов – это насилие в семье. Насилие – это принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет, препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет, злоупотребление властью с целью доминирования над другим человеком (возраст, сила, популярность, принадлежность к полу и т.д.). Насилие бывает различных видов: физическое, сексуальное, психологическое, отметив, что пренебрежение нуждами ребенка – это тоже насилие.
В истории отношения к насилию над ребенком было несколько периодов. Долгое время ребенок считался вещью, которая принадлежит родителям, и с ним можно было поступать как угодно – отдать в работники на мануфактуру с пяти лет, просто выставить за дверь, не понеся за это наказания. Так первом периоде до 1946 года этот аспект не рассматривался как специальная проблема, хотя медицинские характеристики насилия над ребенком впервые были описаны еще в 1860 году. Второй период, который продолжался с 1946 до середины 1970х годов, был связан с развитием рентгенологии, когда на снимках увидели следы старых гематом, множественные переломы костей. Тогда же было введено понятия «синдром избитого ребенка». Третий период длился с середины 1970-х годов по настоящее время и предлагал комплексный подход по созданию соответствующих институтов и привлечению специалистов в области поведения: психологов, педагогов, социальных работников, юристов и т.д. Четвертый период – это настоящее время, которое предполагает предотвращение и профилактику насилия с учетом механизмов его происхождения, помощь родителям и опекунам.
Ирина Алексеевна подробно остановилась на мотивах насилия над детьми со стороны членов семьи. Это может быть перенос унижения, которому подвергались в семье когда-то сами, потребность дать выход подавленным чувствам, иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования, реванш за боль, которую родитель когда-то пережил, перенос собственного детского опыта, обусловленного потребностью идеализировать свое детство и своих родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего ребенка.
Факторы риска насилия могут быть связаны с особенностями ребенка (нелюбимый, нежеланный, с физическими или психологическими отклонениями, гиперактивный), с личностными и характерологическими особенностями родителей, с родительскими установками, пренебрежение нуждами ребенка. Нейробиологические последствия такого пренебрежения и насилия описаны в концепции нейропластичности. Лектор остановилась на разнообразных теориях девиантного поведения Ч. Ламброзо, Ч.Б.Горинга, коснулась психологических теорий З. Фрейда, К.Лоренса, Э.Эриксона, Э.Фромма, А.Бандуры. Сегодня обсуждается «принцип освобождения», когда все борются за свободу личности, но излишняя свобода приводит к освобождению преступления.
Руководитель юридического управления Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Михаил Михайлович Коломыцев сделал доклад «Правовая ответственность: педагоги — родители — дети». Он отметил, что вопросы жестокого обращения с детьми являются самыми обсуждаемыми, именно они являются частой причиной обращения в Аппарат Уполномоченного по правам ребенка. Докладчик подробно рассказал о статьях уголовного и гражданского кодексов РФ и видах юридической ответственности, которые предусматривают наказание за жестокое обращение с детьми, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, за неисполнение родительских обязанностей, об основании для лишения родительских прав.
О причинах и следствии рискованного поведения детей и подростков шла речь в выступлении к.м.н, доцента, старшего научного сотрудника научно-организационного отделения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения РФ Игоря Валерьевича Добрякова. Риск – это личный выбор моделей поведения. Есть два типа рискованного поведения – положительный риск и отрицательный риск. При полном отказе от положительного риска нарушается процесс взросления, сложнее переносятся жизненные трудности, на 20% возрастает употребление подростками психоактивных веществ (ПАВ). Потребность в риске удовлетворяется различными видами экстрима – альпинизм, рафтинг, джампинг. Нужно сделать так, чтобы ребенку не было скучно, чтобы он учился для получения знаний, а не ради сдачи ЕГЭ. Нужно удовлетворять базовые потребности ребенка, связанные с влечением к получению впечатлений, его сенсорную жажду. Если таких впечатлений нет, то дети их находят сами. Нельзя только что-то запретить, надо обязательно что-то дать на замену. Надо спрашивать с ребенка только то, что он может в соответствие со своим возрастом и развитием. Нельзя требовать от него сверх достижений и сверх успехов. Для профилактики рискованного поведения применяется социально-когнитивный подход.
«Профилактика правонарушений у детей и подростков, ответственность подростков и родителей» — такова была тема доклада заместителя начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Юлии Валерьевны Кулагиной. Назрела необходимость более широко и активно профилактировать подростковую преступность. Истоки девиантного поведения лежат в семье. Выявление фактов семейного насилия и неблагополучия является профилактикой правонарушений несовершеннолетних. В Санкт-Петербурге достаточно развит институт работы с детьми и их родителями. Необходимо усилить его работу. Проблема незаконного оборота наркотиков также не теряет своей актуальности. Активно ведется антинаркотическая работа в образовательных учреждениях, проводятся рейды. За последнее время было задержано 1200 учащихся за употребление спиртного. Портрет сегодняшнего правонарушителя – это учащийся образовательного учреждения, 16-17 лет, из неполной семьи и внешне благополучен. После окончания работы семинара для участников состоялась экскурсия в Музей гигиены.