Книги и игрушки. Какие они должны быть?

25 октября в Городском центре медицинской профилактики для участковых педиатров и медицинских сестер, медицинских работников кабинетов здорового ребенка детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Книги и игрушки. Какие они должны быть?».
Открыл работу семинара доклад «Особенности современного игрового пространства, включая компьютерные игры и технологии, и психическое здоровье детей» к.м.н., доцента кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Веры Владимировны Поздняк. Она постаралась ответить на вопросы – как влияют современные гаджеты на детей и на что заменяются сегодня детские традиционные игры и игрушки. Для того, чтобы говорить об этом, надо вспомнить возрастную периодизацию и ведущую деятельность в каждом периоде. Игры выбираем в зависимости от возраста ребенка. Так, в младенчестве от 0 до 1 года ведущая роль принадлежит эмоциональному общению. В раннем детстве от1до 3лет преобладает предметно-манипулятивная деятельность. В 3-5 лет — ролевая игра. В дошкольном периоде 5-7 лет – сюжетная игра на развитие воображения. У младших школьников 7-11 лет все внимание направлено на школу. В подростковом возрасте 11-15 лет главным считается интимно-личностное общение. У старших школьников с 16 лет начинается выбор профессии. В настоящее время этот период может затягиваться до 27 лет, когда «дети» так и не могут определиться с работой. Тогда «бремя несозревшего ребенка» несут родители.
Как и во что играть с детьми до года?
В 2 месяца начинается первое развитие, когда малыш старается следить глазами за удаляющимися и приближающимися предметами. Главная игрушка для него – мама. В 3 месяца ребенок рассматривает предметы с поворотом головы. Здесь уместны погремушки простых ярких цветов радуги. В 4 месяца он целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот. Здесь можно использовать развивающий коврик, но очень небольшое время. В 5 месяцев малыш активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку. В 6 месяцев он манипулирует с игрушками. В 7 месяцев любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки, перестает идти на «чужие руки». В 8 месяцев отталкивает предметы, кидает игрушки, складывает мелкие предметы в крупные, разбирает пирамидку. В 9 месяцев может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку. В10 месяцев начинает играть с игрушками в соответствии с их назначением — машинку катает, мячик бросает. Может самостоятельно играть 20-30 минут. В11 месяцев умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку. В12 месяцев активно контактирует со взрослыми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению. В 1-3 года чем больше предметов для игры, тем лучше. Не запрещайте играть с «неигровыми» предметами – кастрюлями, ложками. Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши, объемные шнуровки: яблоко и сыр. Они дают работу не только детской руке, но пространственному мышлению. Для знакомства с последовательностью, понятиями «больше-меньше» лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. В 3 года наступает время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание.
Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. По данным исследования, в 2013 год 75% детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52%. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8% до 40%, в 5 раз всего за 2 года. Сегодня нет детей, которые бы уже к 1,5 годам не могли бы запустить компьютер, включить мобильный телефон или планшет. 80% детей постоянно пользуются гаджетами. Благодаря этому мы наблюдаем всплеск речевых расстройств. Дети не слышат обычную человеческую речь. До 70% детей страдают задержкой речевого развития. Современные дошкольники – это «поколение без голоса».Современных дошкольников отличает: слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации «нет картинки – ничего непонятно», недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы. Идет снижение игровой активности у детей.
Если говорить о социальной ситуации развития современного дошкольника, то здесь идет преобладание домашнего образования, сверхраннего образования, наблюдается ограниченность контактов со сверстниками. Исчезла культура двора, т.е. активное общение детей разного возраста. Идет замена общения со взрослыми техническими средствами. Сегодня только 10% родителей читают своим детям, остальные предпочитают аудиокниги или телевизор. Происходит исчезновение игры как ведущей деятельности. Время, которое современный ребенок может уделить себе, в среднем составляет около 15 минут в день. Неадекватны требования взрослых – они хотят, чтобы ребенок четырех — пяти лет быстро научится читать и писать.
Фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века. Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует. То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация. Фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Современный ребенок развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Но, в то же время он очень импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
У современных детей дошкольного возраста идет преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным. Из особенностей следует отметить повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность.
Дети 3-7 лет проводят много часов, играя с планшетом или смартфоном, а от этого страдает развитие ловкости пальцев и памяти. В связи с этим учителя в школах наблюдают тревожное явление: дети медленнее учатся писать, да и вообще не испытывают такой потребности, а все чаще и вовсе не способны от руки записать тест. Активное использование цифровых технологий и Интернета приводит к нарушениям внимания у детей. Обилие доступных источников информации в Сети рассеивает внимание и препятствует развитию способности концентрации, что может стать одной из важнейших причин дальнейших сложностей с учебой. Специалисты полагают, что использование Интернета и цифровых технологий не ведет к нарушениям психических функций, но трансформирует процесс поиска и усвоения информации — человек гораздо хуже запоминает те или иные сведения, когда знает, что они хранятся на компьютере, он гораздо лучше помнит путь к информации, чем ее содержание. Человек не запоминает информацию, которая легко доступна в любой момент времени, и это своеобразный способ сэкономить энергию. Возможно, что дети овладевают этим способом легче, чем взрослые, и в современных условиях это является нормальным этапом в развитии высших психических функций.
Молодые люди, которые создают лицо современной коммуникации, растут в эпоху цифровых технологий, у них развиваются привычки общения, которые разительно отличаются от привычек представителей старшего поколения, даже по сравнению с возрастной группой 16-24 лет. Наибольшая разница результатов касается времени, которое испытуемые проводят со своим телефоном. В то время как взрослые тратят около 20% своего времени на разговоры, дети в возрасте 12-15-ти лет тратят лишь около 3% времени на телефонные разговоры, предпочитая отправлять сообщения в электронном виде, а также обмениваться фото — и видеофайлами. Как отмечают ученые, «поколение тысячелетия теряет голос». Другое существенное различие касается отношения к телевидению. В то время как у 70% взрослых есть привычка смотреть TV, младшие дети тратят не больше половины своего времени на телевизор, предпочитая этому просмотр клипов и роликов на YouTube или Facebook. Что делать? Предлагать детям игрушки-»пустышки», имитирующие сотовые телефоны, ноутбуки, планшеты. Для речевого развития полезен «мобильный детокс» — три недели без гаджетов и интернета.
Об основных требованиях технического регламента к книжной продукции и игрушкам рассказал в своем выступлении заместитель начальника отдела надзора за продукцией в обороте Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Игорь Александрович Ивулёнок. Безопасность игрушек регламентируется техническим регламентом Стран таможенного союза. На всех игрушках должны быть понятные читаемые надписи об их эксплуатации и хранении, возрасте применения. Докладчик рассказал о маркировке игрушек и сертификатах на них, о техническом регламенте для книжной продукции, предназначенной для детей и подростков.