«Фетальный алкогольный синдром»

22 сентября  в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар, посвященный профилактике фетального алкогольного синдрома и злоупотребления алкоголем женщин и подростков. Слушателями семинара стали  акушеры-гинекологи родильных домов, женских и молодежных консультаций, педиатры детских поликлиник, психологи и социальные работники отделов социальной защиты населения районов Санкт-Петербурга.

О социальных аспектах употребления алкоголя женщинами и подростками рассказала  доктор философии, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, руководитель программы «Гендерные исследования» Анна Адриановна Темкина. Она привела данные ряда мировых исследований по гендерным различиям употребления алкоголя. На употребление алкоголя влияют пол, возраст, социальный статус, размер дохода, брачный статус. В городе пьют больше, чем в деревне, состоящие в браке употребляют алкоголь чаще, чем одинокие, семейные пары часто пьют вместе, выше потребление спиртного у имеющих работу, бедные и богатые пьют больше, чем люди со средним достатком. Мужчины выпивают больше, чаще становятся зависимыми от алкоголя, но в то же время отношение к женщинам – алкоголичкам более суровое, чем к мужчинам, санкции для них гораздо жестче.

Анна Адриановна отметила, что есть несколько культур употребления алкоголя: северная, когда больше употребляют крепкие напитки, но не регулярно; южная, когда алкоголь является частью повседневной жизни, легкие напитки употребляют за едой в любое время; промежуточная, когда центральным напитком становится пиво. В России для мужчин больше характерна северная культура употребления алкоголя, а для женщин – южная.  Употребление алкоголя во время беременности было объектом морали, а сегодня стало медицинской проблемой. Ведь у детей, чьи матери употребляли спиртные напитки во время беременности, часто развивается фетальный алкогольный синдром, который проявляется дефицитом веса и роста, нарушениями поведения и интеллекта ребенка.  Американский подход предписывает полный запрет употребления алкогольных напитков во время беременности, в Великобритании считают, что сама беременная женщина  принимает решение о времени, частоте и объеме употребления спиртного.  Опрос женщин в Санкт-Петербурге, готовящихся к беременности, показал, что они осведомлены о пагубных последствиях алкоголя в целом и отказываются от употребления спиртного во время беременности. Но просветительную работу в отношении употребления алкоголя при беременности необходимо вести более широко и агрессивно.

Олег Валерьевич Гончаров, к.м.н., ст.н.с. отделения лечения больных алкоголизмом СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева отметил, что статистика здесь затруднена, так как добровольно на лечение и на диспансерный учет по поводу алкоголизма никто не идет. Употребление спиртного подростками опасно вдвойне, ведь их мозг еще продолжает расти и алкогольная нагрузка может быть чрезмерной. Употребление алкоголя – один из факторов риска развития сердечно — сосудистых заболеваний. Алкоголизм  — это зависимость наряду с наркотической. Алкоголизм наносит вред на биологическом (похмельный синдром, увеличение толерантности к алкоголю), психологическом (влечение к алкоголю, утрата количественного контроля) и социальном уровнях (утрата прочих интересов, продолжение употребления алкоголя, несмотря на приносимый вред). Подростки начинают употребление алкоголя в 13-15 лет. Ими движет любопытство, стремление казаться взрослыми, быть частью компании, приобрести легкость в общении, снять ряд проблем. Как можно диагностировать подростковый алкоголизм? Появляется психическая зависимость, утрачивается рвотный рефлекс, повышается толерантность к алкоголю, наблюдается утренняя анорексия, нарушение памяти. Увеличение потребления алкоголя в России ведет к национальной деградации. У женщин алкоголизм развивается гораздо быстрее, чем у мужчин, отмечается его особая тяжесть и злокачественность. При этом женщины долго маскируют свою зависимость, не обращаются за помощью. Докладчик подробно остановился на методах и проблемах лечения детского и подросткового алкоголизма.

Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психоневрологии ФП и ДПО  СПб ГПМУ Александр Бейнусович Пальчик сделал доклад на тему «Фетальный алкогольный синдром». Фетальный алкогольный синдром (ФАС) – это совокупность различных психических и физических дефектов у ребенка, которые являются врожденными, не подлежат излечению и остаются у него на всю жизнь. Каковы причины возникновения ФАС? Основная — употребление женщиной спиртного во время беременности и даже до зачатия. Симптомы ФАС можно увидеть сразу же после рождения по характерным чертам лица – короткая глазная щель, сглаженный губной желобок, тонкая верхняя губа, недоразвитые пальчики, аномалии внешних половых органов. Внешне ребенок с ФАС отдаленно напоминает малыша с синдромом Дауна. Но ФАС встречается в два раза чаще, чем синдром Дауна. Дети отстают в росте, весе, умственном развитии. Лектор привел данные исследования ФАС в Якутии, о социальных потерях общества. Что могут сделать врачи и родители для ребенка с ФАС? Проводить непрерывную коррекцию опасных симптомов, чтобы обеспечить ребенку максимально комфортное качество жизни. Специального лечения здесь не существует! Как можно предотвратить ФАС? Только полностью отказаться от употребления алкоголя во время беременности. Отказавшись от алкоголя еще на стадии планирования беременности можно предотвратить у будущего ребенка неизлечимые врожденные нарушения – ФАС.

 К.м.н., врач по гигиеническому  воспитанию ГЦМП Наталья Владимировна Шарафилова рассказала об уроке здоровья «Алкоголь и здоровье» и  методике его проведения со школьниками 7-11 классов. «Дети – благодарная аудитория, именно в детстве начинает формироваться стереотип поведения на всю жизнь. Поэтому им надо деликатно и тактично, без запугивания рассказывать о вреде алкоголя на организм. И наши уроки здоровья, проводимые в интерактивной форме, прекрасно воспринимаются ребятами», — сказала Наталья Владимировна. Также она рассказала об экспонатах Музея гигиены по теме «Алкоголь и здоровье», которые демонстрируются в ходе урока.