21 марта в Городском центре медицинской профилактики для заместителей главных врачей по медицинской профилактике, психологов детских поликлиник, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов школ, специалистов Центров ППМСП, Центров социальной помощи семье и детям, депутатов муниципальных образований, представителей общественных организаций состоялась городская межведомственная научно-практическая конференция «Основные направления профилактики дезадаптивного (асоциального) поведения подростков».
Предупреждение распространения наркомании, профилактика наркопотребления недостижимы исключительно полицейскими функциями, поэтому важную роль в проведении Всероссийской межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России- 2022» играют мероприятия, проводимые медицинскими, образовательными, общественными организациями, информационная политика СМИ.
Открыл конференцию и обратился с приветственным словом к участникам конференции директор Городского центра медицинской профилактики Андрей Владимирович Бережной, отметивший актуальность проблемы асоциального поведения подростков и важность профилактической работы в этой области.
Модераторами конференции выступили: Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга; Добряков Игорь Валерьевич, к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева;
Заозерский Юрий Александрович, заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики.
Елена Рудольфовна Исаева отметила, что по наблюдениям специалистов-нейропсихологов, сегодняшние семнадцатилетние отстают от своих сверстников двадцатилетней давности по уровню своего психологического развития. При этом уровень интеллектуального развития молодежи совершенно не изменился за эти годы. Основная проблема сегодняшних молодых людей: у них к 17-18 годам еще не сформированы волевые качества, нет внутренней целеустремленности, не сформированы цели и жизненные ориентиры. Сегодня в семнадцать лет они размышляют на уровне двенадцати-тринадцатилетних подростков, которые только начинают задумываться о жизни. Не случайно Всемирная организация здравоохранения задумалась о продлении периода детства и юношества до двадцати пяти лет. Получается, что к восемнадцати годам мы должны считать их взрослыми, а по ВОЗ – еще детьми. Наблюдается четырех-пятилетнее отставание в личностном развитии. Студенты первого курса института не умеют задавать вопросы. Подростки не знают, как можно обсуждать проблемы, у них большие трудности с общением в «реале», так как вся жизнь проходит на просторах интернета. Мы накачиваем детей знаниями, нанимаем им репетиторов для подготовки к ЕГЭ, при этом забывая о воспитании и развитии их личности. Этим должны заниматься родители и педагоги. Но у них разный культурный код с подрастающим поколением! Надо искать точки соприкосновения, надо разговаривать с детьми, интересоваться их проблемами и следить за тем, что они делают в интернете. Это одна из мер профилактики дезадаптивного поведения наших детей.
Открыл работу конференции доклад «Особенности формирования зависимости у несовершеннолетних на современном этапе» Игоря Валерьевича Добрякова. Для начала он дал ряд определений. Потребность — это стимулирующее человека к активным действиям состояние, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, важных для его существования и развития. Инстинкт — есть целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врождёнными механизмами и характеризующаяся постоянством ответных реакций на действия определённых раздражителей.
Влечение — это возникающее независимо от сознания субъективное переживание потребности, стимулирующее деятельность человека и придающее ей направленность
Влечение происходит из внутренних источников раздражения, создает психологическое напряжение, которое и действует как сила, ориентированная на устранение источника возбуждения. Возврат к состоянию покоя достигается редукцией (разрядкой) возникшего напряжения. Покой и возбуждение постоянно чередуются. Подростковый возраст — это возраст психического и физического созревания человека, социализации. Взросление — строительство собственных телесных и психических границ, что проявляется:
реакциями эмансипации и группирования; переживанием одиночества, стремлением найти собственный жизненный путь, понять предназначение, обрести любовь; ростом базальной тревоги; появлением новых ощущений и желаний; актуализацией ожиданий, к которым подросток должен выработать отношение; стремлением к получению опыта принципиально нового типа; усилением влечений — особенно полового и влечения к получениям ощущений (сенсорной жажды). Сенсорная жажда возникает независимо от сознания и выражается субъективным переживанием потребности получения сенсорных стимулов и впечатлений, активизирующих деятельность подростка, придающих ей направленность. Подростки создают мысленные идеалы семьи, религии, общества, далекие от тех, с которыми подросток сталкивается в реальной жизни. Это порождает реакции негативизма. Возможность родителей влиять на становление личности подростка значительно снижается по сравнению с предыдущими стадиями развития ребенка. Сенсорная неудовлетворенность характеризуется подавленным состоянием, скукой, апатией, ощущением пустоты, которые часто возникают в конце учебной недели, ближе к выходным дням. Подросток не знает, чем заняться, ощущает экзистенциальный вакуум – потерю цели и смысла деятельности, это может провоцировать как ауто-, так и гетероагрессию. Причина возникновения зависимостей — активное стремление к изменению неудовлетворяющего психического состояния, которое представляется скучным, однообразным и монотонным. Современные несовершеннолетние хотят получать различные впечатления очень быстро – «хотят кайф сразу». Виды аддикций (зависимостей) :химические (злоупотребление ПАВ), нехимические(поведенческие), промежуточные (пищевые). Докладчик рассказал о критериях для диагностики поведенческих нехимических зависимостей, об отличии общения online и общения offline, остановился подробно на теме патологического использования интернета, типах и критериях интернет-аддикции, предвестниках интернет-зависимости. Игровая компьютерная зависимость в настоящее время часто встречается, чему способствует взросление в условиях информационно-коммуникационной революции. В связи с этим процессе подготовки 11 варианта Международной классификации болезней было решено в качестве специальной рубрики включить в перечень болезней «игровое расстройство», определяемое как зависимое поведение при игре в цифровые и/или видеоигры. Что делать? Решение проблемы зависимостей ложится на плечи детских психологов и психиатров. Терапия должна быть направлена на причины, а не на симптомы «заболевания». В данном случае будет эффективна работа с психологом. Индивидуальное психологическое консультирование детей и подростков – оказание профессиональной психологической помощи и поддержки с целью решения проблем и восстановления достойного уровня качества жизни при помощи организации взаимодействия консультанта и клиента, при котором происходит трансформация проблемы клиента в ресурсное состояние, потенцирующее личностное развитие. Необходимо также найти заместительные средства компьютерным играм.
О значении профилактических медицинских осмотров групп риска, выявленных в ходе социально-психологического тестирования учащихся образовательных организаций СПб для профилактики потребления психоактивных веществ и наркологических заболеваний говорил в своем выступлении Вадим Александрович Ветласенин, врач-нарколог, заведующий диспансерно-поликлиническим отделением №1 СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница». Он отметил актуальность проблемы химических зависимостей и профилактики наркологических заболеваний. 176 тысяч – таково количество зарегистрированных в РФ в 2020 году лиц с наркологическими расстройствами, а количество лиц употребляющих ПАВ в РФ в реальности, а не только зарегистрированных, гораздо больше. Среди опрошенной молодежи в Санкт-Петербурге до 36,6% хотя бы однократно употребляли ПАВ. 86% молодых людей, употребляющих ПАВ, не сомневаются в своих возможностях прекратить наркотизацию.За последние 10 лет число преступлений, связанных с ПАВ возросло почти в 10 раз. По статистике каждый наркозависимый втягивает в наркооборот 5-10 человек. Другим негативным явлением в Санкт-Петербурге по итогам 2021 года является рост отравлений наркотическими средствами среди несовершеннолетних. Так, по данным токсикологического мониторинга Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, в 2021 году данный показатель составил 82 человека, что превышает прошлогодний показатель в 2 раза (2020 год – 41 человек). Подростковый возраст – это период самоопределения и осознания своей индивидуальности. Физиологические и психологические изменения, происходящие в этот период жизни человека, определяют такие особенности поведения подростков, как: колебания настроения, высокая поведенческая активность, неустойчивая самооценка, максимализм, некритичное восприятие лидера (кумира). Все эти факторы могут являться почвой для приобщения к употреблению различных психоактивных веществ. Наркологическое заболевание возникает на фоне девиантного и деликвентного поведения.
Основными причинами аддиктивного поведения являются: бегство от реальности, переживание конфликтов в школе и с родителями, педагогами, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность. Профилактика- это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем, а также туберкулеза, педикулеза и чесотки).
Цель профилактики – формирование резистентных компонентов в характеристике личности, призваных создать естественные причины отвержения любых форм проявления аддиктивного поведения, а также создания социальной среды, препятствующей формированию аддиктивного поведения. Профилактика наркологических заболеваний, в частности первичная профилактика – часть работы по формированию здорового образа жизни у несовершеннолетних. Выявление групп риска по потреблению ПАВ, несовершеннолетних с аддиктивным поведением или склонностью к аддиктивному поведению и проведение с этой группой индивидуально профилактических мероприятий – неотъемлемая часть первичной профилактики наркологических расстройств. С целью выявления групп риска проводятся социально-психологическое тестирование учащихся, добровольные профилактические медицинские осмотры обучающихся. Проведение профилактических осмотров является неотъемлемой частью государственной антинаркотической политики в сфере профилактики наркомании. Отмечается недостаточная мотивация педагогов, родителей и детей на участие в профилактических медицинских осмотрах. Основные сложности в профилактической работе и работе по раннему выявлению потребителей ПАВ: стигматизация наркологической службы, низкий уровень осведомлённости граждан, сотрудников образовательных организаций и организаций здравоохранения о целях профилактики наркологических заболеваний; часто формальный подход в проведении социально-психологического тестирования в образовательных учреждениях и мотивация на прохождения профилактических медицинских осмотров. Основные задачи профилактических медицинских осмотров: профилактика употребления психоактивных веществ, раннее выявление подростков с разовыми пробами с целью включения в профилактическую работу, коррекция профилактической работы в ОУ в связи с результатами СПТ и ПМО. Выявленный факт употребления наркотического вещества сам по себе не дает оснований для наличия у обучающегося наркологического заболевания. Специалисты наркологического кабинета помогут в решении проблем, связанных с потреблением ПАВ. Родители могут обращаться туда как совместно с несовершеннолетними, так и самостоятельно за консультацией.
«Социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях» — такова была тема доклада Натальи Игоревны Цыганковой, кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики семьи Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях утвержден Приказом Минпросвещения России от 20 февраля 2020 года № 59. Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ учебного года является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации. Обработка результатов СПТ проходит автоматически на платформе модуля «Анкетирование» подсистемы «Портал Петербургское образование» Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга. ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. ЕМ СПТ осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых; выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Теоретико-методологическую основу методики составили научные работы. Проведение СПТ является неотъемлемым элементом плана воспитательной работы методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента
Данные, полученные с помощью методики, позволяют: осуществлять планирование воспитательной и профилактической работы образовательной организации; оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.
Всего в 2021 году участниками тестирования стали 198760 обучающихся образовательных организаций Санкт-Петербурга в возрасте от 13 лет до 18 лет (98%), что на 15091 чел. больше по сравнению с прошлым годом, т.е. на 7,6 % увеличен охват обучающихся. В 2022 году при организации СПТ требуется уделить большее внимание методической подготовке членов комиссий по проведению СПТ, создаваемых в ГОУ.
ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (Центр) в рамках государственного задания и при экспертном участии Минпросвещения России подготовлен и интегрирован в сеть Интернет Всероссийский онлайн-опрос родителей обучающихся образовательных организаций по определению уровня их информированности в вопросах профилактики аддиктивного поведения, на онлайн-платформе опросов Центра. Цель: оказать формирующее воздействие на отношение родителей к осознанному и ответственному выбору стиля поведения с целью предотвращения/уменьшения риска наркотизации среди несовершеннолетних
О суицидальных тенденциях в виртуальном пространстве рассказал Леонид Алексеевич Армер, психолог, председатель Совета СПб РОО «Центр защиты и развития личности» («Молодёжная Служба Безопасности»). Он отметил, что основная часть населения суицидальных групп — это ребята в возрасте от 13 до 18 лет. В конкретном чате обычно преобладают или те, кто помладше (13-14), или те, кто постарше (от 15).
Основная объединяющая тема практически для всего сообщества — это не желание умереть, как можно было бы подумать, а чувство одиночества. Умереть планируют не все, некоторые заходят, как они говорят, просто из любопытства, но даже эти «любопытствующие» жалуются на то, что им очень одиноко. «Китовые» чаты — это, по сути, заповедник всевозможной психической патологии. Порядка 90% суицидов связано с тем или иным психическим заболеванием, и вполне закономерно, что в суицидальных сообществах скапливаются ребята с различными расстройствами. В первую очередь, естественно, в «ките» собираются ребята с разными вариантами депрессий. Бывают относительно легкие депрессивные состояния, когда всерьез умереть не хочется, но мысли иногда посещают. А бывает, что приходят ребята с тяжелыми затяжными депрессиями. Еще одно характерное для суицидальных сообществ состояние — это пограничное расстройство личности. У большинства пограничников (порядка 80%) основным средством эмоциональной регуляции являются самоповреждения. Иногда, относительно редко, приходят ребята с психотическими состояниями, с расщеплением личности, с галлюцинациями, с навязчивым желанием убивать людей. Характерно, что они становятся не игроками, а кураторами суицидальных игр. Подробно докладчик остановился на связи сексуальных преступлений в виртуальном пространстве и суицидальной тематики и связи суицидального поведения и скулшутинга («колумбайна»)- убийства в школе.
После подведения итогов и обмена мнениями для участников конференции состоялась экскурсия в Музей гигиены
Меню
Перейти к содержимому- Главная
- Музей гигиены
- Населению
- Специалистам
- Библиотека
- РЦК