«Аудиологический скрининг. Ранняя диагностика и профилактика потери слуха у ребенка. Актуальные проблемы»

Туфатулин Газиз Шарифович, д.м.н., главный врач Детского городского сурдологического центра, доцент кафедры оториноларингологии ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова
МЗ РФ, ведущий научный сотрудник СПб НИИ ЛОР.
Нарушения слуха отмечают у 1-3 детей на 1000 новорожденных. Распространенность тугоухости у детей составляет: на первом году жизни: 0,2%-04%; от 1 до 4 лет -1 %; с 5 до 9 лет -1,5 %; у детей старше 10 лет до 1,9 %. До 60 % случаев нарушений слуха может быть предотвращено. Факторы риска по тугоухости: случаи стойкой детской тугоухости в семье; синдромы, связанные с тугоухостью; аномалии ушной раковины, слухового прохода и другие челюстно-лицевые аномалии; внутриутробные инфекции; пребывание в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных более 2 суток; недоношенность 32 недели и менее; масса тела при рождении менее 1500 г; повышенное содержание билирубина в крови в перинатальном периоде; лечение ребенка препаратами с ототоксическим действием
в периоде новорожденности и доречевом периоде; тяжелые поражение нервной системы; сомнительная реакция на звуки у ребенка первого года жизни, задержка речевого
и психического развития. Как можно заподозрить нарушение слуха у ребенка раннего возраста? Если ребенок в 6 месяцев не реагирует на звуки. Если в возрасте старше 1 года ребенок не откликается на свое имя. Если в полтора года ребенок не произносит ни одного слова. Если в 2-2,5 года ребенок не способен произнести фразу из 2 слов. У ребенка дошкольного возраста на нарушение слуха могут указывать следующие признаки: ребенок неправильно произносит слова, даже если его поправляют. Словарный запас ребенка ограничен 100-150 словами. Занятия с логопедом малоэффективны. Ребенок
не может определить источник звука. Переспрашивает. Не понимает смысл сказки, мультфильма. Не отвечает на вопросы, не реагирует на свое имя, особенно в шумной обстановке. Предпочитает близко подойти к источнику звука. Золотым стандартом диагностики и реабилитации детей с нарушением слуха является: завершение процедур аудиологического скрининга в возрасте до 1 месяца; постановка точного диагноза в сурдоцентре до 3 месяцев; реабилитация (слухопротезирование, психолого-педагогическая коррекция) до 6 месяцев. С 8 месяцев детям с потерей слуха может быть проведено эффективное лечение. Очень важным в реабилитации детей с тугоухостью является психолого-педагогический компонент: занятия с ребенком по развитию слухового восприятия, моторики, речи, а также психологическая поддержка и обучение родителей.
Современная медицина располагает широкими возможностями обследования, лечения, реабилитации детей с нарушением слуха. В Санкт-Петербурге эти возможности
с успехом реализуются благодаря системе универсального аудиологического скрининга, позволяющей охватить обследованием всех новорожденных и детей первого года жизни
в родильном доме, детской поликлинике. При необходимости дети направляются на второй этап аудиологического скрининга — в Детский городской сурдологический центр.