Семинар «Вопросы психологии в работе акушерки смотрового кабинета»

19 октября в  Городском центре медицинской профилактики для акушерок смотровых кабинетов поликлиник  взрослой сети состоялся семинар «Вопросы психологии в работе акушерки смотрового кабинета».

Медицинский психолог Городской поликлиники №32, Женской консультации №14 — Инга Александровна Уварова рассмотрела подробно три вопроса – стресс, синдром эмоционального выгорания и  общение с «трудными» пациентами.

Стресс — это не просто нервное и физическое напряжение, это ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления.

Стресс — это реакция на новизну, т.е. ситуацию, для которой нет готовой программы действия, в том числе и готовой программы поведения.

Стоит отметить, что стресс могут вызывать и приятные стимулы. Стресс всегда сопровождается конкретным набором физиологических изменений.

Столкнувшись с чем угодно, если это случилось неожиданно и может потребовать активных действий, наш умный организм запускает стрессорную реакцию.

По концепции Ганса Селье, у стресса есть несколько стадий.

На первой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма, человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или же действует длительно, развивается стадия истощения. Если первые две стадии безопасны для организма, то на третьей идет обострение хронических болезней, начинают появляться психосоматические заболевания.

Стресс направлен на приспособление к неожиданным изменениям окружающей среды, но может становиться фактором, вызывающим расстройства. Это происходит когда стрессорная ситуация является неконтролируемой, то есть такой, к которой невозможно приспособиться, которую невозможно избежать, предсказать. Человек постоянно тревожится. Стресс становится хроническим.

Что делать? Необходимо дать человеку больше знаний о стрессе, навыков саморегуляции, техник самопомощи. При стрессе необходимо как-то отреагировать свои чувства, особенно агрессию, снять ее приемлемым способом, обсудить с кем-то. Подойдут дыхательные техники, мышечное расслабление по Джекобсону, сжимание эспандера. Проплакаться, порыдать  — тоже хороший способ облегчить свое состояние.

Если говорить о синдроме эмоционального выгорания, то медики здесь находятся на первом месте. Главный фактор синдрома эмоционального выгорания – работа с большим количеством людей и огромная эмоциональная нагрузка. Проявляется синдром эмоционального выгорания в первую очередь нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе; дегуманизацией (развитие негативного отношения как к пациентам, так и к сотрудникам); ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой. Важно не прозевать начало синдрома. И «первая ласточка» здесь – неудовлетворенность ситуацией.

Какие здесь могут быть способы профилактики? Во-первых, физическая профилактика синдрома эмоционального выгорания. Это

питание, с адекватным количеством животных жиров, включающее необходимое количество витаминов, минералов и растительной клетчатки;

занятия физическими упражнениями или, как минимум, прогулки на свежем воздухе; полноценный сон не менее восьми часов; соблюдение режима дня.

Во-вторых, психологическая профилактика. Она подразумевает обязательный выходной раз в неделю, в течение которого делать, по возможности, только то, что хочется; творчество, увлечения, хобби;

освобождение от беспокоящих мыслей или проблем путем анализа (на бумаге или в беседе с внимательным слушателем); расстановка приоритетов (в первую очередь выполнять действительно важные дела, а остальные – по мере успеваемости), планирование. Сюда же надо отнести овладение

техниками регуляции эмоционального состояния, медитации, аутотренинги;

библио-, музыко- и фильмотерапию; ароматерапию.

Теперь рассмотрим психологические аспекты работы с «трудным» пациентом. Человек перед визитом к врачу всегда испытывает тревогу. Осмотр, особенно гинекологический, это вторжение в личное пространство, в организм. А что такое тревога? Это напряженное эмоциональное состояние человека, который оценивает обстоятельства, в которых он оказался, как неопределенно угрожающие и представляющие негативные для него последствия в будущем. Состояние тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением (т.е. с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы, может сопровождаться учащением сердцебиения и дыхания, повышением давления, потливостью, тошнотой). Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. И вот в таком состоянии пациент приходит в медицинский кабинет. А если он до этого еще посидел в очереди, послушал различных историй, жалоб на лечение…  И вот он уже открывает дверь кабинета «с ноги».  Как должен вести себя медик?  Он должен снять тревожность пациента. Доброжелательность, вежливость, предупредительность  врача должны дать пациенту ощущение безопасности, успокоить его. Так же можно воспользоваться приемами неагрессивного ответа на давление и агрессию. Это может быть фиксация замешательства: «Я просто растерялся от такого напора»; Я-высказывание: «Когда на меня кричат (интерпретация действий агрессора) я обычно не в состоянии нормально работать…»;  «Мне трудно воспринимать информацию, давайте спокойно разберем Вашу проблему»;  Вы-посыл(персонализация ответственности): «Вы хотите сказать, что уверены в том, что Вам важно(фиксация причины обращения): «Я правильно поняла, вы хотите…»; «Ширма» (фиксация параметров имиджа): «Я всегда готов выслушать конструктивные замечания и предложения»;  «Я всегда ответственно выполняю свою работу». Можно просто зафиксировать эмоциональное состояние пациента спросив: «Вам плохо?Вы злитесь? Вы расстроены?. Вполне возможно, что пациент ответит: «Да, я раздражен» и успокоится. Важно отметить, что цель применения этих приемов – не допустить наращивания агрессии. Поэтому важно избегать проявлений агрессии, сарказма и издевки в ответ.