«Здоровый образ жизни педагога. Профилактика профессионального выгорания работников средних общеобразовательных учреждений»

Профессию учителя можно отнести к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, гипертонической болезни, вегето-сосудистых дистоний. Для преподавателей, психологов, социальных работников образовательных учреждений 8 октября 2012г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Здоровый образ жизни педагога. Профилактика профессионального выгорания работников средних общеобразовательных учреждений».

С сообщением «Психологические факторы профессионального здоровья педагогов» выступил профессор Шингаев С.М., зав. каф. психологии СПб АППО, в котором были представлены результаты анкетирования более 3 000 преподавателей Санкт-Петербурга по факторам образа жизни и их влиянии на профессиональное выгорание. После нескольких лет работы в школе у педагогов появляются симптомы хронического стресса: усталость, нарушения сна, подавленное настроение, раздражительность, повышение артериального давления, переходящие к 35-40 годам в признаки профессионального выгорания. Около 60% педагогов находятся на высокой стадии профессионального выгорания. Изменение образа жизни позволяет значительно снизить и даже снять стресс:

  • нормализация режима труда, отдыха и сна
  • преодоление информационных перегрузок
  • общение с друзьями
  • чтение художественной литературы
  • поездки на природу
  • занятия физическими упражнениями и хобби
  • использование антистрессовых продуктов питания (шоколад, финики, орехи и пр. любимые продукты)

Ю. А. Заозерский — заведующий отделом Городского центра медицинской профилактики сообщил о результатах анкетирования 274 педагогов, проведенного сотрудниками в 2012г.

Анализ опроса показал, что 35% педагогов считают свое здоровье хорошим, 65% — удовлетворительным или очень плохим, 58% имеют в анамнезе хронические заболевания. Режим дня не соблюдают 49% опрошенных учителей, 82% не выполняют утреннюю гимнастику, 27% не употребляют ежедневно свежие фрукты и овощи. Учащиеся, по мнению педагогов, интересуются вопросами сохранения собственного здоровья и 79% учителей дают информацию по этим вопросам на своих уроках. Авторитетом по поддержанию здорового образа жизни для учащихся являются родители, что составило 62% ответов и только 5% опрошенных указали в качестве авторитета по ведению здорового образа жизни учителей. В необходимости получения дополнительной информации по основам ЗОЖ положительно высказалось большинство респондентов (92%). Темы, которые больше всего интересуют педагогов: принципы рационального питания, половое воспитание, физическая активность, вред наркотиков. В заключении были продемонстрированы возможности Музея гигиены и совместные проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни.