Конференция «Материнство – счастье каждой женщины!»

29 ноября, в СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» в целях ознакомления психологов женских консультаций и родильных домов с новыми психологическими методиками и практиками, используемых при оказании психологической помощи беременным женщинам, при подготовке к родам и материнству, женщинам в ситуации репродуктивного выбора состоялась конференция «Материнство – счастье каждой женщины!», посвященная Дню матери.
С видеообращением к участникам конференции обратилась доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, главный внештатный специалист по медицинской психологии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Исаева Елена Рудольфовна: «Этот форум, который организовал Городской центр медицинской профилактики является чрезвычайно важным событием в жизни нашего города. Сохранение института семьи, создание условий для реализации своего материнства каждой женщиной – это стратегическая задача, реализуемая на государственном уровне. Специалисты междисциплинарных команд, состоящие из врачей, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, работающих в женских консультациях и перинатальных центрах в каждом районе города, работают с женщинами, оказавшимися в сложной ситуации репродуктивного выбора, направляют все свои усилия на формирование осознанного материнства, на осмысление семейных ценностей, на определение своего будущего. И эти усилия не прошли даром. В нашей стране за последние пять лет на 34% снизилось количество абортов. Очень важно и дальше объединять наши усилия. Стратегическое значение для нашей страны имеет задача защиты и охраны материнства и детства. Вовлечение в решение этой задачи психологов дает ей мощный и действенный потенциал».
Модераторами научной части конференции выступили заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики Заозерский Юрий Александрович и к.м.н., старший научный сотрудник Научно-организационного отделения ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Добряков Игорь Валерьевич.
В докладе «Ментальное здоровье женщины в фокусе внимания психолога», к.м.н., медицинский психолог женской консультации №14 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №32» Петроградского района Пчелинцева Галина Викторовна отметила, что на прием к психологу в консультацию обращаются женщины с различными запросами. И как в разных случаях самому психологу моделировать свою работу, опираясь на основные языки безсознательного, чтобы более эффективно помочь пациенту? Отвечая на вопрос, она рассмотрела модель формирования проблемы и тактику работы  с психосоматикой, структуру  модулей  по ведению пациентов с часто встречаемыми обращениями.
О новых формах работы акушерки, психолога в период COVID – 19 доложила перинатальный психолог СПБ ГБУЗ «Городская больница №40» поликлиника №68 женская консультация (г. Сестрорецк) Ботвиньева Светлана Викторовна. Когда в марте 2020 стало понятно, что коронавирус – это всерьёз и надолго, пришлось искать новые формы общения и ведения занятий, т.к. рожать не перестали, а страхов и переживаний стало ещё больше. Было принято решение о проведении занятий онлайн. Было перепробовано несколько вариантов: Zoom/ Webinar/ ВКонтакте, но, проведя своеобразный кастинг, приоритет был отдан платформе Инстаграм, которая и стала самой удобной формой виртуального общения с 1 апреля 2020 года. Тематику занятий оставили прежнюю, как и на очных встречах школы Материнства. Проводилось оповещение и анонсирование новых тем и занятий. Эфиры были ограничены по времени (не более 1 часа). Это было сложно с одной стороны (необходимо было уложиться в отведенное время) и удобно, т.к. занятие становилось комфортным для восприятия. При постановке на учет по беременности или на консультации психолога беременным выдаются памятки о школе материнства и занятиях для беременных, подготовленных в ГЦМП.
Клинический психолог Маркман Елена Валерьевна представила авторскую программу по профилактике депрессивных состояний и восстановлению эмоционального фона у беременных женщин и молодых матерей «Мамы не одни». Беременность и послеродовый период — это время переживания субъективных трудностей, связанных с эмоциональными переживаниями. Время, когда происходит перестройка сознания и поведения женщины. Интенсивность переживаний этого состояния может быть представлена с разной степенью интенсивности: от радостного чувства материнства до негативного образа как материнства так и самой себя. Негативный образ материнства усиливается страхом перед неизвестным и обусловлен психогенным фактором – осознанием того, что изменяется вся жизненная ситуация женщины. Состояние беременности сопровождается психологическим кризисом, включающим в себя осознание и внутреннее принятие себя беременной, симптом противоречивого отношения к беременности, перестройку самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка, принятие своей новой социальной роли матери, опасение относительно успешности реализации материнской функции. Изменение эмоциональной жизни женщины ведет также к изменению внутрисемейных отношений, что может сопровождаться кризисом в партнерских отношениях. Непринятие женщиной образа материнства способствует формированию различных форм нарушения материнско-детского взаимодействия, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии. Эмоциональные переживания во время беременности на фоне ровного эмоционального состояния периодически возникают непродолжительные фазы раздражительности и злобно-тоскливого настроения, при котором появляется аффективная взрывчатость и агрессивность. Для беременных женщин характерен страх возникновения угрозы прерывания беременности и тревожно-боязливые опасения за исход родов. Наличие внутриличностного конфликта (конкуренция равнозначимых ценностей, таких как материнство и карьера, материнство и независимость, материнство и развлечения, материнство и саморазвитие, счастливая семейная жизнь и свобода) способствует возникновению эмоциональных нарушений как в период беременности, так и в послеродовый период. Эмоциональные реакции в послеродовый период могут приводит к послеродовой депрессии — аффективному расстройству, характеризующимся физическими, эмоциональными и поведенческими симптомами, возникающими после родов у женщины; вызванное адаптацией к роли матери и гормональными изменениями в организме женщины. Исходя из вышеизложенного была разработана программа по профилактике депрессивных состояний и восстановлению эмоционального фона у беременных женщин и молодых матерей. Программа рассчитана на использование в психологической практике в условиях женской консультации или перинатального центра. Цель программы: формирование позитивного образа материнства у женщин. Задачи программы: восстановление эмоционального фона; снижение уровня страха и тревоги, связанных с освоением новой роли матери; поиск внутреннего ресурса и «точек опоры»; переосмысление и осознание родительства; принятие новой социальной роли матери; позитивное восприятие материнства. Программа из 8 занятий основана на методах арт-терапии. В результате реализации программы женщины получают: снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков рефлексии, коммуникативных навыков; снижение тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности; умение находить возможности и ресурсы для изменения негативного эмоционального состояния, «точки опоры» позитивного состояния в материнстве; опыт по принятию своего тела, способы заботы о нем.
«О результатах лонгитюдного исследования «Влияние родительских отношений на роды»
рассказала психолог женской консультации №35 ГБУЗ СПб «Городская поликлиника №38» Ракова Галина Николаевна. Результаты могут быть использованы для мониторинга родового комплаенса и прогнозирования результатов родов. Изменения в социальной среде, в частности, в отношениях между беременной женщиной и отцом ребенка, влияет на процесс родов и состояние новорожденного. В широком смысле изучение «семейного образа жизни» определяет долгосрочные инвестиции в подготовку среды для новой жизни.
О психологической поддержке беременных женщин с использованием арт-терапевтических техник говорила в своем выступлении психолог «Родильный дом на Фурштатской» Чеботарева Екатерина Петровна. В период беременности 14% женщин испытывают высокий уровень тревоги, после рождения ребенка – 5%. Цель программы – научить справляться с тревогой, поиск внутренних ресурсов, развитие творческого потенциала, обучение приемам самопомощи. Используемые техники – рисунок в круге (мандала) и образ животного.
В докладе «Способы и методы организации сопровождения беременных в работе медицинского психолога женской консультации» клинический психолог женской консультации №9 ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Ефременко Илья Олегович рассказал о статистике работы психолога за 2020 г, об алгоритме выделения и последующего ведения беременных медицинским психологом, о мероприятиях для беременных женщин групп высокого риска.
«Трудный пациент» для врача на акушерско-гинекологическом приеме» — такова была тема выступления к.м.н., перинатального психолога, психиатра, психотерапевта НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта Блох Марии Евгеньевны. Трудный пациент – это «объект», требующий от «субъекта» (врача) дополнительных усилий, умственного и физического напряжения, этот «объект» может утомлять. Трудные пациенты, вызывая значительное эмоциональное напряжение, способствуют профессиональному выгоранию врача. Лектор остановила свое внимание на том, как избежать негативных последствий такого общения, рассказала о коммуникации врач-пациент, о типах пациентов на приеме, о последствиях психологической отягощенности пациентов с репродуктивными проблемами, о неадекватном поведении пациентов на приеме и в процессе лечения, о функциях психолога.
Клинический психолог СПб ГБУЗ «Родильный дом №9», Боязитова Татьяна Даниловна осветила тему профилактики депрессивных состояний у беременных и родильниц. Послеродовая депрессия – это аффективное расстройство, вызванное адаптацией к роли матери и гормональными изменениями в организме женщины. Лектор рассказала о проявлениях этого состояния, о причинах возникновения, о психодиагностике, о темах групповых занятий и индивидуальных проработок.
О психологических техниках в работе с женщинами в период беременности шла речь в докладе клинического психолога женской консультации № 11 ГБУЗ СПб «Городская поликлиника №111» Приморского района Кулиш Татьяны Сергеевны: «Когда мы получаем обратную связь от наших участниц Школы Материнства, кто посетил лекции по работе с техникой мандала, понимаем важность, включения таких творческих практик в работу Школы материнства. Женщины делятся, насколько интересная и насыщенная была для них практика, что они смогли посмотреть на свои вопросы с другой стороны, получить поддержку и очень важное — переключиться, отвлечься, восстановить своё состояние и даже отдохнуть, что в наше непростое время очень ценно. Кто-то делится, что благодаря такому творческому подходу они и после родов продолжают использовать приобретенные знания. Материнство это ни с чем не сравнимые эмоции и ощущения, но, чтобы эти эмоции были настоящими, важно не забывать о себе, разрешая и позволяя себе отвлечься и переключиться. С чем мы прекрасно справляемся именно на творческих лекциях в Школе Материнства».
Бибик Валерия Евгеньевна, врач акушер-гинеколог женской консультации № 6 ГБУЗ СПб «Городская поликлиника №46» Невского района рассказала о том, как проходит психологическое консультирование беременной женщины в ситуации репродуктивного выбора», о взаимодействии с центром социальной помощи семье и детям Невского района, о маршрутизации женщины в период репродуктивного выбора (врач-психолог-врач), когда приходиться решать вопрос о сохранении или прерывании беременности, об экономических и психологических причинах.
Об организации работы с беременными в Школе материнства во время пандемии COVID-19 доложила акушерка, руководитель Школы материнства женской консультации №8, СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №68» Красногвардейского района Ненашева Инга Владимировна. Пандемия новой коронавирусной инфекции — COVID-19, начавшаяся в марте 2020 года, на длительное время нарушила обычный режим работы школы материнства. Но во время пандемии подготовка к родам не должна прерываться, и в консультации нашли возможность проводить занятия в дистанционном формате. С 27 марта 2020 лекции перешли на онлайн платформы. В течение первых 3 месяцев пандемии лекции проходили в прямом эфире. Минус этих занятий заключался в том, что мы не видели женщин и вопросы беременные могли задавать только в комментариях. Вести учетную запись женщин не представлялось возможным, учитывали только просмотры. То есть для проведения занятий требовалось несколько человек. Позже были записаны видеоролики и размещены в группе. Плюс видеороликов в том, что их можно посмотреть в любое удобное время и пересмотреть при необходимости. В итоге перешли на платформу ZOOM, где есть возможность видеть участников и напрямую вести диалог, отвечать на вопросы женщин и использовать презентации по теме. Также вести учетную запись беременных женщин. На данный момент занятия проводятся не только дистанционно, но и в малых группах с соблюдением мер по профилактике заражения будущих мам коронавирусной инфекцией.
В заключение мероприятия, по традиции, участники сделали коллективную фотографию.