Вместе на защиту психического здоровья ребенка!

8 октября в СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики» (ГЦОЗиМП) состоялась конференция «Вместе на защиту психического здоровья ребенка!», посвященная Всемирному дню психического здоровья. Ее участниками стали психологи Центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи районов Санкт-Петербурга; психологи, врачи-педиатры, заведующие и специалисты отделений медико-социальной помощи Детских поликлиник.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась заведующая отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦОЗиМП Дзаттиати Зарина Руслановна: «Название конференции выбрано не случайно. Психическое здоровье детей в наше время требует особого внимания, участия и поддержки. Только совместная работа педагогов, врачей, психологов и родителей может обеспечить ребенка психологической защитой, сберечь его психическое здоровье».
Заместитель главного врача по психо-социальной реабилитации СПб ГБУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» Усачевой Натальи Игоревны поблагодарила всех за участие в конференции и отметила: «Педагоги -психологи, вы — «первая линия» защиты психического здоровья, без вас невозможна эффективная работа с ребенком и семьей».
Открыл работу конференции доклад «Семья и профилактика кризисных состояний» главного внештатного детского специалиста-психиатра Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, заведующего кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет», д.м.н. Гречаного Северина Вячеславовича. Он отметил актуальность темы кризисных состояний, акцентировал внимание на особенности детской психиатрии как практической области. Кризисные состояния у детей и подростков могут возникать у психически здоровых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Их непосредственная причина — переживаемое психическое напряжение, несоответствие поставленных жизнью задач и ресурсов. Приуроченные к определенной ситуации, они чаще всего выражаются в виде поведенческой реакции. Каждый случай индивидуален! Часто про таких ребят говорят: «Они психически больны. Их надо лечить. Дайте им таблетки». Но в большинстве своем, происходящее с подростком – это кризисное состояние, а не психическое заболевание. Это тонкая грань со множеством нюансов! Даже самое простое, незамысловатое событие, например, смена школы, разлад в семье, неприятие сверстниками, страх перед наказанием, представляется им безвыходной ситуацией, а переживаемые в связи с этим эмоции кажутся невыносимыми.
Современная молодежь взрослеет очень поздно. Чем отличается подросток от взрослого? Тем, что для него, в первую очередь, приемлемы оценочные категории: «Поправилась на два килограмма? Как себя распустила!». В связи с этим, аверсивные эмоции зашкаливают: «Я плохая, не могу с этим чувством жить!». Зачастую молодым людям с депрессией ставят диагноз «биполярное расстройство» вместо «поганое настроение». А подростку важно получить подтверждение своей болезни. При возникающих трудностях и неприятностях у подростков появляются мысли о самоубийстве. О кризисных состояниях сигнализируют «белые флаги» — тематика смерти появляется во внешнем облике, одежде, рисунках, просматриваемых в интернете картинках. Попытки суицида чаще совершают девочки. А завершенные суициды – мальчики.
Семья сегодня переживает кризис: проблемы подростков не замечаются, самые важные вопросы не обсуждаются, в семье отсутствует культуры разговора. Детям не разъясняется, что такое семья, для чего она необходима. В связи с этим, крайне важна психообразовательная работа с родителями, направленная на предоставление информации о том, что такое воспитание, о психологических границах прав и ответственности взрослых в отношении ребенка; требуется коррекция представлений о способах воздействия на ребенка; обучение самого ребенка эффективным приемам общения с родителями.
Дуэт-доклад «Психодиагностика острых психологических состояний у детей» представили медицинские психологи Кабинета медико-психологической помощи СПб ГБУЗ «СПб ГБУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина Женевская Наталья Анатольевна и Голубкова Наталья Владимировна.
Женевская Наталья Анатольевна акцентировала внимание на психологической помощи ребенку в трудной ситуации. Разъяснила, что включает в себя психодиагностическое обследование. Это — психодиагностическая беседа, направленная на оценку эмоционального состояния и выраженности суицидальных намерений; наблюдение за пациентом (внешность, поведение, речь, настроение, внимание, мышление, отношение к обследованию); использование психодиагностических методик; заполнение необходимой документации (регистрация пациентов, заполнение карты, обработка и анализ полученных данных, оформление психологического заключения и отчеты). Были отмечены особенности психодиагностики детей 7-12 лет, у которых мышление находится на наглядно-образном и конкретном уровне, и подростков, мышление которых находится на конкретно-ситуативном и абстрактно-логическом уровне, детей с СДВГ. Были приведены клинические примеры.
Голубкова Наталья Владимировна продолжила тему психодиагностики. Она говорила о проективных методиках для работы с маленькими пациентами. В частности, методика «Песочная картина», в естественной и безопасной среде позволяет ребенку рассказать о своих переживаниях «без слов». Этот вариант песочной терапии для детей с трех лет можно применять для диагностики тревоги, агрессии, психотравмирующих переживаний, особенностей межличностных и семейных отношений. В заключение выступления докладчик предоставила контакты для обращения пациентов и специалистов в ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина.
О предотвращении детских суицидов шла речь в выступлении начальника Первой психологической помощи СПб РОО «Центр защиты и развития личности» Варшавской Елены Викторовны. Она рассказала о проекте «Защита будущего» по спасению детей и подростков от суицида в сети интернет, который работает с 2021 года. Как обнаружить, что ребенок задумал суицид? На что обратить внимание? На группы риска. Прежде всего, это дети с психическими заболеваниями, с пограничным расстройством личности; дети, у которых есть родственники с суицидом в анамнезе; дети, пережившие утрату (близкого человека, питомца и т. д.); пережившие «утрату внешности» (ребенок растет, меняется внешность — «я стала некрасивая»); пережившие насилие; пережившие хостинг (вдруг перестали общаться в интернете и заблокировали сайт); жертвы буллинга. Часто в эту группу попадают одаренные дети, успешные спортсмены, участники олимпиад, сводящие счеты с жизнью из-за неоправданных ожиданий взрослых; дети, изолированные от общества, находящиеся на домашнем обучении; часто и длительно болеющие дети. Суицид – это копинг-стратегия выхода из кризиса! Докладчик также остановилась на триггерах и маркерах, говорящих о том, что ребенок задумал суицид – записях в социальных сетях (ребенок благодарит всех без повода, или просит у всех прощения), определенных картинках,размещенных на личных страничках. Если родители заподозрили неладное, увидели депрессивный аккаунт — лучше направить его специалистам для оценки! Елена Викторовна предоставила адреса, по которым можно обратиться в подобных случаях.
Председатель Совета СПб РОО социальной, психологической и правовой помощи «Центр защиты и развития личности» Армер Леонид Алексеевич рассказал о современных интернет-рисках. Он отметил, что ежегодно в мире от суицидов погибает больше детей, чем в военных конфликтах. Подчеркнул, что кризис – это состояние, когда в жизни человека происходит изменение в сторону условий, воспринимаемых как безвыходные. Сопровождается тяжелыми переживаниями и желанием скорейшего выхода из невыносимой ситуации. Отметил, что к суициду могут привести и генетические факторы.
Каковы же современные интернет — риски? Это — вовлечение детей в деструктивные сообщества, в оборот наркотиков, в экстремистские сообщества, в интернет-растление, распространение ложной информации (фейки). По данным проведенного в 2024 г. исследования, 98,6% подростков ежедневно пользуются интернетом и соцсетями. При этом 63,7% детей «шифруют» от взрослых свои действия в интернете, заводя второй аккаунт, включая режим инкогнито, очищая историю браузера.
Докладчик остановился на вопросах виртуального насилия, интим-контента, детской порнографии, растления малолетних с помощью интернета. Дети, вовлеченные в общение с педофилами, боятся просить помощи, опасаясь шантажа. Вместе с тем, за растление малолетних в интернете предусмотрено уголовное наказание!
Еще одно тревожное явление – суицидальные сообщества и игры, в которые вовлекаются дети. Основная часть участников суицидальных групп – ребята в возрасте от 13 до 18 лет. Многими участниками сообществ движет не желание умереть, а чувство одиночества и ненужности, многие заходят в эти группы из любопытства. Некоторые потом сами становятся кураторами суицидальных чатов. Участники делятся проблемами: отношения с родителями, учителями, сверстниками. Докладчик показал примеры имитации суицида, обратил внимание на конкретные индикаторы суицидальных намерений, мимо которых нельзя пройти родителям: картинки, рисунки, иероглифы и шифры на страничках детей, которые стоит переводить и расшифровывать! В заключение выступления Л.А. Армер предоставил адреса, по которым можно обратиться за конкретной и незамедлительной помощью.