Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников

20 мая в СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики» (ГЦОЗиМП) для психологов, врачей детских поликлиник и ДПО, женских консультаций состоялась конференция «Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась модератор мероприятия Дзаттиати Зарина Руслановна, заведующая отделом организации медицинской профилактики матерям и детям ГЦОЗиМП: «С эмоциональным выгоранием рано или поздно сталкивается каждый медицинский работник. К сожалению, сегодня эмоциональное выгорание можно наблюдать и у молодых специалистов в возрасте до 30 лет. Жизнь требует от медицинских работников мобилизации всех сил. Огромный поток пациентов; мысли о том, что не всегда получается уделить достаточное количество времени каждому из них; доверие к информации, размещенной в сети Интернет в большей степени, чем предоставляемой медиком – эти и другие факторы ведут к профессиональному выгоранию. Чтобы сохранить ресурсы и противостоять профессиональному выгоранию, необходимо прибегать к специализированной помощи,
о возможности получения которой должен сегодня знать каждый медицинский работник».
Доклад «Техники диалектико-поведенческой терапии в профилактике профессионального выгорания» представила Коченина Анна Александровна, психолог, DBT-терапевт Первой психологической службы Санкт-Петербургской общественной организации социальной, психологической и правовой помощи «Центр защиты и развития личности». Навыки и техники DBT легко запомнить и легко выполнять, они будут полезны всем. Диалектическая поведенческая терапия (DBT) в психологии — это метод психотерапии, который учит быть в ладу с эмоциями, строить здоровые отношения и улучшать качество жизни, это разновидность когнитивно-поведенческой терапии. Изначально ДБТ использовали только для лечения пограничного расстройства личности, но сегодня эти техники применяются при разных состояниях. DBT помогает клиенту найти баланс между принятием себя и стремлением к переменам. Вместо крайностей и жёстких оценок человек учится видеть разные стороны ситуации и выбирать оптимальное решение Цель DBT — научить людей жить с настоящим, вырабатывать здоровые стратегии совладания со стрессом, обучаться эффективным навыкам коммуникации, а также справляться с эмоциональной дисрегуляцией. Программа DBT ориентирована на приобретение и развитие четырёх навыков. Осознанность (внимательность) — это самосознание и присутствие в настоящем моменте («здесь и сейчас»), развитие способности замечать свои эмоции и мысли, не поддаваясь их влиянию. Эмоциональная регуляция — помогает справляться со сложными чувствами, лучше понимать их и контролировать. Стрессоустойчивость — пациент получает инструменты, чтобы эффективно пережить кризис и улучшить эмоциональное состояние. Межличностная эффективность. Новые навыки общения позволяют клиентам выстраивать здоровые отношения, отстаивать свои эмоциональные потребности.
О системной профилактике выгорания в медицинской организации рассказала Красса Екатерина Александровна, руководитель Центра профилактики эмоционального выгорания СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница №6». По определению ВОЗ, эмоциональное выгорание — это состояние в результате хронического стресса на работе, с которым человек не смог успешно справиться. Наиболее часто обращаются по поводу выгорания специалисты из области медицины, образования и социальной сферы. Эмоциональное выгорание включает в себя следующие стадии. Эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности, бессилие, исчерпанность собственных ресурсов, снижение количества положительных эмоций, возникающих в связи с работой. Деперсонализация — циничное отношение к труду и объектам своего труда (грубое или равнодушное отношение к коллегам, пациентам, клиентам, посетителям). Возрастает обезличенность и формальность контактов, появляются вспышки раздражения. Редукция профессиональных достижений — занижение собственных достижений, формирование чувства некомпетентности, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте. Важным является системный подход к эмоциональному выгоранию. Выгорание — это сочетание рабочего стресса (связан с самой сутью деятельности), неоптимальных организационно-административных процессов и ограниченного ресурса у сотрудников всех уровней.
Какие факторы, влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания? Личностные особенности сотрудников: высокие амбиции, перфекционизм, идеалистические ожидания, внешний локус контроля, комплекс «спасателя», склонность к избеганию близких отношений, работа как смысл жизни. Организационные факторы: режим работы (ненормированный рабочий день, напряженный рабочий ритм); объем работы (дефицит узких специалистов, неравномерная или высокая нагрузка на специалистов), оценка труда (неясные задачи, отсутствие критериев оценки труда, противоречивые требования), организация рабочего места (отсутствие рабочих мест, достаточного объема оборудования и материалов), организация производственных процессов (отсутствие полномочий, отсутствие системы, алгоритмов), оплата труда (низкая оплата труда, неоплачиваемая часть работы). Содержание самой работы: сложные пациенты (работа в детских домах, приютах, психоневрологических интернатах, хосписах, благотворительных организациях и т.д.), вредность, риск для жизни. Климат в коллективе и культура организации. Межличностные отношения (частые конфликты, высокая конкуренция). Социальные нормы в коллективе (обесценивание, унижение), признание (отсутствие признания вклада сотрудников). Социокультурные факторы: образ профессии, конфликт между призванием и зарабатыванием, рост ожиданий без учета возможностей (вечная гонка), недооценка необходимости психологического просвещения специалистов на тему профилактики выгорания.
К сожалению, зачастую считается постыдным и неуместным признаваться в своей проблеме, поэтому, за помощью к специалистам медицинские работники не обращаются. А справиться самостоятельно с выгоранием получается в единичных случаях. Индивидуальный базовый тренинг без диагностики всего коллектива и прохождения определенных этапов не всегда будет эффективен. Диагностика — встреча с руководителем для определения потребностей и целей работы; серия интервью с сотрудниками и выявление ключевых факторов выгорания данной организации. Презентация — представление результатов исследования руководителю, сотрудникам; совместное составление рекомендаций и плана для достижения позитивных изменений с учетом специфики организации. Поддержка изменений — консультации для руководителя, составление и проведение мероприятий с учетом выявленных потребностей учреждения (тренинги, лекции, семинары, группы и др.). После прохождения этих этапов и работы с психологом у сотрудников организации можно наблюдать результат — повышение профессиональной, психологической устойчивости, уверенности, повышение чувства собственной компетентности, ощущение достоинства и смысла своей работы, повышение удовлетворенности от своей работы, сохранение интереса к трудовой деятельности, повышение мотивации к росту и развитию в профессиональном поле. В организации в целом наблюдается: повышение ясности задач, оптимизация организационных процессов, сохранение оптимального рабочего ритма в учреждении, устойчивость в кризисных этапах организации, гибкость в преодолении трудных задач, снижение времени в принятии решений, сохранение работоспособности сотрудников.
В заключение выступления лектор предоставила контакты, по которым можно обратиться за профессиональной помощью.
Варшавская Елена Викторовна, начальник Первой психологической службы Санкт-Петербургской общественной организации социальной, психологической и правовой помощи «Центр защиты и развития личности» (далее — ЦЗиР) в своем выступлении говорила о диагностике и профилактике профессионального выгорания медицинских работников. ЦЗиР осуществляет системную работу по предотвращению суицидов детей и молодежи, по профилактике и пресечению правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, как в реальной жизни, так и в сети Интернет; оказывает психологическую и правовую помощь детям, подросткам и молодёжи, вне зависимости от их места жительства. В настоящее время центр готовит материалы для пособия по профессиональному выгоранию о взаимодействии человека и его профессии.
Лектор рассказала об опроснике Н. Водопьяновой «Есть ли у вас эмоциональное выгорание?», о методике «Колесо жизненного баланса»Подробно остановилась на вопросах, которые нужно задать себе, чтобы понять степень выгорания на работе, на том где взять ресурсы, чтобы противостоять профессиональному выгоранию. Е.В. Варшавская предложила слушателям увлекательное задание для домашней работы.
В заключительном выступлении «Организация школы психического здоровья (антистресса) в женской консультации» Ефременко Илья Олегович, медицинский психолог Женской консультации №9 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №17» Красногвардейского района Санкт-Петербурга рассказал об опыте работы школы. Цель работы — повышение психологической поддержки беременных женщин в условиях стресса и неопределенности; улучшение самочувствия и настроения женщин путем предоставления информации и поддержки психологом и другими участниками группы; помощь женщинам в осознании и решении проблем, связанных с беременностью, родами и материнством; создание сообщества женщин, которые могут поддерживать друг друга во время беременности и в период после рождения ребенка; обучение методам саморегуляции; формирования навыков самопомощи при стрессе. Способы реализации программы школы: групповые дискуссии, игры и упражнения, релаксация и медитация, проведение встреч с матерями, у которых уже есть дети; аудио и видеолекции; обмен опытом между участниками группы. Подробно докладчик остановился на маршрутиризаци и результатах работы: повышение самооценки, уменьшение уровня и устранение стресса, развитие навыков коммуникации, повышение качества жизни.