Конференция «Психологическая и медико-социальная помощь беременным женщинам в ситуации репродуктивного выбора»

24 марта в СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики» для заведующих женскими консультациями, психологов, акушеров-гинекологов, специалистов по социальной работе женских консультаций и родильных домов, центров социальной помощи семье и детям состоялась конференция «Психологическая и медико-социальная помощь беременным женщинам в ситуации репродуктивного выбора».
       С приветственным словом к участникам конференции обратился модератор мероприятия Заозерский Юрий Александрович, врач-методист отдела координации и организации профилактической работы женщинам и детям СПб ГКУЗ «Городской центр общественного здоровья и медицинской профилактики»: «Сохранение репродуктивного здоровья, успешное протекание беременности, психологическая и социальная поддержка женщинам в этот период — тема нашего мероприятия. Особое внимание стоит уделить теме планированию и профилактике прерывания беременности. По данным статистики Комитета по здравоохранению, в 2024г., более 9 000 женщин сделали аборт (до 12 недель), из них около 13%, приходится на первую беременность».
       В работе конференции принимали участие Добряков Игорь Валериевич, к.м.н., доцент, врач-психиатр, медицинский психолог, сопредседатель секции перинатальной психологии РПО, старший научный сотрудник научно-организационного отделения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» и Новикова Инна Александровна, к.б.н., декан факультета прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
Открыл работу конференции доклад «Основные принципы и структура психологического консультирования женщин в ситуации репродуктивного выбора» клинического психолога, перинатального психолога, члена Санкт-Петербургского Психологического Общества Сухоцкой Екатерины Геннадьевны. Консультирование женщин в ситуации репродуктивного выбора является одним из вариантов индивидуального или семейного психологического консультирования и подчиняется всем его принципам и имеет такую же структуру. Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, запрет давать советы, соблюдение тайны приёма, разграничение личных и профессиональных отношений, включенность клиента в процесс консультирования. Главной целью психологического консультирования в ситуации репродуктивного выбора является создание благоприятных условий для принятия женщиной осознанного репродуктивного выбора. Среди основных задач можно выделить вовлечение женщины в беседу и конструктивное обсуждение репродуктивного выбора. Как не допустить конфликт с агрессивно настроенной женщиной? Необходимо информировать беременную женщину об обязательной консультации психологом на основе индивидуального добровольного согласия. Цель встречи – убедиться, что решение принимается женщиной лично, что она все взвесила, обдумала и уверена, что поступает правильно. В случае категорического отказа от консультации психолога женщине следует предложить написать официальный отказ от консультации. Для предупреждения возникновения таких ситуаций врач-акушер-гинеколог, направляющий женщину к медицинскому психологу, должен объяснить, что это за специалист и какова цель такой консультации. Докладчик подробно остановилась на этапах процесса консультирования: организации: начала беседы; расспросе клиента, формулирование гипотез; структурированном интервью; уточнении мотивов прерывания беременности; коррекционном воздействии и этапе завершения беседы. Докладчик проинформировала, как стоит говорить с женщиной на каждом этапе консультирования. По окончании приема медицинский психолог подписывает справку о консультации установленного образца. Очень важно выявить реальные мотивы прерывания беременности (независимо от заявленных). Наиболее частыми мотивами прерывания беременности являются: 45% – конкуренция мотивов в жизненных планах; 20% – неудовлетворительное финансовое положение; 13% – неудовлетворительные жилищные условия; 10% – нестабильность отношений с отцом ребенка; 7% – страхи, связанные с собственным здоровьем или здоровьем ребенка; 5% – давление со стороны близких.  Докладчик рассказала об участии в проекте «Психологическое консультирование в женской консультации в ситуации репродуктивного выбора» (методические рекомендации) национального конкурса «Золотая Психея».
О психолого-социальном сопровождении несовершеннолетних беременных в ситуации репродуктивного выбора и опыте СПБ ГБУЗ ГЦОРЗП «Ювента» шла речь в выступлении Уерги Ульяны Николаевны, специалиста по социальной работе отделения психологической помощи со службой «Телефон доверия». Она рассказала о структуре центра, о специалистах, об алгоритме оказания комплексной помощи несовершеннолетним беременным условиях «Ювенты», привела психологический портрет юной беременной. Цель психолого-социального сопровождения несовершеннолетних беременных в ситуации репродуктивного выбора – создание условий для ответственного выбора. За какие аспекты в этом случае отвечает медицинский психолог, а за какие специалист по социальной работе? Каковы мотивы, влияющие на принятие решения об исходе беременности? Среди аргументов «за» — негативные последствия («не смогу иметь детей») 62%, создание семьи («выйду замуж») 27%, возможность воспитания детей («не буду повторять ошибки родителей») 24%, религиозные установки («аборт — убийство») 14%. Среди аргументов «против» — учеба 82%, материальные трудности 68%, неготовность к материнству 58%, нет поддержки от родителей 38% и от партнера 34%, социальные перспективы 18%, нет желания иметь детей 12%, изменения внешности 10%. В ходе работы с несовершеннолетними беременными проводятся индивидуальные и семейные консультации, работа с партнером, им разъясняют социально-медицинские и правовые аспекты ситуации репродуктивного выбора. Этапы психологического сопровождения: психологическое консультирование в ситуации репродуктивного выбора, доабортное консультирование, постабортное консультирование, психологическое сопровождение реабилитационного процесса по восстановлению репродуктивных функций. В социально-психологическое сопровождение
пролонгированной беременности входит: остановка на учет по беременности в женской консультации по месту жительства, оформление ежемесячной выплаты в связи с беременностью, оформление академического отпуска, оформление соответствующих выплат, оформление отпуска по беременности и родам, получение медико-психолого-социального сопровождения в «Школе материнства», жилищно-бытовая подготовка к рождению ребенка, содействие в оформлении документов и выплат в связи с рождением ребенка. Докладчик подробно остановилась на проекте «Всегда на связи», направленном на повышение социальных и психологических компетенций, ответственности юных беременных в вопросах родительства, оказание им помощи в трудной жизненной ситуации; на групповой работе с юными беременными и молодыми семьями; рассказала об акции «День матери» в молодежном центре Василеостровского района, о фотопроекте «Обретая смыслы: любовь, ребенок, семья», где представлены истории пяти молодых семей, которые прошли через программу комплексного сопровождения несовершеннолетних беременных и матерей с детьми.
Стрельникова Елизавета Валерьевна, клинический (медицинский) психолог школы родителей «Василиса» женской консультации №16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Василеостровского района, рассказала о работе медицинского психолога с беременными женщинами во взаимодействии с общественными организациями. В частности, с Институтом психологии и социальной работы. Декан факультета прикладной психологии Института психологии и социальной работы Инна Александровна Новикова принимает непосредственное участие в работе с беременными женщинами в школе здоровой семьи «Василиса», готовящей к родам и профессиональному родительству. В рамках социального партнерства у института обширные базы практик, включающие социальные, педагогические и медицинские организации Санкт-Петербурга. Студенты института участвуют в мероприятиях школы «Василиса» по социокультурной работе с семьей, в проведении праздников для будущих родителей. Докладчик говорила о сотрудничестве женской консультации с НКО «Ответственное родительство», об использовании пособия «Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка», которое содержит ценные методические материалы и научно обоснованные методики для занятий с беременными, о сотрудничестве с РПЦ.
О социальном сопровождении несовершеннолетних беременных и матерей с детьми в отделении социальной реабилитации «Маленькая мама» СПб ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам» рассказала Гречишкина Марина Анатольевна, директор «Кризисного центра помощи женщинам». Цель работы центра — профилактика трудной жизненной ситуации и социально-опасного положения, путем оказания комплексной социально-психологической, педагогической, медицинской, юридической помощи, сохранение «биологической» семьи. Каковы наиболее частые причины подростковой беременности?  Это «рискованное» поведение; беременность по неведению; беременность «запланированная»; пренебрежение правилами безопасности. Причины поступления в кризисное отделение «Маленькая мама» разные: воспитанницы и выпускницы сиротских учреждений, отсутствие средств существования, жилья, работы, внутрисемейный конфликт, насилие в семье, неготовность семьи принять факт беременности дочери, отсутствие поддержки родителей и отца будущего ребенка. Специалист по социальной работе проводит сбор социального анамнеза; консультирование по вопросам социального обслуживания, мерам социальной поддержки, продолжению образования, профессиональную ориентацию. У отделения «Маленькая мама» налажено взаимодействие с учреждениями социальной защиты населения, образования, органами опеки и попечительства. Если говорить о результатах работы отделения, то за время существования было сохранено более 600 семей.  Что касается развитие отделения в 2025 году. Это проект «Социальная няня» по созданию комнаты матери и ребенка в Институте психологии и социальной работы, которая уже работает, и открытие пункта проката предметов первой необходимости для новорожденных (коляски, кроватки, манеж, стул для кормления, автокресло и пр.).