Охрана нервно-психического здоровья учащихся. Трудные дети

19 апреля в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, педагогов, социальных педагогов, психологов образовательных организаций состоялась межведомственная конференция «Охрана нервно-психического здоровья учащихся. «Трудные дети».
С приветственным словом к участникам обратился заведующий отделом координации и организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП Заозерский Юрий Александрович, отметивший актуальность заявленной темы и необходимость решать существующие проблемы в тесном взаимодействии с различными ведомствами.
Гречаный Северин Вячеславович, доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ комментировал доклады выступающих, отвечал на вопросы, которых было так много, что пришлось даже задержаться после окончания мероприятия и разговор продолжился уже в холле ГЦМП.
Открыл работу семинара доклад «О состоянии законности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних» прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры СПб Аверьяновой Анны Викторовны. Тенденции к снижению суицидального поведения среди подростков в последнее время не наблюдается. Но тут есть момент – кто умышленно решил расстаться с жизнью, а кто это сделал по неосторожности, «переборщил» с демонстрацией этого поступка. Суицидальное поведение, самоповреждающее поведение, аутоагрессия – все эти диагнозы различны с точки зрения психологии и психиатрии, но не юриспруденции в контексте профилактики. К сожалению, формируется тренд на причинение себе вреда, в том числе, транслирующийся в интернете. Завоевать популярность, привлечь внимание, выделиться таким образом — считается нормальным. Подавляющее большинство фактов самоповреждающего поведения совершают дети из благополучных семей, не состоящих на профилактических учетах, не привлекающие внимание взрослых. В этой связи родителям и педагогам рекомендуется обращать внимание на симптомы суицидального и самоповреждающего, «странного» и «изменившегося» поведения подростков, не игнорировать даже их самые мелкие проявления, работать в контакте друг с другом и школьными психологами. Докладчик рассказала о нормативной базе и алгоритме действий педагогов при конкретных жизнеугрожающих ситуациях с детьми.
С докладом «Несуицидальное самоповреждающее поведение детей, подростков и лиц молодого возраста. Вопросы профилактики» выступила ассистент кафедры психиатрии и наркологии СПб ГПМУ Хуторянская Юлия Валерьевна. Она отметила, что в последнее время увеличивается рост несуицидального самоповреждающего поведения (НССП). Самоповреждения могут повышать риск возможной суицидной попытки, так как вышеописанное поведение приводит к так называемой приобретенной сниженной чувствительности к боли. Проблема НССП не является новой для психиатрии. В последние десятилетия существенно поменялись глубина, масштабы и последствий самоповреждающих действий. А в их происхождении большую роль стал играть культурно-средовой фактор, своеобразная мода, закрепляющаяся благодаря современным средствам коммуникации (интернет, социальные группы, месенджеры и др.). НССП — комплекс действий, направленных на намеренное нанесение вреда и (или) физическое повреждение тканей и органов собственного тела. Есть три подхода к НССП. Первый – это проявление социально-приемлемой модификации тела: шрамирование, пирсинг, клеймение, имплантация. Второй — проявление психических расстройств. Третий — это проявление психологической дезадаптации личности.
В группе повышенного риска НССП находятся дети и подростки с отклонениями психического развития, воспитывающиеся в условиях психической и материнской депривации и изоляции, жертвы психического и сексуального насилия, употребляющие психоактивные вещества (ПАВ), страдающие расстройствами пищевого поведения.
Уязвимыми становятся подростки и молодые люди, включенные в неформальные субкультурные сообщества. В настоящее время в происхождении отдельных видов и форм самоповреждений показана роль механизмов подражания и заимствования, происходящих в группе ровесников или через сайты соответствующей тематики. 17-18% подростков в мире однократно совершают НССП. Возраст начала НССП — 12-14 лет. Девушки в среднем в три раза чаще сообщают о случаях самоповреждения, чем юноши.
Наиболее распространенной формой самоповреждения является порез кожи, встречающийся в 70–90% случаев и самоожоги (15–35%). Наиболее распространенные способы самоповреждений — порезы ножом, бритвой, иглой или другим острым предметом. Кроме того, встречаются царапины, укусы, удары головой о твердые поверхности, выдергивание волос и использование лекарственных средств, приводящих к тяжелым соматическим последствиям и применяющихся с мотивами «самонаказания» и облегчения внутреннего напряжения. У девочек-подростков порезы и царапины наблюдаются чаще, у мальчиков-подростков – самоудары. Особое внимание стоит уделить пациентам, которые используют одновременно разные способы самоповреждений. Данное поведение характеризуется более тяжелой психопатологией и суицидными попытками.
Признаки НССП: преднамеренность, повторяемость, целенаправленность, социальная неприемлемость, отсутствие суицидного намерения, чувство напряжения или тревоги, предшествующие акту, чувство облегчения или беспокойства после акта самоповреждения. Мотивы НССП: коррекция эмоционального состояния, самонаказание, влияние на значимое лицо, предотвращение суицида, поиск новых ощущений, идентификация с референтной группой лиц, практикующих самоповреждения.
У «несуицидных» (людей) самоповреждений, нет намерения покончить с жизнью. Преобладающее эмоциональное состояние при этом – острая злость, отчаяние, дистресс. Одной из причин мотивации самоповреждений является наличие диссоциативных черт характера, дезадаптивного стиля поведения, включая конфликты в семейном и социальном окружении, переживание чувства вины в связи с телесным несовершенством, неразделенности своих чувств, бесполезности существования.
При выявлении НССП среди подростков и лиц молодого возраста врачами соматического профиля при мед осмотре, медсестрами в школе, учителями необходимо направлять пациента к врачу- психиатру для исключения суицидного риска, диагностики психических расстройств, подбора фармакологической и психотерапии. Необходимо как можно раньше начать оказание помощи в случаях НССП. Докладчик провела разбор конкретного клинического случая работы с девушкой с НССП.
О психологической помощи учащимся с особенностями нервно-психического развития шла речь в докладе педагога-психолога ГБОУ «Средняя образовательная школа № 557» Невского района Хлыстовой Юлии Владимировны. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. Основные признаки СДВГ- трудности в концентрации внимания, гиперактивность (двигательная расторможенность), плохо управляемая импульсивность. Основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.
Как распознать СДВГ? СДВГ не появляется вдруг, неожиданно. Как правило, беспокойное поведение, крикливость, резкая смена настроения и другие симптомы отмечаются у детей ещё в возрасте до трёх лет и проявляются постоянно в возрасте до семи. Психические проявления СДВГ у детей – невнимательность, отвлекаемость, импульсивность. Дети легко отвлекаются и не могут сосредоточить свое внимание, даже если им интересно; порой кажется, что они не слышат того, что им говорят, они забывчивы, плохо помнят правила и не запоминают инструкции, делают много ошибок в заданиях, не заканчивают то, что очень хотели сделать. Для ребёнка с СДВГ характерна бесцельная, неуместная и постоянная двигательная активность. Эти дети не могут спокойно сидеть ни минуты. Они много говорят, их невозможно прервать. Они пытаются сделать несколько дел сразу, движения их суетливы, хаотичны. Дети с СДВГ вначале делают, а потом думают, им сложно контролировать свои эмоции, они могут быть очень
угрюмыми, неразговорчивыми или чересчур эмоциональными и навязывающими своё общество и разговоры, у них могут быть вспышки гнева или нежелание общаться.
Окончательный диагноз ставится врачом — невропатологом и врачом -
психиатром. Стоит отметить, что особенности поведения могут быть связаны с
неадекватными и жесткими требованиями взрослых, нарушениями режима, дефицитом сна, перегрузками, влиянием стрессовых и психотравмирующих ситуаций. Дети с СДВГ имеют высокий интеллект, бывают нестандартными, творческими. Главное, чего ждут от взрослых эти дети – понимания и конструктивной помощи. Лектор дола конкретные рекомендации педагогам как поступать в той или иной ситуации, что надо и чего не надо делать при работе с учащимися с СДВГ.