Семинар «Профилактика зависимостей у детей и подростков»

16 апреля 2018г. в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар «Профилактика зависимостей у детей и подростков» для заместителей директора по воспитательной работе, социальных педагогов и психологов общеобразовательных организаций, психологов и методистов, школ-интернатов, медицинских работников медико-социальных отделений Детских городских поликлиник муниципальных районов Санкт-Петербурга.
Об особенностях формирования зависимого поведения у детей и подростков рассказала в своем выступлении к.м.н., доцент кафедры консультативной психологии и психологии здоровья, врач-психотерапевт Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы Анфиса Александровна Гаврилина.
Зависимость – это несамостоятельность, привязанность к чему-то, которая дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прилагая к этому усилий. Виды зависимости бывают: химическая (алкоголь, табак, наркотики и др.), игровая, пищевая, информационная, эмоциональная, трудоголизм и др. Предрасполагающие факторы развития зависимости могут быть социальными, биологическими (генетика, травмы головы, заболевания ЦНС) и психологическими. Стоит отметить, что мужчины в 5 раз чаще, чем женщины страдают наркологическими заболеваниями. У детей и родственников алкоголиков и наркоманов вероятность заболевания в 4-6 раз выше, чем у детей здоровых родителей. Психологическими предпосылками зависимости может быть ситуативная реакция (фрустрация, реакция на стресс), при которой человек прибегает к употреблению психоактивных веществ, чтобы облегчить свое состояние, а также может быть зависимый тип личности, сформированный в результате воспитания.
Ребенок по мере роста проходит стадии развития от полной зависимости от родителей до почти полной самодостаточности. Развитие – это постоянный баланс между познанием нового и разумными ограничениями в целях безопасности. Условия сохранения зависимости ребенка: отсутствие поддержки взрослых в движении ребенка в мир, ограждение ребенка от мира. В результате у ребенка формируется зависимость от матери, которая со временем не снижается, и в дальнейшем постепенно эта привычка зависимости переносится на других людей.
Зависимый тип личности формируется в результате нарушения воспитания. К формам нарушения воспитания, ведущим к формированию зависимости, относятся: гиперопека, игнорирование ребенка родителями, домашнее насилие. Каков же механизм влияния гиперопеки на зависимость? Мать удовлетворяет все потребности ребенка, решает все его проблемы. В свою очередь ребенок не умеет сам решать свои проблемы, так как ему попросту не надо этого делать, у него нет опыта. Но он не может контролировать других людей так же, как свою мать, требовать от них удовлетворения своих нужд. Для решения проблем и снятия стресса ребенок начинает использовать различные средства, в том числе и психоактивные вещества. Игнорирование ребенка (отказ во внимании, пренебрежение его нуждами), а также насилие (эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное) вызывает у детей панику, стыд, ужас, чувство бессилия. Для того чтобы избавиться от этих эмоций, снять стрессовое состояние, они также склонны прибегать к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). При зависимом поведение использование различных средств идет в виде «утешения». Для формирования зависимости есть макросоциальные предпосылки (политика государства в отношении употребления ПАВ) и микросоциальные ( ребенок наблюдает у взрослых эффект улучшения настроения от принятия ПАВ). Когда имеется зависимость у статусных лиц – актеров, музыкантов, то считается, что «ПАВ – это круто». Он начинает употреблять ПАВ, чтобы стать членом референтной группы.
О гигиенических требованиях к работе школьников при использовании технических (цифровых) средств обучения шла речь в докладе к.м.н., доцента кафедры профилактической медицины и охраны здоровья Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Анны Васильевны Суворовой. Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности. Ребенок 3-5 лет смотрит на экран телевизора, компьютера, мобильного телефона примерно около 28 часов в неделю. Компьютерная занятость школьника увеличивается от класса к классу. Чем старше школьник, тем больше он общается с различными техническими средствами. Цифровая среда окружает детей и в повседневной жизни – электронные книги, планшеты и т.д. Соблюдение гигиенических требований при работе с техническими средствами обучения – есть момент профилактики компьютерной зависимости. Факторы риска использования цифровых средств обучения для здоровья — это интенсификация нагрузки, формализация информации, увеличение зрительной нагрузки, вынужденная поза, малоподвижность, формирование зависимости, электро-магнитное излучение, увеличение нервно-психической нагрузки.
Если говорить о ранжировании технических средств обучения по степени их агрессивности на зрение, то на первом месте стоят персональные компьютеры с электронно-лучевой трубкой, на втором – персональные компьютеры с жидкокристаллическим монитором, на третьем – планшеты, на четвертом – ридеры и на пятом – традиционные «бумажные» учебники. Бумага – наиболее комфортный носитель информации для зрительной системы человека. Анна Васильевна подробно остановилась на «Гигиенических требованиях к персональным ЭВМ и организации работы» -
документах, по которым ведется работа с обучающимися образовательных организаций.
Специалист учреждения «Детская психиатрия им. Мнухина» Валентина Владимировна Яковенко сделала доклад «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних». Она особо подчеркнула актуальность проблемы: 56% мальчиков и 28% девочек до 17 лет уже пробовали ПАВ. Предрасполагающими факторами к употреблению ПАВ являются проблемы поведения. Особенностью подростковой наркомании является то, что зависимость формируется очень быстро – с одного-двух приемов. Причины подростковой наркомании – это доступность наркотических средств, личная незрелость, слабая воля, отсутствие жизненных ориентиров, стремление к получению удовольствия и неспособность сопротивляться своим желаниям, неумение оценить возможные последствия принятых решений, желание получить желаемое немедленно, без оглядки на риск. Если говорить о социальных предпосылках наркомании среди подростков, то это скука и безделье, семейная проблематика (гиперопека, неадекватный стиль воспитания), виртуальные друзья и влияние ближайшего окружения.
Следует помнить, что для современных подростков виртуальная жизнь важнее реальной! В интернете идет реклама ПАВ и пропаганда их употребления. Есть 4 стадии развития подростковой наркомании. Первая – это отсутствие обещанного удовольствия, негативные соматические последствия, формирование представления о безопасности ПАВ, снятие внутренних барьеров на получение запретных удовольствий. Вторая – первое представление об эйфории, снятие явлений интоксикации, увеличение частоты приема, появление тяги. Третья стадия – это активное формирование психологической зависимости и четвертая – формирование физической зависимости. Общие признаки употребления ПАВ включают в себя изменение поведения, потерю интереса к учебе, снижение успеваемости, отдаление от прежних друзей, постоянную и беспричинную смену настроения, выход из подчинения взрослых, суетливую активность, неряшливость в одежде, снижение требований к личной гигиене. Со стороны здоровья отмечается бледная с серым оттенком кожа, сухие ломкие волосы, изменение аппетита или его отсутствие, постоянная жажда, изменение темпа и связанности речи, лексикона, появление соматических расстройств, которые нельзя объяснить болезнью, такие как слезотечение, тошнота, рвота, насморк.
Профилактическая работа с детьми не дает высокой отдачи. Здесь должна быть установка на здоровый образ жизни, формирование разумных интересов, исключение сомнительных контактов, культивирование получения удовольствий от созидательных занятий. Такая работа должна вестись с 5-6 лет, в младших классах школы. Врач психиатр-нарколог, психотерапевт Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева МЗ РФ Ольга Борисовна Романчук говорила о профилактике развития алкогольной зависимости у подростков. Механизмы формирования алкогольной зависимости сходны с механизмом наркотической зависимости. Во многом ее выступление перекликалось с предыдущим докладчиком. В медицинском смысле зависимость – это навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающихся ростом толерантности и психологическими симптомами. Рост толерантности – это привыкание ко все большей величине стимула.
Стадии алкогольной зависимости: продромальная (бытовое пьянство), первая – это начальные признаки алкоголизма, вторая – выраженные признаки алкоголизма, третья – деградация личности больного с необратимыми изменениями психики. Алкоголизм – это медицинская и социальная болезнь. Диагноз может поставить только специалист-нарколог. Каковы же признаки синдрома алкогольной зависимости? Это сильное желание употреблять алкоголь, затрудненный контроль употребления, повышение толерантности к алкоголю, состояние отмены, предпочтение употребления алкоголя другим видам деятельности. Трудности, связанные с лечение алкоголизма, заключаются в низкой доле пациентов, обращающихся за помощью, недостаточная мотивация к лечению, неудовлетворительная эффективность терапии, фармакорезистентность аддиктивных расстройств. Лечение алкоголизма возможно только при комплексном биопсихосоциальном подходе.

Завершение визита представителей ЦПМСП в Санкт-Петербурге

13 апреля 2018 г. 4-х дневное пребывание представителей ЦПМСП в Санкт-Петербурге завершилось встречей с председателем Комитета по здравоохранению Дубиной М.В. На совещании были подведены предварительные итоги визита, состоялся обмен мнениями, обсуждены планы по дальнейшей реализации Проекта по созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

Третий день пребывания представителей ЦПМСП

3-ий день пребывания делегации (12 апреля 2018 г.) начался с обучающего семинара для сотрудников РЦ ПМСП «Философия применения инструментов бережливого производства», который провела сотрудник ЦПМСП Мироедова Ирина Ивановна.

После семинара представитель ЦПМСП и сотрудники РЦ ПМСП посетили Городскую поликлинику № 27. На встрече присутствовали руководители поликлиники, руководитель районного отдела здравоохранения Никифорова И.Н. Главный врач Команенко А.А. представил работу учреждения по созданию новой модели медицинской организации, состоялся обмен мнениями за круглым столом и обход учреждения с показом достигнутых результатов по внедрению Проекта. Представителем ЦПМСП был отмечен высокий уровень реализации и внедрения Проекта в поликлинике, хорошо подготовленная комната Обея.

Во второй половине дня делегация посетила поликлиническое отделение № 115 Городской поликлиники № 114. Состоялся круглый стол с участием руководителя отдела здравоохранения Приморского района Гайгалас Л.М., главного врача поликлиники № 114 и руководителей Проекта с обсуждением основных направлений по реализации новой модели медицинской организации.

Пребывание представителя Федерального Центра организации первичной медико-санитарной помощи Мироедовой И.И. посетили Санкт-Петербург.

11 апреля 2018г. ЦПМСП и региональный центр ПМСП посетили поликлиническое отделение № 53 Городской поликлиники № 4 и детское поликлиническое отделение № 12 Городской поликлиники № 37. Во время визита состоялись встречи с руководителями поликлиник, знакомство с ходом реализации Проекта в учреждениях.

Тренинг «Определение групп здоровья и тактика врача при проведении диспансеризации взрослого населения»

11 апреля 2018 года в Городском центре медицинской профилактики проведен тренинг «Определение групп здоровья и тактика врача при проведении диспансеризации взрослого населения». В нем приняли участие 19 чел. — это врачи участковые, зав. терапевтическими отделениями, врачи отделений и кабинетов медицинской профилактики поликлиник.
Ведущая тренинга – кмн, врач высшей квалификационной категории по гигиеническому воспитанию, заведующая отделом Городского центра медицинской профилактики Дровнина Софья Павловна.
Цель тренинга — обучение медицинских работников частным вопросам проведения диспансеризации. В программе представлена лекционная (лекция-презентация) и интерактивная части (работа в группах по отработке практических навыков) с подробным рассмотрением основных проблем, возникающих в ходе диспансеризации и связанных с неполным анализом анкет, заполняемых пациентами; недооценкой факторов риска; неправильной оценкой сердечно-сосудистого риска; неправильной стратификацией по группам здоровья. Во время занятия участники тренинга работали над решением каждой из проблем.

Выставки детских рисунков «Движение – кладовая здоровья»

6 апреля в Городском центре медицинской профилактики прошло открытие выставки лучших работ конкурса детских рисунков «Движение – кладовая здоровья» и состоялось награждение победителей, призёров и участников конкурса. Конкурс был организован Городским центром медицинской профилактики при поддержке Комитета по образованию, Комитета по физической культуре и спорту и Комитета по здравоохранению. Конкурс приурочен к проведению в 2018 году в Санкт-Петербурге игр Чемпионата мира по футболу. Партнерами конкурса стали: «СПб Городской дворец творчества юных», Санкт-Петербургского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед»,филиал ФКП «Росгосцирк» «Цирк в Автово», СПб ГУП «Ленинградский зоопарк», Театр юных зрителей имени А.А. Брянцева, издательский дом «Стелла», благотворительный фонд «Линия жизни», интернет-магазин «МОЁ ХОББИ.RU»,ООО «Лечебные воды Чехии «РОДНИК».
Конкурс проходил в два этапа: с 1 декабря 2017 года по 22 марта 2018 года и с 22 марта по 6 апреля 2018 года. Первый этап состоялся в ИЗО-студиях, второй прошел уже в Городском центре медицинской профилактики. Ребята представляли свои работы в следующих номинациях — «Активный отдых в семье, физкультура, закаливание» и «Футбол – мой любимый вид спорта». В конкурсе принимали участие учащиеся от 7 до 17 лет из 24 ИЗО — студий Домов и Дворцов детского творчества 14 районов Санкт-Петербурга. Всего в адрес организаторов конкурса поступило 86 работ в различной технике исполнения: графика, гелевые ручки, тушь перо, гуашь, акварель, карандаш, восковые мелки, пастель, смешанная техника, линогравюра, маркер, фломастеры.
Открыл церемонию награждения директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов, отметивший, что футбол – это любимая игра во всем мире. Специальный гость – игрок футбольного клуба «Зенит» Алексей Андреевич Игонин поприветствовал всех участников конкурса: «Вы очень красочно нарисовали футбол. Я желаю вам быть оптимистами, болеть за футбол, за Россию!».
Награждение прошло в трех возрастных категориях: 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. Партнеры конкурса, награждая победителей и участников, а также их преподавателей, дипломами и подарками, отмечали, что ребята проявили себя с лучшей стороны, очень творчески подошли к заданию, поэтому все рисунки получились такими красивыми, яркими, оптимистичными.
Победителями в номинации «Футбол – мой любимый вид спорта» стали: Юнеман Ангелина, Барышников Кирилл, Левина Евдокия, призерами: Смирнова Ярослава, Рахова Аглая, Тимофеев Георгий, Матвеева Дарья, Шкрум Милана, Старовойтов Михаил
Победителями в номинации «Активный отдых в семье, физкультура, закаливание» стали: Крюкова Алина, Воробьёва Виктория, Заковряшина Анна, призерами: Турковская Анна, Новгородова Екатерина, Заляева Ариадна, Балашова Саша
Свердлова Полина, Бондаренко Варвара, Иванова Василиса

После награждения по традиции все награжденные сфотографировались на память и отправились на экскурсию в Музей гигиены.

Участие в городской педагогической конференции «Возможности педагогического образования в общеобразовательных учреждениях в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся Санкт-Петербурга».

11 апреля 2018г. в «Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных» состоялась городская педагогическая конференция «Возможности педагогического образования в общеобразовательных учреждениях в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся Санкт-Петербурга».

Специалисты отдела координации организации профилактической работы женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики приняли участие с выступлениями:
«Межведомственное взаимодействие в формировании здорового образа жизни у детей и подростков» — Заозерский Ю.А., заведующий

«Комплексные формы работы в гигиеническом воспитании детей и подростков» и «Здоровье педагога. Ценить и сохранить»- Шарафилова Н.В., к.м.н., врач
Проведение мастер-класса «Здоровое питание: знать и применять» — Панфилова Е.Ю. врач.

Медицинской библиотекой Городского центра медицинской профилактики была развернута передвижная выставка книг по здоровому образу жизни.