Семинар «Агрессивное поведение детей»

19 февраля 2018г. в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и психологов общеобразовательных организаций, психологов и методистов состоялся семинар «Агрессивное поведение детей. Профилактики жестокости и суицида у подростков». С приветственным словом к участникам семинара обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов, отметивший актуальность обсуждаемой проблемы.
Профессор кафедры психологии человека ГБОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Ирина Алексеевна Горьковая рассказала о факторах, влияющих на агрессивное поведение детей и подростков. Один из главных факторов – это насилие в семье. Насилие – это принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет, препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет, злоупотребление властью с целью доминирования над другим человеком (возраст, сила, популярность, принадлежность к полу и т.д.). Насилие бывает различных видов: физическое, сексуальное, психологическое, отметив, что пренебрежение нуждами ребенка – это тоже насилие.
В истории отношения к насилию над ребенком было несколько периодов. Долгое время ребенок считался вещью, которая принадлежит родителям, и с ним можно было поступать как угодно – отдать в работники на мануфактуру с пяти лет, просто выставить за дверь, не понеся за это наказания. Так первом периоде до 1946 года этот аспект не рассматривался как специальная проблема, хотя медицинские характеристики насилия над ребенком впервые были описаны еще в 1860 году. Второй период, который продолжался с 1946 до середины 1970х годов, был связан с развитием рентгенологии, когда на снимках увидели следы старых гематом, множественные переломы костей. Тогда же было введено понятия «синдром избитого ребенка». Третий период длился с середины 1970-х годов по настоящее время и предлагал комплексный подход по созданию соответствующих институтов и привлечению специалистов в области поведения: психологов, педагогов, социальных работников, юристов и т.д. Четвертый период – это настоящее время, которое предполагает предотвращение и профилактику насилия с учетом механизмов его происхождения, помощь родителям и опекунам.
Ирина Алексеевна подробно остановилась на мотивах насилия над детьми со стороны членов семьи. Это может быть перенос унижения, которому подвергались в семье когда-то сами, потребность дать выход подавленным чувствам, иметь в своем собственном распоряжении живой объект для манипулирования, реванш за боль, которую родитель когда-то пережил, перенос собственного детского опыта, обусловленного потребностью идеализировать свое детство и своих родителей посредством догматического приложения родительских воспитательных методов на своего ребенка.
Факторы риска насилия могут быть связаны с особенностями ребенка (нелюбимый, нежеланный, с физическими или психологическими отклонениями, гиперактивный), с личностными и характерологическими особенностями родителей, с родительскими установками, пренебрежение нуждами ребенка. Нейробиологические последствия такого пренебрежения и насилия описаны в концепции нейропластичности. Лектор остановилась на разнообразных теориях девиантного поведения Ч. Ламброзо, Ч.Б.Горинга, коснулась психологических теорий З. Фрейда, К.Лоренса, Э.Эриксона, Э.Фромма, А.Бандуры. Сегодня обсуждается «принцип освобождения», когда все борются за свободу личности, но излишняя свобода приводит к освобождению преступления.
Руководитель юридического управления Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Михаил Михайлович Коломыцев сделал доклад «Правовая ответственность: педагоги — родители — дети». Он отметил, что вопросы жестокого обращения с детьми являются самыми обсуждаемыми, именно они являются частой причиной обращения в Аппарат Уполномоченного по правам ребенка. Докладчик подробно рассказал о статьях уголовного и гражданского кодексов РФ и видах юридической ответственности, которые предусматривают наказание за жестокое обращение с детьми, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, за неисполнение родительских обязанностей, об основании для лишения родительских прав.
О причинах и следствии рискованного поведения детей и подростков шла речь в выступлении к.м.н, доцента, старшего научного сотрудника научно-организационного отделения ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Министерства здравоохранения РФ Игоря Валерьевича Добрякова. Риск – это личный выбор моделей поведения. Есть два типа рискованного поведения – положительный риск и отрицательный риск. При полном отказе от положительного риска нарушается процесс взросления, сложнее переносятся жизненные трудности, на 20% возрастает употребление подростками психоактивных веществ (ПАВ). Потребность в риске удовлетворяется различными видами экстрима – альпинизм, рафтинг, джампинг. Нужно сделать так, чтобы ребенку не было скучно, чтобы он учился для получения знаний, а не ради сдачи ЕГЭ. Нужно удовлетворять базовые потребности ребенка, связанные с влечением к получению впечатлений, его сенсорную жажду. Если таких впечатлений нет, то дети их находят сами. Нельзя только что-то запретить, надо обязательно что-то дать на замену. Надо спрашивать с ребенка только то, что он может в соответствие со своим возрастом и развитием. Нельзя требовать от него сверх достижений и сверх успехов. Для профилактики рискованного поведения применяется социально-когнитивный подход.
«Профилактика правонарушений у детей и подростков, ответственность подростков и родителей» — такова была тема доклада заместителя начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Юлии Валерьевны Кулагиной. Назрела необходимость более широко и активно профилактировать подростковую преступность. Истоки девиантного поведения лежат в семье. Выявление фактов семейного насилия и неблагополучия является профилактикой правонарушений несовершеннолетних. В Санкт-Петербурге достаточно развит институт работы с детьми и их родителями. Необходимо усилить его работу. Проблема незаконного оборота наркотиков также не теряет своей актуальности. Активно ведется антинаркотическая работа в образовательных учреждениях, проводятся рейды. За последнее время было задержано 1200 учащихся за употребление спиртного. Портрет сегодняшнего правонарушителя – это учащийся образовательного учреждения, 16-17 лет, из неполной семьи и внешне благополучен. После окончания работы семинара для участников состоялась экскурсия в Музей гигиены.

Cеминар «Профилактика пневмонии и менингитов у детей. Значение вакцинопрофилактики»

16 февраля 2018 года в Городском центре медицинской профилактики для медицинских работников кабинетов здорового ребенка, врачей-инфекционистов, иммунологов детских поликлиник и детских поликлинических отделений состоялся семинар «Профилактика пневмонии и менингитов у детей. Значение вакцинопрофилактики».

К.м.н., врач-инфекционист, научный сотрудник ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства» Елена Витальевна Шарипова выступила с докладом «Пневмонии у детей в современных условиях. Терапия. Профилактика». По данным ВОЗ основной причиной смертности детей до 5 лет является пневмония.
Пневмония — острое инфекционное заболевание с воспалительным процессом, который развивается в легочной ткани. Различают несколько видов пневмоний: внебольничная, госпитальная, при перинатальном инфицировании, у пациентов с иммунодефицитом. Пневмонии классифицируются по этиологии, морфологии, течению (острое — до 6 недель, затяжное — свыше 6 недель), по тяжести течения (средней тяжести, тяжелое), наличие осложнений (легочные, внелегочные). Их основные возбудители — вирусы, пневмококки, пневмоцисты (при иммунодефиците). К атипичным возбудителям пневмоний относятся хламидии и микоплазма.
Возбудители пневмоний в зависимости от возраста ребенка – различные. На первых неделях жизни ребенка чаще происходит поражение легочной ткани стрептококками, с 3 недель до 3 месяцев жизни – вирусами и пневмококками, с 4-х месяцев до 4 лет – пневмококками, а детей старше 5 лет – микоплазмой и пневмококками. Основными путями инфицирования являются аэрогенный путь (основной), лимфогенный и редко гематогенный путь. К критериям диагностики пневмонии относятся нарушение общего состояния ребенка, температура выше 38 градусов более трех дней подряд, кашель, одышка, резкое втяжение грудной клетки при вдохе. У детей могут встречаться атипичные формы пневмонии с внутриклеточной локализацией возбудителя, частой внелегочной симптоматикой, с симптомами ОРВИ в начале заболевания. Диагноз пневмонии устанавливается на основе рентгенографии грудной клетки, анализа крови, пульсоксиметрии, функциональных проб и др. Дифференцировать пневмонии у детей следует с атлектазом легких, интерстициальной реакцией легочной ткани при вирусных инфекциях, с опухолями легких, с альвеолярным отеком.
Елена Витальевна подробно остановилась на трудностях этиологической диагностики пневмонии, рассказала о принципах эмпирической терапии, рассказала об антибактериальной терапии и ее возрастных и этиологических особенностях, ее эффективности и длительности. Что касается профилактики пневмонии, то она заключается в грудном вскармливании, соблюдении гигиенических норм и обязательной вакцинации.
О вакцинопрофилактике пневмококковой, гемофильной и менингококковой инфекции, о профилактике бактериальных менингитов шла речь в выступлении младшего научного сотрудника отдела профилактики инфекционных заболеваний и иммунодефицитных состояний у детей ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней федерального медико-биологического агентства» Ольги Витальевны Иозефович. Она отметила, что пневмококковая, гемофильная и менингококковая инфекции являются частой причиной заболеваемости и смертности людей во всем мире, но самые незащищенные группы населения – это дети. Ранняя вакцинация поможет предотвратить развитие этих серьезных заболеваний, вызывающих опасные для жизни осложнения. Докладчик представила статистику заболеваемости бактериальными гнойными менингитами (БГМ), отметила, что дети болеют в 13 раз чаще, чем взрослые, причем дети первых четырех лет жизни, а самая высокая летальность наблюдается в возрастной группе до 5 лет. Факторами риска является недоношенность детей, возраст до 5 лет, патологии центральной нервной системы (ЦНС), генетическая предрасположенность к легочным заболеваниям. Из особенностей БГМ у детей лектор отметила то, что при лечении таких больных необходимо проведение искусственной вентиляции легких, также отметила и высокую детскую летальность при БГМ.
Для лечения заболевания легких всегда назначаются антибиотики (только по назначению врача). Длительность антибактериальной терапии устанавливается врачом индивидуально для каждого больного, проводится симптоматическая терапия с учетом возраста пациента. Подробно Ольга Витальевна остановилась на необходимости вакцинации против пневмококковой и гемофильной инфекций, рассказала об исследованиях по безопасности вакцин и частоте нежелательных реакций после прививки, об особенностях плана вакцинации в группах риска.

Семинар «Эффективность скрининговой диагностики онкозаболеваний молочных желез. Профилактика»

16 февраля 2018 года в Городском центре медицинской профилактики для заведующих и сотрудников библиотек учреждений начального профессионального и среднего специального образования состоялся семинар «Эффективность скрининговой диагностики онкозаболеваний молочных желез. Профилактика».
Докладчик — онкомаммолог, доцент кафедры онкологии Санкт-Петербургского Государственного университета им. акад. И.П. Павлова Леонид Антонович Ли в своем выступлении ответил на вопрос: рак молочной железы – приговор или диагноз?
Еще 20-30 лет тому назад в нашей стране диагноз «рак молочной железы» был приговором, к врачу пациентки приходили в далеко запущенных случаях заболевания, когда мало чем уже можно было помочь. Сегодня, благодаря появлению и развитию современной медицинской техники, мы имеем прорыв в диагностике рака. На маммограмме можно увидеть опухоль размером до 1-2 мм. В настоящее время рак молочной железы, безусловно, тяжелый диагноз, но не приговор.
Десятилетняя выживаемость после лечения при 1стадии опухоли молочной железы составляет 85-95%. Но, чтобы выявить опухоль на ранних стадиях, необходимо, чтобы сама женщина захотела заниматься своим здоровьем! Из 10 миллионов больных раком различной локализации около 10% составляет рак молочной железы, а это каждая пятая женщина. Так что становится ясно, что эта проблема касается всех женщин. На начальных стадиях опухоль себя никак не проявляет, нет болей, женщину ничего не беспокоит. «А раз не болит, то это не рак», — так думают некоторые женщины и не обращаются к врачу. Это большое заблуждение!
Рак молочной железы – это смертельно опасная болезнь, если она выявлена на поздних стадиях. В этих случаях может помочь только радикальная мастэктомия, то есть тотальное удаление молочной железы, а это калечащая операция. В Санкт-Петербурге в 2015 году было зарегистрировано 3059 женщин с раком молочной железы. Ежедневно в нашем городе выявляется 14-15 случаев, из них доля 3-4 стадии заболевания составляет около 30%. То есть треть случаев выявляется поздно!
В России диагноз рак молочной железы (РМЖ) устанавливается в основном по жалобам женщин, когда они у себя сами обнаружили уплотнение. Доля больных с 0 и 1 стадией РМЖ составляет всего 15-20%. Радикальная мастэктомия проводится в 70% случаев. Что же делать? Помочь исправить ситуацию должен скрининг, который достоверно снижает риск смертности от РМЖ.
На маммограмме можно обнаружить TIS – неинвазивный рак, то есть «предрак». Это 0 стадия РМЖ. Он может регенерировать вплоть до самоизлечения и не проявлять себя в течение жизни женщины как болезнь. Доля неинвазивного рака составляет 15-20%, то есть каждая пятая женщина имеет TIS. В 25% случаев TIS протекает мультифокально и тогда проводится радикальная мастэктомия и регулярное наблюдение. Женщина должна понимать, что ее грудь требует постоянного внимания, особенно если у ее ближайших родственниц был рак молочной железы. Существует несколько вариантов наблюдения за состоянием молочных желез: самоконтроль, участие в популяционном скрининге по программе диспансеризации, ежегодное врачебное онкомаммологическое обследование.
Каковы же признаки рака молочной железы? Это различные уплотнения при пальпации железы, выделения из соска, асимметрия молочных желез, участки покраснения,«апельсиновая корка» на коже в области железы, втянутость или изменение формы соска, уплотнение в подмышечной области, боли в железе, несмотря на прием обезболивающих препаратов. Если вы обнаружили у себя хотя бы один из перечисленных симптомов – немедленно обращайтесь к врачу! Следить за состоянием своих молочных желез или положиться на судьбу – это выбор самой женщины.

Игра в Музее гигиены «Здоровье в наших руках»

14 февраля 2018 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялась очередная игра «Здоровье в наших руках», в которой приняли участие команды учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Василеостровского района (школа №5, школа №6, гимназия №11, школа № 17). Ребята показали хорошие знания о сохранении репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ/СПИДа, дали аргументированный отпор вредным привычкам, ответили на вопросы об основах здорового образа жизни, а также указали основные признаки инсульта и меры помощи при данном заболевании.

Во второй части игры капитаны команд показали свои знания о здоровом образе жизни и истории медицины. Отстаивая честь команды, капитаны волновались, но собравшись с мыслями, давали правильные ответы.

По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов, победителем стала команда «Здоровая дружина» ГБОУ гимназия № 11.
Все команды получили грамоты, победителю игры была вручена памятная награда.

Занятие «Остеопороз. Школа для пациентов» в лектории «Университет здоровья

13 февраля в лектории «Университет здоровья» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Остеопороз. Школа для пациентов». Провел занятие специалист СПб ГБУЗ «Городской медико-социальный гериатрический центр» Андрей Игоревич Димитриенко.

Он отметил, что проблема остеопороза неразрывно связана с проблемами всего организма, поэтому изолированно ее затронуть сложно.
Остеопороз – это прогрессирующее заболевание скелета, при котором нарушается строение, уменьшается масса костной ткани и ее прочность, что ведет к увеличению риска перелома костей. Остеопороз может затронуть любые кости, однако, чаще всего переломы происходят в области запястий, спинного хребта и бедер.

О мифах и заблуждениях

Большинство считает остеопороз болезнью людей пожилого возраста. Но это не так. «Домоклов меч» остеопороза висит не только над ними. Все чаще эта напасть встречается и в молодом, и даже в детском возрасте. Беда в том, что остеопороз – заболевание безмолвное, никак себя не проявляющее, у человека нет жалоб. Часто об остеопорозе начинают говорить лишь после первого перелома. Поэтому интерес к данной проблеме неуклонно возрастает.
Самая распространенная форма этой болезни – первичный остеопороз, составляющий 85% и чаще наблюдаемый у женщин. Здесь различают сенильный остеопороз, который поражает и мужчин, и женщин, достигших возраста семидесяти лет; ювенильный, встречающийся у детей; идеопатический и постменопаузальный. Вторичный остеопороз составляет 15%, обычно вызывается атрофией костей в результате паралича или других болезней. Он встречается в четыре раза чаще у женщин, чем у мужчин. Чтобы лечить остеопороз, необходимо знать весь «букет» заболеваний, которые есть у пациента, чтобы не навредить. Проблемой остеопороза занимаются терапевты, эндокринологи, ревматологи.
Вокруг остеопороза много мифов и заблуждений. Одни считают, что кальций – это яд, который откладывается в сосудах и ведет к образованию камней в почках. Другие путают остеопороз с остеохондрозом и остеоартрозом и принимают хондропротекторы. Третьи принимают «народные» средства в виде толченой яичной скорлупы. Лечить остеопороз должен только врач! Самолечение здесь недопустимо.

Факторы риска

Их можно разделить на две группы: управляемые и не управляемые. К первой группе относятся: курение, алкоголизм, низкая физическая активность, частые падения, дефицит массы тела (меньше 57 кг), недостаточное потребление кальция с пищей, дефицит витамина Д, Отказ от вредных привычек и управление этими факторами риска –это и есть помощь в лечении и профилактика остеопороза.
Ко второй – возраст старше 60 лет, пол, наследственность (наличие
частых переломов у близких родственников), период менопаузы у женщин, длительная иммобилизация, длительный прием некоторых лекарственных средств (глюкокортикостероидов, антикоагулянтов, противосудорожных).
В отдельную группу риска можно отнести факторы среды — бытовые неудобства (плохое освещение, захламленность проходов, отсутствие поручней, высокие пороги, мокрые полы, скользкие ступени т т.д.), увеличивающие риск падения и травм.
Как проявляется остеопороз?
Прежде всего, переломами. Классика здесь – перелом шейки бедра, позвонков, лучевой кости. Часто переломы случаются при небольшом уровне травмирующих факторов или без таковых. Например, поднял большую кастрюлю – сломал руку. У пациентов с переломами позвонков отмечается снижение роста, нарушения осанки, формируется грудной кифоз («вдовий горб»), растет живот, нарушается работа внутренних органов. К настораживающим моментам можно отнести: боли в костях, ножные судороги, особенно по ночам, ломкость ногтей и волос, быстрое разрушение зубов.
Диагностика и лечение
Диагноз «остеопороз» может установить только специалист после изучения истории болезни, жалоб, результатов биохимического анализа крови, проведения рентгенографии и денситометрии Денситометрия – способ ранней диагностики заболевания, когда специальным прибором измеряется плотность костей. Ее проводят обязательно лицам старше 60 лет и женщинам в период менопаузы, независимо от наличия факторов риска. Если говорить о лечении, то сразу стоит сказать, что полностью вылечить остеопороз нельзя. Препаратов, полностью устраняющих остеопороз, на сегодня не существует. Лечение всегда очень длительное, продолжающееся годами. Назначать его должен врач строго индивидуально. Дозу кальция и витамина Д подбирают с учетом взаимодействия с теми препаратами, которые пациент уже принимает. Избыток кальция в организме вреден. Нельзя бесконтрольно принимать кальций в таблетках! не должно быть, иначе от бесконтрольного приема может быть только вред! Кальций рекомендуется принимать во время еды во второй половине дня.
Профилактика
Специальных профилактических препаратов и прививок здесь не существует. Остеопороз реже развивается у людей, которые рационально питаются и физически активны.
Первое, что стоит сделать – наладить ежедневное необходимое стандартное поступление кальция в организм с пищей. Рыба, особенно вяленая, кунжут, овощи зеленого цвета (салат, капуста, сельдерей), зелень, сыр, творог, молоко – эти продукты способствуют улучшению состояния костной ткани.
Второе момент – профилактика падений. На улице – для устойчивости пользоваться палкой, тростью, носить удобную обувь на нескользящей подошве, быть особенно внимательными в темноте и в гололед, измерять АД перед выходом на улицу. Дома – оборудовать свой быт, чтобы минимизировать риск падений: убрать с проходов все, обо что можно споткнуться, оборудовать ванну и туалет поручнями и резиновыми ковриками.
Запомните, что остеопороз легче предотвратить, чем лечить!

Cеминар «Светя другим, сгораю сам»

В Городском центре медицинской профилактики 13 февраля 2018 года состоялся семинар по вопросам медицинской этики и деонтологии «Consumor aliis inserviendo. Светя другим, сгораю сам» для специалистов отделов здравоохранения районов, руководителей медицинских организаций, главных акушерок, медицинских сестёр женских и молодежных консультаций, детских поликлиник, юристов и психологов.
Приветствуя участников семинара Жолобов Владимир Евгеньевич подчеркнул важность и необходимость уважительного и внимательного общения с пациентом, что служит дополнительным фактором благополучного лечения больного. В докладе «Комплаенс как медико-социальная и этическая проблема» заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПб ГПМУ, д.м.н., профессор Микиртичан Г.Л. подчеркнула, что понятие «комплаенс», что в переводе с латинского означает «совершение, исполнение, выполнение», в переводе с английского – «согласие», вошло в обиход в 80-х годах 20 века.
В понятие комплаентного поведения пациента, соответствующего рекомендациям лечащего врача, включают как прием препаратов, так и изменение стиля жизни: отсутствие вредных привычек, правильная еда, физическая активность и распорядок дня. Невыполнение пациентами назначений и рекомендаций – серьезная проблема современной врачебной практики. В конце ХХ – начале ХХI веков в США проблема неисполнения назначений стала рассматриваться как экономическая угроза в осуществлении реформ здравоохранения. Ежегодно из-за последствий низкой комплаентности, по данным американских медиков, погибает 125 000 пациентов с различными заболеваниями. Около 10% всех случаев госпитализации связано с несоблюдением указаний лечащего врача. Значительная доля расходов, связанных с лечением в стационарах, также обусловлена низкой комлаентностью.
Самым влиятельным агентом формирования комплаентности является врач. Полноценному комплаенсу способствуют как понимание со стороны больного, так и вдумчивое отношение самого доктора ко всем аспектам лечебно-диагностического процесса. При этом основными факторами, способствующими выполнению пациентом врачебных рекомендаций, являются не только информирование в понятной для пациента и его родственников форме относительно заболевания, характера терапии, ее доступности, но и понимание пациентами предоставляемой информации.
Одним из барьеров успешного лечения различной патологии сегодня остается недостаточная приверженность самих врачей к существующим стандартам лечения, а именно, умение правильно оценивать цели проводимой терапии, а также быть настойчивым в убеждении больного и его родственников в необходимости следовать всем рекомендациям. Важным фактором комплаентности является понимание врачом и учет при общении с пациентами того, что каждая семья имеет свои индивидуальные особенности. В педиатрической практике имеют значение особенности семьи ребенка, а именно ее социальное и финансовое положение, медицинская грамотность, образование, культура и, как следствие, представления о здоровье, предубеждения в отношении лечения.
Как итог приведённой информации, докладчик отметила то, что перемены в системе организации здравоохранения и финансирования медицины (в т.ч. медицинского страхования) сказались на атмосфере медицинской практики. Для практикующего врача терапевта, акушера-гинеколога, педиатра время является недостающим ресурсом. Постоянные организационные сложности лишают врачей возможности уделять достаточно времени не только диагностике, но и выяснению потребностей пациента и членов семьи, просвещению пациента, обсуждению плана лечения, выбору препаратов, и все это влияет на уровень комплаенса. Непрерывность оказания медицинской помощи может нарушаться из-за вынужденной смены лечащего врача или обращения пациента в разные медицинские учреждения.
Автор привела данные собственного исследования по вопросу изучения степени приверженности к лечению, а также влияния различных факторов на приверженность в педиатрической практике. В связи с этим по специально разработанным анкетам были опрошены врачи, дети в возрасте от 13 до 18 лет — 295 человек, и их родители – 270 человек. По данным исследования структура источников, из которых родители получают информацию о заболевании ребенка выглядит следующим образом: получают информацию от лечащего врача — 46,2%, из популярной литературы -20,0%, из СМИ и Интернета -26,2%. По мнению врачей, подростков и их родителей качества, необходимые детскому врачу следующие – профессиональная грамотность – 45,2%, чувство эмпатии (понимание, сочувствие) –12,9%.
В докладе «Правовые аспекты гражданской ответственности медицинских работников при работе с пациентом», Качанова Ольга Борисовна, старший советник юстиции, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга дала структурированное понятие о правовой ответственности медицинских работников, возникающей при оказании медицинских услуг. Докладчик подчеркнула, что существует правовое понятие термина «вред», при осуществлении судебного разбирательства важно определение причинно-следственных связей, наличие судебно-медицинской экспертизы. Термин «врачебная ошибка» законодательно не определён, доказательство наличия врачебной ошибки является прерогативой суда.
Оказание медицинской помощи пациенту, в первую очередь, регламентировано Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Федеральными законами № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Гражданским Кодексом РФ, а также, при оказании платных медицинских услуг, Законом PФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» и рядом других Федеральных законов.
Докладчик отметила, в обязательном порядке должно быть информированное согласие потребителя на оказание медицинских услуг, при этом она подчеркнула, что его наличие не освобождает медицинского работника от ответственности за возможное причинение вреда пациенту.
В докладе «Школа профессионального общения: «Медицинская этика и деонтология» Гринберг Елены Евгеньевны, главного врача СПб ГБУЗ «Женская консультация №40» Приморского района и врача акушера-гинеколога Яковлевой Светланы Константиновна был представлен опыт организации работы в медицинском учреждении в условиях строгого соблюдения правил медицинской этики и деонтологии. При условии оптимально организованного приёма пациентов, хорошего материально-технического оснащения женской консультации основными принципами общения являются доброжелательность, тактичность, общение без фамильярности; отсутствие поспешных и категорических выводов, а так же отрицательных комментариев по поводу проводившихся ранее методов обследования и лечения, действий и назначений предыдущих медицинских работников, простой и понятный пациентам язык общения. Простые и доступные методы общения, применяемые в женской консультации, позволяют достичь комплаенса в общении с пациентами, что положительно отражается на результатах работы.
Во время семинара в медицинской библиотеке была организована выставка книг по медицинской этике и деонтологии «Consumor aliis inserviendo».

Cеминар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин»

12 февраля 2018 года, в 14.00, в Городском центре медицинской профилактики (ул. Итальянская, д.25) для специалистов «Школы материнства», психологов, акушерок, социальных работников Центров помощи семье и детям состоялся очередной семинар «Школа материнства — источник знаний для беременных женщин».
С докладом «Роль арттерапии в подготовке беременных женщин к родам», выступила Левандовичус Людмила Капитоновна, врач акушер-гинеколог высшей категории, женской консультации №44 г. Пушкин. В своем выступление Людмила Капитоновна отметила, что арт терапия возникла в 30-е годы нашего века. Это словосочетание используется по отношению ко всем видам занятий искусством: рисуночной терапии, основанной на изобразительном искусстве, музыкотерапии, сказкотерапии и др. Метод арттерапии при работе с беременными позволяет с помощью искусства выразить негативные и положительные эмоции, озвучить фобии и преодолеть их. Эти занятия проводятся специалистом, который поможет беременной оценить результат ее творчества, проанализировать возникающие эмоции, повысить свою самооценку.
В настоящее время этот метод применяется при работе с беременными женщинами в женской консультации. Основная цель арт терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания беременной себя через искусство, а также в развитии у нее способностей к конструктивным действиям. Метод арт терапии позволяет беременной оказывать дополнительное влияние на осознание своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для их регуляции, повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе. Людмила Капитоновна продемонстрировала некоторые рисунки беременных женщин и их интерпретацию. Полезно в работе беременными женщинами такие темы как: « Я и мой малыш», «Каким я представляю своего ребенка», «Какой я буду мамой», «Каким представляет Вас Ваш ребенок» и др.
С докладом «Медико-социальная помощь несовершеннолетним при беременности, в родах и послеродовом периоде» выступил Михайлин Евгений Сергеевич, к.м.н., акушер-гинеколог высшей категории, родильного дома №10, ассистент кафедры акушерства и гинекологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова. В своем выступлении он отметил большую роль и значение работников медицинских организация и социальной службы в работе с несовершеннолетними беременными. В последнее время число юных беременых значительно сократилось, но все равно проблема существует. Это связано с особенностями организма: функциональной незрелостью механизмов адаптации к беременности, лабильной психикой, а также негативным отношением общества и семьи к факту беременности у несовершеннолетней.
В Санкт-Петербурге существует 4 этапа организации комплексной медико-социальной помощи несовершеннолетним беременным женщинам, решившим сохранить ребенка.
1 этап — врачи и психологи школ и средних профессиональных училищ (колледжей);
2 этап — акушеры-гинекологи и психологи районных молодежных консультаций и женских консультаций города;
3 этап — городской консультативно-диагностический центр репродуктивного здоровья подростков “Ювента”;
4 этап — гинекологические отделения детских и взрослых больниц, родильные дома города.
В программе родильного дома №10 помимо детского акушера-гинеколога участвуют следующие специалисты: юрист, социальный работник, семейный психолог, врач или инструктор ЛФК, врач-физиотерапевт. В роддоме организованы занятия с беременными женщинами по определенной программе, где будущие мамы получают необходимые зенания по уходу за новорожденным.
После семинара лекторы ответили на многочисленные вопросы специалистов, медицинских и социальных работников, работающих с беременными женщинами.
Во время семинара, в медицинской библиотеке была организована выставка книг, посвященных актуальным вопросам работы с беременными женщинами.