Семинар «Нервно-психическое развитие ребенка»

13 октября в Городском центре медицинской профилактики  для медицинских работников кабинетов здорового ребенка, дошкольных образовательных учреждений, участковых педиатров и медицинских сестер детских поликлиник состоялся семинар «Нервно-психическое развитие ребенка».

Доцент, к.м.н., врач-неонатолог кафедры педиатрии и неонатологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Ирина Михайловна Шатилло сделала доклад   «Роль врожденных инфекций в развитии перинатальных поражений центральной нервной системы». Она отметила, что населению мало известно об этой теме. Какова распространенность врожденных инфекций в популяции? Каков риск передачи инфекции от матери плоду? Каковы возможности лечения? Каковы ранние и поздние последствия заболевания? На эти вопросы большинство затрудняется ответить. Врожденные инфекции – те заболевания, возбудители которых передаются от матери плоду во время беременности или в процессе родов. Сегодня еще используется термин «инфекции, специфичные для перенатального периода». Источником заражения является мать, которая может инфицировать плод. При внутриутробном инфицировании клиническая картина заболевания у плода и новорожденного зависит от срока беременности. Внутриутробное инфицирование встречается в 10 -15% случаев.

Цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, генитальный герпес – наиболее часто встречающиеся врожденные инфекции. Помимо классических возбудителей, доказано вредное  влияние на человеческий плод более 100 микроорганизмов. Преждевременные роды почти всегда обусловлены инфекцией матери.

Самая распространенная в мире – цитомегаловирусная инфекция. Ею инфицировано до 2,5% новорожденных. Она является основной причиной детской инвалидности. Врожденная цитомегаловирусная инфекция возникает только у человека, особенно восприимчивы плод и новорожденные дети. У 70% детей  с врожденной цитомегаловирусной инфекцией встречаются такие осложнения, как ДЦП, слепота, глухота, эпилепсия. Цитомегаловирусная инфекция клинически может развиваться у новорожденного или спустя несколько лет. У детей нередко выявляются пороки развития сердца, почек и ЦНС. При позднем развитии заболевания у детей регистрируются нарушение слуха, зрения и отставание в нервно-психическом развитии.

Еще одно врожденное заболевание — врожденная краснуха. Она возникает при тератогенном действии вируса в период внутриутробного развития плода. Источником инфекции является впервые заболевшая краснухой беременная женщина. Особенно опасно воздействие вируса в первые три месяца беременности: могут развиваться тяжелые повреждения плода. Лечения врожденной краснухи нет. Типичные признаки врожденной краснухи: слепота, порок сердца и глухота. Заболевание может проявляться тяжелым поражением головного мозга, глаз, пороками развития опорно-двигательного аппарата, мочеполовой и пищеварительной систем. Ранним проявлением врожденной краснухи является образование множественных геморрагий. Характерно развитие гепатита, анемии и пневмонии. Профилактика заключается в вакцинации девочек от краснухи в детском возрасте.

«Страхи ребенка» — такова была тема доклада к.м.н., клинического психолога психотерапевтического отделения СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина Инги Леонидовны Капланской. Страхи – это интенсивно выраженная эмоция,  ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия. У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых, чаще всего, родителей или  самовнушения.

Причины возникновения детских страхов: перенесённая  ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус собаки); излишне частое напоминание родителями ребёнку о возникновении неприятных ситуаций; сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности; частые запреты; разговоры в присутствии детей о негативных явлениях (смертях, убийствах, пожарах); конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок; разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка; осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, бабайка), чтоб добиться послушания. Это возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей. Часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Есть еще и ряд условий для развития детских страхов. Плохо действует на ребёнка стремление матери быстрее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует свое одиночество. Если родитель не избавился от своих собственных страхов, то он может передать их своим детям. «Поучающие» родители формируют безосновательное беспокойство у ребенка.

Наличие тех или иных детских страхов зависит от возраста ребёнка. У детей первого года жизни наиболее типичные страхи связаны с отдалением ребёнка от  матери. Новорожденные боятся резких громких звуков, вспышек яркого света. В 7 месяцев ребенок беспокоится по поводу отсутствия матери, в 8 месяцев боится чужих. С 14 месяцев малыш перестает бояться чужих и беспокоиться из-за отсутствия мамы. В то же время у него повышается чувствительность к эмоциональному состоянию близких.  До 3-х лет дети чаще всего боятся темноты, остаться в одиночестве. После 3-х лет  ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества. В 5 лет он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то  же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед какой-то болезнью. В 7 лет, когда ребенок идет в школу, появляются страхи, связанные с учёбой – боязнь опоздания, сделать ошибку, получить плохую оценку,  не оправдать ожидания взрослых.

Нельзя пугать ребенка, уменьшать его страхи, легкомысленно относиться к его боязни. Многие родители считают, что проблемы есть у ребенка, а не у них и не хотят работать с психологом. Но при наличии различных страхов у ребенка целесообразно работать со всей семьей. Семейная психотерапия будет особенно эффективной, если в ней будут участвовать отцы. Необходимо помнить, что в детской поликлинике есть специалисты, готовые решить эту проблему.

10.03.-07.04.2018г. II этап городского конкурса рисунок учащихся ИЗО-студий «Движение – кладовая здоровья»

ПОЛОЖЕНИЕ
О городском конкурсе рисунков
учащихся ИЗО-студий государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга
«ДВИЖЕНИЕ – КЛАДОВАЯ ЗДОРОВЬЯ»

I. Общие положения
1.1. Цель проведения городского конкурса рисунков учащихся ИЗО-студий государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга «Движение – кладовая здоровья» (далее – конкурс):
• формирование у учащихся осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни.
1.2. Задачи конкурса:
• продвижение идей активного образа жизни;
• пропаганда физической активности как элемента здорового образа жизни;
• формирование активного выбора вида физической культуры и спорта;
• активизировать работу педагогов по формированию знаний у учащихся о значении физической активности для укрепления здоровья.
1.3. Основные правила участия в конкурсе:
• добровольность;
• открытость и гласность;
• объективное и доброжелательное отношение к участникам.
1.4. Конкурс проходит в 2-х номинациях:
А) «Активный отдых в семье, физкультура, закаливание»;
Б) «Футбол – мой любимый вид спорта».
II. Подготовительный этап
2.1. Для организации и проведения конкурса создается Организационный комитет (приложение №1) и Жюри в Городском центре медицинской профилактики (приложение №2).
2.2. Задачи Организационного комитета:
• определяет конкретные сроки, порядок и программу проведения конкурса, место и процедуру награждения победителей;
• утверждает список участников конкурса;
• информирует о проведении конкурса ИЗО-студии государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга – до 1 декабря 2017 года;
• оповещает о проведении конкурса городские средства массовой информации;
• организует выставку работ в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики;
• определяет порядок награждения победителей, призеров и участников конкурса;
• организует награждение победителей, призеров и участников конкурса;
• организаторы не несут ответственности за нарушение авторских прав участников.
2.3. Жюри ИЗО-студий государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей (Жюри ИЗО-студий)
• Для оценки работ первого этапа конкурса и отбора работ на второй этап в ИЗО-студиях государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, создаётся жюри;
Задачи жюри ИЗО-студий:
• Определяет победителей первого этапа, призеров и номинантов конкурса;
• Оформляет протокол решения;
• Решение жюри ИЗО-студий является окончательным и не подлежит пересмотру.
III. Условия участия в конкурсе
3.1. В конкурсе принимают участие учащиеся ИЗО-студий государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей трёх возрастных групп:
• дети 7-10 лет,
• дети 11-14 лет,
• подростки 15-17 лет,
прошедшие первый этап конкурса и предоставившие свои рисунки до 10 марта 2018 года в Городской центр медицинской профилактики (ул. Итальянская, 25, каб. №16).
3.2. Требования к работам участников конкурса:
• Рисунок в цветном или черно-белом исполнении на плотном листе бумаги, картона представляется на конкурс без паспарту;
• Формат рисунка А3;
• Рисунок должен соответствовать теме конкурса;
• Работа должна быть создана в 2017-2018 годах.
На обратной стороне рисунка располагается информация, где указываются:
• фамилия, имя и возраст ребенка;
• название рисунка;
• техника исполнения;
• название учреждения;
• фамилия, имя, отчество педагога.
Рисунки, отобранные на выставку, возвращаются авторам в августе 2018 года.
Рисунки, не представленные на выставке, возвращаются авторам в мае 2018 года. Рисунки авторы (их представители, педагоги) забирают самостоятельно.
3.3. Городской конкурс проводится в 2 этапа:
• 1 этап проводится в ИЗО-студиях государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга с 1 декабря 2017 года по 10 марта 2018 года.
• 2 этап проводится в Городском центре медицинской профилактики с 11 марта 2018 года по 7 апреля 2018 года.
На 2 этап конкурса, до 10 марта 2018 года, в Городской центр медицинской профилактики должны быть предоставлены:
• решение жюри о проведении 1 этапа в ИЗО-студиях государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• по одному лучшему рисунку в каждой возрастной группе в номинации «Активный отдых в семье, физкультура, закаливание»;
• по одному лучшему рисунку в каждой возрастной группе в номинации «Футбол – мой любимый вид спорта»
3.4. Подведение итогов и награждение
• При подведении итогов на втором этапе конкурса определяются победители и призеры в каждой из 3-х возрастных групп, присваиваются 1-ое, 2-ое, 3-е места конкурса рисунка «Движение – кладовая жизни».
• Награждение победителей, призеров и участников конкурса «Движение – кладовая жизни» состоится в Городском центре медицинской профилактики 7 апреля 2018 года, в 14-00 (ул. Итальянская, 25, метро «Гостиный двор» Большой конференц-зал).
• Выставка рисунков победителей и призёров будет организована в Городском центре медицинской профилактики к Всемирному дню здоровья с 7 апреля по 1 августа 2018 года.
• На награждение победители, призеры и участники конкурса будут приглашены дополнительным письмом.
Во время награждения приветствуется присутствие родителей и педагогов.
После окончания для желающих состоится экскурсия в Музей гигиены.

Приложение №1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРСА
Председатель:
• Жолобов В.Е. — директор ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» (далее — ГЦМП), д.м.н.;
Члены:
• Теплякова Л.Е., главный специалист по воспитательной работе и дополнительному образованию Комитета по образованию;
• Заозерский Ю.А. – заведующий отделом координации организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП;
• Мамонтова О.Д. — руководитель ГУМО педагогов и руководителей ИЗО-студий государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, отдел художественного воспитания детей Городского дворца творчества юных Санкт-Петербурга (по согласованию)
• Шарафилова Н.В. — врач отдела координации организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП, к.м.н.;

Приложение №2
ЖЮРИ КОНКУРСА
Председатель:
• Винтухова Людмила Васильевна – заместитель директора ГЦМП, к.п.н.;
Члены жюри:
• Заозерский Юрий Заозерский – заведующий отделом координации организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП;
• Мамонтова Ольга Дмитриевна — руководитель ГУМО педагогов и руководителей ИЗО-студий государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, отдел художественного воспитания детей Городского дворца творчества юных Санкт-Петербурга (по согласованию);
• Панфилова Екатерина Юрьевна – врач отдела координации организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП;
• Теплякова Лариса Евгеньевна, главный специалист по воспитательной работе и дополнительному образованию Комитета по образованию;
• Усачева Наталья Игоревна — ведущий специалист отдела по организации медицинской помощи матерям и детям Комитета по здравоохранению (по согласованию);
• Чистякова Алла Сергеевна — старший инструктор Сектора по подготовке к чемпионату мира по футболу Комитета по физической культуре и спорту (по согласованию);
• Шарафилова Наталья Владимировна – врач отдела координации организации профилактической работы женщинам и детям ГЦМП, к.м.н.;
• Шорина Елена Владимировна — художник Музея гигиены ГЦМП.

ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется использование в рисунках олимпийской символики: переплетение пяти колец), олимпийские талисманы, эмблемы и другие олимпийские атрибуты (гл. 1, п.7-14 Олимпийской хартии).
Работы, предоставленные на конкурс, в которых участники использовали указанную символику, до участия в конкурсе не допускаются.

Конференция «Организация межведомственного взаимодействия по охране психического здоровья беременной женщины и молодой матери»

Демографическая политика Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 09.10.2007 № 1351, направлен на на сохранение репродуктивного здоровья, увеличение рождаемости коснулась штатных нормативов медицинских организаций. В женских консультациях предусмотрена должность медицинского психолога, в обязанности которого входит обязательное психологическое консультирование каждой женщины, обратившейся за направлением на прерывание беременности или имеющей иные проблемы во время беременности.   Большую помощь беременным в решении социальных проблем, оказывают центры социальной помощи семье и детям находящиеся в  районах Санкт-Петербурга.

11 октября 2017 года, в 13.00, в Городском центре медицинской профилактики (ул. Итальянская, д.25) для акушеров-гинекологов, специалистов «Школ материнства» родильных домов и женских консультаций, психологов и социальных работников отделов социальной политики районов Санкт-Петербурга состоялась конференция «Организация межведомственного взаимодействия по охране психического здоровья  беременной женщины и молодой матери», посвящённая Всемирному дню психического здоровья, проходящего под девизом «Психическое здоровье на рабочем месте».

О деятельности службы психологичекой помощи женской консультации в вопросе репродуктивного выбора рассказала Раковская Светлана Илларионовна, начальник социального отдела аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. В выступлении Светлана Илларионовна подчеркнула, что система психологической помощи в Санкт-Петербурге организована, но существуют проблемы, которые требуют своего решения. В частности она указала, что в ряде женских консультаций не в полной мере оборудовано рабочее место психолога, отсутствует необходимая оргтехника и инвентарь. Отметила активную работу общественных организаций, оказывающих женщинам психологическую и материальную помощь.

В докладе Добрякова Игоря Валерьевича, к.м.н., ст.н.с. научно-организационного отделения ФГБУ «СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева» Минздрава России«Психологическая помощь при проблемах репродуктивного выбора», прозвучало, что беременная женщина в силу разных обстоятельств, вынуждена принимать решение о прерывании беременности, не совпадающее с ее внутренним желанием. Психолог женской консультации может помочь женщине найти внутренние ресурсы, для принятия конструктивного решения. От качества и эффективности этой помощи зависит, решиться ли женщина сохранить беременность. Не менее важна роль психолога при работе с женщиной у которой развился постабортный синдром.

Ракова Галина Николаевна, медицинский психолог женской консультации №35 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №35» Центрального районав сообщении «Влияние  психосоциальных факторов на репродуктивную функцию женщины и течение беременности»,  рассказала о результатах исследования, которые указывают о прямой связи исхода беременности и родов от социальных факторов.

О гармонии во время беременности рассказала Пазарацкас Елена Анатольевна, медицинский психолог, педагог-психолог I категории СПб ГБУЗ «Женская консультация №33» Невского района

В последнее время расширяется взаимодействие центров социальной помощи семье и детям с женской консультаций». Подробно, на примере своей работы с беременными, рассказала Захаревич Марина Александровна, психолог отделения помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации СПБ ГБУ СОН  «Центр социальной помощи семье и детям Василеостровского района»

К 175-летию со дня рождения Фёдора Фёдоровича Эрисмана-одного из основоположников научной гигиены в России

oldpages_fferistman112 (24) ноября 2017г. широкая медицинская общественность отметит 175-летие со дня рождения Фёдора Фёдоровича (Фридриха  Гульдрейха) Эрисмана – одного из основоположников  научной гигиены в России, создателя основ социально-гигиенического направления, организатора земско-фабричной медицины и земско-санитарного надзора над промышленными предприятиями в Московской губернии, инициатора создания в 1892г. «Московского гигиенического общества» — при медицинском факультете Московского университета.

oldpages_fferistman2Фридрих  Гульдрейх Эрисман – швейцарец по происхождению, считал  Россию своей второй родиной, он   родился в Гонтеншвиле в 1842г. Окончил медицинский факультет в университете Цюриха, стал окулистом. Вступил в Социал-демократическую партию Швейцарии.

В1868г. женился на Надежде Прокофьевне Сусловой (1843-1918)-одной из первых русских женщин-врачей. В это время в Росси не было высшего женского образования. В 1862г. в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии благодаря И.М. Сеченову и С. П.  Боткину было разрешено посещать лекции  в качестве вольнослушательниц трём женщинам, в том числе и Надежде Прокофьевне. В 1863 г. царское правительство России запретило женщинам посещение лекций, и Н.П. Суслова  уехала в Цюрих, где и познакомилась с Эрисманом. Молодых людей многое объединяло: Надежда oldpages_fferistman3Прокофьевна была вхожа в среду революционных демократов, являлась членом организации «Земля и воля», членом I Интернационала, находилась под надзором  полиции. Она первая из русских женщин получила диплом «доктора медицины и хирургии и акушерства». Диссертацию «Доклад о физиологии лимфы» писала под руководством И. М. Сеченова. Вместе с Н.П. Сусловой Ф.Г. Эрисман уехал в Россию, в Санкт-Петербург. В Петербурге он принял православие и получил новое имя – Фёдор Фёдорович. Занимался лечебной практикой, — глазными болезнями. Провёл исследования условий, в которых проходили занятия  учащихся средних школ, написал труд «О влиянии школы на происхождение  близорукости». Его изобретением явилась  школьная парта, до сих пор известная как «парта Эрисмана».

Увлекаясь гигиеной и социальными проблемами, провёл исследования подвалов и ночлежек Петербурга.

Учился научной гигиене, её методикам у М. Петтенкофера и К. Фойта, за время учёбы написал  «Общедоступную гигиену» и «Руководство по гигиене» в 3-х томах.

Участвовал в русско-турецкой войне, занимаясь дезинфекционными работами.

oldpages_fferistman4Ф.Ф. Эрисману принадлежит  (вместе с врачами Е.М. Дементьевым, А.В. Погожевым, Е.А. Осиповым) масштабное исследование фабрик и заводов Московской губернии (всего 1000) по заказу Московского земства.

С 1882г. Ф.Ф. Эрисман возглавлял кафедру научной гигиены в Московском университете, где в 1883г. получил степень доктора медицины за заслуги в области общественной гигиены.  Ф.Ф. Эрисман активно занимался общественной деятельностью. Руководил санитарной станцией для исследования пищевых продуктов. Был санитарным врачом в Московском и Богородском уездах. Среди учеников Ф.Ф. Эрисмана наиболее известны Г.В. Хлопин,  В.А. Виноградов — Волжинский.

После выступления в защиту студентов во время студенческих волнений, был вынужден уехать из России в Швейцарию, где в городском управлении заведовал санитарной частью.

Скончался  Ф.Ф. Эрисман в Цюрихе в 1915г.

Круглый стол «Межведомственное взаимодействие в профилактике неинфекционных заболеваний: достижения и возможности»

12 октября Комитетом  по здравоохранению совместно с СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» в рамках «V Петербургского международного форума здоровья» в Экспофоруме организовано проведение Круглого стола «Межведомственные взаимодействия в профилактике неинфекционных заболеваний: достижения и возможности».

Мероприятие состоялось в целях формирования в Санкт-Петербурге единой профилактической среды по профилактике неинфекционных заболеваний и вопросам сохранения здоровья населения.

В работе круглого стола приняли участие представители ИОГВ, ВУЗов и учреждений здравоохранения, образования, культуры.

Было заслушано и обсуждено 10 выступлений по актуальным вопросам  межведомственного и внутриведомственного взаимодействия по решению насущных проблем по профилактике неинфекционных заболеваний, показан положительный опыт работы органов власти  по взаимодействию с подведомственными им учреждениями.

Приоритет развития профилактики в сфере охраны здоровья установлен статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Единое профилактическое пространство или единая профилактическая среда обитания, жизни и деятельности человека представляет собой комплекс условий обитания, жизни и деятельности человека, обеспечивающий максимально длительную и активную жизнь, включающий информирование населения и каждого гражданина о преимуществах и условиях ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактики, раннего выявления и лечения неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, а также создание для этого необходимых условий и обеспечение доступности этих условий, информационных и медицинских услуг для всех слоев населения.

Снижение популяционного риска неинфекционных заболеваний в масштабах всего населения Санкт-Петербурга должно происходить путем повышения мотивации населения к ведению здорового образа жизни и создания для этого соответствующих условий.

Еще недостаточно привлечение федеральных и региональных средств массовой информации, широкое использование социальной рекламы на всех каналах телевидения, включение в этот процесс органов и структур образования и культуры, молодежной и социальной политики, физической культуры и спорта, а также работодателей, общественных организаций и движений, волонтеров для повышения уровня санитарно-гигиенического просвещения населения в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, а также повышение приверженности граждан к его ведению.

Для решения имеющихся проблем, требующих комплексного решения,  зависящего  не только от здравоохранения, но и от участия других ведомств, резолюция Круглого стола будет направлена в Комитет по здравоохранению и Правительство нашего города.

Программа

Приветствие:

– председатель Комиссии по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Киселева Елена Юрьевна

–заместитель председателя Комитетапо здравоохранению Засухина Татьяна Николаевна

– директор СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» Жолобов Владимир Евгеньевич

 

Выступления:

  1. «Роль Городского центра медицинской профилактики в создании профилактической среды» — заместитель директора по медицинской части СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» к.п.н. Винтухова Людмила Васильевна
  2. «Стратегия взаимодействия медицинских организаций и образовательных медицинских учреждений в области профилактики хронических неинфекционных заболеваний» — профессор, д.м.н. заведующая кафедрой семейной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова Кузнецова Ольга Юрьевна
  3. «Роль физической культуры и спорта в профилактике неинфекционных заболеваний» — специалист отдела по спортивно-массовой работе Комитета по физической культуре и спорту Полякова Инна Борисовна
  4. «Межведомственное взаимодействие по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательных организациях», к.п.н., доценткафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Колесникова Маргарита Георгиевна
  5. «Роль межведомственного взаимодействия в проведении массовых пропагандистских мероприятий среди жителей Красногвардейского района» — главный специалист отдела здравоохранения администрации Красногвардейского районаСанкт-Петербурга Шашкин Алексей Владимирович
  6. «Реализация межведомственного подхода в лечении и профилактике сахарного диабета» председатель  Санкт-Петербургского диабетического общества Шипулина Марина Григорьевна
  7. Активный образ жизни. Опыт работы с пожилыми людьми» –– заместитель директора по медицинской части государственного стационарного учреждения социального обслуживания Федоров Алексей Владимирович
  8. «Межведомственное взаимодействие в профилактике неинфекционных заболеваний на примере подведомственного Комитету СПб ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ» - начальник информационно-аналитического центра СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ» Скрипков Алексей Павлович
  9. «Межведомственное взаимодействие в профилактике неинфекционных заболеваний на примере муниципального округа «Васильевский»– глава внутригородского муниципального образования «Муниципальный округ «Васильевский»   - Фигурин Игорь Стефанович
  10. «О реализации проекта СПб ГБУК «Централизованная библиотечная система  Калининского района» по пропаганде здорового образа жизни» — методист Центральной районной библиотеки им. В.Г.Белинского  Безвесельная Анастасия Дмитриевна.

Игра «Здоровье в наших руках» в Музее гигиены

26 сентября и 3 октября 2017 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры «Здоровье в наших руках», в которых приняли участие команды учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Колпинского (школа №258, школа №456, гимназия №402) и  Кронштадтского районов (школа №418, школа №422, школа №425). Ребята показали хорошие знания о сохранении репродуктивного здоровья, профилактике ВИЧ/СПИДа и дали аргументированный отпор вредным привычкам, а также ответили на вопросы об основах здорового образа жизни. На всех этапах пришлось активно искать нужную информацию.

Во второй части игры капитаны команд показали свои знания о здоровом образе жизни и истории медицины. Отстаивая честь команды, капитаны волновались, но собравшись с мыслями, отвечали на заданные вопросы.

По итогам игр, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:

26 сентября: команда «Госпитальеры» ГБОУ школа № 258Колпинского района,

3 октября:  команда «ВПБ (вредным привычкам бой)» ГБОУ школа №422Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Все команды получили грамоты, победителям игры была вручена памятная награда — статуэтка Ники с эмблемой Городского центра медицинской профилактики.

Конференция «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать»

10 октября в  Городском  центре  медицинской профилактики  для заведующих, врачей и средних медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детских поликлиник состоялась конференция: «Родители, педагоги, дети:  проблемы, которые надо решать», посвящённая Всемирному  дню  психического здоровья.

Работа конференции началась с выступления Александра Игнатьевича Павлия, профессора  кафедры физической культуры Ленинградского Института путей сообщения, помощника депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елены Алексеевны Раховой. Александр Игнатьевич представил слушателям  региональный проект «Здоровье – детям», разработанный партией «Единая Россия». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Сроки реализации проекта – 2017 – 2022 год.  Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, в частности, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения для детей, развития школьной медицины, профилактики заболеваний у детей, популяризации и формирования здорового образа жизни, создания доступной среды и социализации детей-инвалидов и другие. Все эти задачи должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Координировать проект будет председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья человека Дмитрий Анатольевич Морозов. А в нашем городе координировать проект будет депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елена Алексеевна Рахова.

«Поведенческие расстройства у детей и подростков: профилактика и лечение» — такова была тема доклада  Северина Вячеславовича Гречаного, д.м.н., зав. кафедрой психиатрии и наркологии, декана педиатрического факультета, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». Расстройства поведения – наиболее часто диагностируемые психические расстройства в подростковом возрасте и самая частая причина направления пациентов в стационарные психиатрические учреждения. Распространенность составляет 5,5-9,6% всего детского населения, мальчики – 12,0%, школьники группы риска – 13-33%. Последствия поведенческих расстройств определяются связью с агрессивными, антиобщественными, противоправными поступками. Имеется связь расстройства поведения у подростков с антисоциальным расстройством личности в зрелом возрасте. Расстройства поведения – не только детский и подростковый диагноз. Они непрерывно сопровождают процесс развития личности, начиная с раннего возраста и заканчивая зрелым возрастом.

К «классическим» расстройствам поведения относятся: расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением; несоциализированное и социализированное расстройство поведения; оппозиционно-вызывающее расстройство.

Если говорить о современных тенденциях терапии и профилактики расстройств поведения, то акцент переносится с подросткового на дошкольный и младший школьный возраст.

Каковы же диагностические критерии расстройств поведения? У ребенка это: частые или тяжелые вспышки гнева, он спорит со взрослыми, отказывается выполнять требования взрослых или нарушает правила, преднамеренно делает вещи, которые досаждают другим людям, обвиняет других в своих собственных ошибках или неправильном поведении, обидчив, ему легко досадить, сердится или негодует, злобен или мстителен, обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств, затевает драки.

Лектор остановился на теме гиперкинетических расстройствах — расстройстве активности и внимания, где присутствуют невнимательность, гиперактивность, но поведенческие нарушения выражены минимально, и гиперкинетическом расстройстве поведения, когда ко всему перечисленному добавляются еще и поведенческие нарушения.

Что же такое нарушение внимания? Это когда ребенок не обращает внимания на детали; с трудом поддерживает внимание в работе и игре; не слушает то, что ему говорят; не в состоянии следовать инструкциям; не может организовать игру или деятельность; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; часто теряет вещи; часто и легко отвлекается; бывает забывчив.

Докладчик сакцентировал внимание на том, что СДВГ — это не гиперактивность, а нарушение плана и структуры поведения, характеризующееся незавершенностью поступков, неорганизованностью, неумением довести начатое до конца. Жалобы, которые бывают в таких случаях: отвлекаемость на занятиях, трудность в организации занятий, не выполнение требований взрослых, неряшливость, ошибки, низкая успеваемость, нарушения дисциплины, конфликты с взрослыми, непредсказуемость поведения.

Еще одно расстройство — оппозиционно-вызывающее, как ранняя манифестация поведенческих нарушений. Открытое непослушание, явно вызывающее, конфликтное, провоцирующее поведение – вот его проявления.

Дети активно сопротивляются просьбам взрослых, склонны нарушать установленные правила, намеренно вызывают раздражение у других, приписывают вину другим за собственные ошибки, инициаторы конфронтации и конфликтов, не подчиняются авторитетам. Их поведение в основном направлено на знакомых людей, врачу сложно выявить при беседе подобное поведение.

Лечение расстройств поведения включает в себя: когнитивно-поведенческую психотерапию, тренинг родительского руководства; адекватную образовательную программу и систему воспитательных требований; психопрофилактическую интервенцию; медикаментозную терапию.

Советы родителям по общению с детьми с СДВГ: избегать крайностей в общении (повышенные требования, с одной стороны и вседозволенность с другой); сдерживать отрицательные эмоции (например, огорчение и недовольство в связи с гиперактивным поведением ребенка); избегать физического наказания;  избегать жестких оценок, угроз, упреков, слов «нет», «нельзя», «прекрати», вместо этого стараться переключить внимание ребенка; ограничить мероприятия, связанные с большим скоплением людей (даже друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными. Что же касается обучения, то здесь можно посоветовать щадящий режим (нервная система ребенка слишком утомляемая, а не «переизбыток энергии»), отказ от избытка информации (следует отказаться от многоочисленных кружков, секций, дополнительных занятий), надо давать одно задание, предварительно ограничив его во времени (ввести для выполнения задания таймер)‏.

Ирина Алексеевна Горьковая, доктор психологических наук,  профессор кафедры психологии  человека  ГБОУВПО «Российский государственный педагогический университет  им. А.И. Герцена» сделала доклад на тему «Проблемные поля в системе «педагог-ребёнок-родитель». Первый блок проблем – это педагоги. Формализованный подход к обучению и учащимся; профессиональное выгорание педагогов; проблемы учебных курсов, превышающие психофизические возможности детей; проблемы конгруэнтности педагогов с современными учащимися и формами преподавания.

Второй блок – дети и их искаженная мотивация к обучению. Сегодня даже есть термин «гаджетированные» дети. Им незачем что-то учить, ведь у них под рукой всегда есть какой-то современный гаджет, где можно взять информацию по любому вопросу. Повышенная доступность к информации ведет к снижению интереса к обучению. В настоящее время отмечается весьма средний IQ  у детей, так и у молодых педагогов.

Третий блок – родители с их воспитательной некомпетентностью, которая сопровождается личностной незрелостью и родительской неуверенностью и выражается в гипер- или гипоопеке, предъявлении к детям зачастую противоречивых требований, сверхтребовательности.

О школьной дезадаптации шла речь в выступлении Валентины Владимировны Яковенко, к.м.н., зав. отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина». Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Некоторые специалисты считают, что она может наблюдаться у 15-20% школьников: в младшем школьном возрасте – 5-8%, в подростковом возрасте у 15-18%. 68% контингента кризисного центра – это дети с проблемами школьной дезадаптации.

Причины школьной дезадаптации: недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям: дефицит знаний, недостаточное развитие моторных навыков, вследствие чего, ребенок медленнее справляется с заданиями; недостаточный контроль поведения — ребенку трудно сидеть молча целый урок; социально-психологический аспект – несостоятельность коммуникативных навыков, что мешает установлению личных контактов с педагогами и сверстниками. На школьную дезадаптацию влияют родители и семья в целом. Бурная реакция на неуспехи или затруднения ребенка в школе заставляет ребенка стесняться или стыдиться своего неумения, вызывая у малыша негативные реакции на все, что связано со школой. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние самих учителей, которые неправильно выстраивают парадигму обучения, что вызывает негатив со стороны ученика. Каковы же методы помощи ребенку при школьной дезадаптации? Это индивидуальная психотерапия; семейная  и групповая психотерапия; педагогическая коррекция; лекарственная терапия.

Лекторы ответили на многочисленные вопросы слушателей конференции.