Конференция «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать»

10 октября в  Городском  центре  медицинской профилактики  для заведующих, врачей и средних медицинских работников отделений организации медицинской помощи детям в образовательных организациях детских поликлиник состоялась конференция: «Родители, педагоги, дети:  проблемы, которые надо решать», посвящённая Всемирному  дню  психического здоровья.

Работа конференции началась с выступления Александра Игнатьевича Павлия, профессора  кафедры физической культуры Ленинградского Института путей сообщения, помощника депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елены Алексеевны Раховой. Александр Игнатьевич представил слушателям  региональный проект «Здоровье – детям», разработанный партией «Единая Россия». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Сроки реализации проекта – 2017 – 2022 год.  Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, в частности, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения для детей, развития школьной медицины, профилактики заболеваний у детей, популяризации и формирования здорового образа жизни, создания доступной среды и социализации детей-инвалидов и другие. Все эти задачи должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Координировать проект будет председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья человека Дмитрий Анатольевич Морозов. А в нашем городе координировать проект будет депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елена Алексеевна Рахова.

«Поведенческие расстройства у детей и подростков: профилактика и лечение» — такова была тема доклада  Северина Вячеславовича Гречаного, д.м.н., зав. кафедрой психиатрии и наркологии, декана педиатрического факультета, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет». Расстройства поведения – наиболее часто диагностируемые психические расстройства в подростковом возрасте и самая частая причина направления пациентов в стационарные психиатрические учреждения. Распространенность составляет 5,5-9,6% всего детского населения, мальчики – 12,0%, школьники группы риска – 13-33%. Последствия поведенческих расстройств определяются связью с агрессивными, антиобщественными, противоправными поступками. Имеется связь расстройства поведения у подростков с антисоциальным расстройством личности в зрелом возрасте. Расстройства поведения – не только детский и подростковый диагноз. Они непрерывно сопровождают процесс развития личности, начиная с раннего возраста и заканчивая зрелым возрастом.

К «классическим» расстройствам поведения относятся: расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением; несоциализированное и социализированное расстройство поведения; оппозиционно-вызывающее расстройство.

Если говорить о современных тенденциях терапии и профилактики расстройств поведения, то акцент переносится с подросткового на дошкольный и младший школьный возраст.

Каковы же диагностические критерии расстройств поведения? У ребенка это: частые или тяжелые вспышки гнева, он спорит со взрослыми, отказывается выполнять требования взрослых или нарушает правила, преднамеренно делает вещи, которые досаждают другим людям, обвиняет других в своих собственных ошибках или неправильном поведении, обидчив, ему легко досадить, сердится или негодует, злобен или мстителен, обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств, затевает драки.

Лектор остановился на теме гиперкинетических расстройствах — расстройстве активности и внимания, где присутствуют невнимательность, гиперактивность, но поведенческие нарушения выражены минимально, и гиперкинетическом расстройстве поведения, когда ко всему перечисленному добавляются еще и поведенческие нарушения.

Что же такое нарушение внимания? Это когда ребенок не обращает внимания на детали; с трудом поддерживает внимание в работе и игре; не слушает то, что ему говорят; не в состоянии следовать инструкциям; не может организовать игру или деятельность; имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; часто теряет вещи; часто и легко отвлекается; бывает забывчив.

Докладчик сакцентировал внимание на том, что СДВГ — это не гиперактивность, а нарушение плана и структуры поведения, характеризующееся незавершенностью поступков, неорганизованностью, неумением довести начатое до конца. Жалобы, которые бывают в таких случаях: отвлекаемость на занятиях, трудность в организации занятий, не выполнение требований взрослых, неряшливость, ошибки, низкая успеваемость, нарушения дисциплины, конфликты с взрослыми, непредсказуемость поведения.

Еще одно расстройство — оппозиционно-вызывающее, как ранняя манифестация поведенческих нарушений. Открытое непослушание, явно вызывающее, конфликтное, провоцирующее поведение – вот его проявления.

Дети активно сопротивляются просьбам взрослых, склонны нарушать установленные правила, намеренно вызывают раздражение у других, приписывают вину другим за собственные ошибки, инициаторы конфронтации и конфликтов, не подчиняются авторитетам. Их поведение в основном направлено на знакомых людей, врачу сложно выявить при беседе подобное поведение.

Лечение расстройств поведения включает в себя: когнитивно-поведенческую психотерапию, тренинг родительского руководства; адекватную образовательную программу и систему воспитательных требований; психопрофилактическую интервенцию; медикаментозную терапию.

Советы родителям по общению с детьми с СДВГ: избегать крайностей в общении (повышенные требования, с одной стороны и вседозволенность с другой); сдерживать отрицательные эмоции (например, огорчение и недовольство в связи с гиперактивным поведением ребенка); избегать физического наказания;  избегать жестких оценок, угроз, упреков, слов «нет», «нельзя», «прекрати», вместо этого стараться переключить внимание ребенка; ограничить мероприятия, связанные с большим скоплением людей (даже друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными. Что же касается обучения, то здесь можно посоветовать щадящий режим (нервная система ребенка слишком утомляемая, а не «переизбыток энергии»), отказ от избытка информации (следует отказаться от многоочисленных кружков, секций, дополнительных занятий), надо давать одно задание, предварительно ограничив его во времени (ввести для выполнения задания таймер)‏.

Ирина Алексеевна Горьковая, доктор психологических наук,  профессор кафедры психологии  человека  ГБОУВПО «Российский государственный педагогический университет  им. А.И. Герцена» сделала доклад на тему «Проблемные поля в системе «педагог-ребёнок-родитель». Первый блок проблем – это педагоги. Формализованный подход к обучению и учащимся; профессиональное выгорание педагогов; проблемы учебных курсов, превышающие психофизические возможности детей; проблемы конгруэнтности педагогов с современными учащимися и формами преподавания.

Второй блок – дети и их искаженная мотивация к обучению. Сегодня даже есть термин «гаджетированные» дети. Им незачем что-то учить, ведь у них под рукой всегда есть какой-то современный гаджет, где можно взять информацию по любому вопросу. Повышенная доступность к информации ведет к снижению интереса к обучению. В настоящее время отмечается весьма средний IQ  у детей, так и у молодых педагогов.

Третий блок – родители с их воспитательной некомпетентностью, которая сопровождается личностной незрелостью и родительской неуверенностью и выражается в гипер- или гипоопеке, предъявлении к детям зачастую противоречивых требований, сверхтребовательности.

О школьной дезадаптации шла речь в выступлении Валентины Владимировны Яковенко, к.м.н., зав. отделением кризисной профилактической помощи детям и подросткам  ГБУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина». Школьная дезадаптация – это расстройство адаптации ребенка к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками. Некоторые специалисты считают, что она может наблюдаться у 15-20% школьников: в младшем школьном возрасте – 5-8%, в подростковом возрасте у 15-18%. 68% контингента кризисного центра – это дети с проблемами школьной дезадаптации.

Причины школьной дезадаптации: недостаточный уровень подготовки ребенка к школьным условиям: дефицит знаний, недостаточное развитие моторных навыков, вследствие чего, ребенок медленнее справляется с заданиями; недостаточный контроль поведения — ребенку трудно сидеть молча целый урок; социально-психологический аспект – несостоятельность коммуникативных навыков, что мешает установлению личных контактов с педагогами и сверстниками. На школьную дезадаптацию влияют родители и семья в целом. Бурная реакция на неуспехи или затруднения ребенка в школе заставляет ребенка стесняться или стыдиться своего неумения, вызывая у малыша негативные реакции на все, что связано со школой. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние самих учителей, которые неправильно выстраивают парадигму обучения, что вызывает негатив со стороны ученика. Каковы же методы помощи ребенку при школьной дезадаптации? Это индивидуальная психотерапия; семейная  и групповая психотерапия; педагогическая коррекция; лекарственная терапия.

Лекторы ответили на многочисленные вопросы слушателей конференции.

Конференция: «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать»

9 октября в Городском центре медицинской профилактики для заместителей директоров по воспитательной работе, психологов, социальных педагогов общеобразовательных организаций,  центров для детей-сирот состоялась конференция: «Родители, педагоги, дети: проблемы, которые надо решать». Она была посвящена  Всемирному  дню психического здоровья, который отмечается по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения с 1992 года.

С приветственным словом к участникам конференции обратился директор ГЦМП Владимир Евгеньевич Жолобов: «Тема психического здоровья на сегодняшний день на весьма актуальна. Поэтому необходимо  шире информировать населенияе о проблемах психического здоровья, о распространении психических расстройств и заболеваний, а также о методах и способах укрепления здоровья, профилактики и лечения».

Помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елены Алексеевны Раховой, профессор кафедры физической культуры Ленинградского Института путей сообщения, Александр Игнатьевич Павлий  рассказал о  региональном проекте «Здоровье – детям». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Сроки реализации проекта – 2017 – 2022 год.  Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, которые должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Региональный раздел проекта координирует депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Елена Алексеевна Рахова. Александр Геннадьевич призвал всех участников конференции обращаться с предложениями к координаторам проекта.

Заместитель директора по консультативно-диагностической работе ГБУ «Региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики  и консультирования» Санкт-Петербурга, детский психиатр Елена Николаевна Лисовская рассказала о сохранении психического здоровья школьников в образовательной среде. Психическое здоровье – основа  благополучия каждого человека, при котором он может реализовать свой потенциал и способности, продуктивно работать, противостоять стрессам. Здоровье ребенка – дело не только семьи. Государство уделяет большое внимание детям, и в частности, их психическому здоровью. Психическое здоровье зависит от психологических,  биологических, микро- и макросоциальных факторов. Психическое здоровье ребенка может быть гармоничным, опережающим (акселерация), задержанным (умственная отсталость), отклоняющимся (аутистическое развитие). Задержка психического развития – состояние легкой интеллектуальной недостаточности, которое занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью. Лектор осветила проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратила внимание слушателей на теме школьной дезадаптации и задержке формирования школьных навыков, таких как дисграфия, дислексия, дискалькулия, отметила важность психолого-педагогических технологий здоровьесбережения (создание благоприятного климата в школе, снятие эмоционального напряжения, пропаганда здорового образа жизни). За психическое благополучие ребенка отвечают родители. Для этого у ребенка  должны быть доверительные отношения и комфорт  в семье. Взрослые должны контролировать интересы детей в интернете, организовывать им  полезный досуг, формировать у них продуктивные интересы, прививать навыки здорового образа жизни.

О противодействии преступлениям в интернете и профилактике интернет — рисков шла речь в докладе директора РОО «Молодёжная служба безопасности», специалиста по вопросам отклоняющегося поведения среди молодёжи Культурного центра ГУ МВД России по Санкт — Петербургу и Ленинградской области Леонида Алексеевича Армера. Он познакомил слушателей с перечнем негативных ситуаций, в которые попадают дети вследствие использования информации из интернета. Например, шантаж с требованием денег, когда ребенок на просьбу виртуального «друга» сам выслал свои откровенные фотографии, а теперь боится, что их увидят друзья и родители; отсылка детям и подросткам детской порнографии, предложений сексуального характера; возникновение зависимости от виртуальной группы общения; организация провокаций межэтнического характера с участием молодежи. «Из виртуальной группы, как и из секты, вынуть ребенка очень трудно», — говорит Леонид Алексеевич. Как действуют интернет — преступники? Они дают ребенку то,  чего ему не хватает в реальной жизни – внимание, поддержку, знают современные игры, хобби, молодёжную музыку. По статистике, спрос на мальчиков, для общения в интернете, сегодня в 4 раза выше, чем на девочек.  Для 95% задержанных взрослых, которые приходили на встречу с девочками, это был первый опыт после просмотра порно-сайтов. Не все знают, что за действия сексуального характера в интернете предусмотрена уголовная ответственность по ст. 132 УК РФ (если ребенку нет 12 лет) и ст. 135 УК РФ (по достижении ребёнком  12 лет и старше). Докладчик говорил о «группах смерти» и рискованных играх в виртуальной реальности. Опасность такого интереса ведет к нарушению сна у детей, воздействие шок-контента приводит к снижению ценности жизни, давая ощущение избранности, принадлежности к группе, в которой идет манипулирование темой суицида. В самых запущенных случаях дети рискуют оказаться на больничной койке в психиатрической лечебнице. Взрослые должны быть в курсе, какие сайты посещают их дети, они должны прививать им критичность к контенту интернет-ресурсов, стоять на страже компьютерной безопасности детей.

Психолог Центра социальной помощи семье и детям Центрального района Александр Викторович Антонов рассказал о работе центра, его специалистах, о телефоне доверия, о программах для семей, детей и взрослых – «Семейном клубе», «Кукольном театре», тренинге «Замок сказки». Цель работы центра – психологическое благополучие детей и родителей. Такие центры есть в каждом районе Санкт-Петербурга.

«Комплексное сопровождение подростков с нарушением пищевого поведения: опыт СПб ГБУЗ «Городской консультативно-диагностический центр для детей «Ювента» — такова была тема доклада  психолога Городского консультативно-диагностического центра для детей «Ювента» Татьяны Алексеевны Кононовой.  Она отметила большой интерес к теме нарушения пищевого поведения у подростков, которое встречается в последнее время все чаще. Основные формы такого нарушения – нервная анорексия, нервная булимия, компульсивное переедание. По статистике анорексия встречается у 2% девочек и 1% мальчиков, булимией страдают 10% девочек от 12 до 18 лет. Почти 50% людей с нарушениями пищевого поведения страдают депрессией. Психологический портрет человека с нарушением пищевого поведения: повышенный уровень личностной тревожности, перфекционизм, высокая мотивация к достижению цели, депрессивные состояния, склонность к самобичеванию. Основная задача центра «Ювента» — комплексная помощь лицам, страдающим от нарушения пищевого поведения, упор в которой делается на  психологическое сопровождение в течение всего курса терапии.

Каждый из  докладчиков подчёркивал необходимость формирования в семье доверительных отношений с детьми,  формирования традиций семьи в проведении совместного  досуга, направления интересов детей  в пользу тех увлечений, которые обеспечивают здоровый образ жизни, в том числе  сохраняют психическое здоровье детей и подростков.

После завершения конференции для участников состоялась экскурсия в Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики.

Здоровый образ жизни. «Мы идём дорогой здоровья. Живой квест в Музее гигиены.

Заозерский Ю.А./Комплексная модульная программа  «Организация противодействия отклоняющемуся зависимому поведению в государственных бюджетных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга/Группа негосударственных предприятий гражданской безопасности ПГЛ,Спб.2017.С30-32

«Фетальный алкогольный синдром»

22 сентября  в Городском центре медицинской профилактики состоялся семинар, посвященный профилактике фетального алкогольного синдрома и злоупотребления алкоголем женщин и подростков. Слушателями семинара стали  акушеры-гинекологи родильных домов, женских и молодежных консультаций, педиатры детских поликлиник, психологи и социальные работники отделов социальной защиты населения районов Санкт-Петербурга.

О социальных аспектах употребления алкоголя женщинами и подростками рассказала  доктор философии, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, руководитель программы «Гендерные исследования» Анна Адриановна Темкина. Она привела данные ряда мировых исследований по гендерным различиям употребления алкоголя. На употребление алкоголя влияют пол, возраст, социальный статус, размер дохода, брачный статус. В городе пьют больше, чем в деревне, состоящие в браке употребляют алкоголь чаще, чем одинокие, семейные пары часто пьют вместе, выше потребление спиртного у имеющих работу, бедные и богатые пьют больше, чем люди со средним достатком. Мужчины выпивают больше, чаще становятся зависимыми от алкоголя, но в то же время отношение к женщинам – алкоголичкам более суровое, чем к мужчинам, санкции для них гораздо жестче.

Анна Адриановна отметила, что есть несколько культур употребления алкоголя: северная, когда больше употребляют крепкие напитки, но не регулярно; южная, когда алкоголь является частью повседневной жизни, легкие напитки употребляют за едой в любое время; промежуточная, когда центральным напитком становится пиво. В России для мужчин больше характерна северная культура употребления алкоголя, а для женщин – южная.  Употребление алкоголя во время беременности было объектом морали, а сегодня стало медицинской проблемой. Ведь у детей, чьи матери употребляли спиртные напитки во время беременности, часто развивается фетальный алкогольный синдром, который проявляется дефицитом веса и роста, нарушениями поведения и интеллекта ребенка.  Американский подход предписывает полный запрет употребления алкогольных напитков во время беременности, в Великобритании считают, что сама беременная женщина  принимает решение о времени, частоте и объеме употребления спиртного.  Опрос женщин в Санкт-Петербурге, готовящихся к беременности, показал, что они осведомлены о пагубных последствиях алкоголя в целом и отказываются от употребления спиртного во время беременности. Но просветительную работу в отношении употребления алкоголя при беременности необходимо вести более широко и агрессивно.

Олег Валерьевич Гончаров, к.м.н., ст.н.с. отделения лечения больных алкоголизмом СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева отметил, что статистика здесь затруднена, так как добровольно на лечение и на диспансерный учет по поводу алкоголизма никто не идет. Употребление спиртного подростками опасно вдвойне, ведь их мозг еще продолжает расти и алкогольная нагрузка может быть чрезмерной. Употребление алкоголя – один из факторов риска развития сердечно — сосудистых заболеваний. Алкоголизм  — это зависимость наряду с наркотической. Алкоголизм наносит вред на биологическом (похмельный синдром, увеличение толерантности к алкоголю), психологическом (влечение к алкоголю, утрата количественного контроля) и социальном уровнях (утрата прочих интересов, продолжение употребления алкоголя, несмотря на приносимый вред). Подростки начинают употребление алкоголя в 13-15 лет. Ими движет любопытство, стремление казаться взрослыми, быть частью компании, приобрести легкость в общении, снять ряд проблем. Как можно диагностировать подростковый алкоголизм? Появляется психическая зависимость, утрачивается рвотный рефлекс, повышается толерантность к алкоголю, наблюдается утренняя анорексия, нарушение памяти. Увеличение потребления алкоголя в России ведет к национальной деградации. У женщин алкоголизм развивается гораздо быстрее, чем у мужчин, отмечается его особая тяжесть и злокачественность. При этом женщины долго маскируют свою зависимость, не обращаются за помощью. Докладчик подробно остановился на методах и проблемах лечения детского и подросткового алкоголизма.

Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой психоневрологии ФП и ДПО  СПб ГПМУ Александр Бейнусович Пальчик сделал доклад на тему «Фетальный алкогольный синдром». Фетальный алкогольный синдром (ФАС) – это совокупность различных психических и физических дефектов у ребенка, которые являются врожденными, не подлежат излечению и остаются у него на всю жизнь. Каковы причины возникновения ФАС? Основная — употребление женщиной спиртного во время беременности и даже до зачатия. Симптомы ФАС можно увидеть сразу же после рождения по характерным чертам лица – короткая глазная щель, сглаженный губной желобок, тонкая верхняя губа, недоразвитые пальчики, аномалии внешних половых органов. Внешне ребенок с ФАС отдаленно напоминает малыша с синдромом Дауна. Но ФАС встречается в два раза чаще, чем синдром Дауна. Дети отстают в росте, весе, умственном развитии. Лектор привел данные исследования ФАС в Якутии, о социальных потерях общества. Что могут сделать врачи и родители для ребенка с ФАС? Проводить непрерывную коррекцию опасных симптомов, чтобы обеспечить ребенку максимально комфортное качество жизни. Специального лечения здесь не существует! Как можно предотвратить ФАС? Только полностью отказаться от употребления алкоголя во время беременности. Отказавшись от алкоголя еще на стадии планирования беременности можно предотвратить у будущего ребенка неизлечимые врожденные нарушения – ФАС.

 К.м.н., врач по гигиеническому  воспитанию ГЦМП Наталья Владимировна Шарафилова рассказала об уроке здоровья «Алкоголь и здоровье» и  методике его проведения со школьниками 7-11 классов. «Дети – благодарная аудитория, именно в детстве начинает формироваться стереотип поведения на всю жизнь. Поэтому им надо деликатно и тактично, без запугивания рассказывать о вреде алкоголя на организм. И наши уроки здоровья, проводимые в интерактивной форме, прекрасно воспринимаются ребятами», — сказала Наталья Владимировна. Также она рассказала об экспонатах Музея гигиены по теме «Алкоголь и здоровье», которые демонстрируются в ходе урока.

Акция на М.Садовой к Всемирному дню сердца

28 сентября в Городском центре медицинской профилактики и на Малой Садовой улице прошли мероприятия городской акции в рамках Всемирного дня сердца. Организатор акции – Городской центр медицинской профилактики. Цель проводимых в этот день мероприятий – напомнить всем жителям планеты о важности и  обязательности заботы о здоровье сердца с молодых лет и формирование мотивации к сохранению здорового сердца и профилактики сердечно — сосудистых заболеваний.

Перед началом основных мероприятий акции в Городском центре медицинской профилактики состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню сердца.

 С приветственным словом к участникам пресс-конференции обратился директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов. Он напомнил, что Всемирный день сердца – 29 сентября проводится по инициативе Всемирной федерации сердца при поддержке Всемирной Организации Здравоохранения с 2000 года под девизом: «Сердце для жизни». Он заметил, что мы вспоминаем о своем сердце только когда оно заболит, а о его здоровье надо помнить постоянно и проведение городской акции  — это способ еще раз напомнить горожанам о том, что надо внимательнее относиться к своему здоровью, беречь свое сердце.

На вопросы  журналистов городских СМИ отвечали:   начальник отдела по организации амбулаторной помощи взрослому населению Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Лариса Витальевна Соловьева; заведующий научно-исследовательской лабораторией острого коронарного синдрома ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Минздрава России Алексей Николаевич Яковлев; главный внештатный специалист по детской кардиологии Комитета по здравоохранению Николай Владимирович Слизовский; руководитель Центра атеросклероза и нарушений липидного обмена Клинической больницы № 122 им. Л.Г. Соколова ФМБА России  Виктор Савельевич Гуревич; руководитель Юго-западного аритмологического центра СПб ГБУЗ «Городская больница № 26» Сергей Анатольевич Юзвинкевич; руководитель Регионального сосудистого центра СПб ГБУЗ «Городская Александровская больница», заместитель главного врача Людмила Викторовна Рошковская.

Лариса Витальевна Соловьева отметила, что наша амбулаторная сеть, которая ежегодно принимает 40 миллионов посещений, это первое звено, куда мы обращаемся, в том числе и по поводу сердечно-сосудистых заболеваний. И от того, насколько компетентны специалисты первичного звена очень многое зависит. Необходимо, чтобы именно это звено было нацелено на профилактику. В городе работают центры и кабинеты профилактики, куда может обратиться любой пациент. Также она сказала, что проведения мероприятий к Дню сердца – это повод еще раз поднять проблему ответственности человека за свое здоровье.

 Николай Владимирович Слизовский подчеркнул , что там, где в семье  игнорируется здоровый образ жизни, мы наблюдаем проблемы со здоровьем у детей. Поэтому необходима широкая просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни как среди родителей, так и среди тех, кто работает с детьми.

 Сергей Анатольевич Юзвинкевич рассказал о работе своего сосудистогог центра и отметил снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в нашем городе в последние годы.

Виктор Савельевич Гуревич  говорил о важности первичной профилактики и  о вкладе СМИ в профилактическую работу с населением. Алексей Николаевич Яковлев рассказал о программах профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний , которые работают в нашем городе.

Людмила Викторовна Рошковская показала презентацию  о работе соей больницы, где подробно остановилась на высокотехнологичных методах помощи  больным с инфарктом и инсультом.

Для населения мероприятия акции начались сразу на двух площадках. На  первой площадке – на Малой Садовой улице был установлен гигантский надувной макет сердца и все желающие смогли  побывать « внутри сердца» на экскурсии. Рядом работала «Палатка здоровья», где врачи   измеряли всем желающим артериальное давление, рассчитывали индивидуальный индекс массы тела, давали консультации по профилактике сердечно — сосудистых заболеваний. Здесь же шла активная раздача листовок, буклетов, газет по пропаганде здорового образа жизни, профилактике рисков сердечно — сосудистых заболеваний.

На второй площадке – в помещении Городского центра медицинской профилактики  проводились консультации врачей-специалистов по нарушению сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Минздрава России; специалисты ГЦМП консультировали  населения по отказу от курения.

С лекцией о пользе скандинавской ходьбы перед участниками акции выступила психотерапевт, инструктор по скандинавской ходьбе  Мария Александровна Палагнюк. Она рассказала об истории  ходьбы с палками, о ее пользе для здоровья. Она отметила, что финская ходьба – это единственный легкодоступный, подходящий всем способ правильной физической нагрузки. Лектор рассказала о том, как  правильно ходить, выбирать палки и одежду для занятий ходьбой. После лекции желающие отправились на «Марш здоровья» — пешую прогулку с палками в стиле скандинавской ходьбы для новичков.

Еще одну познавательную лекцию для населения «Нарушения сна как фактор риска сердечно – сосудистых заболеваний» прочитал д. м.н., руководитель лаборатории проблем нарушения сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Юрий Владимирович Свиряев. Треть нашей жизни мы проводим во сне и те процессы, которые происходят в это время в нашем организме,  определяют наше бодрствование. Лектор ответил на вопрос – зачем мы спим, рассказал о нарушениях дыхания во сне – апноэ, о вреде храпа и методах его лечения, о последствиях бессонницы, о «10 золотых правилах» здорового сна.

Для населения мероприятия акции начались сразу на двух площадках. На  первой площадке – на Малой Садовой улице был установлен гигантский надувной макет сердца и все желающие смогли  побывать « внутри сердца» на экскурсии. Рядом работала «Палатка здоровья», где врачи   измеряли всем желающим артериальное давление, рассчитывали индивидуальный индекс массы тела, давали консультации по профилактике сердечно — сосудистых заболеваний. Здесь же шла активная раздача листовок, буклетов, газет по пропаганде здорового образа жизни, профилактике рисков сердечно — сосудистых заболеваний.

На второй площадке – в помещении Городского центра медицинской профилактики  проводились консультации врачей-специалистов по нарушению сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Минздрава России; специалисты ГЦМП консультировали  населения по отказу от курения.

С лекцией о пользе скандинавской ходьбы перед участниками акции выступила психотерапевт, инструктор по скандинавской ходьбе  Мария Александровна Палагнюк. Она рассказала об истории  ходьбы с палками, о ее пользе для здоровья. Она отметила, что финская ходьба – это единственный легкодоступный, подходящий всем способ правильной физической нагрузки. Лектор рассказала о том, как  правильно ходить, выбирать палки и одежду для занятий ходьбой. После лекции желающие отправились на «Марш здоровья» — пешую прогулку с палками в стиле скандинавской ходьбы для новичков.

Еще одну познавательную лекцию для населения «Нарушения сна как фактор риска сердечно – сосудистых заболеваний» прочитал д. м.н., руководитель лаборатории проблем нарушения сна ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр  им. В.А. Алмазова» Юрий Владимирович Свиряев. Треть нашей жизни мы проводим во сне и те процессы, которые происходят в это время в нашем организме,  определяют наше бодрствование. Лектор ответил на вопрос – зачем мы спим, рассказал о нарушениях дыхания во сне – апноэ, о вреде храпа и методах его лечения, о последствиях бессонницы, о «10 золотых правилах» здорового сна.

В течение дня все желающие могли бесплатно посетить Музей гигиены и поучаствовать в интерактивной игре «Мое сердце», посмотреть  видеофильмы «Осторожно, гипертония!» и «Слагаемые здоровья», побывать на. выставке книг медицинской библиотеки и увидеть временную выставку Музея гигиены «Сердце для жизни».

Игра «Здоровье в наших руках» в залах Музея гигиены

Учитывая потребность в пропаганде здорового образа жизни и заботы о своём здоровье, особенно в вопросах репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-инфекции и вредных привычек, а также особенности восприятия информации в подростковом возрасте Городской центр медицинской профилактики разработал игру «Здоровье в наших руках» для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Целью игры является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью. В ходе игры решаются следующие задачи: формирование у учащихся моделей поведения самосохранения здоровья; развитие умения анализировать последствия неправильного образа жизни; обеспечение учащихся современными достоверными знаниями в вопросах репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ/СПИДа, вредных привычек; способствование умению детей аргументированно отвечать на вопросы сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

19 сентября состоялась первая игра после летних каникул, в которой приняли участие команды учащихся лицея №470, школ №72и №89 Калининского района.

Мероприятие проходило в залах Музея гигиены «Охрана материнства и детства. Репродуктивная функция», «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании», «Профилактика вредных привычек», обладающих широкой экспозиционной базой по темам указанных залов.

После прохождения станций, на которых  ребята отвечали на вопросы, выполняли задания, аргументированно давали отпор вредным привычкам, состоялся конкурс капитанов — за правильные ответы команды получали дополнительные баллы. Победителем стала команда «Северяне» ГБОУ СОШ №89. Все участники были награждены грамотами, победителю вручена памятная награда — статуэтка Ники с эмблемой  Городского центра медицинской профилактики.

26 сентября  2017г. в 15.00 состоится следующая игра, в которой примут участие команды учащихся Колпинского района.