Конференция «Здоровый образ жизни – основа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний»

18 сентября 2017г. в Городском центре медицинской профилактики в рамках Всемирного Дня сердца для заместителей директоров по воспитательной работе , преподавателей общеобразовательных организаций,  центров для детей-сирот состоялась конференция «Здоровый образ жизни – основа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний».

Павлий Александр Геннадьевич, помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Раховой Елены Алексеевны, рассказал о  Федеральном проекте «Здоровье – детям». Девиз программы «Здоровые дети – счастье родителей». Он отметил, что одним из приоритетов партии «Единая Россия» в сфере здравоохранения является обеспечение детей качественной медицинской помощью.  Сегодня остается актуальным и требующим решения ряд вопросов, в частности, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения для детей, развития школьной медицины, профилактики заболеваемости детей, популяризации и формирование здорового образа жизни, создания доступной среды и социализации детей-инвалидов и другие. Все эти задачи должны быть решены в рамках проекта «Здоровье – детям». Координировать проект будет председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья человека. Дмитрий Анатольевич Морозов.

О здоровом образе жизни  как основе сохранения здоровья школьников говорила  профессор кафедры гигиены обучения, воспитания, труда и радиационной гигиены Медико-профилактического факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова Ольга Ивановна Янушанец. Образ жизни – устоявшаяся форма бытия человека в мире. Факторами, формирующими образ жизни, являются уровень, уклад и стиль жизни. Сегодня «уклада» жизни как такового нет, мы его потеряли, остались лишь какие-то его черты. Стиль жизни зависит от профессии родителей, их взглядов на жизнь, от социальных условий, национальных особенностей. Если говорить о здоровом образе жизни, то есть факторы, формирующие личную мотивацию к его ведению – социальная обстановка, возрастная и половая принадлежность, тип высшей нервной деятельности, преобладающий механизм нервной регуляции. Все факторы окружающей среды достигают степени какого-то взаимодействия с детским организмом через их модификацию в системах семьи, быта, образа жизни и степени экономического процветания общества. Наша задача – сформировать образ жизни детей, учитывая витальные потребности, которые есть у человека. В частности, в физическом существовании. Наша среда обитания резко изменилась за последнее десятилетие, наши дети живут в других реалиях, они смотрят другие фильмы, читают другие книги. Взрослые зачастую не понимают, чем живет поколение селфи. У детей есть потребность в движении, в действии, в трате физических и эмоциональных сил. Если раньше всю энергию ребенок мог выплеснуть играя во дворе, то сейчас двор ушел из жизни ребенка и у него нет возможности выплеснуть там весь накопившийся потенциал.   Потребность в новом, необычном, в возбуждении, страхе, риске, агрессии, в острых ощущениях, в свободе – как учесть все эти факторы при формировании образа жизни? Темы уроков здорового образа жизни не отвечают на эти вопросы. А когда человек не может реализовать свои потребности, то вот тогда и появляются вредные привычки – алкоголь, табак, психоактивные вещества. К тому же, сам образовательный процесс является дополнительным психогенным фактором для ребенка. Мы не учитываем ряд витальных потребностей в образовательной среде. Образ жизни – это деятельность, выраженная в интересах и убеждениях. А что мы знаем об интересах наших детей, кто формирует их образ мыщления? Сегодня это делают популярные блогеры в интернете. Надо знать, чему они учат наших детей, интересоваться и обсуждать темы блогов, вскрывать вред и некчемность  такой информации в ходе споров, пусть дети сами сделают выводы. В нашей школе теперь нет уроков труда. А у детей есть потребность трудиться, помогать кому-то. Привлечь их к деятельности, описанной в повести «Тимур и его команда» сегодня не получится. Каков же выход? Волонтерское движение. Формируя здоровый образ жизни современного ребенка, надо учитывать все его потребности. И это главная задача взрослых.

О причинах артериальной гипертензии в школьном возрасте и их возможной профилактике говорил к.м.н., доцент кафедры педиатрии им. проф. И.М. Воронцова СПб государственного педиатрического медицинского университета, главный внештатный детский специалист кардиолог Комитета по здравоохранению Николай Владимирович Слизовский. Он отметил, что сердечно-сосудистые заболевания являются основными причинами смертности на сегодня. А здоровый образ жизни является профилактикой этих заболеваний. Образ жизни формируется в семье. Но всегда ли он здоровый? Как изменился стиль питания? Почему появилась гиподинамия у детей? Почему возникает детское ожирение? Добавьте к этому стрессирующее влияние информационных потоков, генетические и социальные факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка – все это может приводить к развитию детской гипертензии. А артериальная гипертензия – это и болезнь, и симптом сердечно-сосудистого заболевания. Николай Владимирович отметил, что на сегодняшний день  расчет индекса массы тела уже не актуален и рассказал о новом методе – калиперометрии, при котором определяется % содержание жира в организме, количество внутреннего и подкожного жира. Если говорить о профилактике гипертензии у детей, то, в первую очередь, необходимо  широко и доступно информировать о ней взрослых, регулярно измерять артериальное давление у детей, приводить детей на диспансерные осмотры и, конечно, вести здоровый образ жизни.

 «Подростковый возраст как фактор риска начала курения» — на эту тему был доклад медицинского психолога кризисно-профилактического отделения СПб ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина», врача первой квалификационной категории Евгении Александровны Бондаренко. Дети начинают курить чаще всего в подростковом возрасте. Почему и зачем им это нужно?  Подростковый возраст – это кризис, это трансформация, когда что-то детское уходит и рождается что-то взрослое. Подростковый возраст занимает около трех лет и длится с 12-13 до 15-16 лет. В этот период  все особенности детской психики, поведения, эмоций проявляются особенно ярко. В этом возрасте происходит сепарация от родителей, которая идет через бунт, протест, ярость и агрессию. Но это нормальное течение этого периода. Ребенок заявляет, что он уже взрослый и курение – символ взрослости. Задача родителей в этот период – поддержать ребенка в его «взрослых» решениях. Еще одна причина начала курения – мода, стремление «быть как все», раскрепоститься, желание разделить привычки партнера, преодолеть стыд, любопытство – вот  неполный перечень причин, толкающих подростка закурить. Профилактикой этой вредной привычки может стать общение подростка со значимым некурящим взрослым – учителем, тренером, наставником и его личный пример. Родители в подростковом возрасте для ребенка не авторитет! Здоровый образ жизни, формирование правильной картинки что модно и красиво на самом деле, знакомство подростка с уставом школы, где говорится о недопустимости курения на школьной территории – все это должно помочь в предотвращении тяги к сигаретам.

Об опыте работы кабинета профилактики артериальной гипертонии у детей и подростков говорилось в докладе заведующей консультативно-диагностическим  отделением Детского поликлинического отделения № 16 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 114», врача-педиатра высшей категории Татьяны Алексеевны Пеклер. Она рассказала об истории создания «Центра артериальной гипертензии», его составе и отделениях, подробно остановилась на его работе и  показала красочную презентацию. Докладчик отметила, что всем детям хотя бы раз в год необходимо измерять артериальное давление соответствующими возрасту манжетами.

Завершал работу конференции доклад «Урок здоровья как способ формирования здоровье сберегающего поведения детей», к.м.н., врача отдела координации организации профилактической деятельности женщинам и детям Городского центра медицинской профилактики  Натальи Владимировны Шарафиловой. Основная задача урока здоровья – формирование культуры здоровья у ребенка. Она дала определение понятию «культура здоровья»,  рассказала о концепции факторов риска, которая лежит в основе здорового образа жизни, об особенностях проведения санитарного просвещения в детских коллективах, о методах и формах проведениях уроков здоровья.

Аппетит, голод, ожирение…

В шестидесятые годы в мире началась эпидемия ожирения, которая продолжается и сегодня. Распространенность ожирения в мире — от 50 до 60% населения в каждой стране. Причем, в развивающихся странах ожирение распространяется наряду с недоеданием.  Ожирение значительно снижает качество жизни, приводит к росту смертности и распространенности онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, нарушений репродуктивной сферы. Больные ожирением в 4 раза чаще обращаются к врачу, чаще госпитализируются. По поводу этой глобальной проблемы мы беседуем с доктором медицинских наук, профессором  кафедры семейной медицины ГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Еленой Владимировной Фроловой.

Что такое ожирение?

Сегодня мы уже говорим об эпидемии ожирения. Понимание того, что ожирение — это не пищевая распущенность, и не вредная привычка, а болезнь, пришло к нам лет пятнадцать — двадцать назад. Только в последние годы начало формироваться отношение к людям с ожирением, как к больным.

doc_appetit1Ожирение – это хроническое заболевание с различными стадиями развития, в основе которого лежит нарушение адаптации нейрохимических механизмов к сигналу насыщения. И, самое главное, это сигнальная патология, означающая, что мозг, центральная нервная система людей с ожирением не воспринимают те сигналы о насыщении, которые подает им организм.

Каковы реальные причины ожирения?

Если раньше мы говорили, что в основе ожирения лежит превышение полученной энергии над затратами, то сейчас эта теория критикуется и пересматривается. Мы знаем, что в процесс регуляции аппетита и насыщения вовлечено более тридцати биологически активных веществ: проопиомеланокортин, лептин, грелин, допамин, серотонин, секретин, гастрин, информационный пептид и др. Примерно половина из них выделяется самими жировыми клетками. Например, лептин – гормон жировых клеток. Изначально он был задуман в эволюциии, чтобы ограничить потребление пищи и увеличить физическую активность. Чем больше жировых клеток, тем больше лептина. Сигнал поступает в продолговатый мозг – «прекращай есть, иди, двигайся». Но сегодня это работает не у всех. Жировых клеток много, лептина они выделяют много, но действия его нет. В чем причина, пока не совсем ясно. Второе важное вещество – это грелин, который выделяется клетками желудка и  повышает аппетит. Чем больше выделяется грелина, тем больше хочется есть.

Есть еще много веществ, которые выделяются в тонкой кишке – это «информационные» пептиды. Они угнетают аппетит. Чем больше жирной пищи поступает в тонкую кишку, тем больше их выделяется, и они сигнализируют о том, что нужно прекращать есть. С другой стороны, в тонкой кишке выделяются вещества, которые помогают человеку получить наслаждение от приема пищи.

doc_appetit2Вообще механизм регуляции аппетита и насыщения очень сложный. Поэтому, когда мы говорим человеку с ожирением «Прекрати есть!», он просто силой воли сделать этого не может, так как им «командует» огромное количество мощнейших медиаторов. Значит, чтобы приступить к регуляции аппетита, нужно использовать множество приемов, уловок, способов, чтобы обмануть собственный организм, и не страдать от голода при сокращении калорийности еды. Ведь организм по-прежнему будет вызывать продукцию всех веществ, которые активируют потребность есть.

А как же уменьшение калорийности пищи?

Стратегия, направленная на снижение калорийности пищи с целью снижения массы тела, была не совсем верна. Сейчас очень публикаций о том, что мы неправильно атаковали холестерин, неправильно направляли свои усилия на исключение из рациона жиров, яиц. Ведь как только мы исключали жиры, то люди стремились компенсировать недостаток этих калорий потреблением углеводов, а они тоже не самый полезный компонент нашего рациона.

Если говорить о том, что же все-таки приводит к развитию ожирения, то, безусловно, само по себе пищевое поведение гораздо больше связано с развитием ожирения, чем те или иные компоненты рациона.

Мы теперь говорим о том, что один из верных механизмов регуляции аппетита – это уменьшение порций. Доказано, что меньшее количество потребляемой еды приводит к уменьшению размеров желудка. Чем меньше человек съедает за один прием пищи, тем выше шанс правильной регуляции аппетита.

 

Насколько можно судить об ожирении по индексу массы тела?

doc_appetit3Сегодня уже понятно, что ожирение  не одинаково у всех. Существует несколько фенотипов или видов ожирения и это все будут разные болезни. Отсюда следует вывод – сам по себе индекс массы тела, как мерило ожирения, сегодня уже не может для нас оставаться таким важным критерием, как раньше.  Можно только делить всех людей по индексу массы тела на имеющих ожирение или не имеющих. Но мы не получим при этом описания тяжести заболевания. Например, у человека может быть высокий вес, но у него нет пока вредных последствий избытка веса. А есть люди с небольшим избыточным весом, но он уже привел у них к таким тяжелым последствиям как сахарный диабет, гипертензия. Вот поэтому сейчас применяется новая парадигма – «индекс массы тела не описывает тяжести ожирения». Мы должны брать в комплексе те поражения, которые вызваны ожирением.

Какие есть виды ожирения?

Фенотипов или видов ожирения на сегодня насчитывают несколько.

Большую роль в развитии ожирения играет инсулинорезистентность. Поэтому есть тип ожирения, связанный с высокой секрецией инсулина. Эти люди, как правило, отличаются всегда большим объемом талии. Есть такой вид ожирения, как низкий ответ на наполнение желудка. Есть высокая зависимость от пищевых стимулов. Это люди, которые не могут противостоять ситуационному перееданию, например, когда видят рекламу еды, проходят мимо витрин с продуктами.

Есть семейный стиль питания вредной едой. Есть пищевая зависимость. Есть тип ожирения людей, которые ведут сидячий образ жизни. В чистом виде все эти  фенотипы не существуют. Все они связаны между собой по типу «каскадов». Например, «сидячий тип», когда люди толстеют, так как перестают двигаться, но продолжают есть привычный объем пищи. Это приводит к таким сдвигам в обмене веществ, что ожирение начинает усугубляться и существовать само по себе.

Можно ли есть перед сном?

Наверняка те, кто ест на ночь, встают утром сытые. Поэтому они не едят завтрак, поздно обедают и, соответственно, опять основной акцент в приеме пищи переносят на вечер. Но в организме есть свои законы – ночью работают не те системы, которые работают днем. Если в организме процесс переваривания происходит ночью, а для этого требуется инсулин, это поддерживает высокий уровень активности симпатической нервной системы, а она отвечает за артериальное давление. Люди, которые едят на ночь, таким образом, повышают себе артериальное давление.

Завтрак должен составлять 25% всего объема пищи на день, а ужин – только 15%. Ужин должен быть съеден не позднее, чем за 2,5-3 часа перед сном.  И этот промежуток должен обязательно выдерживаться. Это важно для здоровья!

Как нужно питаться, чтобы предупредить ожирение?

doc_appetit4Запомните самое главное — все приемы пищи должны быть регулярными. Если прием пищи хаотичный, то организм все время находится в растерянности, он не знает, что из активных веществ ему сейчас нужно синтезировать. Поэтому он «на всякий случай» повышает уровень всех гормонов в крови, думая, что «вдруг сейчас поступит еда, а я не готов». Если человек ест без перерыва или с небольшими интервалами, то в результате все время поддерживается высокий уровень инсулина в крови. И из-за этого возникает инсулинорезистентность. А высокий уровень инсулина в крови все время поддерживает голод. Чем больше инсулина, тем голоднее человек себя чувствует. С одной стороны, у него все время высокий инсулин в крови, с другой – клетки к нему не чувствительны. Все это является основой развития сахарного диабета второго типа. Значит, главный способ лечения любого вида ожирения, переедания, неправильного пищевого поведения – четкий, по часам прием пищи. Тогда примерно через две недели вся пищеварительная система перестраивается, и секреция гормонов начинает обеспечивать именно эту частоту приема пищи. Оптимально, когда между приемами пищи перерыв составляет примерно 3,5 – 4 часа. Такой интервал между приемами пищи помогает снизить массу тела даже без ограничения калорийности Для этого стоит  пересмотреть свои пищевые привычки, например, брать с собой еду на работу.  Когда вас приглашают к столу, а вы еще не успели проголодаться, не стоит кушать за компанию. Не поддавайтесь на провокацию,  не садитесь за стол. Для того, чтобы получить насыщение, есть надо медленно, обязательно  приборами, за накрытым столом, а не руками и на бегу.

doc_appetit6Чтобы бороться с голодом, стоит носить с собой какие-нибудь некалорийные перекусы – морковку, яблоки, хрустящие хлебцы. Все это позволит не переедать во время основного приема пищи. Еще очень полезный совет – «хочешь есть – попей водички». Нужно просто выпить воды мелкими глоточками, и на какое-то время вам гарантировано насыщение. Ведь иногда люди не могут различить чувство жажды и чувство голода.

doc_appetit5Ну и напоследок хотелось бы дать один совет для всех. Будьте активны, больше двигайтесь, ходите, плавайте, бегайте, танцуйте. Эта простая и недорогая физическая активность позволит вам не думать слишком много об ограничении пищи или калорий. Живите просто, активно и радостно. Смотрите на все оптимистично. Это и есть здоровье

Детский травматизм: во всем виноваты взрослые!

«В настоящее время от несчастных случаев погибает или получает серьезные повреждения больше детей, чем от всех инфекционных заболеваний вместе взятых. Поэтому профилактика детского травматизма приобретает особое значение», — говорит наш сегодняшний собеседник главный врач ГБУЗ Детская больница № 2 святой Марии Магдалины Автандил Георгиевич Микава.

В нашей больнице травматологическое отделение является центральным городским. Оно остается базой НИИ травматологии и ортопедии им. Турнера, его курирует главный детский травматолог академик Бандурашвили А.Г. Отделение на 60 коек практически всегда заполнено, в большинстве своем это черепно-мозговая, спинальная травма, так называемые компрессионные переломы, переломы нижних и верхних конечностей. Два года назад мы открыли при больнице городской центр амбулаторной травматологии, который ежедневно принимает до 100 детей со всего города.

Вчера и сегодня

Детский травматизм был и остается одной из самых актуальных тем  в работе детской службы скорой медицинской помощи. В течение последних десятилетий изменился сам характер детского травматизма, так как изменились  наша жизнь, ее динамика, характер развлечений детей, занятость родителей. Раньше детский травматизм по большей части был вызван тем, что дети сами себе придумывали и находили развлечения. Было очень много травм, связанных с пребыванием детей на стройках, карьерах, около железной дороги, с игрой с электропилами и строительными механизмами. Мы часто встречали железнодорожную травму, падения детей с высоты, придавливание строительными плитами, всевозможные ожоги, ампутации.

doc_tramvmatizm2Сегодняшним детям не надо что-то придумывать – им предлагаются всевозможные виды развлечений, предоставляется масса спортивных и развлекательных снарядов, соответственно, меняется и характер травм. Мы встречаем всевозможные травмы, полученные на аттракционах, позволяющих получить массу адреналина.

doc_tramvmatizm1

Появились травмы «моды», возникающие вследствие занятий экстремальными видами спорта, катаний  на роликовых коньках, различных досках (скейтах, сноубордах, гироскутерах и т.д.).  Каковы здесь меры профилактики? Необходимо помнить о защитных атрибутах, выбирать для катания отдельные от городского транспорта трассы, соблюдать технику безопасности и правила эксплуатации.

Внимание! Улица!

Надо отметить, что глубина и серьезность повреждений, по сравнению с предыдущими годами, уменьшилась. Благодаря активной работе общественности и автоинспекции, регулярно проводящей различные месячники безопасности для детей, стало гораздо меньше автодорожных травм. Но прививание культуры поведения на улицах и дорогах, знание правил дорожного движения, надзор, положительный личный пример – все это по-прежнему актуально и остается за родителями. Использование детских автомобильных кресел снижает риск получения травм при попадании в ДТП. Наличие светоотражающих элементов на детской одежде также является серьезным средством профилактики транспортного травматизма.

doc_tramvmatizm3Резко пошел на спад травматизм, связанный с собачьими укусами. Очевидно, что в городе стало меньше собак бойцовых пород, так как мода на них прошла. Но ребенку необходимо объяснять, как нужно вести себя с собакой дома и на улице – не стоит таскать ее за хвост, садиться на нее верхом, лезть в миску, когда животное ест, иначе пес ответит агрессией.

doc_tramvmatizm4Меньше стало травм, полученных на детских площадках. Сейчас они лучше оборудованы снарядами и покрытием, которые минимизируют риск травматизма. Но родителям отвлекаться здесь не стоит, ведь падение или удар качелями по голове – это серьезное сотрясение головного мозга или черепно-мозговая травма.

Современные родители очень заняты, поэтому часто дети остаются дома одни без присмотра. В этом случае надо особое внимание обратить на окна. Дети забираются на подоконники, опираются на москитные сетки, которые плохо закреплены, и выпадают из окна.

Школьный травматизм

doc_tramvmatizm6Осенью дети идут в школу. Здесь их подстерегает множество опасностей. Ребенок может получить травму в спортзале на уроке физкультуры, в классе, на перемене. Сюда же входят школьные драки. Ушибы, переломы, сотрясения головного мозга – наиболее частые проявления падений во время безудержной беготни на переменах. Удар головой о батарею приводит к черепно-мозговой травме. Неисправная ступенька лестницы приводит к скольжению, в результате которого возможен компрессионный перелом позвоночника. Здесь необходим жесткий контроль сотрудников школы за поведением учащихся на уроках и переменах. Для младших школьников с целью профилактики травматизма на переменах должны быть организованы подвижные игры, позволяющие им подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме.

doc_tramvmatizm5«Безобидный» удар портфелем, а он весит обычно 3-5 кг, одноклассника по голове  может также приве6сти к серьезной черепно-мозговой травме. «Выдергивание стула» вроде бы в шутку чревато травмой позвоночника. Поэтому детям необходимо объяснять возможные последствия этих действий, чтобы избежать подобных инцидентов.

Сезонные травмы

Очень важно обратить внимание на все виды развлечений детей зимой – катание на лыжах, санках, «ватрушках» с горок. В последнее время модными стали горные лыжи. С горнолыжного курорта Кавголово нам часто привозят подростков. У них еще нет необходимых способностей к удержанию равновесия, часто не совсем правильно подобран спортивный инвентарь. Дети летят с горы и ударяются об других катающихся, деревья, сучки, пеньки, если место не подготовлено для катания и катание не санкционировано. Мы встречаем переломы конечностей и удары такой силы, что приводит к разрыву внутренних органов. Необходимо учить детей технике катания и безопасного падения, выбирать для катания только оборудованные склоны.

doc_tramvmatizm7Очень важно предостерегать детей от выхода на лед, так как температура воздуха у нас нестабильна, он тонкий, часто возникают промоины. В этих условиях возможно  и переохлаждение, и утопление.

При игре в снежки тоже бывают травмы. В частности, травма глаз. Задача взрослых – убедить детей не бросать снежок в упор, в лицо, не целиться в голову

В заключение хотелось бы напомнить, что в детском травматизме всегда виноваты взрослые – не уберегли, не научили, вовремя не предупредили. Значит, пока ребенок не вырос, родителям надо найти время, чтобы уберечь, научить, предупредить, иначе беды не миновать.

Участие в акции «Царское село – центр здоровья, творчества детей и молодежи»

9 сентября 2017г. Городской центр медицинской профилактики в очередной раз принял участие в ежегодной акции «Царское село – центр здоровья, творчества детей и молодежи».

Врачи Шарафилова Н.В., к.м.н., и Панфилова Е.Ю. во Дворце молодежи и в Центре детско-юношеского технического творчества и информационных технологий провели уроки здоровья для детей младшего школьного возраста: «Здоровый образ жизни». Дети и сопровождающие их родители с интересом слушали информацию, дружно, включая родителей, отвечали на вопросы. По окончании урока был показан мультипликационный фильм «Сказочное путешествие в страну гигиены» и всем присутствующим подарены буклеты  Музея гигиены.      Для школьников старшего возраста состоялись урок здоровья на тему «Курить – здоровью вредить», который даёт представление о токсическом влиянии табачного дыма, пассивном курении, правовой ответственности, а также последствиях – заболеваниях, которые возникают вследствие курения, который завершился показом мультипликационного фильма «Тайна едкого дыма», общественной организацией «Общее дело». Также были проведены уроки «Алкоголь и здоровье» и «Рациональное питание – удовольствие на пользу». Для детей и взрослых была организована интерактивная игра «Составь меню». Участникам предлагалось из карточек с различными продуктами и блюдами составить полноценный рацион на день. Ребятам было интересно выбирать полезные продукты и составлять меню, предлагалось посчитать общее количество килокалорий. После составления меню давались рекомендации. Таким образом, дети и взрослые в игровой манере узнали много полезного о правильном питании. Инструкторы по гигиеническому воспитанию Мадатова Г. В. и Кубрина С. Н. провели беседы о вреде курения с демонстрацией куклы «Имитатор курильщика» среди детей и взрослого населения. Говоря о вреде алкоголя, участникам предлагалось пройти небольшое расстояние в «Пьяных очках», имитирующих ощущение алкогольного опьянения, тем самым показать, что даже незначительная доза употребления алкоголя, может привести к нарушению координации. Всем желающим выдавалась  санитарно – просветительная литература: буклеты: «У меня красивая улыбка», «Как и зачем правильно мыть руки», «Жизнь требует движения», «Критические периоды развития ребенка», «Бросить курить возможно», газета «Домашний доктор».

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ИЮНЬ 2017г.

616.31

К23

Кариес зубов : учеб. пособие для студентов стоматологич. фак. мед. вузов / С. Б. Фищев, А. Г. Климов, А. В. Севастьянов и др. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 47 с. : ил. — Список лит.: с. 47.

 

616.8

К93

Курасов, Евгений Сергеевич. Медико-психологические аспекты здорового сна / Е. С. Курасов, Р. С. Ремизевич, Т. И. Дьяконова. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 71 с. : ил. — Список лит.: с. 71.

 

616.3

Л64

Литовский, Игорь Анатольевич. Гастродуоденальные язвы и хронический гастрит (гастродуоденит) : дискуссионные вопросы патогенеза, диагностики, лечения / И. А. Литовский, А. В. Гордиенко. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 302 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

 

616.31

П27

Периодонтит : этиология, патогенез, клиника, лечение : метод. рекомендации / сост. С. Б.  Фищев, сост. А. Г. Климов, сост. И. В. Березкина и др. — СПб. : СпецЛит, 2014. — 39 с. — Список лит.: с. 39.

 

616.9

Г33

Гемоконтактные инфекции у туристов и мигрантов : Общая характеристика. ВГВ, ВГД, ВГС, бешенство. ВИЧ-инфекция и другие заболевания, передающиеся половым путем  / В. В. Нечаев, С. Л. Мукомолов, Е. В. Степанова и др. ; ред. Ю. В.  Лобзин. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 183 с. : ил. — (Медицина путешествий : в 5-ти ч. ; ч. 5). — Библиогр. в конце гл.

 

615.82

Л53

Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем / В. А. Маргазин, А. В. Коромыслов, А. Н. Лобов и др. ; ред. В. А.  Маргазин, ред. А. В. Коромыслов. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 234 с. : ил. — Список лит.:

с. 234.

 

 

616.9

Р43

Респираторные инфекции у туристов и мигрантов : туберкулез, другие микобактериозы, легионеллез, грипп, тяжелый острый респираторный синдром / В. В. Нечаев, А. К. Иванов, С. Л. Мукомолов и др. ; ред. Ю. В.  Лобзин. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 188 с. : ил. — (Медицина путешествий : в 5-ти ч. ; ч. 1). — Библиогр. в конце гл.

 

616.9

И74

Инфекции с диарейным синдромом у туристов и мигрантов : Общая характеристика диарейных заболеваний. Дизентерия. Эшерихиозы. Холера. Брюшной тиф и другие сальмонеллезы. Кампилобактериоз / В. В. Нечаев, В. А. Неверов, Г. И. Гришанова и др. ; ред. Ю. В.  Лобзин. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 143 с. : ил. — (Медицина путешествий : в 5-ти ч. ; ч. 2). — Библиогр. в конце гл.

 

616.9

Э67

Энтеровирусные и неэнтеровирусные инфекции у туристов и мигрантов : Общая характеристика. Полиомиелит. Ротаровирусная и норовирусная инфекции. Вирусные гепатиты А и Е / В. В. Нечаев, С. Л. Мукомолов, Е. С. Романова и др. ; ред. Ю. В.  Лобзин. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 92 с. : ил. — (Медицина путешествий : в 5-ти ч. ; ч. 3). — Библиогр. в конце гл.

 

616.9

Г33

Геморрагические лихорадки у туристов и мигрантов : Арбовирусные лихорадки : желтая, денге, Чикунгунья, Крым-Конго, Западного Нила. Контагиозные лихорадки : Эбола, Марбург и Ласса / В. В. Нечаев, А. К. Шведов, М. Н. Погромская и др. ; ред. Ю. В.  Лобзин. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 124 с. : ил. — (Медицина путешествий : в 5-ти ч. ; ч. 4). — Библиогр. в конце гл.

 

615.82

Л53

Лечебная физическая культура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и нарушениях обмена / В. А. Маргазин, А. В. Коромыслов, О. И. Дубова и др. ; ред. В. А.  Маргазин, ред. А. В. Коромыслов. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 112 с. — Список лит.: с. 112.

 

617

Н52

Неотложная хирургия груди и живота : рук. для врачей / Л. Н. Бисенков, П. Н. Зубарев, В. М. Трофимов и др. ; ред. Л. Н.  Бисенков, ред. П. Н. Зубарев. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 574 с. : ил. — Библиогр.: с. 569-574.

 

616

П81

Пропедевтика внутренних болезней : учеб. для мед. вузов / С. И. Рябов, Е. С. Рысс, Т. С. Рябова и др. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 414 с. : ил. — (Учеб. для мед. вузов). — Библиогр.: с. 414.

 

615.2

Т34

Теплова, Анна Ивановна. Витамины и минералы для жизни и здоровья / А. И. Теплова. — 2-е изд., стереотип. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 111 с. : портр. — Список лит.: с. 83.

 

340.6

Г83

Григонис, Эугениюс Пранович. Ответственность за преступления, совершаемые медицинскими работниками : учеб. пособие / Э. П. Григонис, О. В. Леонтьев. — СПб. : СпецЛит, 2008. — 157 с. — Библиогр.: с. 147-157.

 

616.1

Ф18

Факторы риска и заболевания сердечно-сосудистой системы у спортсменов / В. С. Василенко, М. Я. Левин, И. Н. Антонова ; ред. В. С.  Василенко. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 206 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 184-206.

 

616.31

Д18

Данилова, Любовь Андреевна. Биохимия полости рта : учеб. пособие / Л. А. Данилова, Н. А. Чайка. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 99 с. : ил. — Список лит.: с. 99.

 

618.2

К49

Клинические протоколы (акушерство) / А. А. Шмидт, Т. К. Тихонова, Д. И. Гайворонских и др. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 255 с. — Список лит.: с. 254-255.

 

615.82

Л53

Лечебная физкультура у больных, перенесших онконейрохирургические вмешательства, в условиях санаториев : учеб.-метод. пособие для студентов, клин. ординаторов, врачей / В. И. Захаров, А. А. Гайдук, А. А. Яковлев и др. ; ред. В. И.  Захаров. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 223 с. : табл., портр.

 

615.81

О-64

Организационные основы сестринского дела в реабилитации : учеб. пособие / Н. Г. Петрова, С. А. Калинина, Т. И. Миннуллин и др. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 119 с. — Список лит.: с. 117-119.

 

616.81

П86

Психогигиена и профилактика сексуального здоровья / И. Ф. Дьяконов, Б. В. Овчинников, А. А. Краснов и др. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 141 с. — Список лит.: с. 140-141. — Список терминов: с. 129-133.

 

614

П30

Петрова, Наталия Гурьевна. Основы экономической теории. Экономика и управление здравоохранением : учеб. пособие / Н. Г. Петрова , И. В. Додонова, М. В. Полюкова. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 204 с. — Список лит.: с. 204.

 

613

Ф93

Фрумин, Григорий Тевелевич. Техногенные системы и экологический риск : учеб. пособие / Г. Т. Фрумин. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 136 с. : ил. — Библиогр.: с. 135-136.

 

616.4

Ж52

Желудочно-кишечный тракт и ожирение у детей / Е. И. Алешина, И. И. Ахметов, Н. В. Барышникова и др. ; ред. В. П.  Новикова, ред. М. М. Гурова. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 302 с. : ил. — Библиогр. в конце гл.

 

617.8

О-85

Оториноларингология : учеб. / А. А. Горохов, Ю. К. Янов, В. В. Дворянчиков и др. ; ред. А. А.  Горохов. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 206 с. : ил. — (Учеб. для мед. вузов). — Список лит.: с. 203-206.

 

616.4

С17

Самородская, Ирина Владимировна. Ожирение : оценка и тактика ведения / И. В. Самородская. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 103 с. : ил. — Библиогр.: с. 97-103.

 

616.9

М18

Малеев, Виктор Васильевич. Вопросы гепатологии : учеб. пособие / В. В. Малеев, И. Г. Ситников, М. С. Бохонов. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 367 с. : ил., портр. — Библиогр. в конце гл.

 

613

Г46

Гигиена : учеб. / ред. Ю. В.  Лизунов, ред. С. Л. Кузнецов . — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 719 с. : ил. — (Учеб. для мед. вузов).

 

616.5

Д74

Дрибноход, Юлия Юрьевна. Лечение волос в косметологии / Ю. Ю. Дрибноход ; худ. С. Л.  Дрибноход. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 524 с. : ил. — Библиогр.: с. 511-524.

 

616.89

С74

Спринц, Анатолий Михайлович. Исторические личности сквозь призму психиатрии / А. М. Спринц. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 111 с. : ил, портр. — Список лит.: с. 111.

 

616.89

Ш97

Шустов, Дмитрий Иванович. Психотерапия алкогольной зависимости : рук. для врачей / Д. И. Шустов, О. Д. Тучина. — СПб. : СпецЛит, 2016. — 415 с. : ил. — Библиогр.: с. 373-415.

 

616.89

В49

Винокур, Владимир Александрович. Балинтовские группы : история, технология, структура, границы и ресурсы : учеб. пособие / В. А. Винокур. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 191 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 191.

 

614

Л47

Леонтьев, Олег Валентинович. Комментарии и справочные материалы к Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» / О. В. Леонтьев, В. В. Назарова. — СПб. : СпецЛит, 2015. — 207 с.

 

614

С56

Согласие на медицинское вмешательство — право пациента и обязанность медицинского работника : (российская законодательная база о праве пациента на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство) :  учеб. пособие / Ю. Н. Филиппов, О. П. Абаева, В. В. Тарычев и др. — СПб. : СпецЛит, 2016. – 111 с. : ил. — Список лит.: с. 111.

 

616.5

Д36

Дерматовенерология : учеб. / Е. В. Соколовский, Г. Н. Михеев, Т. В. Красносельских и др. ; ред. Е. В.  Соколовский. — СПб. : СпецЛит, 2017. — 687 с. : цв. ил. — Список лит.: с. 676-687.

 

Николай Федорович Гамалея (1859-1949 гг.)

НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

ГАМАЛЕЯ

(1859-1949):

tematic_gamaleia

Николай Федорович Гамалея – один из крупнейших микробиологов и эпидемиологов, член-корреспондент АН СССР (1939), почетный академик (1940), академик АМН СССР (1945), основатель Бактериологического института в Одессе.

Родился 17 февраля 1859 года в Одессе. В 1880 г. окончил Новороссийский университет в Одессе, а в 1883 г. – Военно-медицинскую академию в Петербурге.

Η. Ф. Гамалея – автор более 300 работ, значительная часть которых посвящена проблемам бешенства и холеры.

В 1919 г. в Петрограде по инициативе Николая Федоровича Гамалеина базе Библиотеки земских врачей, переданной Центральной медицинской выставке, (преобразованной сначала в Музей здравоохранения, затем в Дом санитарного просвещения),  была основана Центральная медицинская библиотека.

Н. Ф. Гамалея был выдающимся организатором и руководителем многих лабораторий и институтов в Одессе, Петрограде, Москве. Он был первым и бессменным председателем Всесоюзного научного общества микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов. Николай Федорович был избран почетным членом Академии наук СССР, ему была присуждена Государственная премия.

Н.Ф. Гамалея награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени

Умер Николай Федорович Гамалея 29 марта 1949 года в Москве.

Имя Н.Ф. Гамалеи в 1949 году было присвоено Институту эпидемиологии и микробиологии АМН СССР (ныне РАМН).

 

ТРУДЫ  Н.Ф. ГАМАЛЕИ:

576.8

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Собрание сочинений  : т. 1-6 / Н. Ф. Гамалея, ; АМН СССР ; ред. В. Д. Тимаков и др. — М. : Медгиз, 1951 — 1964

Т. 1 / ред. З. В.  Ермольева и др. — 1956. — 424 с. : карты, портр.

576.8

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Собрание сочинений  : т. 1-6 / Н. Ф. Гамалея, ; АМН СССР ; ред. В. Д. Тимаков и др. — М. : Медгиз, 1951 — 1964

Т. 2 : Основы медицинской микробиологии / ред. Н. Н.  Жуков-Вережников, ред.

В. Д. Тимаков. — 1951. — 368 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 345-358. 1 / ред. З. В.  Ермольева и др. — 1956. — 424 с. : карты, портр.

 

576.8

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Собрание сочинений  : т. 1-6 / Н. Ф. Гамалея, ; АМН СССР ; ред. В. Д. Тимаков и др. — М. : Медгиз, 1951 — 1964

Т. 3 : Вопросы соц. гигиены и организации здравоохр. Вопросы общей гигиены и санитар. Вопросы бактериолог. и эпидемиолог. / ред. А. Я.  Алымов и др. — 1958. — 343 с. — Библиогр. в подстроч. примеч.

576.8

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Собрание сочинений  : т. 1-6 / Н. Ф. Гамалея, ; АМН СССР ; ред. В. Д. Тимаков и др. — М. : Медгиз, 1951 — 1964

Т. 4 : Основы общ. бактериологии. Биол. процессы разрушения бактерий. Инфекция и иммунитет / ред. В. Л.  Троицкий. — 1960. — 346 с. : портр.

576.8

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Собрание сочинений  : т. 1-6 / Н. Ф. Гамалея, ; АМН СССР ; ред. В. Д. Тимаков и др. — М. : Медгиз, 1951 — 1964

Т. 5 : Воспоминания. Статьи и письма. — 1953. — 292 с. : ил.

576.8

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Собрание сочинений  : т. 1-6 / Н. Ф. Гамалея, ; АМН СССР ; ред. В. Д. Тимаков и др. — М. : Медгиз, 1951 — 1964

Т. 6 : Работы общ. характера, биогр. ст. Вопросы биол. и общ. патологии. Вопросы иммунологии. Вопросы вирусологии. Вопр. туберкулеза. — 1964. — 429 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 393-405.

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Биологические процессы разрушения бактерий / Н. Ф. Гамалея. — М.  ; Л. : Биомедгиз, 1934. — 114 с. : ил.

 

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Возбудитель скарлатины и его отношение к так называемым хламидозоям /

Н. Ф. Гамалея. — Одесса : Тип. Юж.-Рус. о-ва печат. дела, 1908. — 24 с. : ил. — Библиогр.:

с. 22.

Есть автограф: Гамалея, Николай Федорович

Пометки владельца коллекции: Рейн Георгий Ермолаевич

 

61(092) Гамалея

Г 18

Гамалея, Н. Ф.

Воспоминания  / Н. Ф. Гамалея. — М. : АН СССР, 1947 -     . — (Науч.- попул. сер. : мемуары)

Т. 1. — 1947. — 228 с. : портр.

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Два отрывка из воспоминаний микробиолога / Н. Ф. Гамалея. — М. ; Л. : Медгиз, 1940. — 107 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 106-107.

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Инфекция и иммунитет / Н. Ф. Гамалея. — М. ; Л. : Медгиз, 1939. — 406 с. : ил. — Библиогр.: с. 384-389.

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

История оспы и значение оспопрививания / Н. Ф. Гамалея. — СПб. : Тип. Линник, 1913. — 95 с. : ил. — (Гигиена и санитария  : прил. к журн.). — Библиогр. в конце гл.

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

К вопросу о плане борьбы с холерой / Н. Ф. Гамалея ; Рус. о-во охранения народного здравия. — СПб. : Тип. Сойкина, 1908. — 14 с.

615.80

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Лазеры в эксперименте и клинике / Н. Ф. Гамалея. — М. : Медицина, 1972. — 232 с. : ил. — Библиогр.: с. 203-229.

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Невидимые бактерии / Н. Ф. Гамалея. — Одесса : Тип. Мерка, 1909. — 15 с. : ил.

Отд. отт. из 33 т. Зап. Новорос. О-ва Ест.

Гамалея, Николай Федорович.

О «верденизации»питьевой воды  //  Гигиена и эпидемиология. — 1929. — № 3-4. - С. 47-48.

 

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

О средствах предохранения от сыпного тифа / Н. Ф. Гамалея. — Пг. : Гос. тип., 1916. — 41 с. : ил.     Отд. отт. из журн. «Вестник Царскосельск. р-на».

 

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

О сыпном тифе морских свинок / Н. Ф. Гамалея. — Пг. : Гос. тип., 1917. — 25 с. : диагр.    Отд. отт. из журн. «Вестник Царскосельск. р-на».

 

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Основы иммунобиологии : учение о невосприимчивости и о вакцинации /

Н. Ф. Гамалея. — М. ; Л. : Гос. изд-во, 1928. — 332 с. : ил. — (Пособия для высш. шк.).

 

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Основы общей бактериологии : курс 1899 г. / Н. Ф. Гамалея ; Бактериолог. и физиолог. ин-т. — Одесса : Тип. «Славянская», 1899. — X, 205 с. — Библиогр. в конце гл.

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Оспопрививание / Н. Ф. Гамалея. — 3-е изд., испр. . — М. ; Л. : Биомедгиз, 1934. - 148 с. : ил. — Библиогр.: с. 156.

 

61(092) Пастер

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Пастер / Н. Ф. Гамалея, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев. — М. ; Л. : АН СССР, 1946. — 52 с. : портр. — (Науч.- попул. сер. / АН СССР).

 

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Учебник медицинской микробиологии : [для мед. вузов] / Н. Ф. Гамалея. — М. ; Л. : Медгиз, 1940. — 414 с. : ил.

 

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Учение об инфекции / Н. Ф. Гамалея. — М. ; Л. : Медгиз, 1931. — 212 с. : ил.

 

576.8

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Фильтрующиеся вирусы / Н. Ф. Гамалея. — М. ; Л. : Медгиз, 1930. — 102 с. : ил. — (Новое в медицине и биологии; вып. 1). — Библиогр.: с. 87-97.

 

616.9

Г 18

Гамалея, Николай Федорович.

Холера в Одессе и план борьбы с холерными эпидемиями, особенно в применении к С.-Петербургу / Н. Ф. Гамалея. — Одесса : Тип. Юж.-Рус. о-ва печат. дела, 1909. — 77 с. : ил, карты, диагр.

Пометки автора: Посвящение авт. Глубокоуважаемому Георгию Ермолаевичу Рейну от автора

616.9

Б 43

Белиловский, В. А.

Чума в Одессе  : т. 1-2 / В. А. Белиловский. — Одесса : Тип. Юж.-Рус. о-ва печат. дела, 1903 — 1904

Т. 1 : Историческое и эпидемиологическое исследование / сост. Н. Ф.  Гамалея и др. — 1903. — VI, 176, 39 с. : ил., карты.

61(092) Пастер

Л 83

Луи Пастер : история одного ученого  : пер. с фр. / ред. Н. Ф.  Гамалея. — Одесса : [б. и.], 1889. — 317 с.

576.8

М 60

Миленушкин, Ю. И.

Организм человека и патогенные микробы / Ю. И. Миленушкин ; ред.

Н. Ф.  Гамалея. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Медгиз, 1949. — 344 с. : ил. — (Науч.-попул. мед. лит.). — Библиогр.: с. 334 — 337.

 

616.9

О-75

 Оспопрививание в России : тр. : в 2-х вып. / ред. А. С. Ноздровский. — Пг. : Тип. Отто Кирхнер, 1915 -

Вып. 1 : Оспа и борьба с нею в Петрограде / Н. Ф. Гамалея. – 1915. — 48 с.

Вып. 2 : О расширении задач Оспопрививательных Институтов в связи с организацией оспопрививания / Н. Ф. Гамалея. — 1915. — 47 с.

 

576.8

П78

Проблемы иммунитета / А. Т. Кравченко, Н. В. Галанова, П. Л. Рубинштейн и др. ; ред. Н. Ф.  Гамалея ; Центр. ин-т эпидемиологии и микробиологии (ЦИЭМ). — М. ; Л. : Медгиз , 1941. — 133 с. : ил. — Библиогр.: с. 101-107.

 

ЛИТЕРАТУРА О Н.Ф. ГАМАЛЕИ:

 

Выдающийся деятель советской медицинской науки  // Советская медицина. — 1949. — № 3. — С. 32 : портр.

61(03)

Б 79

 Гамалея Николай Федорович  // Большая медицинская энциклопедия : т. 1-35 / ред.

Н. А. Семашко. — М. : Сов. энцикл., 1928 — 1936

Т. 6. — 1929. — Столбец  256-257 : портр.

61(03)

Б 79

 Гамалея Николай Федорович  // Большая медицинская энциклопедия : т. 1-36 / ред.

А. Н. Бакулев. — 2-е изд. — М. : Медгиз, 1956 — 1964

Т. 6. — 1958. — С. 326-327 : портр.

61(03)

Б 79

 Гамалея Николай Федорович // Большая медицинская энциклопедия : [в 30-ти т.] / АМН СССР ; ред. Б. В. Петровский. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1974 – 1988

Т. 4 : ВАЛИН-ГАМБИЯ. — 1976. — С. 575-576, С. 552 : портр.

 

03

Б 79

 Гамалея Николай Федорович  //  Большая советская энциклопедия : т. 1-51 + Алф. указ. : т. 1-2 / ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М. : Больш. сов. энцикл., 1950 — 1958

Т. 10. — 1952. — С. 182-183 : портр.

03

Б 79

 Гамалея Николай Федорович  //  Большая советская энциклопедия : (в 30-ти т.) / ред.

А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Сов. энцикл., 1969 — 1978

Т. 6 : Газлифт-Гоголево. — 1971. — С. 82-83 : портр.

61(092) Гамалея

Г 78

Грачева, Н. П.

Большая жизнь : [очерк о почетном акад. Н. Ф. Гамалее] / Н. П. Грачева. — М. : Медгиз, 1959. — 47 с. : ил. — (Науч.- попул. мед. лит.).

 

 

61(092) Гамалея

Г 92

Грязнов, И. С.

Николай Федорович Гамалея / И. С. Грязнов. — М. : [б. и.], 1949. — 95 с. : ил. — (Деятели сов. медицины / АМН СССР). — Библиогр.: с. 67-94.

61(08)

К 13

Кажал, Н.

Из истории борьбы против микробов и вирусов : пер. с рум. / Н. Кажал, И. Раду. — Бухарест : Науч. изд-во, 1968. — С. 189, 235, 237, 329, 360-361 : портр.

 

Кнопов, М. Ш. 

Николай Федорович Гамалея : (к 150-летию со дня рождения) / М. Ш.  Кнопов,

В. К.  Тарануха // Эпидемиология и инфекционные болезни . — 2009. — N 1. — С. 60-61 : портр.

 

61(092) Гамалея

М 60

Миленушкин, Ю. И.

Н. Ф. Гамалея / Ю. И. Миленушкин. — М. : Медицина, 1967. — 71 с. — (Выдающиеся деятели отечественной медицины и здравоохранения).

61(092) Гамалея

М 60

Миленушкин, Ю. И.

Николай Федорович Гамалея : (к 100-летию со дня рождения)  / Ю. И. Миленушкин ; Всесоюз. о-во по распростр. полит. и науч. знаний. — М. : Знание , 1959. — 31 с. — (Сер. 8. Биология и медицина).

61(092) Гамалея

М 60

Миленушкин, Ю. И.

Николай Федорович Гамалея : очерк жизни и науч. деятельности /

Ю. И. Миленушкин. — М. : Акад. наук СССР, 1954. — 159 с. : ил. — (Науч.- попул. сер.).

VII Всероссийский Съезд Бактериологов, Эпидемиологов и Санитарных врачей // Врачебная газета. — 1923. — № 12. — С. 282-283.

 

61(08)

С44

Скороходов, Л. Я.

Материалы по истории медицинской микробиологии в дореволюционной России / Л. Я. Скороходов. — М. : Медгиз , 1948. — Гл. IX. Расцвет русской микробиологии.

5. Одесская школа. — С. 286-291 : портр., С. 339, 344.

 

61(092) Гамалея

Ф60

Финн, Э.

Академик Гамалея : очерк о жизни и деятельности / Э. Финн. — М. : Госполитиздат, 1963. — 48 с. : портр.

Юбилей профессора Н.Ф. Гамалея // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи.- 1929. — № 10. — С. 11.

Конференция «Мама! Кормите грудью малыша!»

8 сентября 2017г. в Городском центре медицинской профилактики для   неонатологов  родильных домов, акушеров-гинекологов женских консультаций, заведующих педиатрических отделений, педиатров и медицинских сёстер детских поликлиник, состоялась конференция «Поддержим грудное вскармливание вместе», посвященная Международной неделе грудного вскармливания.

 В выступлении «Грудное вскармливание – оптимальный способ питания новорожденных и детей первого года жизни» д.м.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских  болезней СПбГПМУ, главный педиатр Минздрава России по Северо-Западному федеральному  округу Елена Марковна Булатова отметила, что стоит обсуждать не только достижения, но и проблемы с грудным вскармливанием. В частности, сегодня прослеживается тенденция, когда здоровые мамы не хотят кормить грудью малыша. Она проинформировала о клеточном составе грудного молока и особо подчеркнула, что грудное вскармливание – это программирование будущего здоровья ребенка. Молоко матери содержит не только ряд защитных факторов, но и улучшает его когнитивное развитие. Для матери естественное вскармливание снижает риск развития рака молочной железы, яичников, сахарного диабета 2 типа. У детей на искусственном и грудном вскармливании отличается не только масса, но и состав тканей тела.  Елена Марковна особо подчеркнула, что полноценно заменить смесями грудное молоко нельзя. «Заменитель грудного молока» — это неправильный термин. Смеси – это не физиологический состав для потребностей ребенка, а химическое соединение, что бы там не обещали производители. Поэтому надо бороться с рекламой молочных смесей и шире пропагандировать естественное вскармливание, активнее вести просветительную работу с беременными и молодыми мамами. Докладчик напомнила о «10 принципах успешного грудного вскармливания», которые разработала Всемирная организация здравоохранения: информировать всех беременных женщин о преимуществах грудного вскармливания; показывать матерям, как кормить грудью и как поддерживать лактацию в тех случаях, когда им приходится разлучаться со своими детьми; поощрять кормление грудью по требованию ребенка; не давать новорожденным никакой еды и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев медицинских показаний; не давать сосок и пустышек.

Ирина Михайловна Максимова, руководитель Школы материнства женской консультации родильного дома №10 свой доклад  «Организация грудного вскармливания: обучение и мотивация беременных женщин. Поддержка после родов» читала со своим десятимесячным малышом на руках. Грудное молоко – это подарок здоровью ребенка на всю жизнь, поэтому так важно мотивировать будущую маму на проведение естественного вскармливания. Часто к  трем месяцам женщины прекращают  кормить грудью и переводят ребенка на смеси. На это у них есть ряд причин – они не успевают с работой по дому, устают, недосыпают, появляются трещины на сосках и каждое кормление становится для них стрессом. Поэтому им проще дать ребенку бутылочку. Существует и миф о том, что «кормление грудью портит фигуру». Старшее поколение родственников  не поддерживает маму, говоря «ты неправильно кормишь» и дает свои советы. Поэтому необходимо всесторонне информировать будущую маму о  «бонусах» кормления грудью: это дешево, это быстро — не надо никуда ходить за едой для малыша,  это профилактика послеродовой депрессии, кровотечений, снижение риска онкологии, остеопороза, это коррекция фигуры без диеты после родов. Обо всех положительных моментах  рассказывают на занятиях в Школе материнства.

Итоги проведения Международной недели грудного вскармливания в Санкт-Петербурге в 2017 году подвела в своем докладе врач Городского центра медицинской профилактики Екатерина Юрьевна Панфилова. Она напомнила о целях и задачах Международной недели грудного вскармливания, о 10 принципах успешного грудного вскармливания. В этом году активно принимали участие в Неделе 64% женских консультаций и родильных домов и 65% детских поликлиник. В медицинских организациях состоялись лекции, конкурсы, презентации, викторины, беседы, круглые столы, были выпущены санитарные бюллетени, размещены статьи в СМИ. Только 12 учреждений разместили информацию о Неделе грудного вскармливания на своих сайтах.

О роли женской консультации в поддержке грудного вскармливания рассказала акушер-гинеколог женской консультации №14 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №32» Петроградского района Екатерины Борисовны Хиврич. Она показала презентацию праздника, который прошел в женской консультации, рассказала о разработанных раздаточных материалах для молодых мам, проинформировала о результатах проведенного анкетирования по грудному вскармливанию.

Анна Сергеевна Дорошевская, акушерка СПб ГБУЗ «Родильный дом №17», консультант по грудному вскармливанию рассказала  о налаживании грудного вскармливания в родильном доме. Чем может помочь акушерка.  В докладе было  отмечено, что «старт» грудного вскармливания начинается в роддоме и он сопряжен с определенными трудностями. Поэтому акушерка должна помочь молодой маме наладить кормление грудью, правильное прикладывание ребенка. Докладчик рассказала о технике «расслабленного прикладывания» и показала методику – как должны располагаться мама и ребенок  во время кормления.

О  непреходящем значении грудного вскармливания рассказала  старшая педиатрическая медицинская сестра детского поликлинического отделения СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №122» Петродворцового района Наталья Алексеевна Агеева. Она говорила о том, как в поликлинике организована пропаганда грудного вскармливания, какая работа по этому вопросу проводится в Школе материнства, в кабинете здорового ребенка, о помощи в налаживании кормления грудью при первом патронаже новорожденных.