Игра по станциям «Мы идём дорогой здоровья»

30 ноября и 7 декабря 2016 года в Музее гигиены Городского центра медицинской профилактики состоялись игры по станциям «Мы идём дорогой здоровья», в которой приняли участие команды учащихся седьмых классов общеобразовательных учреждений Калининского района (школа №72, школа №121, школа  №136, школа №138, лицей №144, школа №172) и  Петродворцового района (школа-интернат №49, школа №319, школа  №413, школа №430, школа №436, школа №529).Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни, истории медицины, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На всех этапах чувствовался азарт и напряжённая работа детей при прохождении каждой станции.

Во второй части игры команды показали своё домашнее задание. Все выступления отличались своей индивидуальностью и понимание мосновных правил и понятий здорового образа жизни.

По итогам игры, набрав наибольшее количество баллов победителями стали:30 ноября команда «Ну и Ну!» ГБОУ школа №529 Петродворцового района, 7 декабря  команда «Синяя чайка» ГБОУ школа №138 Калининского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителю игры была вручена памятная награда.

Семинар «Оказание первой медицинской и неотложной помощи»

8 декабря в Городском центре медицинской профилактики для педагогов учреждений начального профессионального и среднего специального образования состоялся семинар «Оказание первой медицинской и неотложной помощи при сердечном приступе» и мастер-класс «Отработка навыков оказания первой помощи в порядке само- и взаимопомощи с использованием имитационного оборудования».

В работе семинара принимали участие специалисты «Учебного центра последипломного образования медработников со средним медицинским образованием Федерального медико-биологического агентства» - к.м.н., врач высшей категории, куратор циклов сестринского дела Светлана Алексеевна Калинина и преподаватель основ первой и неотложной помощи Дмитрий Давыдович Жолковский.

Светлана Алексеевна познакомила слушателей с работой Учебного центра, рассказала о курсах и циклах, которые идут постоянно, и новых. Она пригласила всех желающих, а не только медицинских работников, пройти в Центре последипломного образования специальный двухдневный курс «Первая помощь».

Дмитрий Давыдович, врач скорой помощи с тридцатилетним стажем, поделился со слушателями личными практическими наработками в оказании первой помощи. Для начала он рассмотрел ситуацию «падение с высоты». Если человек упал с высоты,  что нужно сделать в первую очередь? Какие наши действия могут навредить пострадавшему? Далее речь шла о попадании инородного тела в дыхательное горло, когда человек подавился и не может дышать. Дмитрий Давыдович продемонстрировал, как правильно  извлечь посторонний предмет из горла у детей и взрослых. Подробно лектор остановился на  базовой сердечно-легочной реанимации, требующей непрямого массажа сердца и дыхания «рот в рот», проинформировал и показал, как определить – жив человек или нет?  Мастер-класс был посвящен разбору типичных жизненных ситуаций, когда требуется неотложная помощь: ДТП,  травма, кровотечение, перелом, остановка дыхания. Что нужно сделать в первую очередь человеку, который хочет оказать помощь?  Прежде, чем начать реанимационные мероприятия, ему необходимо оценить – есть ли для него самого какие-то поражающие факторы – угроза взрыва, огонь и т.д. Затем следует определить, кому из пострадавших сначала оказать помощь, а кому после. Если пострадавший находится без сознания, то каким образом у него  определяется пульс и дыхание? На муляжах доктор продемонстрировал техники перевязки, наложения жгута, иммобилизации конечностей подручными средствами: как для жгута можно использовать обычный брючный ремень, правильно его закрепив; как  быстро свернуть жгут из тканевой косынки; как использовать собственную одежду пострадавшего, чтобы обездвижить пострадавшую руку. Лектор напомнил о правилах и ошибках наложения жгута, о точках прижатия артерий для остановки кровотечения, о том, что необходимо иметь в автомобильной аптечке для оказания помощи на дороге.

Семинар «Профилактика травматизма у учащихся»

19 декабря в Городском центре медицинской профилактики  для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и преподавателей общеобразовательных организаций, врачей и медицинских сестёр отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях детских поликлиник состоялся семинар «Профилактика травматизма учащихся.  Оказание первой помощи учащимся в образовательных организациях».

 В программу семинара были включены  четыре доклада. Первым прозвучал доклад начальника отдела охраны труда СПб ГКУ «Инспекция Комитета по образованию» Сергея Николаевича Шамшина «Анализ травматизма в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга среди учащихся и воспитанников за 2015 год». Он отметил, что в прошлом году среди учащихся произошли 1232 несчастных случая, которые были расследованы самым тщательным образом, по ним составлены акты, выявлены виновные, сделаны оргвыводы. В целом цифра была больше, чем в 2014 году. Из всех случаев, произошедших в 2015 году больше всего — 447 (36,3%) случились на переменах.

Сергей Николаевич познакомил участников семинара со статистическим методом расчета коэффициента частоты травматизма, рассказал о сравнительном анализе травматизма учащихся в различных районах нашего города, заметив, что больше всего несчастных случаев в 2015 году отмечалось в Приморском (211 случаев) и в Невском (164 случая) районах.

Следующий докладчик — старший преподаватель кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека ГБУ ДПО СПБ «Академия постдипломного педагогического образования» Марк Арнольдович Резников в своем выступлении «Профилактика травматизма в образовательных организациях. Оказание первой помощи» отметил, что тема школьного травматизма по-прежнему остается актуальной, снижения числа несчастных случаев пока не отмечается. Наибольшее число травм происходит во внеурочное время. В группах профессиональной переподготовки педагогов введены обязательные занятия по технике безопасности и профилактике травматизма, все педагоги учатся оказывать первую помощь. В образовательных заведениях рекомендуется организовывать дополнительные занятия для учеников по профилактике травматизма на уроках ОБЖ, а для учителей – занятия по оказанию первой помощи.

Марк Арнольдович подробно познакомил слушателей с алгоритмом оказания первой помощи. С чего начать? Если вы стали свидетелем травмы, то первое, что надо сделать, это оценить ситуацию на месте происшествия, выявить потенциальную опасность для себя и окружающих, устранить травмирующий фактор, действующий на пострадавшего, согласуясь с обстановкой и здравым смыслом.

Второй пункт алгоритма – оценка состояния пострадавшего. Если человек в сознании, контактен, рассказывает и показывает, где болит, то по признакам это удовлетворительное состояние. В медицинской помощи не нуждается. Например, если во время футбольного матча мяч попал ученику в плечо – больно, обидно, но не смертельно. Такой пострадавший транспортабелен. Его можно отвести в медпункт. Если ребенок в сознании, но не контактен, не плачет, бледен, пульс нитевидный, отмечается повышенная потливость, то такое состояние можно классифицировать как средней тяжести. В данном случае медицинская помощь обязательна. Пострадавшего следует оставить на месте и дождаться приезда медиков. Тяжелое состояние – пострадавший без сознания, не транспортабелен. Значит, необходим немедленный вызов скорой помощи.  Когда у пострадавшего отсутствует сердцебиение и дыхание, то это может быть состояние клинической смерти (до 5 минут). Здесь потребуется уже реанимационная помощь до прибытия бригады скорой – непрямой массаж сердца и дыхание «рот в рот».

Третий пункт алгоритма – определить характер травмы и начать оказывать необходимую помощь.

О допрофессиональной подготовке школьников в условиях лицейского образования шла речь в выступлении  к.п.н., доцента, заместителя директора по научно-методической работе ГБОУ «Лицей № 623 им. И. П. Павлова» Светланы Анатольевны Кузьминой. Она рассказала об истории своего лицея и его опыте по снижению травматизм среди учащихся, о реализуемых проектах по создания здоровьесберегающей среды в учебном заведении, о создании службы здоровья на базе лицея. Был показан видеофильм, в котором директор лицея Наталия Бельцева говорит о внеклассной работе с учащимися по ЗОЖ.

Представитель того же лицея —  учитель сестринского дела высшей категории Алла Юрьевна Милицкая дополнила выступление Светланы Анатольевны докладом «Преподавание предмета «Первая помощь» в лицее № 623». Ребята изучают начальные медицинские дисциплины – основы сестринского дела с 7 класса по 1 часу в неделю. В 8 классе занятия уже ведутся по группам, идет отработка практических навыков первой помощи. В ходе этих занятий ребята сами делают презентации о своей жизни с практическими рекомендациями по профилактике травматизма. Докладчик отметила, что в лицее есть собственные методические разработки по профилактике травматизма, которыми готова поделиться.

Акция к Международному дню отказа от курения

25 ноября 2016 года в торговом центре «Июнь» для населения Красногвардейского района прошла акция, посещенная Международному дню отказа от курения.

 В акции приняли участие специалисты Городского центра медицинской профилактики, Центра здоровья  Городской поликлиники№107, Врачебно-физкультурного диспансера Красногвардейского района, Санкт-Петербургского Северо-Западного Медицинского Университета им.И.И.Мечникова, а также Центра социальной помощи семьи и детям Красногвардейского района и Подростково-молодежного Центра «Охта»

Жителям района, пришедшим на акцию , было предложено   -  скрининговые обследования на смокилайзере приборе, определяющем содержание угарного газа в выдыхаемом воздухе, определение состава тела (жидкость, жир), определение минерального состава организма, измерение артериального давления и уровня сахара крови.

По результатам обследования были проведены консультации врачей Центра здоровья, Городского Центра медицинской профилактики по  отказу от курения, здоровому питанию, здоровому образу жизни.

Специалисты Городского центра медицинской профилактики курящим гражданам проводили  компьютерное тестирование на определения степени никотиновой зависимости, степени  мотивации к отказу от курения  и консультирование  по  оказанию помощи в отказе от курения, предоставлена  информация о том, куда можно обратиться за помощью в отказе от курения,

На примере демонстрации  куклы — курильщицы  был наглядно  показан вред  табакокурения для здоровья.

Сотрудники Центра здоровья во время акции раздавали приглашения на обследования  в центре здоровья и запись в школу по отказу от курения;

приглашение на диспансеризацию в городские поликлиники.

Волонтерами ПМЦ «Охта» проводилась  для участников акции раздача информационных материалов, изданных Городским центром медицинской профилактики — буклеты, листовки  и газета  «Домашний доктор».

Участники акции приняли участие в флеш-мобе  #РОССИЯНЕКУРИТ – посетителям торгового центра «Июнь» предлагалось сфотографироваться с принтом «Я за некурящую Россию. А ТЫ?» на свой мобильный телефон, с последующим размещением фотографии в социальных сетях, а также раздавались информационные материалы о вреде курения и запрете курения в общественных местах.

Студенческая конференция исследовательских работ «Мода на здоровье

24 ноября в  Городском центре медицинской профилактики состоялась студенческая конференция исследовательских работ «Мода на здоровье!». Цель конференции – пропаганда здорового образа жизни среди студентов учреждений среднего медицинского, педагогического образования и учреждений культуры.

«На суд жюри было представлено тринадцать студенческих работ. Выбрать из них лучшие было трудно, все они были хороши, выполнены на высоком уровне и затрагивали наиболее актуальные темы современности. В итоге победили все», — сказала на открытии конференции член оргкомитета, зав. организационно-методическим отделом Анна Владимировна Чернявская.

С приветственным словом к участникам обратился председатель оргкомитета конкурса, директор Городского центра медицинской профилактики Владимир Евгеньевич Жолобов, отметивший полезность и нужность таких исследований  для понимания сути и активизации пропаганды здорового образа жизни среди студентов.

Первым шло выступление «Мода на здоровье»: парадоксальность  явления», представленное студентками 3курса СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8».  В докладе было отмечено, что на здорового человека всегда приятно смотреть – он всегда подтянут, бодр, весел. Но  в моде на здоровье появились крайности – желание быть стройным приводит к анорексии, а целью  занятий физической культурой становятся не упражнения, а селфи в спортзале и ожидание лайков на снимки в соцсетях. «Здоровье напоказ» и действительно здоровый образ жизни – разные вещи.

«Молодежная «лжемода». Кто сказал, что это модно?» — такова была тема доклада студентов ФГБПОУ Медико-технический колледж ФМБА РОССИИ, В своей работе они исследовали как модная современная одежда и обувь влияют на здоровье. Они отметили, что ношение тесных джинсов и леггинсов негативно влияет на репродуктивную систему. У акушеров даже появился термин «джинсовый таз». Тесная узкая обувь на высоком каблуке ведет к деформации стопы. У производителей одежды и обуви нет задачи выпустить «полезные» вещи, посоветовавшись с медиками, их цель – прибыль. Надо внедрять моду на комфортную одежду, не наносящую вреда здоровью.

О фетальном алкогольном синдроме плода шла речь в выступлении студенток СПб  ГБПОУ СПО «Медицинский колледж №1». Цель их исследовательской работы – влияние употребления алкоголя женщинами во время беременности и кормления грудью на ребенка.  Задача — привлечь внимание к ФАС, распространить знания о ФАС среди студентов- медиков.

Сразу три исследовательские работы были представлены студентами СПб ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2». Первая — «ВИЧ/СПИД: Модно быть толерантным!».  В обществе отношение к людям с положительным ВИЧ-статусом зависит от информированности. 60% школьников испытывают страх и не готовы к общению с носителями ВИЧ из-за недостатка знаний. В тоже время более 60% студентов не станут избегать таких контактов, так как уровень их информированности о проблеме гораздо выше. Вывод – надо рассказывать о путях заражения ВИЧ, о необходимости делать тест на ВИЧ, о  том, что люди с ВИЧ не опасны для окружающих. В конце выступления был продемонстрирован фильм про ВИЧ/СПИД.

Вторая работа — «Мода на вегетарианство», в которой выяснилось, что не все, кто принимал участие в опросе, знают, как влияет вегетарианство на здоровье, что такое «здоровое питание»,  80%  опрошенных не придерживаются принципов здорового питания.

Третье студенческое  исследование было посвящено отношению к здоровому образу жизни среди молодежи  и  людей старшего возраста. В опросе участвовали студенты и сотрудники колледжа. Вывод – старшее поколение серьезнее относится к своему здоровью и более привержено ведению здорового образа жизни, чем молодежь. Задача – необходимо популяризировать и активнее пропагандировать знания о ЗОЖ в женских консультациях, детских поликлиниках, центрах планирования семьи, детских садах и школах.

Мажорным аккордом после всех докладов стало выступление агитбригады медицинского колледжа № 1 «Как бороться с факторами риска, чтобы не болеть, а есть ириски».

В заключение конференции все участники и научные руководители исследований получили грамоты и подарки от Городского центра медицинской профилактики, сфотографировались на память.И еще один подарок- сюрприз за проделанную работу получили ребята – по два билета на спектакль в ТЮЗ.

Квест «Мы идём дорогой здоровья» в Музее гигиены

В Городском центре медицинской профилактики 23 ноября 2016 года состоялась игра по станциям «Мы идём дорогой здоровья», в которой приняли участие пять команд учащихся седьмых классов общеобразовательных учреждений Выборгского района (лицей № 623, школа № 517, гимназия № 622, школа № 534, школа № 472). Ребята выполняли задания на темы здорового образа жизни, истории медицины, отвечали на вопросы по профилактике заболеваний. На каждой станции чувствовался азарт и напряжённая работа детей в процессе прохождения испытаний.

Во второй части игры команды показали своё домашнее задание. Все выступления отличались своей индивидуальностью и пониманиемосновных правил и понятий здорового образа жизни.

По итогам игры, набрав наибольшее количество баллов, первое место заняла команда «Здоровики» ГБОУ «Школа среднего общего образования № 534 с углубленным изучением английского языка им. Героя России Тимура Сиразетдинова» Выборгского района Санкт-Петербурга. Все команды получили грамоты, победителю игры была вручена памятная награда.

Семинар «Организация процесса физического воспитания учащихся с учетом состояния здоровья детей»

В Городском центре медицинской профилактики  21 ноября 2016 года состоялся семинар «Актуальные вопросы здорового образа жизни и профилактики заболеваний учащихся» для педагогов образовательных организаций,  заведующих и врачей-педиатров отделений организации медицинской помощи  несовершеннолетним в образовательных организациях городских детских поликлиник.

Заведующая  кафедрой  медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова, профессор Потапчук А.А. в докладе «Организация процесса физического воспитания учащихся с учетом состояния здоровья детей» отметила то, что функциональные нарушения здоровья за последние 20 лет увеличились: у юношей  - на  89%, у девушек  - на  52%.  Докладчик детально остановилась на современных тенденциях физического состояния детей. Особенностью физического развития детей в настоящее время является ряд феноменов: феномен децелерации, т.е. отставание в физическом развитии, что ведёт к дисгормональным и диспластическим нарушениям в организме ребёнка, нарушении соотношения вес-рост для определённого возрастного периода, и, как следствие, нарушениям моторики движений, в том числе мелкой. Синдром психосоматической астенизации ведёт к развитию  гиперактивности детей с дефицитом внимании.  Особенностью  течения заболеваний является и переход острых форм заболеваний в хронические заболевания с  рецидивирующим течением в детском и подростковом возрасте.

Докладчик  дала  определение групп здоровья и физкультурных групп, их соотношение. Критериями распределения в медицинские группы являются наличие заболеваний у ребёнка, состояние его физического развития, функциональное состояние систем организма и сопротивляемость организма.

Распределение детей на группы по физическому  воспитанию, которые  подразделяются на основную –  включены здоровые и с незначительными морфофункциональными отклонениями дети, подготовительную, в которую  входят дети с незначительными отклонениями в состоянии здоровья,  а также со слабой физической подготовленностью и  специальную, которая  делится на специальную  «А» и «Б».

При определении физической нагрузки детям в учебном процессе важно  персонально распределять детей  по группам согласно  предложенной классификации в целях  сохранения здоровья и гармонизации их физического развития.

В докладе «Диспансеризация – основа настоящего и будущего здоровья детей» главный врач СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 118»  Калининского района Щербакова Е.Г., в соответствии с приказом Минздрава РФ от 21.12.2012г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», дала понятие диспансеризации детей и её основные цели, одной из которых являетсясохранение, укрепление и восстановление здоровья детей.

Докладчик отметила основные факторы риска, влияющие на здоровье детей: здоровье и возраст родителей на момент рождения ребенка; социальные условия (питание, жилищные условия, образ жизни, уровень образования родителей, доход семьи, психологический климат в семье); а также факторы учебного процесса.

По данным учреждения, которое представляет докладчик, удельный вес детей,  относящиеся к 1-ой группе здоровья  снижается с 16,2%  перед школьным обучением до 9,8% к 14 годам, а удельный вес детей с 3-ей группой здоровья, в тех же возрастных группах,  растёт  с 13,4% до 25,8%.

Докладчик подчеркнула, что в процессе взросления ребенка и увеличении количества факторов риска, влияющих на его здоровье,  возрастает среднее количество заболеваний на одного ребенка. Проводимая в настоящее время диспансеризация детского населения позволяет динамично наблюдать детей с рождения и до окончания школы, направлена на раннее выявление рисков развития заболеваний, своевременное  их предупреждение, проведение индивидуальных лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий.

Докладчик призвала слушателей помнить, что сохранить здоровье легче, чем вернуть его.  А дети – наше будущее и здоровье нашей нации!