Выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике «Инновационные технологии в кардиологии и снижение показателей сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности»

15 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялось выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему «Инновационные технологии в кардиологии и снижение показателей сердечно — сосудистой заболеваемости и смертности».

В работе совета приняли участие Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Андреевна Косткина, Председатель экспертного совета по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике Виталий Владимирович Омельяновский, вице-губернатор Санкт- Петербурга Ольга Александровна Казанскакя, члены экспертного совета, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, журналисты ведущих средств массовой информации.

Заседание совета в Санкт-Петербурге было посвящено сердечно — сосудистым заболеваниям, вызывающим наибольшую заболеваемость и смертность, требующих инновационных подходов в лечении, включая не только лекарственные препараты и медицинские изделия, но и организационные технологии.

Открыла заседание Людмила Андреевна Косткина. Она поприветствовала участников от имени Комитета Совета Федерации по социальной политике, пожелала плодотворной работы, отметив, что в год борьбы с сердечно — сосудистыми заболеваниями идет внимательный мониторинг ситуации в этой области по выполнению федеральных и региональных программ, по новым формам работы с населением. «От руководителей здравоохранения Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона хотелось бы услышать ответы на вопросы по маршрутизации пациентов, о роли первичного звена, о ходе диспансеризации, о создании регистров ряда заболеваний, — сказала Людмила Андреевна. – Также тема реабилитации не потеряла своей актуальности – недостаточно восстановительных центров после перенесенных сердечно — сосудистых заболеваний».

Ольга Александровна Казанская сказала о том, здоровье – категория экономическая. В частности, от сердечно — сосудистых заболеваний идет огромная потеря трудового ресурса страны. Смертность еще высока, несмотря на создание сосудистых центров, подготовленный персонал, новейшее оборудование. Сегодня цели определены, задачи поставлены. Надо переходить к конкретной работе. Нужны практические результаты в борьбе с сердечно — сосудистыми заболеваниями. Поэтому те решения, которые здесь примут, будут предложены для рассмотрения Министерству здравоохранения РФ и органам  государственной власти  субъектов РФ.

Виталий Владимирович Омельяновский в приветствии участникам заседания призвал всех занять активную позицию: «Мы регулярно приезжаем в Санкт — Петербург чтобы не столько сказать, сколько послушать. Мы чутко отслеживаем все предложения в области работы с сердечно — сосудистыми заболеваниями, внимательно их разбираем на совете».

Конкретные предложения прозвучали в докладах выступавших.  В них говорилось об инновационных технологиях в снижении кардиологической смертности, о задачах в профилактике сердечно — сосудистых осложнений у больных высокого риска, о роли липидных центров в выявлении пациентов с тяжелыми нарушениями липидного обмена, о системе оказания помощи в Санкт-Петербурге при остром коронарном синдроме, о региональном опыте работы.

В ходе дискуссии по итогам работы было выработано конкретное решение.

Образовательный семинар для аллергологов СЗ ФО

7 октября в Городском центре медицинской профилактики состоялся организованный Союзом Педиатров России в сотрудничестве со специалистами Министерства Здравоохранения Российской Федерации семинар образовательной программы для педиатров и аллергологов-иммунологов, направленный на совершенствование организации педиатрической и аллергологической помощи детям, улучшение преемственности педиатр – специалист-аллерголог. Цель программы – разработка и реализация многоуровневой программы профилактики аллергии у детей в различных регионах России.

На семинар были приглашены аллергологи из Северо-Западного федерального округа.

В первой части программы были заслушаны клинические примеры из практики врачей — аллергологов, прибывших из регионов округа. Анализ  работы врачей был проведен экспертами: профессором, д.м.н., Новиком Геннадий Айзиковичем и профессором, д.м.н., Макаровой Светланой Геннадьевной. Прокомментаровала работу специалистов Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова, д.м.н., член-корреспондент РАН.

В перерыве большая часть прибывших участников совершила экскурсию по залам Музея гигиены с Жолобовым В.Е. — директором Городского центра медицинской профилактики, который рассказал об истории здания, о И.И.Шувалове, М. Ломоносове, П.И. Чайковском и других его знаменитых обитателей, о  выставке, посвященной работе учреждений здравоохранения в годы Великой Отечественной войне, в рамках празднования 70 летия Победы. Гости познакомились с залами, в которых представлена история медицины и гигиены, инфекционным, здорового образа жизни, репродуктивного здоровья и другими.

Во второй части состоялся научный поединок между профессорами Новиком Геннадий Айзиковичем и Макаровой Светланой Геннадьевной, которым пришлось доказывать аудитории свои аргументы «за» и «против» по важнейшим вопросам аллергологии. Рефери поединка — главный внештатный специалист аллерголог-иммунолог Министерства Здравоохранения Российской Федерации Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова подводя итог каждой встречи, просила зал высказать свою поддержку одному или другому участнику и давала пояснения развернувшейся  дискуссии.

После заседания экспертного участникам мероприятия были выданы сертификаты по системе непрерывного медицинского образования.

Занятие лектория для молодёжи «Моя генетика. Это интересно!»

14 октября в Городском центре медицинской профилактики проведено второе занятие в цикле «Лекторий для молодежи».

Лекцию «Моя генетика. Это интересно!» для молодежной аудитории прочла врач-генетик Медико-генетического центра Анна Александровна Кинунен.

Для молодых людей открылся медицинский аспект строения клетки человека, в которой заключен наследственный материал – геном.

На лекции даны разъяснения о 3-х группах болезней: собственно наследственных, с наследственной предрасположенностью и приобретенных.

Молодые люди узнали о наиболее частых моногенных болезнях для Российской Федерации, включая муковисцидоз, галактоземию, гемофилию А,В, фенилкетонурию и др. Узнали о высоком риске наследственных заболеваний при заключении близкородственного брака. Познакомились с родословной царской семьи Романовых и узнали, что гемофилию цесаревичу Алексею передала от венценосной бабушки английской королевы Виктории мать –  жена Николая II Александра (Аlix) .

Молодым людям, решившим создать семью, рассказано о необходимости профилактики наследственных заболеваний и современных методах их диагностики, показаниях для направления на медико-генетическую консультацию.

Уходя с этой лекции, молодые люди узнали, что всем супругам, планирующим рождение ребенка, желательна консультация врача-генетика!

Конференция «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения»

6 октября 2015 года Городской центр медицинской профилактики для работников медицинских и образовательных организаций провел конференцию «Психическое здоровье детей и подростков. Факторы неблагоприятного влияния и способы их предупреждения», посвящённую Международному дню психического  здоровья.

Открыл конференцию д.м.н., профессор Жолобов В.Е. — директор Городского центра медицинской профилактики, подчеркнувшей значение сохранения психического здоровья детей, как в семье, так и в школе.

Шигашов Дмитрий Юрьевич, к.м.н., доцент кафедры психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, главный врач СПБ ГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина» в своем докладе «Неблагоприятные психические и психологические факторы в формировании здоровья детей» обратил внимание на  ряд факторов, которые влияют  как на формирование психического здоровья конкретного ребёнка, так и на формирование психического здоровья на детскую популяцию в целом.

Профессор Никольская И. М. в своем сообщении подчеркнула: отказ от школы – это предъявляемая жалоба, которая может отражать множество проблем самого ребенка, а также проблемы семьи и школы. Что может быть плохой организацией и слабой дисциплиной дома, общим недостатком домашних правил, проведенных в жизнь. А также, чрезмерное эмоциональное участие родителей в ребенке. Либо семье трудно договариваться и взаимодействовать со школой в связи с учебным стрессом, травлей и получать помощь при эмоциональных трудностях.

Психологическая помощь при недавнем и внезапном отказе, хроническом либо долговременном отказе различна и требует квалифицированного вмешательства психолога. При этом главное – независимо от конкретных причин отказа, ребенок должен научиться сам противостоять своим тревогам в трудных для него ситуациях.

В докладе «Роль семьи в формировании психических  заболеваний у детей и подростков», Гаврилина А. А. отметила особенности семей детей с пограничными нервно-психическими расстройствами, которые заключаются в эмоциональном отвержении зависимых членов семьи, негармоничном семейном воспитании, преобладании ригидных иррациональных убеждений, высоком уровне тревожности, а также высоком уровне агрессивности с преобладанием инфантильных форм.

Интерес слушателей вызвал доклад «Суицидальное поведение подростков и возможности современной психотерапевтической помощи», в котором доктор  медицинских наук Назыров Р.К. отметил следующее. Частота суицидов  является одним из наиболее объективных индикаторов общественного психического здоровья, социального благополучия и качества жизни населения. За последние 7-8 лет в РФ частота суицидов составляет 19-20 случаев на 100 тыс. подростков, а в мире  - 7 на 100 тыс. За последние тридцать лет утроилось количество зарегистрированных случаев суицида среди молодежи, наша страна входит в число стран с наиболее высоким риском суицидов среди детей и подростков.

В качестве профилактики  применяются этапы кризисной терапии: кризисная поддержка, кризисная интервенция, повышение уровня адаптации, коррекция личностной идентичности. Помощь может быть оказана на различных уровнях. Первая линия помощи – школьный клинический психолог, далее кризисная служба: кризисный телефон, кабинет медико-психологической помощи, кризисный стационар, о чём детально рассказал в своём докладе Шигашов Д. Ю.,  главный врач  «Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия  им. С.С. Мнухина».

Педагог-психолог детского поликлинического отделения №41 Мартынова Л. Н. в докладе «Психопрофилактика подростков как новое направление в работе психолога в детской поликлинике», поделилась практическим опытом работы с подростками.Психолог начинает работу, когда еще нет трудностей, но он предупреждает сложности, как возможные, в психическом и личностном развитии подростка. Обязательное условие успешной профилактической работы – работа в команде, на стыке нескольких областей: медицины, психологии, юриспруденции. В докладе было указано на необходимость тесного взаимодействие различных подразделений поликлиники: отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, педиатрической службы, районного консультативно-диагностического центра, дневного стационара. Цель работы по сопровождению подростков в школе: налаживание взаимодействия с родителями и педагогами – работа в команде на благо ребенка, эмоциональная поддержка во время взросления, формирование положительной Я – концепции, научение позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, повышение юридической грамотности – осознание прав и ответственности, формирование осознанного подхода к здоровому образу жизни.

Участникам конференции были представлены номера телефонов кризисной помощи для детей и подростков, многоканального телефона доверия, с целью их размещения в медицинских и образовательных организациях.

Занятие лектория для молодёжи «Психология взаимоотношений в паре»

7 октября в Городском центре медицинской профилактики стартовали занятия в новом лектории для молодежи «Если вы решили создать семью». Полный цикл состоит из четырех занятий, которые будут проходить по средам каждого месяца.

Первую лекцию «Психология взаимоотношений в паре» прочитала медицинский психолог ГКДЦ «Ювента» Ольга Михайловна Тимофеева. Она отметила, что подростки и молодежь, которым и адресован лекторий, это особый контингент. Ведь они уже не дети, но еще и не взрослые.  Поэтому свое занятие она построила в виде интерактивной игры, где каждый мог задавать любые вопросы и по ходу лекции высказывать свои комментарии, что с успехом делали собравшиеся в этот вечер в зале юноши и девушки. А желающих поучаствовать в различных заданиях было более чем достаточно. Никого не приходилось уговаривать, чтобы выйти на сцену. Значит, тема вызвала неподдельный интерес.

«Как определить, любит ли тебя парень или нет? Что делать, если тебе изменили? Как построить серьезные отношения? Можно ли прожить без любви?» — на все эти  и многие другие вопросы попыталась ответить Ольга Михайловна.

Она познакомила ребят с множеством определений «любви». Но какое из них верно? Это уже был повод  для самостоятельного размышления. В каком-то смысле она развенчала миф о вечной любви, сказав, что  интерес, симпатия, влечение, восхищение, восторженность и влюбленность первых встреч длятся, как и беременность, девять месяцев. И если  на смену им не приходит поклонение, уважение, преданность, то отношения угасают. Далее был рассказ о том, какие стадии проходит любовь, о  теории выбора брачного партнера, о добрачном периоде,  о мотивах вступления в брак. Для некоторых было откровением, что на успех брака влияют  место и ситуация знакомства, и первое впечатление друг о друге, и продолжительность периода ухаживания, и социальные характеристики партнеров, и даже время обдумывания предложения.

Почему важно, чтобы все эти вопросы были заданы юношами и девушками до вступления в брак? Чтобы брак, особенно ранний, не оказался отягощающим моментом, «камнем на шее», чтобы «любовная лодка не разбилась о быт». Ведь есть еще слишком много мифов и иллюзий  вокруг семейной жизни.

Не все проблемы удалось рассмотреть и не на все вопросы ответить в течение этой встречи. Ольга Михайловна предложила задать их по телефону доверия для подростков. Так же можно поделиться своими впечатлениями в специальной группе «В Контакте».

07.09.-10.12.Городской конкурс среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Сердце — источник жизни и вдохновения!»

 2015г. объявлен национальным Годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» организует и проводит мероприятия среди различных возрастных групп населения, объединяя усилия медицинских работников, представителей культуры, образования, СМИ, общественных организаций.

С  7 сентября по 10 декабря 2015г. состоится городской конкурс рисунков, сочинений, презентаций и поделок воспитанников детских домов и школ-интернатов Санкт-Петербурга под девизом:

«Сердце — источник жизни и вдохновения!»

Проведение конкурса является одной из форм совместной работы медицинских работников и педагогов по воспитанию детей ответственному отношению к собственному здоровью.

По итогам городского конкурса три лучших доклада будут заслушаны на конференции, а оригинальные рисунки, поделки представлены на выставке в Городском центре медицинской профилактики.

Награждение победителей и участников конкурса пройдет 10 декабря 2015 г. в 11 часов, в Городском центре медицинской профилактики, по адресу: ул. Итальянская д.25. По окончании состоится экскурсия в Музей гигиены с показом видеофильмов «Слагаемые здоровья» и «Сказочное путешествие в страну гигиены».

Цель конкурса -формирование у детейответственного отношения к своему здоровью

Задачи

  • обеспечение воспитанников знаниями в вопросах сохранения здоровья
  • обучение гигиеническим навыкам

Правила участия

  • добровольность;
  • открытость и гласность;
  • объективное и доброжелательное отношение к участникам

Условия

  • в конкурсе принимают детские дома и школы интернаты Санкт-Петербурга, подавшие заявку на участие в конкурсе до1 октября 2015г. в Городской центр медицинской профилактики  (ул. Итальянская, д.25, каб. №16)
  • конкурс проводится в два этапа:

-            Iэтап проводится в детском доме, школе-интернатес 7 сентября по 1 декабря 2015 года

Награждение участников 1-го этапа проводится в учреждении.

-            II этап проводится в Городском центре медицинской профилактики с 1 по 10 декабря 2015 года.

  • на II этап конкурса, до 1 декабря 2015 г., должны быть представлены:

-            решение администрациио проведении 1-го этапа в учреждении, с указанием числа воспитанников, принявших участие в конкурсе

-            3 лучшихрисунка- по одному от возрастных групп: 5-8 лет; 9-11 лет; 12-15 лет

-            3 поделочных работы(бумага, пластилин, ткань, папье-маше, дерево, глина, керамика и пр. материалы) — по одной от возрастных групп: 5-8 лет; 9-11 лет; 12-15 лет

-            1 сочинение (стихи, рассказ) илипрезентациявоспитанника8-17 лет

тема сочинений, стихов, презентаций конкурса

  • «Сердце — источник жизни и вдохновения!»
  • «Как сохранить сердце здоровым»
  • «Понятие сердца в литературных произведениях»

Семинар «Избранные вопросы сохранения здоровья детей раннего возраста»

В Городском центре медицинской профилактики 29  сентября 2015 года состоялся семинар «Избранные вопросы сохранения  здоровья детей раннего возраста» для  педагогов  дошкольных образовательных организаций и медицинских работников детских поликлиник.

С докладом «Физическое развитие ребёнка до 3-х лет. Роль физкультуры, закаливания в сохранении здоровья» выступила   Данилова-Перлей В.И. — начальник отдела  спортивной медицины Городского врачебно-физкультурного диспансера. В докладе  подчёркнуто, что в первый год жизни ребёнка – приоритетным является  физическое развитие:  изменение роста, веса, развитие  статических функций. Средства физического воспитания включают гигиенические факторы (режим занятий, сна и питания, гигиена помещения, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.), естественные силы природы (солнце, воздух, вода), физические упражнения (рефлекторные, пассивные, активные), разнообразные движения, массаж.

В докладе Барашевой О.В. «Ожирение в детском возрасте как средство  нерационального питания» приведены данные  ВОЗ: у 30 миллионов детей и подростков на планете имеется избыточная масса тела и у 15 миллионов – ожирение. В Европейском регионе около 20% детей имеют избыточную массу тела, и треть из них страдают ожирением, в РФ распространенность ожирения – 5,7%,     избыточной массы тела 19,9%.

Главным в лечении ожирения является рациональное сбалансированное питание: гипокалорийное в период снижения и  эукалорийное на этапе поддержания массы тела и обеспечивающее достаточное поступление энергии, витаминов и микроэлементов. Рекомендуется постепенное, длительное изменение характера питания, пищевых привычек, а не временное ограничение употребления определенных продуктов.

В докладе  Мельничук А.В. «Применение метода  функционального биоуправления  при лечении  плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста» отражена  актуальность проблемы, которая заключается в росте числа детей c впервые выявленным  плоскостопием;       увеличении прогрессирующих форм заболевания в детском возрасте; отсутствии  алгоритма восстановительных методик их лечения, учитывающих     продолжительность и интенсивность воздействия физических факторов; тенденции к необоснованному раннему хирургическому лечению при  начальных стадиях плоскостопия и заблуждении о незначительной эффективности коррекции деформации в ходе консервативного лечения.

Целью применения метода функционального биоуправления является усовершенствование методики профилактики прогрессирования начальных форм плоскостопия за счет дополнения к общепринятой схеме реабилитации метода функционального биоуправления и сочетанного применения электромиостимуляции, фонофореза, лазеротерапии.